Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. Драгоценный дар единства

Драгоценный дар единства
(Хроника соборных слушаний)

Василий Анисимов

С 24 по 29 июня 2008 года в Москве в храме Христа Спасителя проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, собравший 183 епископа самой крупной Церкви Мирового Православия. Собор подвел итоги 20-летия религиозной свободы, когда пали оковы государственной идеологии воинствующего атеизма, обсудил вызовы современности, перед которыми стоит сегодня Церковь, определил пути решения важнейших проблем. Особенность Собора заключалась в том, что впервые в его работе приняли участие иерархи Русской Зарубежной Церкви, которая в прошлом году после десятилетий трагического разделения воссоединилась с РПЦ. Свой отпечаток наложило и празднование 1020-летия Крещения Руси, к которому неоднократно обращались участники Собора, подчеркивая не только нынешнее, но и тысячелетнее единство Церкви, рожденной на берегах Днепра. «Наш мысленный взор вновь обращен к Киевской купели, в которой были соединены со Христом народы, ныне окормляемые Русской Православной Церковью. Празднуемая дата побуждает нас осмыслить пройденный многовековой путь и с новой силой осознать духовную общность народов Святой Руси, укорененную в церковном единстве», – сказал Святейший Патриарх Алексий, открывая Собор.
Соборная неделя была насыщенной дискуссиями и событиями. Накануне
под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошел Священный Синод Русской Православной Церкви, который утвердил повестку дня и основные темы Архиерейского Собора. В нем приняли участие Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. В состав Священного Синода, являющегося по Уставу Президиумом Архиерейского Собора, были включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий.
В пресс-клубе РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная открытию Архиерейского Собора, в которой приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ) и Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан «На Соборе будем говорить открыто о тех проблемах, которые есть в Церкви», — сказал митрополит Климент. По его словам, основной темой Собора станет единство, особенно в свете подписания Акта о каноническом общении. Есть проблемы, вызванные жизнью приходов и епархий, поскольку Русская Православная Церковь за последние 18 лет увеличилась в 5 раз по количеству общин, по количеству монастырей — в 10 раз. Миллионы наших соотечественников стали приходить в храм, но этого недостаточно, важно, чтобы проходило и осознанное воцерковление людей, отметил митрополит.
Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк заявил, что предстоящий Собор будет историческим, поскольку в нем впервые принимают участие архиереи Зарубежной Церкви, что, по мысли владыки, поможет взаимно обогатиться всем членам Церкви. Архиепископ Ставропольский Феофан обратил внимание на вопрос о правах человека. «Целенаправленно вопрос о правах человека с православной точки зрения будет подниматься впервые, — отметил владыка. — Нередко игнорируют главное право человека, данное ему Богом, — право на нравственную недопустимость разрушения личности и общества в целом».
Перед началом работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Божественную литургию в кафедральном соборном храме Христа Спасителя.
По окончании богослужения он обратился к иерархам со словом, в котором отметил: «Миссия Церкви была нелегка во все времена, но со Дня Пятидесятницы и до ныне Силою, и Действием, и Наитием Святаго Духа она неизменно благовествует правду о Христе Воскресшем даже до края Земли (Деян. 1, 8). Сегодня в реалиях современной общественной жизни пред лицом новых вызовов секулярного мира именно мы — архипастыри, в первую очередь, — призваны взять пример жертвенного и самоотверженного служения, быть свидетелями Евангельских истин и чуткими духовными наставниками». Святейший Патриарх призвал «внести свою посильную лепту в благое дело соборного созидания церковного свидетельства о Том, Кто есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14, 6)».
Торжественное открытие Собора состоялось 24 июня в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя. После молитвы архиереи избрали руководящие органы форума, руководителей комиссий и секций. Были зачитаны приветствия президентов России, Белоруссии, Молдовы. После краткого слова Святейший Патриарх передал права ведения Собора Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, который поблагодарил Предстоятеля РПЦ и предоставил ему слово для традиционного доклада, в котором были даны оценки различных аспектов церковной жизни и определены темы соборных дискуссий.
Пленарные заседания первого дня проходили в открытом режиме: кроме архиереев, более тысячи священнослужителей, гостей и журналистов могли слушать доклады, которые также транслировались по телевидению и в Интернете.
В своем докладе Святейший Патриарх охарактеризовал два десятилетия, прошедшие после Собора 1988 года, как «период обретения свободы, сопряженной с огромной ответственностью за просвещение миллионов людей». «Нам надлежало утолить их духовную жажду и привести к воцерковлению ищущих Истину», — подчеркнул он. Святейший Патриарх с сожалением отметил, что и в наши дни не прекращаются попытки определенных политических сил разрушить духовное пространство Святой Руси, внести раздор и недоверие между миллионами православных русских, украинцев, белорусов, молдаван, представителей других народов, составляющих многонациональную паству Русской Православной Церкви.
«Наше церковное единство — это великое сокровище, которое наши предки сохранили, несмотря на пережитые ими испытания, милостью Божией мы унаследовали драгоценный дар единства, и это обстоятельство налагает на нас особую ответственность за его сохранение и передачу потомкам», – отметил он.
Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посвятил свое выступление вопросам прославления новомучеников. В межсоборный период основной объем деятельности комиссии был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. В 2000 году в сонме новомучеников было поименно прославлено 1097 человек. На сегодняшний день в числе поименно прославленных — 1765 человек, из них за период с октября 2004 года, когда состоялся предыдущий Архиерейский Собор, в состав Собора новомучеников и исповедников ХХ века определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода были включены имена 177 подвижников, пострадавших за веру в годы гонений. Митрополит отметил, что тщательный и всесторонний подход к вопросам прославления новомучеников продиктован стремлением не принять ошибочные решения из-за неполноты информации. Он считает, что нет оснований для упрощения методов подхода к вопросу канонизации новомучеников и исповедников. По-прежнему Комиссия может принимать к рассмотрению вопросы о новомучениках, если в ее распоряжение предоставлены полные копии каждого следственного дела в отношении пострадавшего за веру.
Архиерейский Собор прославил в лике общецерковных святых двух украинцев – постриженика Киево-Печерской Лавры святителя Воронежского Антония (Смирницкого) и святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича), а также преподобных жен: игумению Иулианию и монахиню Евпраксию Московских.
Председатель Отдела внешних связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с докладом
«Православное единство и православное свидетельство в современном мире». Он подчеркнул: «Свидетельство о православной вере всегда являлось и является основным смыслом внешней церковной деятельности. Содержание свидетельства никогда не меняется. Однако каждое поколение тружеников на этой ниве должно творчески осуществлять его, исходя из новых обстоятельств времени. Хранение на протяжении истории истинной веры предполагает такую ее передачу последующим поколениям и в каждой культуре, которая помогала бы людям усвоить спасительные истины этой веры как норму жизни».
Сохранение апостольской веры никогда не было простым делом, заявил председатель ОВЦС. «Христиане должны были всегда избегать двух крайностей. С одной стороны, нельзя было идти на соглашательство с духом мира сего, чтобы в конце концов не подчиниться ему. С другой — христианин не должен выстраивать частокол вокруг себя и отгораживаться от мира, которому Церковь призвана благовествовать спасение, — сказал владыка Кирилл. — Для христианства гибельны как самоизоляция, так и путь соглашательства».
Второй день пленарных слушаний начался с доклада «Православие в Украине на рубеже эпох», с которым выступил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Он отметил, что, «сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью, мы стали подлинной Церковью украинского народа, которая с должным уважением относится к национальной истории и традициям нашей страны, той страны, в которой мы живем и совершаем свое служение и органической частью которой мы являемся». Блаженнейший Митрополит высказался за единство Православной Церкви, заявив, что «мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни».
Проблеме единства было посвящено и выступление нового первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. «За рубежом мы не можем в своих епархиях дробиться на мало-, бело-, великороссов и т. д. Молдаване, например, нашедшие работу в странах нашего рассеяния, спокойно посещают наши храмы (как, впрочем, и греки, и сербы, и грузины, и другие православные). Зачем давать повод для новых разделений, которые за границей могут оказаться еще пагубнее, чем на родине? Мы молим Бога и надеемся, что здесь дело не дойдет до такого соблазна и что все наши собратья всегда будут благодарно и бережно хранить великий дар единства Церкви, единства народа Божьего, в котором несть ни эллина, ни иудея, ни другого какого обособления», – отметил он.
Во второй день работы Архиерейского Собора в храме Христа Спасителя начались заседания рабочих групп, на которых преосвященные архипастыри обсудили важнейшие вопросы внешней и внутренней жизни Церкви. Согласно утвержденному регламенту Собора, деятельность рабочих групп была распределена по следующим направлениям: «Деятельность приходов и монастырей» (руководители группы — архиепископы Берлинско-Германский и Великобританский Марк и Рязанский и Касимовский Павел); «Церковь, государство и общество» (руководители группы — архиепископы Белоцерковский и Богуславский Митрофан и Старопольский и Владикавказский Феофан); «Духовное образование и просветительская деятельность Церкви» (руководители группы —архиепископ Корсунский Иннокентий, епископ Бориспольский Антоний); «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» (руководители — архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, епископ Саратовский и Вольский Лонгин); «Православное свидетельство и современность» (руководители —митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн).
26 июня Архиерейский Собор обсудил и принял ряд важных документов.
По докладу митрополита Кирилла, были утверждены «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Обозревателями этот документ был расценен как ответ Церкви на вызовы западного секуляризма и как «новое слово в развитии отечественной философии и правосознания». В этот же день Собор принял Положение о Церковном суде. Проект Положения о церковном судопроизводстве представил управляющий делами РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент. Оно было разработано в результате длительной и обстоятельной работы во исполнение поручения, данного Священному Синоду Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года. При окончательной подготовке проекта были, в частности, учтены отзывы, присланные более чем 80 епархиальными архиереями. Проект включает шесть разделов, устанавливающих основные начала церковного судоустройства и судопроизводства, виды и порядок сбора судебных доказательств, порядок формирования и компетенцию церковных судов, порядок церковного судопроизводства.
Согласно проекту судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей.
По обсуждении представленного проекта Архиерейский Собор утвердил Положение о церковном суде Русской Православной Церкви, предложенные изменения в Уставе Русской Православной Церкви и избрал в состав Общецерковного суда сроком на четыре года митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (председатель); митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (заместитель председателя); архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия; архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия; епископа Дмитровского Александра (секретарь).
Содержательными были доклады и дискуссии в рабочих группах, где выступали не только архиереи, но и эксперты, специалисты по разным аспектам церковной жизни. В этот же день Святейший Патриарх Алексий вручил церковные ордена иерархам, ранее удостоенным Патриарших наград в связи со знаменательными датами в их церковном служении.
Среди награжденных – митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий, архиепископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор, епископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий.
27 июня состоялось заключительное пленарное заседание, на котором были обсуждены и приняты важные итоговые документы. Среди них – Определение Собора «О церковном единстве». В нем отмечается, что «Православное исповедание веры во Святую Троицу требует от каждого христианина подвижнических усилий, направленных на сохранение драгоценного дара единства, простирающегося поверх всевозможных границ, политических разделений, всех вообще человеческих различий». В нем также говорится: «Собор с благодарением Богу свидетельствует, что самоуправляемая Украинская Православная Церковь, наделенная широкими правами автономии, успешно совершает свое спасительное служение, находясь в трудных условиях нападок со стороны раскольнических объединений и поддерживающих их политических сил. Она является подлинной Церковью своего народа, сохраняя в то же время духовное единство со всей Церковью Русской, не мыслящей своего бытия вне связи с древним и священным Киевом, изначальным престолом ее Предстоятелей. Члены Собора выражают свою поддержку мужественному стоянию Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви на страже канонических устоев церковной жизни».
Не менее важным было принятое Собором Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». В нем в 61-ом пунктах изложены основные направления дальнейшей деятельности Церкви. Собор внес поправки в Устав РПЦ, обусловленные подписанием Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью.
Собором было рассмотрено и принято Определение «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского», в котором осуждены его послания, заявления и высказывания, а также содержится призыв к покаянию.
От имени Собора Святейший Патриарх Алексий обратился к президентам России и Белоруссии придать дню памяти св. благоверного кн. Владимира — крестителя Руси – статус государственного праздника в братских восточнославянских странах. Собор принял «Послание клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви», которое будет распространено в храмах и монастырях РПЦ.
В этот день участники Собора поздравляли митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, которому в торжественной обстановке в Кремле глава президентской администрации Сергей Нарышкин вручил орден Почета. Высокой награды замечательный архипастырь, который в этом году отмечает свой 70-летний юбилей, удостоен указом Президента России «за заслуги в укреплении духовно-нравственных традиций, дружбы и сотрудничества между народами России и Украины».
По окончании соборных слушаний прошла итоговая пресс-конференция, на которой митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ответили на вопросы журналистов. Надо отметить, что впервые на религиозном форуме работал профессиональный пресс-центр, оборудованный компьютерами, где постоянно проводились пресс-конференции участников Собора, оперативно распространялись документы, а журналистам были созданы условия для профессиональной работы. Форум освещали более ста российских и зарубежных СМИ. Журналисты особо отметили архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана, который в своих комментариях, а также в ответах слушателям в прямом эфире радио «Радонеж» поразил их глубиной и компетентностью.
28 июня в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля был совершен благодарственный молебен в честь 1020-летия Крещения Руси.
За богослужением молились все участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Во время службы протодиаконом были произнесены благодарственные молитвы по случаю 1020-летия Крещения Руси. По завершении молебна Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прочитал молитву, специально составленную к этой праздничной дате в жизни Церкви. Затем он обратился с амвона ко всем присутствующим со словом, в котором отметил, что в течение четырех дней на Архиерейском Соборе обсуждались важнейшие вопросы церковной жизни и пути служения Церкви в грядущие годы. «По образцу подвижнической жизни наших святителей, начиная с первого святителя Михаила, митрополита Киевского, и кончая святителем Тихоном, Патриархом Московским,… мы осознаем ответственность, возложенную на всех нас за будущее Церкви Христовой», — сказал Патриарх. Предстоятель Русской Церкви отметил, что одной из главных забот святителей была забота о единстве Церкви. Все они стояли выше любых человеческих разделений. «Для них Церковь была едина и независима ни от каких границ, разделявших паству», — подчеркнул Патриарх. По окончании молебна Святейший Патриарх и все архиереи приложились к мощам святителей киево-московских, пребывающим в Успенском соборе.
После торжественного молебна в Успенском соборе Московского Кремля в Патриарших покоях состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В ходе заседания члены Священного Синода, в частности, утвердили несколько решений в связи с принятым Архиерейским Собором Определением «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского».
Епископ Анадырский и Чукотский Диомид отстраняется от управления Анадырской епархией и запрещается в священнослужении, а временное управление епархией поручено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку. В отношении самого епископа Диомида было принято решение о его вызове на очередное заседание Священного Синода, которое обыкновенно проходит перед летним днем памяти преподобного Сергия Радонежского. До этого момента епископ Диомид имеет возможность принести покаяние за возбуждение раскольнических настроений и действий. В случае отказа епископа Диомида немедленно прекратить деятельность, соблазняющую чад Церкви и провоцирующую раскол, он будет извергнут из сана.
Затем в Государственном Кремлевском дворце состоялся торжественный акт, посвященный 1020-летию Крещения Руси. На нем присутствовали участники Архиерейского Собора, политические и общественные деятели, творческая интеллигенция, представители христианских конфессий и других вероисповеданий, духовенство города Москвы и прихожане столичных храмов. Открывая торжества, Святейший Патриарх Алексий сказал: «Будем же всегда помнить, что вместе мы необоримы. Общность, взаимная помощь и братская поддержка принесут нам достойное будущее».
С приветственной речью к собравшимся обратился премьер-министр России Владимир Путин. «Православие неразрывно связало судьбы народов России, Украины, Белоруссии, народов других стран. У нас общие ценности и единый духовный путь, начало которому было положено у днепровской купели. Это бесценное богатство мы обязаны беречь», — сказал он.
По мнению главы правительства, те 20 лет, которые прошли с момента празднования тысячелетия Крещения Руси, стали для Русской Православной Церкви, для всего народа и общества поворотными. «Это было время возрождения церковной жизни и истинных духовно-нравственных ориентиров», — отметил российский премьер. Он особо отметил значение восстановления единства Русской Церкви, назвав его «воплощением мечты нескольких поколений наших соотечественников о взаимном прощении и преодолении трагического раскола братоубийственной гражданской войны».
Касаясь Архиерейского Собора, он сказал: «Помыслы его участников были обращены к самым насущным проблемам, которые волнуют общество. Это еще один знак того, что Русская Православная Церковь живет нуждами и заботами наших людей, служит для них надежной опорой. Верю, что так будет всегда».
Затем состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие ведущие вокальные и инструментальные коллективы России, Украины и Белоруссии.
После него для участников Архиерейского Собора в Государственном Кремлевском дворце состоялся прием по случаю 1020-летия Крещения Руси.
Вечером всенощные бдения во многих московских храмах совершили архиереи – участники Собора. Архиерейские богослужения прошли в Сретенском мужском монастыре, храмахВознесения Господня у Никитских ворот, свт. Николая в Кузнецах и других.
29 июня, в день завершения Архиерейского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию вхраме Христа Спасителя в сослужении всей архиерейской полноты Русской Православной Церкви. По запричастном стихе Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет огласил Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви
В храм прибыл Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев с супругой. После молебна он обратился с приветственным словом по случаю завершения Архиерейского Собора и продолжения празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси. «Тот весомый вклад, который вносят наши Церкви в достижение межрелигиозного мира и межцерковного диалога, позволяет решать и схожие для наших стран социальные и просветительские задачи, преодолевать экстремистские настроения и другие негативные проявления в обществе», – сказал президент.
Отмечая, что Православной Церкви в России постепенно возвращается то, что принадлежит ей по праву, в частности церковные святыни, президент совершил церемонию передачи святынь, хранившихся на протяжении десятилетий в запасниках Московского Кремля. Святыни были внесены в храм ротой почетного караула Президентского полка. Первой из рук Президента Дмитрия Медведева Святейший Патриарх получил часть ризы Пресвятой Богородицы, а затем — частицу мощей святого равноапостольного князя Владимира. Всего же было передано 9 реликвий — часть ризы Божией Матери, гвоздь от Креста Господня, части мощей святого Иоанна Крестителя, святого равноапостольного князя Владимира, святителей Григория Богослова и Василия Великого, вмч. Феодора Стратилата, мц. Евфимии Всехвальной, прп. Михаила Малеина. Все эти святыни имеют древнее происхождение и до революции являлись святынями Московского Кремля, а затем хранились в кремлевских музеях.
Президент РФ высоко оценил состоявшийся Архиерейский Собор. «Собор, прошедший в столь знаменательный год, подтвердил единство Русской Православной Церкви во всей ее полноте и поставил заслон попыткам ее разделения», ― сказал глава государства.
«Сами торжества стали еще одним поводом для глубокого обращения к отечественной истории ― как к истокам Православия, так и формирования самой российской государственности», ― подчеркнул Д. Медведев.
В ответ на передачу святынь Святейший Патриарх Алексий поблагодарил главу государства, отметив, что «возвращение Церкви утраченных ею в годы лихолетья святынь, знаменует собой восстановление добрых отношений между Церковью и государством. Убежден в том, что эти святыни послужат духовному и нравственному возрождению российского народа».
Говоря о начинающемся праздновании 1020-летия Крещения Руси, Патриарх Алексий подчеркнул, что торжества будут носить не только церковный, но и светский характер. «Ведь восприятие нашими предками православной веры легло в основу развития государственности на земле Древней Руси, сплочения ее народа и зарождения ее самобытной культуры. Единство веры, принесенное на Русь святым равноапостольным великим князем Владимиром, до сего дня является твердой основой единства потомков первых христиан на нашей земле, ныне населяющих Россию, Украину, Белоруссию и другие страны, входящие в каноническую территорию нашей Церкви», — сказал Святейший Патриарх.