Василий Анисимов. Пресса и православие в Украине
ПРЕССА И ПРАВОСЛАВИЕ В УКРАИНЕ
Василий АНИСИМОВ
В демократическом государстве свободную прессу как корпорацию, формирующую общественное мнение, принято называть «четвертой властью», вслед за законодательной, исполнительной и судебной. Оказывая мощное влияние на все без исключения государственные и общественные институты, она является одним из столпов гражданского общества. Конечно, нашей прессе далеко до свободы, однако и в нынешнем состоянии она воздействует на Православную Церковь, создавая ей множество трудностей и проблем. Впрочем, если на пути вмешательства властных структур во внутренние дела Церкви стоит Конституция и Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», и в принципе всегда можно сослаться на соответствующие положения законов (что отнюдь не всегда спасает от произвола), то отношения Церкви с «четвертой властью» ничем не регулируются, кроме общедемократических положений законодательства о прессе, запрещающих разжигать религиозную и национальную рознь. Иными словами, мы не можем сказать печатным, электронным и интернетовским СМИ: вы не имеете права распространять о нас всякие глупости и вообще забудьте о нашем существовании. Они будут писать о церковной жизни, независимо от нашего желания, в меру своего понимания церковных проблем.
Преодоление немоты
Разумеется, для большинства журналистов церковная проблематика является terra incognita, они бы с большой охотой черпали соответствующую информацию из наших источников, будь она профессионально сделанной, разнообразной, адаптированной к уровню церковных знаний своих читателей. Очевидно: если мы сами не умеем говорить о нашей жизни, событиях, проблемах, то должны смириться с тем, что об этом будут говорить внешние. Поэтому чрезвычайно актуальным является создание собственных высокопрофессиональных информационных ресурсов — информагентств, газет, журналов, интернет-страниц, радио- и телепередач, пресс-служб, информационно-аналитических центров. К тому же мы должны учитывать, что «Основы социальной концепции» Православной Церкви рекомендуют церковным СМИ информировать читателей не только о внутрицерковной жизни, но и излагать точку зрения Церкви на важнейшие общественные проблемы. В принципе, любой читатель, зритель, слушатель должен иметь возможность задаться вопросом «А что думает по этому поводу Церковь?» и получить ответ. Речь идет как о вопросах морали, нравственности, воспитания, так и о проблемах экономических, социальных, политических. Скажем, сегодня идет удивительная дискуссия о ценах на хлеб. Два года подряд Господь дает высокие урожаи зерновых своему народу и его земле. В этих условиях, казалось бы, каждый гражданин должен почувствовать улучшения своего социального положения от щедрот лета Господнего, благоприятного. Но не тут-то было! Все чиновники враз заговорили о недопустимости снижения внутренних цен на хлеб. Это, мол, ударит по производителям сельхозпродукции. Но ведь когда два года назад из-за недородов и неурожаев в два-три раза взвинтили цены на хлеб, а вслед за ними поползли цены на мясомолочную продукцию, сделав недоступными многие продукты питания для большинства граждан, никто не говорил, что это ударит по массовому потребителю. Напротив, тотальное повышение цен объясняли законами рынка: мало зерна — дорогие продукты, много — дешевые. Почему вдруг об этом забыли? Рынок — это когда цены снижаются, а не постоянно растут. Нравственно ли удерживать высокие цены, когда на пенсию можно купить лишь несколько килограммов вареной колбасы, а прожиточный минимум среднестатистической семьи в два-три раза выше ее доходов? Мы должны уметь формулировать и доносить до общественности свою точку зрения и по таким проблемам. Или, скажем, сейчас едва ли не по всей стране идет невиданная ранее вырубка вековых лесов, она охватила не только Закарпатье, но и Винницкую, Черкасскую, Черниговскую области. Наш юный капитализм вкупе с западными компаниями стремительно пережевывает то, чего не трогали наши деды и прадеды. Это и экологическая, и нравственная проблема. И мы должны обращаться и к ней. Церковная журналистика лишь тогда будет общественно значимой, чего требуют от нас «Основы социальной концепции», когда будет смело ставить общественно значимые вопросы. У нас более четырех десятков периодических епархиальных изданий, но даже лучшие из них, такие, как «Летопись Православия» (Запорожье) и «Православна Таврія» (Херсон) лишь изредка выходят за рамки духовной, морально-нравственной проблематики. Исключение составляет днепропетровская газета «Начало», которая представляет собой церковно-светское издание, вышедшее за пределы области и распространяемое и в Украине, и в России, и в Беларуси. Особенность ее заключается в том, что она делается профессиональным журналистом, прошедшим школу популярнейших советских изданий, что наложило свой отпечаток на структуру газеты, подачу материалов. Однако, ориентируясь на слишком большую и разнообразную читательскую аудиторию, она не может быть епархиальной газетой, да и не является таковой.
У нас запланировано специальное занятие, посвященное епархиальным информационным структурам, где будет дан анализ их нынешнего состояния, рассмотрены проблемы организации епархиальной газеты, ее структура и распространение. Очевидно, что она должна функционировать при епархиальной пресс-службе, быть голосом и правящего архиерея, и православной общественности региона. Времена вынужденной немоты уже ушли в прошлое. Сегодня, когда подавляющее большинство СМИ контролируется различными финансовыми, политическими, административными структурами, а потому вынуждено обслуживать их корпоративные интересы, церковная пресса является наиболее свободной и незаполитизированной. Этой свободой надо пользоваться, чтобы нести человеку слово правды и надежды, а высокое доверие людей к Православной Церкви в Украине надо оправдывать.
Мне представляется, что мы уже созрели для «информационного перелома». Как наша Церковь своими делами и проповедью уже вышла за пределы церковной ограды, куда ее, как в гетто, загнал атеистический режим, так и печатное слово Церкви должно выйти за пределы общин и прийти в каждую семью. Для этого необходимо, чтобы оно (епархиальная газета) было ожидаемым, а не случайным или возможным. Газета должна быть подписной и периодической. Выходящее раз в месяц издание — это не газета, это журнал для духовного чтения. Он выполняет иные функции, его материалы направлены на анализ проблем и событий, глубокие размышления о важном и сущностном, он не стремится и не может быть остро актуальным и информативным. Другое дело — еженедельник. Современный человек живет в многособытийном и динамичном мире, он хочет знать и понимать смысл происходящего. Краткую новостную информацию он получает из радио- и телепрограмм, расширенную и оценочную — из газет, ежедневных (они дорогие и малодоступные) и еженедельных. Наш церковный календарь также разбит по неделям. Это дает возможность информировать о прошедших церковных событиях и анонсировать грядущие, поясняя их смысл и значение, публиковать воскресные проповеди и рекомендации по занятиям в воскресной школе. Таким образом, газета становится помощником священнику и приходскому совету в организации приходской жизни. Кроме того, надо помнить, что нынешняя экономическая ситуация в Украине такова, что человек имеет возможность выписать лишь одну газету. Почему бы этой единственной газетой не могло бы стать ваше епархиальное издание? Какие требования, например, на селе предъявляет подписчик к газете? Если вы проведете такой мониторинг, то окажется, что сложившиеся информационные потребности непритязательны. Это, в первую очередь, телепрограмма, затем — информация о международных, государственных, а главное — региональных событиях. Всегда востребованы простые, искренние материалы о людях и судьбах, об истории родного края. Непременными являются материалы о православных праздниках, рубрики семейного доктора, советы домохозяйкам и огородникам. Вся эта информация (включая региональную) в изобилии находится в Интернете, и делать из нее раз в неделю, например, четырехполосную вкладку с телепрограммой в епархиальную газету в настоящее время не представляет никакой сложности. У нас есть некоторые общенациональные ежедневные газеты (например, «Всеукраинские ведомости»), многие номера которых большей частью состоят из интернетовских материалов. Сегодня можно делать любую газету, не выходя из кабинета, главное, чтобы он был оснащен современной компьютерной техникой и доступом в Интернет.
Вторая часть газеты должна быть церковной, но и здесь не обойтись без Интернета. Сегодня многие наши издания пользуются информацией мировых православных сайтов. В помощь им создан и официальный сервер Украинской Православной Церкви «Православие в Украине». Он аккумулирует новостную информацию из всех епархий Украины, оперативно информирует обо всех событиях в митрополии, размещает много аналитических и полемических материалов о церковно-государственных и межконфессиональных отношениях, интервью по различным проблемам с иерархами Церкви, политическими и государственными деятелями, дает обширный иллюстративный материал, обзоры зарубежных церковных событий. Кроме того, он содержит большую общедоступную базу данных по истории нашей Церкви, епархий, святынь, монастырей, статистические и биографические данные и может использоваться как справочник. Мы издаем небольшим тиражом лишь текстовую версию информационно-аналитических материалов сервера, которая вам известна как «Вестник пресс-службы УПЦ». Мы их рассылаем по епархиям для того, чтобы там, где еще нет доступа к Интернету, могли использовать материалы «Вестника» при подготовке епархиальных газет. В целом, информационных, аналитических и прочих материалов сервера достаточно, чтобы еженедельно делать даже несколько добротных полос, причем иллюстрированных. Для этого мы размещаем на сервере не один снимок, а целый фоторепортаж со знаменательных столичных церковных событий, чтобы вы имели возможность выбора иллюстраций. Некоторые епархии (например, Львовская, Ровенская, Херсонская) очень широко используют материалы сервера в своих изданиях, другие звонят и спрашивают, можно ли их перепечатывать? Не можно, а нужно, поскольку для этого мы и существуем. Думается, за прошедший год мы сделали важные шаги в плане информационной поддержки региональных церковных СМИ с тем, чтобы они стали информативнее и разнообразнее.
Здесь важно помнить, что любой квадратный сантиметр газетной площади должен быть заполнен правдивой, нужной и полезной информацией. Тогда газета будет дорога читателю. Тогда он станет ее подписчиком, что позволит компенсировать часть, а может и все затраты на ее издание и доставку. Разумеется, предложения о вариантах соединения церковной и светской информации в епархиальных СМИ — дискуссионны, но мы должны искать пути расширения своего информационного влияния через современные способы коммуникации.
Трагическое непонимание
Пока наши церковные СМИ находятся в стадии становления, информационное пространство страны давно освоено светскими СМИ, которые и несут читателю информацию о Православной Церкви, ее заботах и проблемах. Трагедией не Православия в Украине, а, скорее, общества являются неумение и нежелание светских СМИ смотреть на церковные проблемы глазами верующего человека и анализировать их в категориях самой Церкви. Светскому журналисту, воспитанному на принципах научного атеизма, сложно уразуметь, что в церкви все «по-другому», как и говорил Христос: «Царство Мое не от мира сего». Такому журналисту, например, кажется невероятным, что Церковь — это не что иное, как мистическое тело Господа Иисуса Христа, поэтому грех церковного раскола является смертным грехом, и учинивший его предается анафеме. Ему трудно понять, почему «конституцией» Церкви, высшим органом ее законодательства являются Вселенские Соборы тысячелетней давности, определения и правила которых обладают свойством непогрешимости и распространяются на все времена и все церкви. Ему представляется условностью преемственность апостольской благодати, при наличии которой человек может именоваться священником, а таинства, совершенные им, являются спасительными. Ему трудно представить, что цель Церкви — вести человека (не народы и государства) через духовное взрастание и совершенствование к личному спасению….
Поэтому редкая публикация в светской прессе на религиозную тематику обходится без курьезов, а иногда и просто глупостей. Скажем, газета «Факты» может написать, что после канонизации «Петра Могилу занесут в Библию», газета «Зеркало недели» уверена, что протестанты — не христиане, газета «Киевские ведомости», обнаружив, что каноны Церкви утверждены на Вселенских Соборах тысячелетней давности, подвергла православных остракизму за «отсталость», газета «Киевский телеграфЪ», увидев, что в этом году Радоница совпала с днем Чернобыльской катастрофы, уверяла читателей, что на протяжении всех 16 лет существует это символическое совпадение, газета «Сегодня» недавно сообщила о том, что наш здравствующий Предстоятель похоронен на обочине Софийской площади….
В одних случаях подобные пассажи вызывают улыбку, в других — оправданное раздражение. Последнее касается публикаций, когда автор, не отличающий крест от полумесяца, начинает учительствовать на церковные темы и обличать. Непонимание же является наследием воинствующего атеизма, по этой же традиции вот уже почти 15 лет в Украине все, от государственных чиновников до журналистов светских изданий, «непонятное» объясняют «доступным», т.е. общественно-политическими марксистскими категориями. Скажем, один политик так объяснял «расстановку сил» в церкви: «У УПЦ девять тысяч «первичек» (приходов и монастырей), у УПЦ-КП — две и т.д.». По этой же «партийной» методе предстоятелей конфессий именуют лидерами церквей. Соответственно, «деятельность» церквей анализируют, как работу политических партий, ставят перед ними абсурдные с церковной точки зрения задачи, а затем ругают за их невыполнение. Скажем, требуют создать мононациональную православную церковь (хотя для Церкви Христовой «нет ни эллина, ни иудея»), или объединиться, по плану Игоря Юхновского, православным с униатами (хотя это разные веры), развивать «внутрицерковную демократию», «реализовывать национальную идею», «следовать прогрессу», поддерживать и пропагандировать правительственные и прочие предначертания и т.д.
В этом проявляются и рецидивы тоталитарного мышления — все контролировать, всем управлять и ставить задачи. К счастью, журналистская элита и Украины, и России уже распрощалась с ним. Вы очень редко можете встретить глупые и злобные «наезды» на Православную Церковь на страницах высокопрофессиональных и массовых изданий — газет «Факты», «Сільські вісті», «Киевский телеграфЪ», «2000», «Зеркало недели» (с оговорками), «Комсомольская правда в Украине», «Известия в Украине» и др. Это действительно творческие коллективы, открытые для диалога, с ними можно и нужно сотрудничать. Ведущие журналисты этих изданий воспитаны на принципах атеистического гуманизма, поэтому относятся к Церкви как к чему-то позавчерашнему, мало интеллектуальному. Заинтересовать их церковной проблематикой чрезвычайно трудно, однако у них есть один «пунктик»: как все люди такого воспитания, они живут авторитетами и кумирами, зачастую даже не ведая, что те были людьми глубоко православными. Когда они узнают, что А.Ф.Лосев, замечательный философ, вершина интеллекта ХХ века, на книгах которого выросло не одно поколение советских студентов, был не только православным верующим, но принял монашеский постриг и умер монахом, это приводит их в оторопь. Когда они узнают, что непререкаемые авторитеты интеллектуалов Нобелевский лауреат Борис Пастернак, Анна Ахматова, Анастасия Цветаева, Зинаида Мандельштам, несмотря на преследования, были практикующими православными христианами, а сын революционеров Булат Окуджава уже перед смертью просил и был крещен с именем Иван, приходят в смущение. Им трудно поверить, что творчество, универсальные знания, интеллект и Православие — вполне совместимы. Можно предложить им посетить Киево-Печерскую Лавру, когда туда приезжает С.С.Аверинцев, академик едва ли не всех престижных академий мира, великий филолог и интеллектуал нашего времени. Наверное, небезынтересно было бы понаблюдать, как академик берет благословение у священника из какого-то дальнего села, приехавшего по своим делам в митрополию, какое уважение он проявляет к нему в разговоре. После этого можно задать вопрос: вот вы, журналисты, причисляете себя к интеллектуальной элите общества, при этом считаете тысячелетнюю веру своего народа невежеством и анахронизмом. Но почему так не считали и не считают ваши кумиры? Неужели вы и впрямь умнее новомученика Павла Флоренского, Лосева, Ахматовой, Аверинцева, Раушенбаха (академик, известный трудами по космическим технологиям и выведший математическую «модель» Святой Троицы)? Или, быть может, невежеством является не вера православная, а невеждами являются те, которые о ней так думают?
Надо помнить, что с умными, достигшими высот в творчестве людьми говорить всегда проще, чем с тщеславными, завистливыми неудачниками, которые, как правило, все знают наперед. Поэтому многое зависит от нашего умения и настойчивости в преодолении того трагического непонимания, которое существует между Церковью и СМИ. У нас ведь здесь есть успешные дела. Скажем, еще десять лет назад казалось, что кто-кто, а Православная Церковь и медицина никогда не найдут общего языка. Сегодня у нас десятки больничных храмов, в которых прихожане — медики. В этом нам помогали и столпы науки прошлого, которые работали в Киеве и были глубоко верующими православными людьми. Это и Пирогов, и Менделеев, нобелевские лауреаты ХХ века — Сеченов и Павлов, а знаменитый хирург и теоретик хирургии, прошедший ГУЛАГ, святитель Лука Войно-Ясенецкий — православный архиепископ, причисленный к лику святых.
О зеркале политических, государственных и раскольничьих СМИ
Большое влияние в информационном пространстве Украины имеют СМИ, являющиеся партийными органами или контролирующиеся политическими партиями и группами. Их внутриредакционная политика определяется тем, какую позицию занимает партия или ее лидеры по отношению к Церкви. Например, Компартия приняла документы, которые определяют ее линию на поддержку Украинской Православной Церкви, поэтому и газета «Коммунист», и областные издания коммунистов публикуют много антиуниатских и антисектантских материалов. Сходной позиции придерживаются лидеры Соцпартии, поэтому их газета «Товарищ» всегда благожелательна к Православию. То же можно сказать о газетах «Власть и политика» (Партия регионов), «Правда Украины» (Солидарность) и других. Однако всегда есть опасность, что при смене политической конъюнктуры, изменится и позиция издания. Это продемонстрировала газета «Всеукраинские ведомости» (издание Юлии Тимошенко): сама Ю.Тимошенко всегда декларировала свою приверженность канонической церкви, поэтому поначалу и публикации «ВВ» были антифиларетовские и антиуниатские, однако когда в ее блок вступили боевики-унсовцы, офилареченный до дна своей изолгавшейся душонки, бывший первый секретарь ЦК ЛКСМУ А.Матвиенко и прочие, газета запестрела антиправославными материалами.
Принципиально антиправославную, униато-раскольничью позицию всегда занимали руховские СМИ. Но так как поддерживающие расколы сами колются и с энтузиазмом сдают и предают друг друга, то эта участь постигла и сам РУХ, который расколот на несколько частей, и если бы их не подобрал в свой блок В.Ющенко, то они уже в этом году завершили бы свое политическое существование. Сегодня трудно определить, есть ли у них собственные партийные СМИ, хотя они постоянно распространяют в Верховной Раде злобные антиправославные заявления. Проуниатскими и профиларетовскими изданиями являются марчуковская газета «День», газета СДПУ (О) «Киевские ведомости». Последнее весьма любопытно: в своих заявлениях лидеры этой партии постоянно утверждают, что они являются партией закона, а законной признают лишь УПЦ, однако на практике, благодаря Леониду Кравчуку, «КВ» фактически является рупором филаретовщины.
Кроме того, существуют с разной степенью изощренности, лгущие СМИ. Это ангажированные униато-филаретовские получекистские информационные структуры: телеканалы «1+1» (остаток империи медиа-лжи филаретовца Зиновия Кулика), СТБ, «Україна молода», газеты киевские — «Вечерний Киев» и «Столиця». К этой когорте, судя по последним публикациям, стремится присоединиться и газета «Сегодня».
Еще одну группу СМИ составляют государственные средства массовой информации, которые дотируются из центрального и региональных бюджетов, и собственно существуют за средства налогоплательщиков. Это «Голос Украины», «Урядовий кур’єр», «Рабочая газета», газеты областных, городских, районных советов и госадминистраций. Они должны отражать точку зрения государства на церковно-государственные проблемы, а она отражена в Конституции и законах Украины. Они достаточно объективны и толерантны к тысячелетней Церкви своего народа, однако зачастую определяют свою позицию не по закону, а по высказываниям коррумпированных чиновников областного и столичного уровня.
Последняя группа СМИ — это собственно филаретовские, униатские, автокефальные периодические издания, типа «Наша віра», «Християнська Україна» и т.д. Это деградировавшие малотиражки, поскольку постоянно поддерживаемый высокий градус лжи и злобы, разлагает любую личность. Их занятие — это неустанное стукачество и клевета на Православную Церковь. Они пристально отслеживают всякое событие в УПЦ и тут же обливают его желчью и ложью. Полемизировать с ними можно, но скучно. Сколько раз и по всяким поводам уличали в подлости и лжи того же филаретовского нардепа Павла Мовчана (Наталья Витренко даже лупила его в парламенте каблуком перед телекамерами) — все не впрок: едва ли не в каждом номере «ХУ» он выдавливает из себя, как степная гадюка, традиционную порцию яда и лжи. Потому что ложь — это его корм. Отсутствие положительной информации (а ложь никогда не может быть положительной, какие бы панегирики ни строчили филаретовцы своему отлученному от Церкви патрону и самим себе) превратило эти издания в сосуды затхлости и гниения. Откроешь — отпрянешь.
В этих условиях православные СМИ — самые свободные. Свободные от той же лжи, поскольку нам нет надобности, как униатам, перевирать собственную кровавую антиукраинскую, антиправославную историю, чтобы обосновать свое присутствие в Украине. Православие — это тысячелетний отчий дом нашего народа. Оно дало ему язык, историческую жизнь, сформировало его менталитет, культуру, никогда не предавало его, а в годину испытаний первым шло на плаху. У нас нет необходимости, как у раскольников, с пеной у рта доказывать, что мы «тоже» истинная вера и истинная Церковь, поскольку мы никогда не переставали ими быть, и это признается всеми, в том числе и униатами, и схизматиками. Нам не надо растолковывать людям, как это делают сектанты, откуда мы здесь появились и чего хотим, поскольку мы никуда отсюда и не уходили.
Сегодня православная вера востребована нашим народом, несмотря на нищету и бедность ежегодно открываются до пятисот новых храмов. Как будущие священники и сотрудники епархиальных информационных структур, мне кажется, вы должны помнить, что слово «востребованность» означает не только «требы», но и горячее служение в православной информационной сфере.
Андрей Деркач: «Не могу занимать нейтральную позицию в борьбе добра и зла»