Обзор международных событий за декабрь
ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНЫХ СОБЫТИЙ ЗА ДЕКАБРЬ
Конец года — время подведения итогов. Уходящий год подарил каждому из нас много и радостного и печального, и хорошего и плохого. Для всего человечества в этом году свершилось много значительных событий, определяющих судьбы мира на многие годы вперед. Прежде всего, разумеется, речь идет о событиях, начавшихся 11 сентября и продолжающихся по сей день. Терроризм, как со стороны отдельных групп, так и со стороны целых государств, заявил о себе как о главном инструменте политики. Особенно тревожно то, что терроризму настойчиво стараются придать религиозную окраску именно те, кто его исповедуют. Будь-то боевики бен Ладена или стремящаяся к мировому господству администрация США. Впрочем, сделать религию инструментом политической борьбы мир стремился всегда. Для этого создавались всевозможные околоцерковные организации, «христианские партии» и прочие формы подмены духовной жизни политическими амбициями. Сейчас подобная атака со стороны не церковного мира лишь усилилась.
Именно поэтому на состоявшемся в Москве очередном ежегодном заседании Епархиального собрания города Москвы Патриарх Московский и всея Руси Алексий особое внимание уделил приходу — основной форме церковной жизни. Его Святейшество, в частности, сказал: «Приход может и должен стать не только местом встречи народа Божия за богослужением, но центром жизни православных семей и вообще всех членов церковной общины. Апостол призывает даже есть и пить во славу Божию, это говорит о том, что христиане должны стремиться воцерковить все свое бытие. Пастырь может помочь в этом мирянам. Но он обязан не только учить свою паству личному благочестию, но и заниматься строительством приходской жизни. Современные условия позволяют устраивать и создавать на приходах любые организации, заниматься любой полезной деятельностью. Но приоритетом должно быть духовное просвещение и служение милосердия. Любые усилия в этих направлениях принесут добрые плоды. Стоит подумать о создании в благочиниях общих просветительских центров, которые поддерживали бы все входящие в него приходы и получали от них отдачу. В этих центрах можно устроить катехизисную школу для взрослых, издавать местную газету, устроить радио-телестудию для вещания на район, организовать приют для беспризорных или богадельню для одиноких стариков. А может быть, в нашей Московской епархии следует создавать не только Синодальные, но и Московские епархиальные отделы образования для взаимодействия с армией и правоохранительными учреждениями, отделы церковной благотворительности. Конечно, загруженность священника в таком большом городе, как Москва, очень велика, но и обязанность духовного окормления нашего народа во всех формах с нас никто не снимает. Душепопечение — это не только исповедь в тишине монастырской кельи, но многоразличное воздействие на души людей».
«Многоразличное воздействие на души людей» осуществляется сейчас практически во всех Православных Церквах. Так, в декабре этого года Молдавская Митрополия открыла страницу в Интернете.
Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир обратился к христианам с приветственным словом по случаю открытия официальной страницы Православной Церкви Молдавии в Интернете. Как отмечает Митрополит в своей приветственной речи, «Церковь Молдавии открывает свою страницу в Интернете, чтобы утолить голод слова Божьего». Он также подчеркивает, что в наше трудное время все больше людей страдает именно от голода слова Божьего. Экономические трудности не позволяют печатать большой объем религиозных изданий, которые бы ответили на все вопросы о вере, христианских праздниках, деятельности Церкви и прочем.
Воздействуя на души людей, Церковь вынуждена постоянно отвечать на новые вызовы современности. К счастью, во многих странах к мнению Церкви прислушиваются. Так Госдума проголосовала за 5-летний запрет на клонирование человека в России. В первом чтении депутаты приняли законопроект «О временном запрете на клонирование человека», внесенный в Госдуму Кабинетом Министров РФ («за» — 272 голоса, при необходимом минимуме в 226, шесть — против, воздержались — четыре). На период действия этого закона будет запрещен ввоз на территорию РФ и вывоз из России клонированных эмбрионов человека. Законопроект предусматривает возможность продления или отмены запрета «по мере накопления научных знаний, определения моральной, социальной и этической приемлемости технологий клонирования человека».
Русская Православная Церковь однозначно отрицательно относится к любым попыткам клонирования человека. «Ученый не должен воображать себя Богом, это может привести к тяжким последствиям для всего человечества», — заявил в интервью корр. ИТАР-ТАСС представитель Московского Патриархата, специалист по биоэтике священник Антоний Ильин. По его мнению, пропаганда опытов с человеческими эмбрионами даже в терапевтических целях совершенно не оправдана. Церковь считает, что нужно «сосредоточиться на поисках альтернативных источников стволовых клеток», из которых методом клонирования можно выращивать различные ткани для больных органов. Против клонирования высказывается и председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. «Я ценю прогресс науки, но когда ради научных достижений ученые вмешиваются в Божий Промысел, это недопустимо с точки зрения ислама», — сказал он. «Следуя гуманистическим принципам, нужно облегчать страдания людей, в частности для лечения больных органов возможны пересадки здоровых органов, но клонирование эмбриона может привести к клонированию человека, а это недопустимо», — сказал муфтий. С ним согласен руководитель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввин Зиновий Коган. «Нельзя человеку ставить себя на место Бога, ибо иудаизм утверждает, что Господь есть творец всего», — сказал он. Клонирование изолированных клеток организма для медицинских целей, по мнению раввина, вполне допустимо, так как это «не рассматривается как посягательство на достоинство личности». Раввин Зиновий Коган подчеркнул, что в вопросе клонирования позиция Конгресса еврейских религиозных организаций России совпадает с позицией Православной Церкви и мусульманскими организациями.
В декабре в жизни Поместных Православных Церквей состоялся ряд знаменательных событий. Прошел Поместный Собор Болгарской Православной Церкви. Главной темой V-го Церковно-народного Собора Болгарской Православной Церкви (именно так в Болгарии называют Поместные Соборы БПЦ), проходившего в здании Софийской духовной семинарии и собравшего делегатов со всей страны, стал поиск путей преодоления существующих церковных расколов. В работе Собора со стороны государства приняли участие Генеральный прокурор Болгарии Никола Филчев и его предшественник Иван Татарчев, а также заместитель председателя парламента Благовест Сендов.
В своем отчетном докладе Святейший Патриарх Болгарский Максим впервые открыто и решительно назвал виновников раскола и указал пути его скорейшего преодоления. По мнению Патриарха Максима, вся полнота ответственности за раскол лежит на правившем до последнего времени в Болгарии Союзе демократических сил и лично бывшем президенте республики Петре Стоянове, премьер-министре Иване Костове и действующем мэре Софии Стефане Софиянском. Именно поддержка правящей до последних парламентских выборов партии, по убеждению Патриарха, позволила раскольникам пройти регистрацию и присвоить себе наименование «Болгарская Православная Церковь» и, как следствие, захватить церковную недвижимость. В своем докладе Патриарх Максим выразил надежду на улучшение церковно-государственных отношений, которое он связывает с деятельностью в должности главы Кабинета Министров Болгарии царя Симеона. Преодоление раскола, по мнению Патриарха, возможно посредством принятия нового закона «О вероисповеданиях» парламентом республики и проведения перерегистрации всех религиозных объединений.
В монастыре Новый Валаам состоялась интронизация нового Предстоятеля Финляндской Православной Церкви архиепископа Хельсинского и всея Финляндии Льва. Он был избран в октябре на церковном Соборе в связи с уходом на покой прежнего Предстоятеля архиепископа Иоанна. Архиепископ Лев, который до своего избрания был митрополитом Хельсинским, неоднократно заявлял, что хотел бы продолжить деятельность для сближения православных христиан Финляндии и России.
В церемонии интронизации приняли участие представители Константинопольской, Александрийской, Русской, Элладской, Кипрской, Американской и других Православных Церквей. Президент Финляндии также присутствовал на посвящении. В ходе интронизации прежний Предстоятель архиепископ Иоанн передал белый клобук новому главе Финлянской Православной Церкви Архиепископу Льву, а сам надел черный. Константинопольский престол присвоил архиепископу Иоанну почетный титул митрополита Никейского. Православная Церковь является второй государственной Церковью Финляндии. Она входит в состав Константинопольского Патриархата на правах автономии. Ее паства включает около 58 тысяч человек.
В то же время в Эстонии принят закон, который, возможно, облегчит существование в этой стране Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Парламент Эстонии принял с учетом замечаний юридической службы президента страны закон «О церквах и приходах». Закон создает нормативно-правовую базу деятельности на территории страны церквей, приходов, монастырей и религиозных общин. «По предложению нашей фракции правовая комиссия парламента убрала жесткую статью в документе, которая не допускает регистрацию церквей, имеющих административные центры за пределами страны, и тех, которые имеют административные органы в стране, но выносили решения на утверждение какого-либо органа за ее пределами», — сказал корреспонденту РИА «Новости» председатель фракции Объединенной народной партии /ОНП/ в парламенте Виктор Андреев. На основе прежнего варианта закона, в частности, Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата не могла получить регистрацию, поскольку по ее уставу решения соборов, которые носят принципиальный характер, утверждаются Патриархом Московским и всея Руси Алексием . В то же время, Виктор Андреев отметил, что действующий до 1 июля 2002 года прежний закон о церквах и приходах по-прежнему препятствует регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Она вынуждена была подать в суд на МВД Эстонии за отказ в регистрации ее устава на протяжении 8 лет. «Надеюсь, еще до 9 января — начала суда- удастся в несудебном порядке решить процесс регистрации устава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата», — подчеркнул Андреев. По его словам, сейчас работает комиссия по решению этой проблемы. С эстонской стороны ее возглавляет посол Эстонии в Москве Катрин Яни. «Надеюсь, удастся положить конец вмешательству политики в нашем демократическом государстве в дела Церкви», — сказал Андреев.
А на другом континенте, в США, продолжаются нестроения в РПЦЗ, нестроения, которые, похоже, уже переросли в очередной раскол.
Послание Архиерейского Синода РПЦЗ
Призыв к миру и единомыслию
«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4, 1).
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры во Христе.
В связи с потоком ложных обвинений, людских амбиций и разгоревшихся страстей наша Церковь переживает сейчас трудное время. Поэтому мы призываем всех — и духовенство и прихожан — усилить свои молитвы и направить все старания к прекращению раздоров и умиротворению Церкви. Каждый из нас, от великого до малого, должен стать миротворцем! «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4, 6).
В первую очередь надо сказать, что совершенно недопустимо было применение силы в событиях, происшедших 9/22 ноября с. г. в Мансонвилле. И мы все об этом глубоко сожалеем и скорбим. Если разобраться в сущности возникших проблем, то ссориться, собственно, не из-за чего. Все мы согласны с тем, что сергианство и экуменизм являются злом, и никто из архиереев не собирается менять изначальный курс Русской Зарубежной Церкви, никто не говорит о соединении с Московской Патриархией или о самоупразднении нашей Церкви. Наши ценности и идеалы не изменились.
Что меняется, так это отношение к Церкви на нашей многострадальной Родине. Более 80 лет верующие русские люди молили Господа освободить нашу Родину от ига безбожной власти, и Он услышал наши молитвы: без всякого действия извне, без кровопролития внезапно рухнул коммунизм.
На нашей Родине происходит духовное возрождение — пусть не так быстро, как хотелось бы — но оно есть: этот процесс идет из среды простого верующего народа, поднимается в ряды духовенства и постепенно проникает в епископат. Мы все свидетели начала того духовного возрождения, о котором предсказывали некоторые святые революционного времени. Остается нам лишь благодарить Господа за это чудо и терпеливо ждать дальнейшего духовного оздоровления РПЦ МП.
В последних церковных событиях самым отрадным было то, что все заседания Собора и Синода РПЦЗ проходили в деловой и дружеской обстановке. Каждый высказывал то, что думал, и никого не заставляли что-либо подписывать против его совести. На этих заседаниях владыка митрополит Виталий был в согласии с большинством архиереев, несколько раз всех благодарил за единодушие и за принятые постановления.
Но вдруг посыпались за его подписью ничем не обоснованные и оскорбительные обвинения в адрес нашего епископата. Сразу стало ясно, что они были написаны кем-то другим и старцу-митрополиту только давали их для подписи. Находясь в Синоде, мы все замечали, что владыка митрополит быстро забывал то, о чем только что говорилось. На всех заседаниях и встречах с владыкой митрополитом Виталием все архиереи всегда держали себя по отношению к нему с большим уважением и с любовью. Этому мы все свидетели. Даже после того как он письменно укорил нас в грехопадении (непонятно, каком) и в том, что мы составили «разбойничий собор», все мы желали, чтобы старец вернулся в Синод и пользовался бы почетом старейшего иерарха. Мы понимали, что он подпал под влияние злобствующих церковных политиканов, которые пользуются его именем ради достижения своих целей и амбиций.
Всем нам, архиереям, хотелось, чтобы первосвятительский жезл перешел к новому Первоиерарху митрополиту Лавру так же мирно и благостно, как он перешел от митрополита Антония к митрополиту Анастасию и от митрополита Анастасия к митрополиту Филарету (митрополит Филарет скончался скоропостижно).
Однако, увы! Люди, окружившие митрополита Виталия, сумели омрачить торжество настолования нашего нового Первоиерарха митрополита Лавра, который пользуется всеобщей любовью и уважением — как епископата, так и верующих людей. Бог судья тем, которые раздирают Церковь и сеют злобу! Святитель Иоанн Златоуст говорил, что нет греха тяжелее учинения раскола в Церкви. Этот грех не смывает даже мученическая кровь.
Необходимо сказать несколько слов по поводу новосозданной «Русской Церкви в Изгнании» (Надо отметить, что эти «изгнанники» сейчас снова себя называют РПЦЗ, а позднейшая версия РПЦЗ[В].) Власть Первоиерарха велика, но не безгранична. Церковные каноны требуют, чтобы все важнейшие решения старший среди архиереев (в данном случае митрополит) согласовывал с остальными архиереями, как гласит 34 Апостольское правило: первый епископ ничего да не творит без рассуждения всех. Ни снятия запрещения, наложенного Синодом, ни хиротонии новых архиереев митрополит не имел права совершать самолично, тем более после того, как он добровольно ушел на покой.
Кандидатуры недавно впопыхах посвященных митрополитом Виталием архиереев никем не были одобрены. Уже одно это обстоятельство делает их хиротонии неканоничными. Первая хиротония была совершена митрополитом Виталием и бывшим епископом Варнавой, который незадолго до этого был лишен сана, поэтому все его священнодействия недействительны. В сущности, сейчас он — простой монах. Следует пояснить, что среди архиереев епископ Варнава известен как человек порывистый, часто действующий необдуманно и многократно нарушавший церковные каноны. Еще в 1993 году епископ Григорий (Граббе) настаивал, чтобы владыку Варнаву отстранили от священнослужения: «Количество канонических нарушений епископа Варнавы настолько велико, — писал тогда Синоду епископ Григорий, — что невозможно их все перечислить». Самым серьезным недавним нарушением бывшего епископа Варнавы является бунт, который он возглавил против своего правящего архиерея епископа Амвросия и самочинное создание им своей епархии в Западной Европе.
Известно, что в течение последних трех лет митрополит Виталий не служил, а лишь присутствовал в алтаре, ссылаясь на свою немощь. А тут он вдруг совершает архиерейские хиротонии, без участия хоть одного законного епископа и ни с кем из архиереев не посоветовавшись. Эти действия не похожи на действия того митрополита, которого мы знаем и который всегда стоял на страже чистоты Православия и канонической строгости!
Итак, самообразовавшаяся в Мансонвилле новая церковная организация возникла при вопиющем попрании церковных правил.
По нашему глубокому убеждению, она не канонична и поэтому ничего положительного принести не может. Как дело не от Бога, оно непременно раздробится и распадется к стыду его создателей.
Больно до слез, что недобрые советники старца-митрополита на закате его плодотворной жизни так унизили его доброе имя.
Будем же все молиться о том, чтобы владыка Виталий освободился от влияния раскольников и вернулся в лоно Зарубежной Церкви, для которой он так много потрудился. Митрополит Лавр старается сейчас встретиться с митрополитом Виталием, чтобы остановить возникшую смуту, но окружение владыки Виталия до сих пор препятствует этому. В заключение мы призываем всех вас, дорогие братья и сестры сплотиться вокруг митрополита Лавра и во всем поддерживать его!
«Да воскреснет Бог и расточатся врази его!»
30 ноября/13 декабря 2001 г.
Послание Первоиерарха РПЦЗ
Митрополита Виталия
всем верным священнослужителям и пасомым
Зарубежной Церкви
24 ноября/7 декабря 2001 г.
Св. Великомученицы Екатерины
Возлюбленные о Христе верные священнослужители и пасомые Русской Православной Зарубежной Церкви.
От нас ушли в полное духовное бездорожье сторонники и последователи так называемого самочинного митрополита Лавра, пытающегося захватить церковную власть в нашей Зарубежной Церкви.
Увидев нестроения в нашей Церкви, я возвратил себе права главы Церкви. В ответ на это Синод архиеп. Лавра с участием епископов Михаила и Гавриила воздвиг на меня настоящие гонения. Меня подвергали арестам гражданские власти без малейшего указания какой-либо причины моей повинности. Исключительно ради очищения Церкви от подобных отступников с моим благословением и участием были совершены хиротонии новых епископов: еп. Сергия Мансонвилльского, еп. Владимира Сакраментского и еп. Варфоломея Гренадского, верных традиционному исповеданию Русской Православной Зарубежной Церкви, идя по стопам митрополитов Антония, Анастасия и Филарета.
Отступники во главе с архиеп. Лавром не могут считаться находящимися в ограде Церкви.
Призываю всех верных чад нашей Церкви Христовой к стойкому перенесению скорбей в наше смутное и лукавое время и твердому исповеданию православной веры.
Призываю на всех верных последователей Христовой Истины Божие благословение и благодарю всех за помощь и молитвы за меня грешного.
+Митрополит Виталий
Церковный листок Русской Православной Церкви
Заграницей (под омофором Митрополита Виталия)
Попыткой разобраться, что же все-таки началось в Нью-Йорке 11 сентября этого года, была акция «живые письма» христианам Америки
8-14 декабря 2001 года Соединенные Штаты Америки посетила делегация Церквей-членов Всемирного Совета Церквей с целью выразить американским церквам солидарность и сострадание мирового христианского сообщества в связи с террористическими актами 11 сентября, а также совместно обсудить значение этого события и последовавших военных действий для свидетельства Церквей. Семь членов делегации, представляющих, по замыслу Всемирного Совета Церквей, «живые письма» (ср. 2 Кор. 3. 3) Церквей-членов, прибыли в США в рамках начатого ВСЦ «Десятилетия преодоления насилия».
В состав группы вошли Председательствующий епископ Методистской церкви Южной Африки Мвумелвано Дандала (руководитель делегации), митрополит Бейрутский Илия (Антиохийский Патриархат), Председательствующий епископ Церкви Пакистана Самуил Азарайя, президент Французской протестантской федерации пастор Жан-Арнольд де Клермон, преподаватель Богословской семинарии в Джакарте (Пресвитерианская церковь) пастор Септемми Лакава, председатель Религиозного общества друзей в Рамалла (Палестина) Джин Зару, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви протоиерей Николай Балашов.
8 ноября делегация была приглашена на богослужение в административном центре Епископальной церкви США в Нью-Йорке, которое возглавил Председательствующий епископ Фрэнк Гризуолд. На богослужении присутствовал также епископ Зарайский Меркурий, управляющий Патриаршими приходами в США. Затем Председательствующий епископ продолжил общение с членами делегации за обедом, на который были приглашены представители различных христианских общин Нью-Йорка. Епископ Ф.Гризуолд выразил благодарность за соболезнования по поводу атаки террористов, направленные в его адрес председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. Глава Епископальной церкви США поделился теплыми воспоминаниями о своем визите в Москву, состоявшемся в июле 1999 года.
Отношение Председательствующего епископа к трагедии, пережитой американским народом в сентябрьские дни, нашло наиболее полное выражение в его проповеди, произнесенной через две недели после катастрофы. «Атака 11 сентября — это акт сатанинской злобы. Однако, выстраивая коалицию наций в борьбе с террором, мы должны задуматься над тем, как сочетаются наши национальные интересы с нуждами мирового сообщества», — сказал епископ Гризуолд. Напомнив известные слова преподобного Исаака Сирина о том, что есть «сердце милующее», глава Епископальной церкви продолжил: «Мы так легко уклонялись от общения, когда условия складывались не в нашу пользу или не соответствовали нашим экономическим интересам. Теперь мы призваны Богом отказаться от нашего богатства ради служения всеобъемлющему милосердию Божию. Мы должны переосмыслить наши национальные интересы, чтобы служить мировой семье, уязвимой частью которой мы теперь ощутили себя».
Затем члены делегации беседовали со священниками и пасторами различных христианских общин Нью-Йорка, каждый из которых непосредственно соприкоснулся с горем и страданиями американцев в сентябре 2001 года и в последующий период. Все они отмечали значительный рост посещения богослужений. Все больше и больше жителей Америки обращаются к Богу.
Д-р Джин Мартенсен (Евангелическо-лютеранская церковь в Америке) отметила, что недостаток информированности американских граждан о реальной политике их страны на Ближнем Востоке затрудняет осмысление происшедших событий. «Противоречие между нашим представлением о самих себе и действительностью никогда не было столь острым. Отстаивать попытки мирного решения проблемы в таких условиях становится чрезвычайно сложно».
Многие представители американских церквей говорили, что свидетельства членов делегации, многие из которых годами жили в атмосфере террора и смерти, укрепили их в убеждении, что необходимо найти альтернативу бомбардировкам и ответному насилию. Пастор Томас Фингер (Меннонитская церковь) сказал: «Мы хотим казаться христианской нацией. Но бомбардировки — это не путь Христа».
Член делегации епископ Самуил Азарайя рассказал, что 11 сентября он находился в Нью-Йорке и наблюдал разрушение Всемирного торгового центра. «Я разделял призыв президента Буша к справедливому возмездию террористам. Но теперь я не уверен, что справедливость достигается таким путем. Бомбардировки Афганистана лишь увеличили популярность той горстки людей, которая несет террор всему миру». Епископ также отметил, что предшествовавшие акты террора не вызывали такого отклика. «Где мы были, когда талибы убивали в Афганистане тысячи мирных граждан? Пока талибы убивали женщин и детей не в Америке, совесть всего мира не отзывалась». Септемми Лакава призналась, что ее друзья в Индонезии недоумевали, зачем она едет в Соединенные Штаты. «Они слышали Америку, говорящую только языком силы, благополучия, победы. Им надо знать, что теперь и вы научились страданию».
Протоиерей Николай Балашов сказал, что члены делегации прибыли в Америку не для того, чтобы судить американцев, но, прежде всего, для того, чтобы разделить со скорбящими боль утраты. Мы признаем необходимость бороться с терроризмом, в том числе и военными средствами. Но гибель невинных жертв среди мирного населения лишь возбуждает жажду нового мщения. Прочный мир достижим только на основе подлинной справедливости. Свидетельства американских духовных лидеров о необходимости духовного осмысления причин трагедии стали для нас знаком надежды. Пророческий голос Церкви должен внятно прозвучать среди постигшего Америку горя. Быть может, теперь американский народ станет более отзывчивым к страданиям миллионов людей в мире. События 11 сентября — не первое проявление страшного зла международного терроризма. Раньше подобное происходило на Балканах, на Ближнем Востоке, в Чечне и в Москве. Но, кажется, лишь теперь Америка и все мировое сообщество начинают в полной мере осознавать все значение этого вызова человечеству.
Д-р Бернис Пауэлл Джексон (Объединенная Церковь Христа) заявил: «Для нашей нации настал момент выбора. Мы должны увидеть все то зло, которое мы причинили многим народам. Если мы упустим эту возможность, мы больше никогда не будем жить в мире».
Протоиерей Николай Балашов, обращаясь к молящимся в Кафедральном соборе святого Иакова Епископальной церкви в Чикаго, поделился пережитым на месте трагедии в Нью-Йорке и рассказал об отклике Русской Православной Церкви на случившееся в Америке. «Опыт страдания сближает людей, и теперь наши народы близки друг другу, как, может быть, никогда прежде. Путь креста открылся для христиан Америки, и только он ведет к воскресению. Страшные события показали всем нам, что под поверхностным слоем обманчивого благополучия таятся колоссальные силы протеста. Нет и не может быть оправдания чудовищным преступлениям терроризма. Но если мы хотим уберечь человечество от этой угрозы, мы не должны защищать мир, построенный на господстве одной системы ценностей, мир, в котором богатые богатеют, а бедные все более вытесняются на обочину мирового сообщества. 11 сентября показало: что-то не так в нашем мироустройстве, и мы нуждаемся в покаянии, чтобы осознать истоки случившейся трагедии».
Позиция Конференции католических епископов США развернуто представлена в особом заявлении «Жить с верой и надеждой после 11 сентября», работа над которым началась после встречи с делегацией ВСЦ и завершилась на следующий день. «События 11 сентября уникальны по своему масштабу, но они не беспрецедентны, — говорится в заявлении. — Наш мир теряет уважение к человеческой жизни… Отвечая на удары по невинным гражданам, мы должны быть уверены, что не нарушаем при этом принципов пропорциональности и норм, защищающих жизнь гражданских лиц. Мы верим, что драгоценна всякая жизнь, идет ли речь о работавших во Всемирном торговом центре или жителях Афганистана… Не находя никакого извинения террористическим актам, мы должны, тем не менее, отнестись со всей серьезностью к тем условиям нищеты и несправедливости, которые эксплуатируются террористами… Хотя военные действия могут оказаться необходимыми, они ни в коем случае не достаточны для преодоления террористической угрозы. Следует предпринять широкий комплекс мер невоенного характера, направленных на защиту интересов не только Америки, но и Афганистана… Лидеры нации несут строгую моральную ответственность за полномасштабное применение, прежде всего, ненасильственных мер. Мы признаем, однако, право и долг нации и международного сообщества использовать и военную силу, если она необходима для защиты общего блага, для защиты невинных людей от массового терроризма. Но надо помнить о страшных последствиях применения военной силы, даже если она употребляется оправданно и со всеми предосторожностями. Поэтому прибегать к силе всегда следует лишь с чувством глубокого сожаления… Военная мощь может быть направлена лишь против тех, кто осуществляет террор, и тех, кто помогает им, но не против афганского народа или последователей ислама… События 11 сентября ясно показали, что реальность глобализации требует большей нравственной чуткости. Если раньше проблемы Афганистана или Центральной Азии могли казаться американцам чем-то маловажным, то теперь это невозможно. Наш народ, ставший главным лидером экономической глобализации, должен сделать больше для того, чтобы преимущества глобализации распространялись на всех и особенно на беднейшую часть мирового населения… В мире, где одна пятая часть населения получает доход менее одного доллара в день, где около 20 стран вовлечены в серьезные военные конфликты, где нищета, коррупция и репрессивные режимы причиняют непередаваемые страдания миллионам людей, мы просто не можем оставаться безразличными. Мы должны также признать, что экспорт некоторых негативных особенностей нашей культуры подрывает другие общества, как и наше собственное».
Последняя встреча участников делегации «Живых писем» была посвящена обсуждению текста послания церквам и христианам Соединенных Штатов Америки, текст которого помещается ниже.
К церквам и христианам Соединенных Штатов
Дорогие братья и сестры во Христе!
Мы прибыли в вашу страну как «живые письма». Потрясенные трагическими событиями 11 сентября, мы приехали в качестве представителей Церквей-членов Всемирного Совета Церквей, участвующих в «Десятилетии преодоления насилия». Мы прибыли, чтобы быть с вами в знак сострадания и солидарности с вашей болью. Мы прибыли из своих страдающих стран, чтобы с вами разделить ваши страдания. Мы не принесли с собой готовых ответов — мы прибыли, чтобы сказать, что любим вас.
Мы стояли у разрушенных небоскребов и ощущали близость смерти. Мы были глубоко потрясены ужасной тишиной, бесцветностью, чувством опустошения. В этой пустоте мы соединили руки и начали молиться; мы призывали жизнь в сердцевину смерти.
Всегда трудно заходить в дом печали. Но в это время скорби вы приняли нас с радушием, и мы благодарны вам за это. В Южной Африке есть пословица, употребляемая во время траура: «То, что случилось с вами, случалось и с другими». Мы — свидетели того, что жизнь, благодаря Богу, продолжается. Многие американские церкви посетили нас в трудные для нас времена, чтобы помочь нам не отчаяться, когда мы были подавлены скорбью. И ныне мы говорим вам: будьте мужественны. Мы прибыли к вам как живые письма, знаки надежды в вашем крестном страдании и боли. Во время нашего визита — в Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне и Окленде — мы имели возможность выслушать разные мнения и голоса.
Мы были свидетелями слов боли и гнева одного пастора: «Мы не готовы слушать поучения. Мы все еще чувствуем запах дыма; слишком много похорон мы повидали, чтобы оставаться объективными. Сознание будет меняться, однако давление только подогреет гнев». Необходимо время для скорби. И мы готовы ждать вместе с вами, быть с вами в вашем плаче и в вашем исцелении.
Мы слышали голоса глубокой печали. Мы были тронуты тем, как вы выражали эту печаль. Этим морем скорби поглощены и люди, несущие пастырское служение. Ныне они чувствуют себя опустошенными. «Кто исцелит целителей?» — спросил кто-то. Мы видели людей, ощутивших теперь свою общность с другими народами. «Я видел не просто моих плачущих прихожан, я видел, что весь мир плачет». Один пастор, помогающий пострадавшим и осиротевшим детям в Нью-Йорке, говорил о чувстве общности в боли: «Я хотел бы обнять и иракских детей, которые были ранены и осиротели. Возможно, этот опыт страданий поможет нам понять всех тех, кто страдает».
Мы слышали, как люди говорили о страхе и неуверенности — от иммигрантов, приехавших в США в поисках безопасности и свободы, до сторонников мира, которые чувствуют себя запуганными и обвиняемыми в отсутствии патриотизма.
Мы не слышали слов горечи и мести. Нас подвигло к смирению и вдохновило то, что церковные руководители затрагивают вопросы, выходящие за рамки их собственных забот и находящиеся в общем контексте всего мира. И эта дискуссия как раз начинается. Мы слышали, как кто-то спрашивал: «Что сделали мы, что было сделано от нашего имени, почему люди испытывают такую враждебность по отношению к нам?».
Мы слышали, как люди говорили о непонимании ислама и страхе перед ним, но мы слышали и слова солидарности с мусульманскими соседями.
Мы слышали, как люди соотносили свои страдания со страданиями людей в Афганистане и Палестине.
Мы слышали, как люди объясняли, насколько тяжело иным христианским общинам сталкиваться с этическими проблемами, возникшими как отклик на события 11 сентября.
Мы слушали пастора, вопрошавшего в слезах: «Как может бомбардировка Афганистана быть путем Христа?» Эти слова не требовали ответа от нас. Мы плакали и молились вместе с вами; и сейчас вместе с вами мы задаем вопросы, которые сопровождали наши беседы.
1. Где мы сможем найти основу для общности? Что может стать предметом нашей единой заботы? Нам необходимо сообща отвергать терроризм. Мы можем утверждать, что военная акция не принесет безопасности и мира. Какой тип взаимоотношений нам необходимо построить с нашими соседями, как в географическом, так и религиозном плане?
2. Каким образом Церкви могут занять место на передовой в борьбе против несправедливости? Церкви ответственны за то, чтобы вместе осмыслять, вместе называть самые значительные несправедливости в этом мире. При своих встречах мы говорили о разрушительных экономических диспропорциях, о притеснении людей в таких местах, как Палестина, о половой и расовой дискриминации, о фактах поддержки тоталитарных режимов.
3. Каким образом мы сможем донести евангельские истины туда, где идет битва за сердца и умы людей? Какой род общения, какие образы смогут объединить нас в сообщество, а не увеличить пропасть между людьми, что является политикой многих СМИ? Будучи христианами, мы стали носителями предания и были призваны в сообщество, которое свидетельствует об истине власть имущим. Мы говорим своим Церквам: внимательно прислушивайтесь к другим христианам во всем мире. Позволяя Церквам делиться своими преданиями, вы даете им возможность высказаться.
4. Будем ли мы высказываться лишь тогда, когда станем единодушны? Как мы поощряем пророческие голоса в нашей среде? Любовь объединяет нас. Вы — наши братья и сестры. Вместе мы составляем тело Христово. Давайте возьмемься за руки и будем стремиться преодолевать любые формы насилия, прямые и структурные, чтобы созидать культуру мира.
Трагедия 11 сентября многих людей заставила задуматься о вере. Об этом, в частности, свидетельствует то, что группа протестантов из американского города хиллсборо перешла в Православие. По сообщению газеты Chicago Tribune, группа из 30 человек, входившая в протестантскую религиозную общину города Хиллсборо, приняла Православие и в статусе оглашенных готовится к своему официальному воцерковлению, которое состоится предположительно весной будущего года. Отец Питер Гиллквист, начальник отдела миссионерской деятельности и евангелизации при Антиохийской Православной митрополии в Америке, который перешел в Православие из евангелической церкви в 1987 г, сказал, что с того времени к митрополии присоединилось уже 75 протестантских общин. По словам одного из членов общины, фотографа Дона Рацлафа, он и его жена почувствовали потребность к обращению после того, как они пришли к выводу, что Православная Церковь сохранилась такой же, какой она была в 1-ом веке. Согласно статистическим данным, рост паствы в Антиохийской митрополии за последнее десятилетие прошлого века, который происходил (и происходит) в основном за счет новообращенных из неправославных конфессий, характеризуется как динамичный; количество приходов за указанный промежуток времени увеличилось на 33%.
В то же время в Канаде отмечается кризис протестанских и католических церквей. Резкое сокращение численности практикующих верующих может стать причиной закрытия значительной части церквей Монреаля. По некоторым прогнозам, в ближайшие пять лет в столице Квебека будет закрыто сто церквей, то есть каждое шестое молитвенное здание. В течение всего XIX и первой половины ХХ века жители Монреаля отличались большой религиозностью: 90 % регулярно посещали церковь, вследствие чего в столице Квебека строилось много храмов, как католических, так и протестантских. Однако, начиная с 1960-х годов, начался массовый отток монреальцев из церквей. Сегодня воскресные богослужения посещает всего 10 % католиков и 17 % протестантов. В результате значительная часть приходов оказалась просто не в силах материально содержать свои храмы. По причине сокращения прихожан в Монреале постоянно идет процесс укрупнения приходов — слияние нескольких общин в одну. Каждый год какая-то часть церквей закрывается или продается. По оценкам специалистов, если нынешняя тенденция сохранится, то в ближайшие пять лет из 600 церквей, расположенных на Монреальском острове, придется закрыть, по крайней мере, 100.
Печально празднование Рождества в этом году в Святой Земле. По свидетельству очевидцев, никогда еще Вифлеем не выглядел так пустынно. Латинский Патриарх Иерусалима Мишель Саббах осудил израильтян и палестинцев. В своем ежегодном рождественском послании он подверг критике израильских и палестинских лидеров за продолжение насилия на Святой Земле, сообщает «Ассошиэйтед пресс». Осудив Израиль за дурное обращение с палестинцами, в частности, за блокаду палестинских территорий, Саббах в то же время осудил теракты палестинских боевиков- «камикадзе» против израильтян. По поводу действий Израиля он сказал: «Продолжающаяся несправедливость на Святой Земле, оккупация территории, унижение людей, их истребление, установление блокады, лишение их свободы, данной им Богом — все это когда-нибудь кончится». Как передает AP, накануне Папа Римский Иоанн Павел II отказался встретиться с министром иностранных дел Израиля Шимоном Пересом. Перес прибыл в Рим 11 декабря, и встреча с понтификом с самого начала была под вопросом. Папа Римский сослался на крайне загруженный график. Однако в мировых СМИ уже комментируют отказ главы Ватикана от встречи с руководителем внешнеполитического ведомства Израиля, подчеркивая, что таким образом понтифик вновь продемонстрировал глубину противоречий между Ватиканом и Израилем в вопросе решения палестинской проблемы.
Насилие продолжается не только на Святой Земле. 8 декабря 2001 года экстремистами был подожжен монастырь святого великомученика Георгия Победоносца в селе Мала Речица близ македонского города Тетово на территории, контролируемой албанскими вооруженными формированиями. При этом до основания сгорел монастырский храм, восстановленный в 1930 году на фундаменте церкви XII века. В храме сохранялись фрагменты фресковой росписи XIV века. Министерство культуры Македонии выступило с осуждением этого акта вандализма. В заявлении особо подчеркивается, что поджог произошел в день памяти почитаемого в этих местах святителя Климента Охридского и накануне храмового праздника. Ранее в окрестностях села Мала Речица имелось 15 православных монастырей и храмов, но за время боевых действий 2001 года почти все они были разрушены или осквернены. Церковь святого Георгия оставалась последним действующим православным храмом в этом районе.
Наблюдатели от ОБСЕ отмечают резкий рост напряженности в районе Тетово в связи с этим террористическим актом. Совсем недавно была варварски уничтожена церковь святого Афанасия в расположенном неподалеку селе Лешок, являющаяся частью уникального архитектурно-исторического комплекса монастыря XIII века.
Министерство культуры Македонии распространило список православных церквей, разрушенных на территории этой страны во время боевых действий 2001 года. В список включено более 25 храмов, многие из которых являются памятниками архитектуры мирового значения. Среди них — такие известные святыни Македонии, как Ильинский монастырь в селе Брезно, основанный в XIV-XV веках, храмы святого апостола Иоанна Богослова в Утшиште (XII-XIV века) и святого Архангела Михаила в Непроштено (XII век). Очередное осквернение и разрушение народной святыни являет собой наглый вызов мировому сообществу. Следует отметить, что эскалация напряженности происходит, несмотря на присутствие в Македонии международных миротворческих сил по поддержанию порядка и защите граждан.
Русская Православная Церковь всегда последовательно выступала против терроризма в любой форме, указывая, что поиск ответов на все накопившиеся вопросы возможен только мирным путем при учете мнений всех заинтересованных сторон. Обращаясь к Президенту Македонии Борису Трайковскому, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечал: «Путем диалога, а не силой оружия могут быть разрешены проблемы, связанные со справедливым обеспечением законных интересов и прав различных меньшинств». Варварские акты против культовых зданий, независимо от их религиозной принадлежности, являются прямым вызовом Творцу, а их исполнители — орудием в руках диавола. Разрушение святынь способно лишь усугубить страдания народов многонациональной Македонии.
Священноначалие Русской Православной Церкви с глубокой озабоченностью воспринимает происходящее в братской славянской стране. Русская Православная Церковь непрестанно возносит свои молитвы о восстановлении мира в этом крае.
Не лучше албанцев действуют и их африканские коллеги. Исламисты Нигерии продолжают громить церкви. Несколько церквей было осквернено и несколько человек погибло в результате межрелигиозных столкновений в двух штатах Нигерии. В городе Илорин, административном центре штата Квара, группа молодых мусульман осквернила четыре церкви, нанеся при этом значительный урон церковному имуществу: в частности, были угнаны приходские автомобили. Примерно в то же время, как уже сообщалось ранее, толпа из 500 мусульманских молодчиков устроила самый настоящий христианский погром в городе Осогбо на юге Нигерии. В ходе беспорядков был убит один христианин, 24-летний сын местного пастора, и сожжено несколько церквей. За несколько последних месяцев в ходе столкновений между мусульманами и христианами в Нигерии погибло несколько сотен человек. А нигерийский пастор Сандей Аделаджа тем временем продолжает «обращать» украинцев. А дома-то что творится?
Попыткой разрешить конфликтные ситуации между мировыми религиями можно считать подписанную в Индонезии «Джакартскую декларацию».
К прекращению глобальных конфликтов, мирному решению возникающих проблем, к справедливости для всех мировых религиозных сообществ призвали в столице Индонезии участники Всемирного исламского форума. В принятой ими «Джакартской декларации» около 150 представителей из 50 исламских государств и стран, где имеются мусульманские общины, подчеркнули важность поддержания мусульманами диалога с другими религиями ради гармонии и всеобщего понимания, сообщает «Мир религий». Задачей форума объявлено также стремление мусульманских кругов дать отпор «неверной интерпретации» ислама вслед за террористическими нападениями на США 11 сентября. Авторы «Джакартской декларации» особо отметили необходимость обеспечения справедливости как наиболее эффективного средства в усилиях по искоренению терроризма.
Накануне визита президента России Владимира Путина в Грецию в афинской газете «Страна» появилось интервью наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), духовника российского президента, корреспонденту газеты Михалису Меникосу. Эта публикация вызвала широкую полемику в российской прессе по вопросу взаимоотношений Православной Церкви и власти в светском государстве. Приводим текст интервью, перепечатанный газетой «Известия» 7.12.01
ПУТИН И ЕГО СЕМЬЯ — ХРИСТИАНЕ. ЭТО ГЛАВНОЕM
- Отец Тихон, действительно ли Владимир Путин, нынешний президент России, православный христианин? Это не праздный вопрос, очень многим в Греции действительно важно это знать.
- В 1917 году в России прервалась почти тысячелетняя преемственность правителей страны, которые являлись бы православными христианами. И в этом смысле сейчас связь времен восстановлена в личности нынешнего президента. Владимир Владимирович Путин — действительно православный христианин, и не номинальный только, а человек, который исповедуется, причащается и сознает свою ответственность пред Богом за вверенное ему высокое служение и за свою бессмертную душу. Бремя задач, тяжесть проблем, мера ответственности, которые взял на себя этот человек, поистине громадны. Тот, кто по-настоящему любит Россию и желает ей блага, может только молиться за Владимира Владимировича, Промыслом Божиим поставленного во главе России.
- Как случилось, что ваши дороги с Владимиром Владимировичем пересеклись? — Очень просто: когда-то он пришел к нам в храм, поскольку наш монастырь расположен недалеко от прежнего места его работы.
- Что заставило его прийти в храм?
- Знаете, это очень личное. Конечно же, я не смогу об этом говорить. Должен сказать лишь то, что в последние десятилетия в России у множества людей произошел принципиальный духовный выбор. А выбор этот в основе своей прост (при всей сложности каждой частной судьбы) и стар как мир: кто-то ищет Бога и служит Ему, а кто-то служит маммоне. И тот и другой пути в последнее время открылись для людей во всей ясности. Огромное количество русских людей сегодня, после многих лет атеистической идеологии, познает для себя православие, познает совершенно новый мир. Это не значит, что президент, как горячий неофит, живет только этим: в его положении это было бы смешно. Владимир Владимирович — очень взвешенный, рациональный человек, в том числе в вопросах веры.
- Президент как-то участвует в церковной жизни? — В первую очередь тем, что он и его семья — христиане. Это главное. Но, принадлежа к церковному телу, президент не может не чувствовать проблем, которые беспокоят всех православных. У нас, как и в Греции, существует очень тяжело переживаемый нами раскол. В нашем случае — с Русской зарубежной церковью. Будучи недавно в Америке, Владимир Владимирович встречался с представителем синода зарубежной церкви епископом Гавриилом и пригласил его и предстоятеля зарубежной церкви митрополита Лавра в Москву. Дай Бог, чтобы постепенно, пусть не сразу, эта рана общими усилиями, в конце концов, была бы исцелена.
- Как вы думаете, какое значение сам президент придает религии, деятельности церкви?
- Во время своего короткого отпуска летом нынешнего года президент посетил несколько северных монастырей. Когда он был в Валаамском монастыре, то в одной из бесед высказал мнение, что без православия не было бы и самой России. И в нынешнем возрождении России православная церковь призвана сыграть особую духовную роль, потому что наши корни именно в православии. Президент подчеркнул, что хотя Россия — многоконфессиональная страна и он испытывает уважение к людям, исповедующим другие религии, в то же время нельзя не сознавать, что культура России в первую очередь основана на традициях православия. И сильна была Россия именно вечными ценностями, которые исповедовало и несло православие. Это совершенно не унижает приверженцев других конфессий. Наоборот, в России много сотен лет поддерживался беспрецедентный межрелигиозный мир. Но гарантом его служило именно православие.
- А семья Владимира Путина тоже православная?
- Вся семья президента — православные верующие люди. Они этого не афишируют, это их органичная жизнь. И только потому, что в России люди отвыкли от таких правителей, этой теме уделяется столь пристальное внимание.
- Сейчас часто вспоминают, что президент работал в ФСБ. Да и ваш монастырь расположен рядом с ФСБ на Большой Лубянке.
- Ну что ж теперь сделаешь? Перевести монастырь на другую улицу? Но он 600 лет здесь стоит. Сегодня немало военных, в том числе и офицеры спецслужб, — это люди, живущие христианской жизнью. Слава Богу! Во все слои общества все больше, пусть и незаметно на поверхностный взгляд, проникают вера, милосердие, справедливость, Христова любовь к ближним — что же в этом плохого?
- У вас лично были какие-то разногласия с ФСБ?
- Я вступил в церковную жизнь самом начале восьмидесятых годов и сразу вышел из рядов комсомола, написав заявление с формулировкой: в связи с моими религиозными убеждениями. Но никаких репрессий лично ко мне по этому поводу не было. Были какие-то угрозы, вызовы в горком комсомола, но стоял уже не 1937 год — уже не было той страшной машины насилия.
- А ваши родственники подвергались репрессиям?
- Да, и многие, как, наверное, в большинстве семей в России. В конце 20-х годов многие из моих родственников — кстати, греки, из семьи Кузьмы Христофоровича и Кириакии Анастасовны Папандопуло, которые жили в Геленджике, на берегу Черного моря, — были репрессированы как кулаки, поскольку у них была рыболовецкая шхуна. Бабушка, которая воспитывала меня в детстве, Сотира Кузьминична, была репрессирована позже, после войны, когда многих греков ссылали в Казахстан. Мой дядя — Георгий Иванович Мельников, один из создателей нашего зенитного оружия, — тоже какое-то время провел в тюрьме. Другой дядя — Лев Антонович Чешко, по учебникам русского языка которого мы учились в школе, — после немецкого плена провел, кажется, восемь лет в лагерях. Еще раз повторяю: это было обычной судьбой обычной семьи в XX веке.
- Каково сегодня отношение между Греческой и Русской церквами?
- Недавно в Москве был архиепископ Христодул. Он произвел на всех огромное впечатление — очень живой человек, духовный, умный, интересный. Мы были и раньше знакомы с его выступлениями, проповедями, а теперь смогли увидеть воочию его проповеднический дар, когда владыка Христодул обратился к православной молодежи на съезде с необыкновенно ярким словом. Для нас очень интересна православная жизнь в Греции, потому что мы сейчас переживаем период либерализации. И то, что называют демократией, зачастую подменяется произволом, и на поверхности оказываются самые грязные стороны западной жизни, которые разлагающе влияют на молодежь. И нам очень важно знать, как Греческая церковь пережила этот период. Для нас интересно, как в современной Греции сохраняют веру, духовные и национальные ценности, что необычайно важно для самосознания каждого народа. Я глубоко убежден, что опыт православной Греции будет еще серьезно востребован в современной России.
- Что вы можете сказать по поводу места России в межрелигиозной ситуации в мире?
- Я не специалист в политических вопросах и выскажу сугубо личное мнение. Мне представляется, что сегодня Россия вынуждена проходить между Сциллой и Харибдой: между ужасом исламского терроризма и не менее страшной силой тех, кто пытается воплотить в жизнь тотальную американскую гегемонию. Здесь нужна необычайная выдержка, глубокий анализ и продуманные решения.
Но, слава Богу, в России существует огромный позитивный опыт сосуществования народов, исповедующих разные религии, в частности православие и ислам, и это не может не вселять надежды. Многие пытались и чеченскую кампанию перевести в религиозную войну, чему, кстати, успешно противодействовали и православная церковь, и представители большей части исламского духовенства. Но надо понимать, что существуют действительно могущественные силы, которые пытаются перевести и чеченский, и общемировой конфликты в межрелигиозное противостояние. Это очень опасно.
- И последний вопрос. Отличается ли духовное общение или исповедь обычного человека и президента?
- Душа всякого человека неповторима и бесценна перед Богом. Господь говорит, что все сокровища мира не стоят одной человеческой души. И велика молитвенная ответственность священника за всякую человеческую душу. Для меня очень важны слова одного из святых отцов: «Какая главная минута твоей жизни? Это та минута, которую ты сейчас проживаешь. А какая главная встреча в твоей жизни? Это встреча с тем человеком, с которым ты сейчас говоришь».
Митрополит Кирилл. Выступление на Всемирном Русском народном Соборе