1000-летие Зимненского Святогорского Свято-Успенского Ставропигиального монастыря
ЗИМНЕНСКОМУ МОНАСТЫРЮ 1000 ЛЕТ
Всего за 10 лет воскресла из руин атеистического запустения
древнейшая обитель Киевской Руси
Сергей ГЕРУК
Живописное место, где стоит древний Свято-Успенский Зимненский ставропигиальный женский мона-стырь, не случайно называют Святой Горой. Здесь вопло-тилась история святости нашей земли. Здесь, на краю Украины, подобно Почаевской и Киево-Печерской Лаврам, зажегся еще один светильник Православия, снова напом-нив, что мы живем на древней православной земле. Здесь еще раз со всей ясностью обозначилась история Право-славия, которая почему-то не вписывается в скоропали-тельные программы нового «светлого будущего».
Парадоксально, но именно Православная Церковь, при всей видимой вольготности существования в новых условиях, остается камнем преткновения в политических манипуляциях сильных мира сего. Она не желает стано-виться на колени перед новыми конституционными лозун-гами о свободе совести, где под обманчивой строкой раз-растается «демократическое» сообщество новых религий, которым «несть числа». Православная Церковь также не вписывается в политические программы экуменических мероприятий с эмблемой Ватикана и Папы Римского. Православная Церковь – неудобная Церковь. Ее не спря-тать в карман и не пристегнуть к очередным выборам. Но, по большому счету, Православная Церковь зиждется на сознании православных людей Украины, исчисляющихся десятками миллионов. И поэтому ошибочно было бы ду-мать, что волей каких-то администраторов возрождаются из атеистического небытия наши монастыри и храмы, наши исторические святыни. Их возводит, опять-таки, православный люд на свои убогие гроши, собранные в государственных кассах.
В проповеди на Литургии в воскресный юбилей-ный день Зимненского монастыря Блаженнейший Митро-полит Владимир говорил о созидательной силе веры, которая является даром Бога. Этот дар открывает людям тайну прошлого, настоящего и будущего, соприкасает с Богом, наполняет человека творческой силой, красотой и величием. Этот дар тысячу лет сохраняет на нашей зем-ле Православную Церковь, которую врата ада не могут разрушить. Вера подтвердила свою истинность в атеисти-ческое лихолетье гонений и репрессий, выразилась сего-дня в строительстве и возрождении наших православных святынь.
Блаженнейший Владимир назвал Свято-Успенский Зимненский монастырь новым символом духовного воз-рождения Украины, сравнил с жемчужиной, засиявшей на духовном поле нашей страны. Символично и то, что эту обитель основал креститель Древней Руси равноапо-стольный князь Владимир вскоре после своего крещения. Из летописи известно, что в 987 году, во время завоева-ния Корсуни, великий князь ослеп. В 988 году княжна Ан-на, будущая супруга князя Владимира, привезла по благо-словению цареградского патриарха на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Предание пове-ствует также, что князь Владимир во время крещения в купели Херсонеса увидел сильное и необычное свечение от иконы, после чего он прозрел. Митрополит Владимир сравнивает это чудесное прозрение с прозрением апосто-ла Павла, который до этого пребывал во тьме неверия.
В 1001 году по велению князя Владимира были сооружены первые деревянные храмы на святой горе в селе Зимнее (западной резиденции Владимира), и уже в 1006 году князь на освящении здесь мужского монастыря даровал свою семейную икону Божией Матери. В 1995 году на празднование 500-летия Успенского храма мона-стыря чудотворная икона вернулась в обитель, где она свято хранилась на протяжении столетий. По свидетель-ству многочисленных паломников, накануне перенесения иконы из Корецкого монастыря они увидели над Троицким храмом, где хранилась икона, большой огненный столп, простирающийся до неба. В это же время с храма доно-силось пение херувимской песни. Люди поспешили к хра-му, но изумленно остановились пред закрытыми дверями: в храме никого не было. Именно 23 сентября, в преддве-рии празднования памяти Зимненской чудотворной иконы Божией Матери, произошло исцеление слепой женщины.
В субботний день 22 сентября с.г. икона из храма в г. Владимир-Волынском и с крестным ходом, под церков-ное пение и молитвы, была доставлена в Зимненский монастырь. Икону у стен обители встречал Блаженней-ший Митрополит Владимир с Преосвященным Павлом, наместником Киево-Печерской Лавры.
В эти дни монастырь принял тысячи паломников. Верующие ехали и из России, и из Беларуси. Святая Гора Волыни праздновала торжество Православия. Не случай-но глава Волынской областной администрации отметил, что возрождение Зимненского монастыря может служить прекрасным примером духовного возрождения для всей Украины. За столь короткий срок монастырь воскрес бук-вально из развалин, преобразился в новой красоте и ве-личии. Не менее удивительно, что все эти преобразова-ния легли на плечи трех десятков монахинь и послушниц во главе с игуменьей Стефаной. Игуменья считает, что такое скорое возрождение обители, строительство и рос-пись храма, корпусов и помещений, святых пещер, крепо-стных стен возможно было только с помощью Божией и по заступничеству Пресвятой Богородицы.
В субботу перед вечерней службой произошло знаменательное событие: в Успенском храме таинство крещения приняли два человека – 25-летний Виталий, оператор УТН, и 10-летний Алексей, житель г. Припяти. Таинство в присутствии многочисленных паломников со-вершил епископ Павел. Символично, что на южной стене храма изображена сцена крещения Руси равноапостоль-ным князем Владимиром. Эпизод крещения как бы симво-лизировал повторение истории: Православная Церковь стремительно увеличивает число верующих. За десять лет, не взирая на расколы, количество приходов возросло до девяти тысяч. Возродились и были созданы десятки монастырей, построены тысячи храмов. Все это свиде-тельствует о возрастающей роли Православия в нашей стране.
Юбилейные торжества в Зимненском монастыре еще раз вернули нас в древнюю историю этой обители. В центре монастырского подворья, справа от Успенского храма, у древней стены стал в бронзе святой равноапо-стольный князь Владимир со Знаменской иконой в руках и духовно пребывал в молитве с православными верующи-ми в эти дни. Прекрасные слова звучали в песнопениях, обращенных к Божией Матери: «Утоли болезни много-воздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши, и греш-ных скорби разрушаеши: Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево…»
В нишах монастырских пещер хранятся черепа и кости почившей некогда братии и напоминают о том, что за 1000 лет существования обитель пережила много славных дней, как и годин испытаний. С 1018 года в оби-тели подвизался известный Киево-Печерский святой – преподобный Моисей Угрин, мощи которого пребывают в Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавры. Венгр по про-исхождению, он является заступником православных всех славянских народов. Здесь же, возвращаясь из Царьграда в 1073 году, умер преподобный Варлаам, игумен Киево-Печерский. Эта кончина также свидетельствует о духов-ной взаимосвязи Киево-Печерского и Святогорского Ус-пенских монастырей. В 1097 году в монастырских келиях много времени проводили первые Владимирские еписко-пы Стафан и Амфилохий, первый игумен – преподобный Нифонт, епископы Иосаф и Василий, и многие другие.
История рассказывает, что Зимненский мона-стырь, как древнейший на Волыни, был предметом забо-ты волынских вельмож. Православный князь Феодор Чар-торийский на месте древнего храма князя Владимира построил в 1495 году новый величественный Успенский храм, где и была установлена чудотворная икона. Семья Чарторийских подарила монастырю два великолепных колокола, один из которых сохранился до сего дня и уста-новлен в центре обители на площади.
1682-1797 годы стали временем огромных испыта-ний для монастыря и его иноков. Так, например, новый владелец монастырских земель М. Чацкий повелел снести с Успенского храма купола, чтобы уподобить храм косте-лу. Все имущество было разграблено. Выходя из храма, Чацкий, насмехаясь над чудотворной иконой, сказал: «Что, православная святыня чудотворная, так и не смогла ты спасти монастырь!» Но при этих словах, как свиде-тельствует история, Чацкий ослеп, подтвердив свою ду-ховную слепоту, и через три года умер. С тех пор все его наследники за три года до смерти также слепли.
6 сентября 1990 года епископ Луцкий и Волынский Варфоломей освятил погост и разрушенные стены Зим-ненского монастыря. Летом 1991 года две корецкие мона-хини, одной из которых была матушка Стефана, начали свой труд по возрождению обители.
3 мая 1996 года Священный Синод УПЦ, учитывая историческое и духовное значение святыни, предоставил возрожденной обители статус ставропигии – непосредст-венного подчинения Предстоятелю Церкви Блаженней-шему Митрополиту Владимиру.
Юбилейные торжества прошли в атмосфере пас-хальной радости. Это чувствовали все присутствующие на ночных и дневных службах, крестных ходах, молебнах, акафистах и заключительном концерте у стен обители. Все это еще раз утвердило значение Зимненского мона-стыря как оплота Православия на украинской земле.
09.07.20007. ТУЛЬЧИН. Создана интернет-версия Божественной литургии на украинском языке