Приют для малолетних преступников
Приют для малолетних преступников
Александр АНДРУЩЕНКО
Трудно представить вокзалы, подземные переходы, городские рынки и автобусные остановки без «уличных» детей, которые время от времени стараются обратить на себя внимание граждан тем, что просят на кусок хлеба «Христа ради». Это в лучшем случае. Но нередко они «вынимают» из карманов пассажиров общественного транспорта кошельки, отбирают сумочки у прохожих, а то и избивают пешеходов прямо среди бела дня ради наживы. «Все до поры – до времени», – гласит народная мудрость. Вернее и не скажешь. Периодически милиция проводит «чистки» на столичных улицах, отлавливая начинающих малолетних преступников.
«Поймать, обезвредить и наказать» – на этом оканчиваются полномочия людей в погонах. А учить уму-разуму и выводить ребенка в жизнь – это, как говорят, дело воспитателей…
В канун Рождественских праздников студенты Киевской духовной академии посетили столичный приют для несовершеннолетних, где «приходят в себя» после уличной реальности бездомные дети.
Он расположен в центре жилого микрорайона Троещина и по своему внешнему виду напоминает детский садик. Во дворе — песочницы, карусели, спортивные снаряды, тщательно размечена игровая площадка. Одним словом все, что каждому знакомо с детства. Лишь видеокамера над металлической дверью и решетки на окнах, оборудованных сигнализацией, говорят о том, что дети приходят сюда не по желанию.
«Все эти ребята с улицы, – говорит методист приюта Любовь Николаевна Шкапа, – милиция подбирает их на свалках, вокзалах, в подземных переходах, подвалах жилых домов и привозит к нам». Так, за одну ночь могут привести более пятнадцати человек возрастом от трех до восемнадцати лет. Затем они проходят тщательную медико-стерилизационную обработку, после чего помещаются в адаптационный блок.
Многие дети воспринимают это как насилие, поэтому первое время ведут себя агрессивно. В адаптационном блоке им выдают новую одежду (старая, после тщательной санитарной обработки в пропарочной камере, хранится в специальном помещении). Занимаются с ними специальные воспитатели, работающие посменно в течение суток.
Как видим, назначение адаптационного блока заключается в создании для ребенка специальных условий, чтобы он, отдохнув от изнурительной уличной жизни, успокоился и приспособился к нормальной общественной среде. Здесь, в закрытом режиме, дети пребывают до тех пор, пока доктора не увидят, что в поведении ребенка исчезли признаки агрессии. А уж затем их распределяют по группам.
С этого момента у них начинается новая жизнь. Теперь воспитатели уделяют больше внимания их общему развитию и образованию, а дети могут свободно перемещаться по приюту. При этом никто из персонала не боится, что может произойти неприятный инцидент на почве детской агрессии. По словам Любови Николаевны, в этом заведении даже не может быть и речи о какой-то пропасти между воспитателями и воспитанниками. Преимущественно сюда попадают дети, лишенные родительской ласки и тепла с самых ранних лет. Поэтому здесь царит домашняя атмосфера, а воспитатели стараются уделить каждому ребенку максимум внимания. Например, путешествуя по извилистым коридорам приюта, мы заметили, что сотрудники не просто здороваются с детьми. Но, называя каждого по имени, задают вопросы типа: «Как настроение?», «Тебя не обижают?» или, скажем, «Есть ли успехи в чтении?».
Так же в начале каждого месяца на доску объявлений в коридоре вывешивается красочный список именинников. В приюте регулярно проводятся празднования «Дня рождения», а дети получают подарки.
Несмотря на то, что день выдался ясным, многие из них сидели за партами в классах. Одни что-то писали, другие рисовали, кто-то заучивал на память стихотворения, а кто-то примерял сказочный костюм. «Скоро к нам придут школьники, – пояснила пожилая воспитательница, – и начнется новогодний утренник, так что дети готовятся». Важно, чтобы воспитанники не ощущали себя заточенными в четырех стенах, зацикливаясь на своих проблемах и трагедиях. Поэтому в приюте постоянно проходят спектакли, утренники и выставки, так что бездомные дети имеют возможность проявить себя. Многие из них отлично исполняют роли сказочных героев, хорошо поют и декламируют стихи, а также играют на музыкальных инструментах.
Воспитатели рассказали о шестилетней девочке, которая однажды сбежала с приюта и на «попутках» уехала в Одессу. Там за короткий срок она стала играть на стареньком аккордеоне, и спустя время вернулась в приют с полными карманами денег. Многим из этих детей, чтобы заработать на пропитание, приходилось рассказывать стихотворения, петь песни и даже танцевать в электричках, автобусах, подземных переходах, а то и просто на улице. Так что они уже имеют «артистические навыки».
В радостной атмосфере проходят в приюте зимние праздники. По-особому почитают здесь святителя и чудотворца Николая. Воспитанники знают, что в этот день дети из благополучных семей находят под подушкой всевозможные подарки. Но ведь у них нет родных, которые бы сделали подобный сюрприз. Поэтому с каким-то огоньком в глазах они встретили студентов Киевской духовной академии и Национального педагогического университета имени М. Драгоманова, которые по случаю дня памяти святителя Николая устроили в стенах приюта праздничное представление. Дети не только смогли прослушать житие святого, а также песнопения, посвященные ему. Они увидели спектакль о том, как святитель спас младенца, утонувшего в реке, студенты духовных школ провели различные игры и викторины, а в заключение каждый ребенок получил на память иконку с изображением святителя и сладкий подарок «от святого Николая».
В приюте с уважением относятся к Православной Церкви. Это связано с тем, что иной раз светская педагогика становится бессильной перед неуправляемостью бездомных детей, и педагогам остается надеяться лишь на Бога. «У нас большие кадровые проблемы, – говорит Любовь Шкапа, – воспитатели вынуждены работать посменно. Многие не выдерживают таких нагрузок, так что за последнее время педагогический состав в приюте поменялся на пятьдесят процентов». К счастью, на смену ушедшим приходят новые, молодые специалисты. Пока мы беседовали с Любовью Николаевной, в кабинет время от времени заглядывали воспитанники и что-то спрашивали у нее. Причем, обращаясь к методисту, они называли ее: «тетя методист», «тетя медалист» или «тетя металлист». И неудивительно, ведь многие из них на улице с раннего детства, так что им некогда было учиться читать, писать, запоминать, а уж тем более формулировать свои мысли. И тогда становилось понятно, почему воспитатели так радуются, узнав, что шестнадцатилетний мальчик только научился читать.
Вообще, к чтению в приюте относятся с большим вниманием. Здесь создана библиотека, в которой собраны книги для всех возрастных категорий детей, пребывающих в заведении. Приют постоянно осуществляет подписку на детские периодические издания.
Силами воспитателей оборудован игровой зал. Дети имеют возможность регулярно смотреть мультфильмы, видеофильмы, познавательные передачи, а также играть в приставочные игры. Все это в какой-то степени позволяет им забыть о своих мрачных уличных буднях и адаптироваться к нормальным жизненным условиям. Уместно упомянуть, что в приюте немало ярких творческих личностей. Об этом свидетельствует большое количество детских рисунков, развешанных на стенах вдоль коридоров.
На улице послышался звонкий детский голос – это воспитанники адаптационного блока вышли во внутренний двор на прогулку. Для нее тут отведена небольшая асфальтированная площадка, огороженная со всех сторон. Так что здесь детям только и остается, что бегать, прыгать, играть в футбол, а также кататься на роликах и скейтах.
Бросалось в глаза то, что некоторые из воспитанников (будучи еще совсем юными) курили в углу, разговаривая друг с другом так, будто они уже совсем взрослые. Вызывает удивление ответная реакция со стороны персонала. Воспитатель просто выходил во двор со словами: «Девушки, выбросьте сигареты!» или «Ребята, перестаньте ругаться!» Дети тут же повиновались. Но стоило ему войти в корпус, как они снова брались за свое.
В ответ на недоумение по поводу лояльности к провинившимся, нам спокойно ответили: «Эти дети совсем неуправляемы. Если другим можно что-то запретить или разрешить, то с этими так нельзя – у них отсутствуют понятия о послушании и подчинении старшим». Так что на них здесь даже голос никто не повышает. Как говорят сами воспитатели, в приюте детям трудно отказаться от своих вредных привычек. И главная причина – в отсутствии трудовой деятельности. Если девочки постоянно заняты рукоделием (шьют, вяжут, занимаются вышивкой), то мальчиков занять нечем. Было бы неплохо оборудовать при приюте мастерские, чтобы ребята также приобретали какие-то профессиональные способности. Авось, в жизни пригодится. Но пока этого нет, единственной отдушиной для них является спорт. Благо, здесь есть тренажерный зал.
Обратил на себя внимание мальчик лет тринадцати, читающий книгу «Практический курс выживания для подростков». Мы спросили у него, с чем это связано, ведь для такого возраста существует немало увлекательных книг. Оказывается, для этих детей вопрос «как выжить?» – первостепенный. Если дети из благополучных семей стремятся в этом мире прожить, занимая в обществе определенную нишу, то бездомным нужно лишь одно – выжить. И они в совершенстве овладевают этим искусством с самого детства. Прочная закалка и колоссальный опыт существования в экстремальных условиях позволяют им выжить в любом городе – без денег, документов, жилья и знакомых. Им нравится такая жизнь, так как больше всего на свете они ценят именно свободу. Мы спросили у шестнадцатилетней девушки, неоднократно убегавшей из приюта:
– Вроде бы условия у вас здесь неплохие, почему же ты убегаешь?
– Хорошее питание, крыша над головой и внимание со стороны воспитателей – все это не может заменить свободу.
– А что такое, по-твоему, свобода?
– Это когда ты можешь жить так, словно в этом мире совершенно ни от кого не зависишь.
– И давно ты так живешь?
– С тех пор, как в десять лет навсегда ушла из дому.
– И что, не хочется домой?
– Иногда хочется, но что меня там ждет – побои от родителей-алкоголиков, голод и насмешки со стороны соседей?
– Значит, ты просто боишься проблем и трудностей…
– На улице их не меньше. Людям и не снились проблемы, с которыми приходится сталкиваться бездомным. И если обеспеченные граждане сразу спешат за советом к другим, то бомж на улице совершенно один. А вместо поддержки встречает только озлобленность, непонимание и пренебрежение. Им приходится самостоятельно решать свои проблемы, поэтому бездомные сильнее, крепче и выносливее простых граждан. И вообще, я совершенно не думаю о трудностях, когда убегаю.
В приюте слово «побег» давно уже не производит на сотрудников такой эффект, как, скажем, на тюремных надзирателей. Бывают случаи, что во время прогулки дети убегают целыми группами. И на это есть свои причины: стремление ощутить себя свободными, желание приобрести сигареты… Отдельно следует сказать о клее.
На вокзалах, станциях метро и в подземных переходах немало ребятишек, которые получают кайф, надевая на головы целлофановые пакеты, пропитанные канцелярским клеем. В Киевском приюте для несовершеннолетних его вообще нет (в целях безопасности стараются обходиться без него), так что о пакетах не может быть и речи. Дети бегают за клеем в город, хотя в стесненных условиях приюта не могут удовлетворять наркотическую зависимость. Поэтому они придумали новый способ: маленькими капельками капают канцелярский клей на темя. Он, разъедая кожу, через капилляры попадает в кровь, что приводит к сильному токсикозу. Это порождает целый ряд проблем, поэтому воспитатели стараются не принимать в приют детей с ярко выраженной зависимостью.
Позже мы узнали еще об одной причине побегов детей из приюта. Это так называемый «синдром ухода». Бывает, спрашивают ребенка: «Почему ты бежал?», на что он спокойно отвечает: «Все побежали – и я за ними». Так многие дети, рано утром перемахнув через забор «за компанию», к вечеру возвращаются. В качестве ответа на вопрос: «не кажется ли воспитанникам это заведение тюрьмой?», Любовь Николаевна показала нам один из детских рисунков. На небольшом листе бумаги изображено здание приюта. Интересно, что «художник» нарисовал окна без решеток, а на подоконниках стояли вазоны с красивыми комнатными цветами, которые на фоне оранжевых занавесок придавали приюту домашнюю атмосферу.
Но дети привыкают к воспитателям, а еще больше последние привыкают к своим питомцам. С момента прибытия они могут находиться в стенах приюта не более девяноста дней. Это время дается администрации заведения для установления места жительства и личности родителей, чтобы затем отправить ребенка к ним. Если воспитанник в приюте «задерживается», педагоги получают строгий выговор (прокуратура тщательно следит за этим). По словам Любови Николаевны, распределять детей очень трудно. В качестве примера можно привести двенадцатилетнего мальчика-сироту по имени Ян из Китайской народной республики. В течение нескольких лет он «побывал» практически во всех странах бывшего Союза, неоднократно попадал и в Киевский приют для несовершеннолетних. И вот теперь, со дня на день, его снова нужно куда-то определять. Здесь все очень любят этого ребенка за удивительную вежливость и учтивость к старшим, что крайне редко встречается у бездомных детей.
– Много раз мне приходилось подходить к проводнику какого-нибудь поезда и просить, чтобы подбросили до ближайшей станции, – говорит мальчик. – И они мне не отказывали. Вначале я просто стоял в тамбуре, а потом, ближе к ночи, мне разрешали лечь на свободную полку и даже угощали чаем с печеньем. Поэтому я стараюсь никому не причинять зла.
Воспитателям тяжело расставаться с детьми (еще бы, ведь на некоторое время они заменяют им родителей), тем более, что большинство из них снова возвращается на «большую дорогу».
Отслеживается ли дальнейшая судьба детей? Сложилась ли жизнь у кого-то из них благополучно? Нам привели огромное количество примеров воспитанников приюта, которые стали солидными людьми (у некоторых уже прекрасные семьи), так что теперь приходят и благодарят воспитателей за ласку, тепло и внимание.
На прощанье методист приюта Любовь Николаевна с некоторой грустью сказала: «Как бы хотелось, чтобы государство не отворачивалось от этих детей. Ведь, несмотря на то, что они необразованны, невоспитанны и запущенны, за каждым именем такого ребенка стоит полноценная личность. И чтобы такой человек стал полезным для общества, иногда нужно совсем немного – капля внимания со стороны».
В то время, как в чиновничьих кабинетах принимаются программы по социальной защите бездомных и детей-сирот, а благотворительные фонды думают, как воплотить их в жизнь, студенты Киевской духовной академии попытались сделать так, чтобы воспитанники столичного приюта для несовершеннолетних не чувствовали себя одинокими.