Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

27.01.2008. КИЕВ. Свято-Успенскую Ларву посетил иерарх Грузинской Православной Церкви

В день памяти просветительницы Грузии (Иверии) равноапостольной Нины в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры была отслужена Божественная литургия. Богослужения в сослужении братии монастыря возглавил наместник Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел. За Литургией владыке также сослужил прибывший в Украину с паломническим визитом иерарх Грузинского Патриархата – митрополит Амба-Алавердский Давид (Махарадзе).
После окончания Литургии архиепископ Павел от лица Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира, братии монастыря и всех верующих поздравил высокого гостя с днем памяти покровительницы и просветительницы Иверии равноапостольной Нины.
Алавердская епархия:
[груз. ალავერდის ეპარჟია] Грузинского Патриархата (не позднее 1124). Одна из крупнейших епархий в средневек. Кахети, граничившая на северо-востоке с Кавказским хребтом и р. Стори, на юго-востоке с р. Турдо, на западе и юго-западе с Кахетинским и Циви-Гомборским хребтами. В А. е. (Алавердская епархия) кроме центрального р-на Кахети входил Туш-Пшав-Хевсурети. В наст. время епархиальные границы совпадают с Ахметским и Телавским р-нами Грузии. Кафедральный Алавердский собор расположен в Алавердской долине, в 20 км от Телави. Архиерейская резиденция А. е. находится в Телави.
Первый раз еп. Свимеон Бедийско-Алавердский упоминается в завещании 1124 г. св. царя Давида IV Строителя; он же, но уже как архиепископ, упоминается в сочинении анонимного историка XII в. «Царствование царя царей Давида Строителя» (см. Арсений монах). Епископ Алавердский был фактически главой Церкви всего Кахетинского царства, являясь активным участником политической и культурной жизни. Алавердскую кафедру возглавляли, как правило, представители влиятельных кахетинских княжеских родов (Авалишвили, Макашвили, Чолокашвили, Андроникашвили). Алавердский епископ обладал высоким статусом среди др. груз. архиереев — в «Памятниках грузинского права» зафиксировано, что в XIII в. Алавердский архиепископ занимал среди груз. архиереев 6-е место после Католикоса Грузии, Чкондидского епископа, митрополита Армении, архиепископа Картли и Ацкурского епископа (ჟართული სამართლის. С. 47).
Традиция титулования Алавердского епископа словом «Амба» (от греч. авва — отец) происходит от преемственного настоятельства епископом Алавердского мон-ря (Алаверди), где первым настоятелем был ученик прп. Иоанна Зедазнийского свт. Иосиф Алавердский, титуловавшийся как Амба Алавердский.
В период с 30-х гг. XIII до XV в. об А. е. не сохранилось никаких сведений, что объясняется частыми вторжениями со стороны монголов (1235 — 30-е гг. XIV в.) и войск Тимура (кон. XIV — нач. XV в.), принесшими сильные разрушения и полное прекращение церковной жизни.
Епархия была восстановлена основоположником кахетинской династии Багратиони царем Георгием VIII (1466-1476); разрушенный храм св. Георгия был восстановлен его преемником, груз. царем Александром I (1476-1511). Первенствовавшая в царстве Кахети, А. е. попыталась выйти из-под власти Мцхетского Католикосата, однако сепаратистские стремления Алавердских епископов вовремя пресекались Католикосами-Патриархами всея Грузии Давидом V, Доментием I и Николаем VII (Бараташвили).
В 1616 г. Алаверди был разрушен и ограблен вторгшимися войсками иран. шаха Аббаса I, сам мон-рь персы превратили в крепость. В сер. XVII в. территория А. е. была заселена тюрк. племенами. После восстания в Кахети в 1660 г. удалось избавиться от тур. засилья, но нанесенный ущерб был так велик, что епархия была восстановлена лишь к кон. XVII в. Вскоре Алаверди был снова разорен лезгинами. На рубеже XVII-XVIII вв. в границах Алавердского мон-ря возник жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери.
В правление царя Ираклия II (Багратиони) (1744-1798) Католикос-Патриарх всея Грузии Антоний II (Багратиони) совмещал и полномочия Алавердского епископа, что сильно способствовало хозяйственно-экономическому укреплению епархии. К 1811 г., когда автокефалия Грузинской Церкви была упразднена, а Грузинская Церковь перешла в ведение Грузино-Имеретинской Синодальной конторы РПЦ, в А. е. числилось 113 церквей, ей принадлежали 342 двора крепостных крестьян.
Территория А. е. в 1811 г. была соединена с Кахетинской епархией и переименована в Алавердскую и Кахетинскую, 30 авг. 1814 г.- с Телавской епархией и переименована в Телавскую и Алавердскую с кафедрой в г. Телави, в 1818 г.- с образованной в 1792 г. Бодбийско-Сигнахской епархией. 18 дек. 1828 г. А. е. была упразднена.
1 марта 1886 г. было образовано Алавердское вик-ство, включившее территорию А. е. В 1912 г. А. е. была вновь восстановлена. В 20-е гг. XX в., во время гонений на правосл. Церковь, А. е. была упразднена и восстановлена в 40-е гг., что, возможно, связано с изменившейся политикой гос-ва по отношению к Церкви во время Великой Отечественной войны.
Епархией с 24 мая 1992 г. управляет митрополит Алавердский Давид (Махарадзе), член Свящ. Синода Грузинской Православной Церкви, председатель Отдела архитектуры; в епархии открыто 7 храмов, служат 12 священников. В Шуамта действует жен. мон-рь во имя Хахульской иконы Богоматери.
Алавердские архиереи: епископы Иоанне (1511), Евктыме (1522), Николоз (1578), Кириле (1579), Иоанне (Авалишвили) (1612), Зебеде II (1639), Арсений (Авалишвили) (1651- 1660), Григол (1670), Николоз (Андроникашвили) (1685-1694), Николоз (Чолокашвили) (1695-1711), Иоанне (Макашвили) (1712), Николоз (Чолокашвили) (1724-1728), Закария (Андроникашвили) (1733-1734), Николоз (Андроникашвили) (1736-1757), Зенон (1761-1782), Николоз (Андроникашвили) (1784-1785), Антоний II Католикос Алавердели (1785-1811), архиеп. Алавердский и Кахетинский Иоанн (Бобдель-Макаев) (14.07.1811-30.08.1814), епископы Досифей (Пицхелаури) (30.08.1814-14.05.1817), Давид (Качахидзе) (1924-1925), Мелхиседек (Пхаладзе) (1925-1928), Стефане (Карбелашвили) (1928-1929), Романоз (Петриашвили) (1967-1971), митрополиты Григол (Церцвадзе) (1976-1992), Афанасий (Чахвашвили) (1992), митрополит Давид (Махарадзе) (с 1992).
В мест. Алаверди расположен кафедральный собор бывш. Алавердского мон-ря (см. Алавердский собор), основанного в VI в. свт. Иосифом, еп. Алавердским. Мон-рь, ставший при царе Кахети — Эрети Квирике (Багратиони) епископской кафедрой, пользовался попечением картлийских и кахетинских царей и считался главнейшим религ. центром Кахетинского княжества в VIII-XI вв.
Мон-рь известен своей лит. деятельностью. Перу св. Макрины Багратиони (XVIII в.), монахини Алавердского мон-ря, принадлежат жизнеописание св. Иосифа Алавердского, песнопения. Она переписывала рукописи и документы богатого книгохранилища мон-ря, приобретенные и подаренные мон-рю в XVII в. архиеп. Зебеде II, буд. Католикосом-Патриархом. Наиболее известным раритетом этого книгохранилища является Алавердское Четвероевангелие XI в. О хранении и умножении рукописей заботились Николоз (Чолокашвили), архим. Кириле (Амиранидзе), Иоанне (Ларадзе) (XVIII в.). В наст. время многие из уцелевших рукописей хранятся в Ин-те рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси.
На территории А. е. находятся также мон-ри: Старый Шуамтский (V-VII вв.), Матаани («Цхракари») (V-VI вв.), Руиспирский (XII-XIII вв.), Новый Шуамтский (XVI в.), Икалто (VI-XII вв.); церкви: Кисисхевская купольная (VIII-IX вв.), Кветерской крепости (1-я пол. X в.), трехнефные базилики в Ахмета и Шрома (Вачнадзиани) (VIII-IX вв.), базилика в Ахшаани (VI в.).

Житие равноапостольной Нины:
Святая Нина (Ninо) была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон (он был из Каппадокии) ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине сильное желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия.
Желание это еще более усилилось, когда она однажды увидела в видении Матерь Божию, вручающую ей крест из виноградных лоз. И желание ее сбылось, когда ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения, воздвигнутого императором Диоклетианом (284-305 г.).
В Иверии святая Нина поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе ее молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.
Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала святая Нина, и ее добродетельная жизнь благотворно действовали на жителей Иверии, и многие из них уверовали в истинного Бога и приняли крещение. Она обратила ко Христу в Грузии и самого царя Мариана (Мерой), бывшего до этого язычником. Тогда были вызваны из Константинополя епископ и священники и построен первый в Иверии храм во имя свв. Апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство.
Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору и там, в уединении, благодарила Господа за обращение в христианство идолопоклонников. Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию. После тридцатипятилетних подвигов святая Нина мирно скончалась 14-го января 335-го года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой Нины.
С памятью святой Нины связано нахождение хитона Христова. При распятии Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину, а впоследствии, и после разных событий попал в Грузию. По божественному откровению святая Нина нашла этот хитон зарытым у корня кедра.

На фото Алавердский собор (первая четверть XI в.)