Дионисий Мартышин. Гомеопатия: шарлатанство или врачевание?
ГОМЕОПАТИЯ: ШАРЛАТАНСТВО ИЛИ ВРАЧЕВАНИЕ?
Иерей Дионисий МАРТЫШИН
История и основные положения гомеопатии
Гомеопатия — метод лечения, который всегда вызывал много споров. На протяжении своего существования гомеопатия прошла своеобразный путь. То она получала признание как метод лечения, то ее предавали анафеме. И по сей день не утихают споры о месте и значении гомеопатии в современной медицине. Что такое гомеопатия, принципы и причины ее использования — все это можно наилучшим образом объяснить при помощи истории ее открытия. Итак, когда все это началось? Некоторые принципы того, что мы теперь считаем гомеопатией, были известны в Древней Греции. Гиппократ, древнегреческий врач, дал определение двум видам лечения. Он заметил, что некоторые медикаменты вызывают симптомы, противоположные тем, что вызывает болезнь (противоположность), а другие лекарства порождают те же симптомы, что и сама болезнь (подобие). Таким образом, Гиппократ пришел к заключению: то, что имеет силу вызывать страдание, также имеет силу исцелять. Парацельс, знаменитый швейцарский врач и ученый шестнадцатого века, ввел много фармацевтических препаратов, он оживил идею лечения подобного подобным и отрекся от идеи лечения противоположным. В подтверждение он говорил: «Никогда горячая болезнь не лечится чем-то холодным, а холодная чем-то горячим. Но происходит так, что подобное лечит подобное».
Слово гомеопатия в дословном переводе обозначает «подобная болезнь», оно происходит от греческих слов «гомео» — подобный и «патос» — болезнь. Гомеопатия сформировалась как метод лечения более 200 лет назад в Германии, ее основоположник — немецкий врач Христиан Самуэль Ганеман (1755–1843). В экспериментах Ганемана основанием для поиска лекарственных средств стал принцип подобия, то есть для лечения той или иной болезни он искал средство, могущее вызвать аналогичные явления в здоровом организме. Иными словами, если лекарство вызывало болезненные явления, то оно было потенциальным средством для лечения такой же патологии в больном. Ганеман уловил сходство между симптомами малярии и симптомами, вызываемыми хиной в здоровом организме, он провел многочисленные опыты с другими лекарственными веществами и предложил новую терапевтическую систему по подобию. Её лозунгом стало Similiа Similibus curantur — подобное лечится подобным. Во всем мире растет популярность гомеопатии, но особенно широко она распространена в Германии, Франции, Великобритании, США и Индии. В настоящее время гомеопатия переживает новый подъем, начавшийся в конце 80-х годов, что связано с возрастающим интересом врачей и пациентов к щадящим методам лечения, выработкой новых подходов к гомеопатическому лечению, привлечением наукоемких технологий в производстве препаратов.
Философия гомеопатии и православное богословие
Мы подошли к вопросу о существенном содержании гомеопатии и её философско-богословскому осмыслению. Болезнь человека есть следствие первородного греха, в результате которого человек не только подвержен болезням, но и смерти. Для святого Кирилла Александрийского «человечество после греха адамова поражено недугом порчи». Смертность или просто смерть всегда, со времен христианской древности, виделась космическим недугом, неверный выбор, совершенный Адамом, обернулся страстью, порочностью и смертностью. Воля и разум Адама были едины в Боге, так как истинное назначение свободы заключается в свободном движении по направлению к Творцу. Тем самым Адам и Ева были целомудренны, в полном смысле этого слова, целостны в стремлении разума и воли. Человек любил добро и стремился к нему, не зная внутренних колебаний между добром и злом. Тело человека представляло собой совершенное и послушное духу орудие. Оно было свободно от болезней, немощей и разрушительного воздействия внешних стихий. А в результате греха воля избирает одно, разум — другое. Происходит раскол, дробление человека, следовательно, гармония и здоровье утрачиваются. Так учит нас православное богословие, а что же на этот счет утверждает гомеопатия? В чем сущность болезни? Предлагаем вниманию наших читателей ряд размышлений из области гомеопатии. «Основа жизненного процесса — наличие воли и способность мыслить. Совокупность этих двух начал — воли и разума — и является внутренней жизненной силой, которая контролирует и регулирует все процессы в физическом теле. Гармонию между волей и разумом мы называем здоровьем, нарушение гармонии — болезнью. Мы не будем здесь выяснять, что предшествует внутренней жизненной силе. Скажем лишь, что она была сотворена Господом, и этого нам вполне достаточно. Я думаю, теперь вам становится понятно, что ничто в нашем мире не существует без причины и все созидательные процессы направлены в сторону исполнения Высшего предназначения. Эта жизненная сила, присутствие которой делает сложную смесь простых веществ живым организмом, и есть то, что называют «душой», — размышляет один из авторитетных гомеопатов в США Джеймс Тайлер Кент (1849–1916). Человеческий дух богоподобен именно в силу своей способности «животворить плоть» — такой богословской позиции придерживается православное богословие. А вот что по этому поводу пишет «отец» гомеопатии Самуэль Ганеман: «Материальный организм без этой жизненной силы не способен ни к каким-либо впечатлениям, ни к деятельности, ни к самосохранению. Только нематериальная динамическая сила, присущая материальному организму в здоровом и больном его состоянии (жизненная сила), может управлять всеми его ощущениями и отправлениями». Можно много говорить о том, что стимулирует и «одухотворяет» организм, но причиной всего в мире гомеопатия признает Бога. При помощи жизненной силы Творец дает возможность осуществить всем одухотворенным существам их высочайшее предназначение. Как мы видим, основы гомеопатии — это не безбожный материализм и оккультизм, а разумное понимание мира в свете религиозного Откровения. И вряд ли развитая медицина в традиционном понимании будет нам говорить о Боге, душе, воле и разуме. Скорее о микробах, инфекции и синтезе материи, в то время как гомеопатия утверждает то, что организм человека имеет духовную основу, подтверждает этот факт и развивает это в своих исследованиях. Попытаемся поразмыслить о причине болезни в свете гомеопатии. Существует какое-то препятствие к излечению больного. Ганеман назвал его «миазмом». «Миазм» — препятствие процессу исцеления, вызванное болезнями, наследственными или приобретенными. Слово «миазм» в переводе с греческого означает зараза, загрязнение. Ганеман считал, что жизненная сила организма «загрязняется» или «заражается» чем-то, что мешает организму справиться с болезнью. Этимологически «миазм» означает не только микробное заражение, но и «заражение, загрязнение или запятнание души». Небезынтересным будет размышление о болезни и ее связи с первородным грехом греческого гомеопата современности Георгия Лукаса: «Псорический миазм — это болезнь (состояние), которая имеет не внешнее происхождение, это «внутренняя» болезнь. Псорический миазм имеет связь с первородным страхом смерти и желанием. Первородный страх смерти существует в каждом человеке с момента его рождения. Первородный страх смерти объясняется органической способностью сознания человека понять и осмыслить законы Вселенной. Итак, для псорического миазма характерно присутствие первородного страха смерти и одновременно его неприятие. Сама мысль о прекращении существования становится для человека невыносимой». Таким образом, гомеопатия отражает мысль православного вероучения, так как смерть не свойственна человеку, сотворенному по образу и подобию. Для человека смерть противоестественна и смертность есть зло. И только с грехопадением человека и в природе смертность получает трагический и зловещий смысл — природа как бы отравляется трупным ядом человеческого разложения. В этом мы видим единство взглядов гомеопатии и богословия, что врожденная боязнь смерти, «препятствия к исцелению», болезнь есть последствия грехопадения, привнесенные в нашу природу грехом.
Как видно из вышеуказанного, гомеопатия и богословие имеют точки соприкосновения и даже некое единство мнений прежде всего в том, что тело есть жилище души, ее материальный носитель, посредством которого невещественное начало живет и действует в материальном мире. Таким образом, можно сделать вывод, что гомеопатия не отвергает духовную основу жизни и строения тела человека, а болезнь и ее причину находит в первородном грехе. Следовательно, противостояние болезни есть противостояние последствиям грехопадения, а духовно-нравственное совершенствование человека при этом есть верный путь к полному оздоровлению, единству души и тела.
Эффекты гомеопатии и действие лекарств
«Гомеопатия заставляет организм активизировать внутренние механизмы борьбы с болезнью. Гомеопаты исходят из предположения о том, что человеческий организм является сложнейшей саморегулирующейся системой. По разным причинам может происходить сбой в такой самонастройке, и тогда наступает состояние болезни. Лечить симптомы болезни занятие неперспективное, приносящее сиюминутный эффект. К примеру, когда в результате поломки из вашего телевизора начинает струиться дым, никто же не разгоняет его с усердием, не предпринимая при этом других действий. Все понимают: чем дольше существует причина неисправности, тем глубже будет повреждение. Проявления болезни, как и дым в моем примере, — всего лишь указания для нас, переводящие в область сознания неосознаваемые изменения во внутренних органах, мышцах, костях и т.п.,» — прекрасно размышляет известный петербургский врач-гомеопат Борис Тайц. Гомеопатия же считает, что все лечение должно строиться по одному, единственно верному при хроническом заболевании принципу — стимуляции недостаточно выраженных защитных реакций организма.
Прежде всего нужно отметить, что гомеопатия не является одним из видов народной медицины, как, например, фитотерапия, с которой гомеопатию путают более всего. Гомеопатия — это вид терапии, имеющий свои основные принципы:
1. Подобное лечится подобным (принцип подобия).
2. Принцип использования малых доз.
3. Потенцирование (динамизация) веществ с целью получения гомеопатических лекарств.
4. Учет индивидуальной картины болезни.
Лечебный арсенал гомеопатии состоит из веществ растительного, животного и минерального происхождения. Попытаемся рассмотреть лекарства в гомеопатии, их изготовление, а, следовательно, и влияние на организм. При изготовлении потенцированного гомеопатического лекарства берем первоначальное вещество, разводим его в девяти или в девяноста девяти частях воды или алкоголя и встряхиваем раствор. Так получаем первое десятичное и сотенное разведения. Берем одну часть полученного раствора и снова разводим его в девяти или девяноста девяти частях воды или алкоголя, встряхиваем. Так получаем второе десятичное или второе сотенное разведения. Этот процесс можно повторить многократно. Каждое разведение будет отличаться от предыдущего в количественном отношении и, конечно, в качественном. Мы может сделать разведение такой степени, при которой в растворе не останется и следов первоначального вещества, и при этом оно не утратит свои лечебные свойства. Таким образом, мы видим, что в данном случае у нас в руках лекарство, которое уже качественно отличается от предыдущих разведений. Действие гомеопатического лекарства осуществляется не за счет количества, а за счет качества. Ведь лекарства как материал не уничтожаются, а только приобретают новые свойства. Многие из тех, кто не признает гомеопатию, не понимают именно этот момент, считая, что ничтожно малые дозы не могут действовать на организм. Они причисляют гомеопатию к разряду знахарства, а то и шарлатанства, объясняя эффект гомеопатического лечения самовнушением. Некоторыми учеными сформулирована модель действия гомеопатического лекарства, которая состоит в том, что атомы водорода распределяются в растворе таким образом, что их расположение напоминает молекулярное строение первоначального вещества. Другими словами, первоначальное вещество играет роль матрицы, а растворитель способствует образованию «отпечатков, или копий» этого вещества. Несмотря на то, что эта модель очень убедительна, многие врачи современной медицины остаются при своем мнении. К большой радости гомеопатов, в последние годы появились методы, с помощью которых можно доказать, что действие гомеопатического лекарства осуществляется по законам физики.
Как мы видим, гомеопатия требует многих и научно-медицинских и богословско-психологический изысканий. Но одно можно сказать, что только невежество, нежелание творчески изучать гомеопатию приводит современную мысль к выводу, что гомеопатия — не только нетрадиционная медицина, но и вредная для христианского понимания мира философия. Наоборот, научный интерес и профессиональный подход к гомеопатии может сделать эту терапию эффективной и полезной для медицины и общества в целом. «Жизненные силы» (термин С.Ганемана) — совокупность процессов, определяющих жизнедеятельность организма, устойчивость к факторам окружающей среды, — требуют научного изучения и богословского осмысления. В этом путь к духовному и физическому оздоровлению. Синтез научной медицины и богословия могут пролить свет на многие явления нашей жизни.
ГУМАНИЗМ. МЕТАМОРФОЗЫ… Идея клонирования человека завершает историю атеистического гуманизма
И.В. СИЛУЯНОВА, д-р философских наук, профессор
Все в нашем мире имеет свое начало и свой конец. Именно поэтому неизбежным спутником устроения человеческой жизни являются захоронения покинувших земные пределы людей. Подобное устроение распространяется и на мир умозрительных человеческих представлений, который также немыслим без своего рода «кладбища идей». Прошедший XX век, как никакой другой, расширяет данное скорбное пространство «канувшими в лету» идеями «естественно-исторического прогресса», «научного атеизма», «коммунизма», рухнувшими в одночасье после натовских бомбардировок Сербии и Афганистана ценностями «прав человека», «цивилизованности» и т.п. В направлении последнего удела неудержимо движется и так называемая «светская» идеология гуманизма. Возникнув как побочный продукт еретических споров о природе Богочеловека в эпоху Средневековья, идея гуманизма обретает широкую известность в эпоху Возрождения. В последующие века гуманизм набирает силу как идеология «человекобожия», прямо противостоящая христианству. «Все для человека, все для блага человека» — кому не известно это кредо гуманизма, исключившее главное содержание «блага» — спасение бессмертной души человека. «Гуманизм включал, чем дальше, тем больше, апофеоз человека, апофеоз человеческих ценностей, человеческих потенций…» — это одна из распространенных оценок гуманизма в истории науки (Б.Г.Кузнецов, Идеи и образы Возрождения. М. Наука, 1979, с. 153). Бесспорно, что подлинный апофеоз человеческих потенций достигается в идее клонирования человека. Человек напрямую уподобляется Богу — Творцу, обретая наконец для себя возможность лабораторного «создания» некоего «живого существа» по параметрам, выбираемым им — «человеком-творцом». Создаваемое «существо» мы намеренно не называем «человеком». Ибо по сути своей это «существо» в строгом био-физиологическом смысле не может рассматриваться как человек. Почему? Прежде всего потому, что человек, в био-физиологическом смысле, возникает в результате слияния мужской и женской половых клеток. Склонированное «существо» же возникнет в результате слияния женской половой клетки и соматической клетки женщины или мужчины, в зависимости от того, кто и чей клон хочет получить. При клонировании человека слияния мужской и женской половых клеток не произойдет. Вот почему вряд ли корректно говорить о создании собственно человека путем технологии клонирования. Речь идет именно о создании некоего человекоподобного существа.
Человек в операции клонирования создает не человека, но существо, созданное лишь «по образу и подобию» человека. Если мы рассмотрим, из каких параметров складывается данное «подобие», и сравним его с параметрами подобия, по которым был сотворен человек Богом, то перед нами откроется подлинная картина агонального состояния гуманистической идеологии. Один из первых параметров — это вопрос о причине создания клонированного существа. Творится ли «оно» человеком по причине полноты любви творца к своему творению? Нет. «Оно» творится по причине возникновения у «творца» потребности продлить свое земное существование путем периодичной пересадки себе новых органов и тканей, изымаемых из «созданных существ».
Второе. Какими себе подобными свойствами наделяет человек-творец созданную им жизнь? Может быть, свободой? Или способностью к совершенной любви и волей к спасению? Вовсе нет. Новая жизнь наделяется желаемым генетическим с ним тождеством, необходимым для преодоления барьеров несовместимости тканей при пересадке органов и(или) тканей.
Третье. Каково предназначение созданных «существ»? Может быть, человек-творец все же предусматривает их спасение? «Ведь Господь сделал нечто даже большее, чем творение мира и создание человека. Он заменил падшего человека Собой. В этом произошло искупление в метафизическом плане» (Архим. Рафаил. Тайна Спасения. М. Изд-во М.П. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001, с.8). Человек-гуманист, жалея и сострадая созданному им «существу», предусматривает возможность полной или частичной атрофии мозговой деятельности с помощью генной инженерии, чтобы лишить созданную тварь возможности понимать всё, происходящее с ним по воле его «творца».
Всё перечисленное — это пока ещё лишь интеллектуальная проработка некой возможной реальности. Ибо вопрос о реальной возможности клонирования является весьма спорным. Некоторые специалисты (журнал «Natur») полагают, что клонирование человека из клетки взрослого организма, по-видимому, может стать реальностью в ближайшие десять лет. Другие сомневаются, что такая процедура вообще возможна на практике. Технологической реальности подобной практики создания клонов мы не будем касаться. Может быть, она действительно невозможна. Но «гуманистические» идеи, порождающие, сопровождающие и охраняющие идею клонирования человека, нас реально окружают. Вся информационная среда обитания современного человека пропитана ими. Главная из них: гуманистическая идея о невозможности и бесполезности запретов на развитие науки и, следовательно, невозможности запретов клонирования. Будем ли мы ее оспаривать? Нет. Мы с ней согласимся. Потому что эта идея не просто ошибочное суждение или временное заблуждение ищущего Истину ума. Это страстная одержимость падшего духа к смерти, запретить которую нам действительно невозможно. В этой одержимости как бы запрограммирована смерть, которая унесет с собой многое, в том числе и «свободолюбивую» идеологию гуманизма, надгробиями которой станут изувеченные ею в биотехнологических лабораториях человеческие химеры.
«Клонирование в еще большей степени, чем иные репродуктивные технологии, открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности». («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»)
Сегодня в мире преобладает отрицательное отношение к клонированию. Согласно американским средствам информации, три четверти американцев полагают, что клонирование человека противоречит Божией Воле, треть готова бастовать перед лабораториями, в которых пытаются искусственно изготовить человека. Во Франции Ж.Ширак объявил, что будет призывать к международному запрету клонирования людей. Клонирование запрещено в Бельгии, Голландии и Испании. В России подготовлен проект закона, вводящего пятилетний мораторий на все работы в этой области. Будем надеяться, что Благодать Божия позволит человеку понять, что «апофеоз человеческих потенций», освобожденный от благодатного стремления к богопознанию и богообщению, всегда обречен на смердящую агонию человеческой гордыни. Будем верить в то, что понимание этого сможет стать началом исцеления и обретения каждым возможности возрождения к вечной жизни в Господе нашем Иисусе Христе.
Из выступления председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на конференции «Священный дар жизни»: «Церковь всецело отвергает идею клонирования человека. Вместе с тем, как свидетельствует текст Основ социальной концепции, «клонирование изолированных клеток и тканей организма не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике». Однако и здесь не без своих этических коллизий. Это касается дискуссий о так называемом «терапевтическом клонировании», когда эмбрион клонируют с целью получения эмбриональных стволовых клеток. Эти клетки, предположительно, можно будет использовать для лечения многих, доселе неизлечимых заболеваний, таких, как болезнь Альцгеймера, сахарный диабет и другие. Проблема заключается в том, что эмбрион, который, по учению Церкви, с момента зачатия является человеческим существом, в этом случае намеренно уничтожается ради «благих целей» и воспринимается, по сути, как источник медицинского сырья. Это неприемлемо, и Церковь, не отрицая прогресса науки, призывает ученых искать альтернативные источники получения стволовых клеток, потому что нельзя ради благих целей творить зло. Достоевский писал о слезинке ребенка, а здесь речь идет о еще не рожденных детях, которые даже заплакать не могут. И это достойная цена всеобщему благоденствию?»
Воспоминания о встрече Блаженнейшего Митрополита в 1992 году
Юрий Андреев: «Филаретовщина — это духовный распад человека и народа»