Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

08.01.2008. СИМФЕРОПОЛЬ. Митрополит Лазарь и мэр города открыли рождественский вертеп

7 января впервые в Крыму на главной площади Симферополя перед Украинским академическим музыкальным театром Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь вместе с Симферопольским городским головой Геннадием Бабенко открыли «рождественский вертеп» – выполненную в каноническом стиле художественную композицию, рассказывающую о празднике Рождества Христова.
Инициатива сооружения этой красивой и трогательной рождественской композиции принадлежит владыке Лазарю. Городской голова ее горячо поддержал и выделил на сооружение рождественского вертепа средства. Проект с фигурами в натуральную величину исполнили мастера художественно-оформительского цеха Крымского академического театра кукол. На открытии присутствовали руководители республиканских властных структур и все желающие.
У большинства из нас слово «вертеп» меньше всего ассоциируется с рождественскими праздниками. А между тем среди замечательных традиций празднования Рождества Христова, которые возрождаются в наше время, стоит вспомнить и рождественский вертеп.
Традиция «рождественских презепе» возникла в Италии в ХШ веке. У нас она получила название вертеп (устар.), что означает – пещера, грот. Введение «презепе» в широкий цикл рождественских праздников традиционно приписывается католическому святому Франциску Ассизскому, который в ночь Рождества Христова 1223 года принес в грот для Бога Младенца ясли, устланные сеном, привел быка, ослика и, создав своего рода живой «презепе», отслужил при стечении множества народа праздничную мессу.
В России, на Украине и в Белоруссии «рождественские вертепы» начали бытовать более 200 лет назад и со временем стали неотъемлемой традицией празднования Рождества Христова. «Рождественский вертеп» – это своеобразный кукольный театр. Среди христославов, ходивших по домам и славивших рождение Спасителя, была обычно группа молодежи, показывавшая вертеп. Играли его на Святки – от Рождества до Крещения – по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками. Представления состояли из двух частей: в первой рассказывалось Евангельское событие рождества Христова, так называемая духовная часть, а во второй ставились сценки, написанные самими актерами. В дореволюционной России, купив за умеренную цену билет, вертепе можно было увидеть и на ярмарках. В «ярмарочных» вертепах представления шли гораздо дольше, чаще всего до масленицы.
Бытовали и неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы, Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Их принято выставлять на Рождество в церквах. Вертеп ставят в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела. Такие вертепы уже много лет подряд симферопольцы видят в Свято-Троицком женском монастыре и кафедральном Петропавловском соборе.
Вертепы бывают разные: большие и маленькие, рисованные и со скульптурными фигурами из дерева и других материалов. Уровень художественного исполнения вертепов также различен: от самодельных, вырезанных из бумаги, из дерева, раскрашенных и одетых в бумажные или лоскутные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства. Люди создают их кто как умеет и по силе своей любви. В каждой стране и местности есть свои традиции изготовления рождественских вертепов.
Самые большие композиции выставляются в людных местах.
Так, на площади Святого Петра в Риме, перед главным католическим собором с 2001 года по инициативе Папы Иоанна Павла II сооружается рождественский вертеп. Он занимает около 400 квадратных метров и достигает высоты двухэтажного дома, при этом многих участников событий представляют трехметровые статуи XVIII века.