Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Виктор Воронин. Апостольской стезей

АПОСТОЛЬСКОЙ СТЕЗЕЙ
Штрихи к портрету Блаженнейшего Митрополита Владимира

Виктор ВОРОНИН,
директор Центра оценки политических рисков

Я вспоминаю одну из своих встреч с владыкой. В то время произошло несколько варварских нападений национал-экстремистских боевиков на православные храмы в Западной Украине. Меня поразило, в каком тоне говорил Предстоятель нашей Церкви об этих событиях. В голосе владыки была глубокая скорбь, но не было ненависти, он жалел безумных исполнителей, губящих свои души за торжество зла. Тогда настроение верующих было, без преувеличения, взрывным: они рвались дать адекватный ответ и отстоять свое право на свободу вероисповедания. Не вызывает сомнения, что в подобной накаленной атмосфере применение ответных силовых мер означало бы для Украины постепенное сползание в гражданскую войну, и начавшееся кровопролитие было бы крайне сложно остановить. Опыт конфликтов на территории бывшей Югославии и в ряде других «горячих точек» показал, что наибольшей ожесточенностью характеризуются именно конфликты на конфессиональной почве, раны от них зарубцовываются тяжело и дают о себе знать еще долгие годы.

Владыка, несмотря ни на что, проводил линию правовых методов противостояния, обращаясь вновь и вновь к властям с требованием положить конец беззаконию. Пока в государстве действуют демократические институты, пока есть хоть какой-то правовой механизм, ответное насилие является контрпродуктивным, и служители Церкви, имеющей двухтысячелетний опыт общения с государствами всех формаций, понимали это. Предстоятель УПЦ показал здесь и высочайший патриотизм, объясняя пастве, что отдельные политики и госчиновники, независимо от их кратковременного «величия», преходящи, а Украина, ее народ — вечны. В храмах Православной Церкви, которую бывшие профессиональные атеисты, в одночасье ставшие ярыми националистами, клеймили как «пятую колонну», возносились молитвы «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея»; и подлинную духовность, а не дешевые подделки восстанавливала именно Украинская Православная Церковь.

Нельзя умолчать и о личном мужестве, подобном стоянию за веру первых христиан, которое проявил владыка при занятии Киевской кафедры. Авантюристы от государственной власти очень не хотели допускать его в Киев, понимая, что если УПЦ возглавит иерарх с таким высочайшим моральным авторитетом, это положит конец их планам ликвидации Украинского Православия. Сразу начался бесстыдный прессинг и запугивание. С этой целью усиленно распространялись слухи о готовящемся нападении боевиков во время прибытия владыки на киевский вокзал. Однако Его Блаженство категорически отказался от отмены встречи, хотя понимал, что в тех условиях никто не мог гарантировать ему безопасность. Как и всегда, долг для него оказался выше всего личного, составляя основу великой пастырской деятельности. Какой разительный контраст это составляет с большинством наших политиков, за громкими словами о благе страны и построении демократии скрывающих корыстные интересы и крайне редко имеющих мужество бороться, если опасность становится осязаемой…

Явственно просматривается историческая и духовная преемственность владыки Владимира с его предшественником, причисленным к лику святых, митрополитом Киевским и Галицким Владимиром, который был зверски замучен в 1918 году. Святой мученик Владимир ценой жизни спас Православную Церковь в кровавом вихре гражданской войны, подобно тому, как через десятилетия его преемник своей подвижнической деятельностью спасает саму душу нашего народа.

При всем христианском смирении владыка Владимир обладает еще одним качеством, почти напрочь отсутствующим у нашей политической элиты, — твердостью и непреклонностью в отстаивании подлинно принципиальных вещей. Когда компромисс становился, по сути, синонимом предательства, владыка всегда давал это четко понять, и все способы давления были тогда бессильны.

Например, владыка четко понимает тупиковость разделения «китайской стеной» государства и церкви в стране, где большинство населения принадлежит к православию, где национальный менталитет формировался на основе этой религии. Именно подобное отношение к церкви в 1917 году было основной причиной развала величайшего тогда государства в мире — Российской империи. Удаленная, несмотря на формально синодальную систему, от государства Православная Церковь неуклонно теряла свое влияние в народе и в критический момент оказалась бессильной перед надвигавшимися грозными событиями.

Одновременно все попытки втянуть Украинскую Православную Церковь в суетное политиканство, какими бы благими лозунгами это ни маскировалось, владыка пресекал с несвойственной ему жесткостью. И сейчас православный храм остается единственным местом, где люди самых разных взглядов и представлений о направлении развития страны начинают понимать, что их объединяет нечто неизмеримо большее, и будущее Украины как развитого европейского государства, при всех существующих противоречиях, возможно только при развитии на основе православной духовности. Все остальное приведет к превращению народа Украины в лишенную корней и традиций инертную биомассу, а не имеющее объединяющей идеологии государство — в полигон для проведения глобалистских экспериментов.

Позиция Предстоятеля УПЦ позволила сохранить и апостольскую преемственность церкви в вопросе так называемого «поместного статуса». Показательно, что данный лозунг, в основном, провозглашается политиками, до сих не умеющими правильно перекреститься и чрезвычайно далекими от проблем православия. Для них это вопрос не веры, а карьерного политиканства, которое не должно иметь с церковью ничего общего.

Здесь следует разделить обсуждаемую тему на два основных аспекта. В действующей Конституции Украины четко зафиксирован принцип отделения церкви от государства, и любые попытки государственных органов вмешиваться во внутрицерковные дела являются незаконными. С позиции же людей верующих уничтожение складывавшегося на протяжении тысячелетия единства православных совершенно недопустимо. Примитивной демагогией и фальшью звучат словесные построения о «чужеземном» характере УПЦ, ее иллюзорном «подчинении» иностранным правительствам. Благодаря владыке Владимиру, УПЦ пользуется полной административной и кадровой независимостью, и ее единство с Московской Патриархией носит исключительно духовный, канонический характер. И именно духовное единство, являющееся основой существования славянских народов, ради достижения собственных целей определенные силы хотят уничтожить. Благодаря твердой позиции Его Блаженства эти планы остались нереализованными, и церковь, а с нею и вся Украина, избежали нового раскола и противостояния.

Еще одна отличительная черта владыки — его стремление сделать все возможное для просвещения народа, восстановления утраченной за годы безвременья его христианской духовности, без которой невозможно подлинное просвещение. Вероятно, во многом сказывается, что глава УПЦ — не только один из величайших пастырей современности, но и крупнейший ученый, богослов, научные труды которого изучаются во всем христианском мире. Владыка стремится не замыкаться в узких рамках, а нести свет Православия всем людям. Расширяющаяся сеть воскресных школ, в которых дети обретают основы веры, активная социальная и благотворительная деятельность УПЦ — это огромная заслуга Предстоятеля, всегда находящего, даже при страшной занятости, время для личного контроля этих вопросов. Несмотря на упорное сопротивление чиновников, многие из которых просто оплачиваются агрессивно-наступательными тоталитарными сектами, православное образование распространяется среди подрастающего поколения, что даст свои благотворные плоды уже в скором будущем. А в целом, взаимоотношения между местными руководителями и церковью благодаря владыке Владимиру становятся все более конструктивными, хотя, конечно, необходим их пересмотр на законодательном уровне.

Прошедшие десять лет жизни Украины, а с нею и Украинской Православной Церкви, по обычным меркам исторического развития равны целой эпохе. Реально оценивая все сегодняшние негативы, следует отдавать себе отчет в том, что страна находится в начале пути духовного возрождения. Возрождения, неотделимой частью которого является возвращение к ментальным ценностным ориентирам, основанным на тысячелетней православной традиции. Роль владыки Владимира в этом нелегком процессе переоценить невозможно, он, подобно апостолам, несет веру людям, показывая всей своей жизнью пример следования учению Христа. Дальнейший исторический путь Украины уже не будет столь тяжелым — молитвы и дела владыки Владимира Сабодана хранят ее перед Господом…