Протоиерей Дмитрий Смирнов: «Во всех нормальных государствах существует капелланская служба»
Протоиерей Дмитрий Смирнов: «Во всех нормальных государствах существует капелланская служба»
– Отче, расскажите, пожалуйста, о традициях капелланства в России?
– У нас в России 2000 военных священников. В каждой епархии есть военный отдел, который проводит инвентаризацию всех военных частей, всех тюрем и добивается того, чтобы окормлялись все наши военнослужащие. А традиции очень богатые. Структура военного духовенства существовала у нас еще до революции. Все документы известны, и воссоздать все в том же виде не составляет большого труда.
– Насколько государство понимает и помогает военным священникам?
– Сейчас у государства другие задачи, руки не доходят. Ведь наше государство молодое, поэтому все оформить законодательно пока не получается. Но я верю, что придет время и наш черед, а пока нет никаких препятствий со стороны государства, поэтому поступательно расширяемся.
– Как священник попадает в армию, есть ли какие-то правила?
– Священник приходит в армию по благословению священноначалия. Но бывает и так, что священник и сам проявляет инициативу, а уже потом, когда работа пойдет, он получает благословение. Такая инициатива приветствуется.
– Отбираются ли по каким-то качествам священники?
– Пока нет. Вообще священников мало, десятая часть того, что было в Российской империи. Восстановления кадров – процесс долгий. Священников же физически уничтожали.
Чтобы подготовить священника, требуется не один год, но церковь растет, увеличивается количество священнослужителей, думаю, потихонечку мы придем к тому, что каждый солдат будет иметь окормление.
– Насколько военнослужащим это необходимо, ведь многие воспитываются в атеистических семьях?
– Год назад я был в военно-морском университете и спрашиваю у курсанта «Чей это бюст?» «Не знаю, – отвечает, – наверное, какой-то полководец. А это был Карл Маркс – вся эта шелуха коммунистическая давно молодежью забыта. Сейчас вступает в армию поколение, которое вообще никогда не касалось к коммунистической пропаганде, их сердца не отравлены ядом атеизма, они наполнены любовью к Богу, вот тут и нужен священник, чтобы просветить, придать этому православную форму, а не стихийную.
Каждый человек обращается к Богу, он идет к традиционной для себя религии, в первую очередь в православный храм. Если бы священник не был нужен, тогда зачем бы он был в Америке? Зачем бы он был в Северной Корее или в Австралии? Официальных военных священников нет только в Китае, в Корее, в России и в Украине. Во всех нормальных государствах существует капелланская служба.
– Должна ли быть дополнительная подготовка для военных священников, скажем, какие-то курсы?
– Очень желательно. Необходимо восстановить военные семинарии. У нас в России было их две – для сухопутных и для военно-морских сил. У вас в Крыму в Чалетти при монастыре готовили монахов на флот. У военного человека своя специфика: он должен знать устав, внутреннюю структуру армии, законы субординации, иметь определенную физическую подготовку. И эти монахи знали военное дело и в то же время выполняли душпастырскую деятельность.
Архиепископ Гайновский Мирон. О духовном лидерстве в армии
Протоиерей Сергий Лободанов: «У священника есть даже право пожаловаться в Генеральный штаб»