Хиротония епископа Илария
Хиротония епископа Илария
30.07.2007. КИЕВ. В Свято-Успенской Лавре состоялась архиерейская хиротония архимандрита Илария (Шишковского)
28 июля в резиденции Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, состоялось наречение архимандрита Илария (Шишковского) во епископа града Северодонецка.
Обращаясь к архипастырям, нареченный архимандрит Иларий сказал:
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри Церкви Христовой!
Глас, призывающий мое недостоинство к новому, высшему служению, страхом поражает мою душу. Страшусь, представляя величие и трудность звания, к которому повелением Вашего Блаженства и Священного Синода ныне призывается мое недостоинство.
Святой Апостол Павел, поставив по себе местоблюстителем епископского престола в Ефесе святого Тимофея, завещал ему пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Ангелами, чтобы Он проходил вверенное ему служение без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1. Тим. 5, 21). Не дерзаю думать, чтобы и душа святого Тимофея не была объята трепетом, принимая такое завещание, к исполнению которого Апостол представил ему столь высокое и сильное побуждение: в каком же страхе и смущении должен быть я недостойный, которого, Ваше Блаженство, призываете теперь к тому же служению, как бы повторяя строгое завещание Апостола, тогда как я далеко чужд совершенств святого апостола Тимофея!
Знаю, чем должен быть перед Богом и человеками облеченный саном епископства: он должен всегда сиять светом добрых дел, да видят их человеки и прославляют Отца Небесного; должен быть, по слову апостола, образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12); должен всегда подражать Пастыреначальнику Иисусу Христу, должен быть добрым пастырем, готовым в случае нужды душу свою положить за овец стада Христова, неусыпно пася их словом истины и охраняя в ограде единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Видя, какой священный, но вместе с тем и тяжкий ярем возлагается на мое недостоинство, и испытывая в себе великую немощь сил духовных — скудость благодатной жизни, в которой преимущественно и заключается тайна силы и могущества пастыря действовать на вверенные ему души, ни мало не уклоняясь от святой и преданной ему заповеди, — я глубоко смиряюсь духом, трепещу и ужасаюсь восхождения, на высоту мне указуемую, ибо знаю, какой страшный жребий ожидает перед судом нелицеприятного Судии всех и Бога, Господа нашего Иисуса Христа, того пастыря душ, который не соблюдет своего начальства (Иуд. 1, 6).
Знаю, сколько требуется бдения и труда, чтобы достойно проходить поприще епископского служения, и чему подвергнусь я на Страшнем Суде Божием, перед лицом неба и земли, ангелов и человеков, если, приняв благодать епископства, окажусь недостойным служителем и строителем Таин Христовых.
Представляя все это, боюсь и страшусь за мою немощь! Но кто я, чтобы мог пререкать определениям Духа Божия? Ныне я, хотя со страхом и трепетом, но и с безусловной покорностью повинуюсь определению Вашему и благоговейно предаюсь водительству Вашего Блаженства, и готов с полным расположением души, по чистой совести, всеми силами моими жертвовать собою и ревностно исполнять возлагаемые на меня обязанности.
Но не на мою немощь надеюсь, а всего жду от Небесного Подателя всякого благогодаяния: ибо знаю, что без Его содействующей благодати я ничто; Он приснотекущий источник всякого блага и всякого совершенства. Ему всецело предаю жребий моего служения и всей моей жизни!
Одно ободряет меня – это то, что я не сам вызываюсь на предстоящее мне великое служение. Меня призывает к нему определение Вашего Блаженства и Священного Синода, и я верую, что оно совершается, как и на Соборе св. Апостолов совершалось, по изволению Духа Святого. Кто же я, чтобы пререкать совету воли Божией? Ныне, движим духом святой покорности, готов идти с глубочайшим смирением на указуемое мне высокое служение Святой Православной Церкви и исполнять великие и многотрудные его обязанности, не щадя моих сил, по совести и со страхом Божиим.
Все упование мое возлагаю на Того, Который посреди семи светильников стоит Откр. 1, 13) и жив во веки веков (Откр. 1, 18), на Господа нашего Иисуса Христа: Его божественная благодать и немудрых являет мудрыми, и немощных делает крепкими и сильными. Предаю себя всецело Его Божественному водительству и на Его помощь, во все дни жизни моей, не перестану надеяться.
К этому же немало ободряет дух мой, смущаемый недостатком сил и опытности для предстоящего мне служения, и то, что Святая Украинская Православная Церковь обильна мудрыми и опытными святителями, давно уже изучившими науку, как должно поступать в доме Божием и право править слово истины (1 Тим. 3, 15). Неопытный, буду взирать с полным послушанием на их мудрые опыты правоправления и несомненно найду в них важные уроки для исполнения заповеданного мне.
Представляя трудность делания, к которому призываюсь ныне, и колеблемый помыслами недоверия ко мне самому, утешаюсь и ободряюсь тем устроением промысла, что Он, Благий, назначает мне поприще служения под непосредственным руководством Вашего Блаженства! Вижу в этом особую милость Господа к моему недостоинству: ибо уповаю, что Ваше Первосвятительское слово укажет мне прямой путь, предназначенный мне и ведущий к цели моего призвания, и Ваша отеческая десница управит и подкрепит мою немощь в неуклонном последовании Пастыреначальнику Христу, Спасителю и Богу нашему.
Ваше Блаженство! Святители Божии! Молю Вашу Святыню, вознесите о мне теплые моления к Всевышнему Богу, Отцу щедрот и всякого утешения, да уготовит и укрепит меня Он, Благой, силой вседействующего Духа Своего и дарует мне во славу пресвятого имени Своего во все дни моей жизни подвигом добрым подвизаться на поприще епископского служения и течение окончить с надеждой мзды, уготованной на небесах всем любящим Его».
29 июля в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялась архиерейская хиротония нареченного архимандрита Илария. Божественную литургию возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир. Вручая архиерейский жезл новорукоположенному епископу, Блаженнейший Владыка сказал:
«Преосвященный епископ Иларий!
Милостью Божией через избрание Священного Синода Украинской Православной Церкви и рукоположение собратьев архиереев ты ныне получил благодать Святаго Духа, которая возвела тебя на наивысшую ступень иерархического служения. Ты стал епископом Церкви «Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28). С сегодняшнего дня слова святого апостола Павла к своему ученику Тимофею обращены и к тебе: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием… будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4, 2-5).
Как преемник апостольского служения, епископ – созидатель Тела Христова. «В Церкви, – пишет святой священномученик Ириней, епископ Лионский, – Бог положил апостолов, пророков, учителей и все прочие действования Духа… Где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать». В Церкви совершается преображение падшей человеческой природы. Вне церковной ограды спасение не совершается, поэтому на архипастыре, блюстителе словесного стада и охранителе вероучительных истин и канонов лежит великая ответственность перед Богом, чтобы вечное неизменяемое Божественное Откровение было услышано и воспринято современным миром. Однако для этого нужны не только понимание, образование и ученость, но, что более важно, необходимы деятельное желание и способность жить по вере и собственным примером вести боголюбивый народ ко Христу. Для пастырей и паствы ты должен быть «образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».
Епископское служение – это служение любовью даже до самопожертвования, ибо «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11).
В минуты испытаний, через которые Господь будет посещать тебя, находи утешение и успокоение в молитве. Именно в молитве, в общении с Создателем ты должен черпать силы для архипастырского служения.
Будь всегда верным тем обещаниям, которые ты дал перед хиротонией всей церковной полноте, и тогда Пастыреначальник наш Господь Иисус Христос укрепит немощные человеческие силы и соделает тебя достойным епископом Святой Церкви.
Твоя Пятидесятница совершилась в доме Божией Матери – в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, где ты получил образование, на протяжении многих лет нес преподавательское послушание, духовно возрастал как священник и монах. Пускай Христос Спаситель, избравший тебя к высокому архиерейскому подвигу, предстательством Преблагословенной Владычицы Богородицы и молитвами основателей нашей святой обители – преподобных Антония и Феодосия со всем сонмом Печерских угодников – помогает и не оставляет тебя на всех путях твоей жизни.
А теперь прими этот жезл как символ святительской власти и преподай первое архиерейское благословение всем, кто сегодня молился за тебя».
Біографія єпископа Іларія (Шишковського).
Архімандрит Іларій (в миру Шишковський Едуард Степанович) народився 18 квітня 1969 року в м. Миколаєві в православній сім’ї. З 1980 року став проживати в м. Брянка Луганської області. Тут у 1986 році закінчив СШ № 10. По закінченні школи навчався в СПТУ № 18. З липня 1987 року до червня 1988 року працював помічником бурильника у Ленінській геологорозвідувальній експедиції. У червні 1988 року був призваний в ряди Радянської армії. Службу проходив в м. Саратові. Звільнений в запас у травні 1990 року.
Затим поступив до Київської духовної семінарії, яку закінчив з відзнакою в 1993 році. У 1997 році закінчив також з відзнакою Київську духовну академію. З 1996 року – викладач Київської духовної семінарії. 18 березня 1999 року успішно захистив кандидатську дисертацію на тему: «Религиозно-эстетические воззрения Древней Руси в досинодальный период» та отримав науковий ступінь кандидата богослов’я. У 1999 році призначений на посаду викладача Київських духовних академії і семінарії з таких богословських дисциплін: «моральне богослов’я», «церковнослов’янська мова», «релігійна етика» та «православна еклезіологія». З 1999 року – член Вченої ради Київської духовної академії та відповідальний секретар «Трудів Київської Духовної Академії».
У священному сані з 2000 року. У серпні 2000 року призначений керівником видавничого відділу Київської Митрополії. У 2001 році возведений в сан ігумена. З 2002 року викладав курс з дисципліни «основи християнської моралі» та очолював кафедру теології, яка була утворена на базі Українсько-Азербайджанського інституту соціальних наук та міжнародних відносин ім. Г.А. Алієва в Міжнародній академії управління персоналом.
З березня 2003 року – член постійно діючої комісії з питань етики при Державному центрі імунобіологічних препаратів. 21 листопада благословенням Блаженнішого Митрополита Володимира возведений в сан архімандрита. 28 січня 2005 року призначений на посаду секретаря Вченої ради Київських духовних академії і семінарії. 30 березня 2007 року за благословенням Блаженнішого Митрополита Володимира призначений на посаду проректора Київських духовних академії і семінарії. 10 червня 2007 року за рішенням Священного Синоду Української Православної Церкви та за благословенням Блаженнішого Митрополита Володимира призначений секретарем Учбового комітету при Священному Синоді УПЦ.
Василий Анисимов. «Пиарщик» БЮТ иль «тявкалка» раскола? (К скандалу вокруг Десятинной)Точка зрения