Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. «Пиарщик» БЮТ иль «тявкалка» раскола? (К скандалу вокруг Десятинной)Точка зрения

«Пиарщик» БЮТ иль «тявкалка» раскола? (К скандалу вокруг Десятинной)

Василий Анисимов
Точка зрения

Полку филаретовских злоязычников неожиданно прибыло: гневной репликой (с еще более гневным заголовком «Московской Церкви украинские законы не писаны. Потому что… московская») на информацию пресс-службы УПЦ о событиях у Десятинной церкви разразился некто Олег Медведев. Кто такой? Вроде доселе среди пишущей на церковные темы братии человек с такой фамилией замечен не был. Может, это псевдоним Клары Гудзик или какой ее новый эпигон-подражатель? Юноша бледный со взором горящим? Ан, нет. Оказалось – приземленный «политтехнолог» и «пиарщик» в Блоке Юлии Тимошенко. Дай ей Бог, конечно, здоровья с такими «пиарщиками». Выяснилось также, что этот Медведев прибыл в Киев из Москвы, где учился, трудился и насыщался «политтехнологиями». В Украине его пригрели Григорий Суркис и Виктор Медведчук, у которых он редактировал газету, затем оказался у Михаила Бродского, у которого делал уже сайт, а теперь прибился к БЮТу.
Признаться, отношусь с большим недоверием ко всем присланным или приехавшим на политические заработки в Украину организаторам общественных смут, побед и поражений. Помню, во время президентских выборов пресс-службу посетил известный политтехнолог (он и сейчас мелькает на украинских и российских телеканалах), который убеждал, что победа Виктора Ющенко – это катастрофа для Украины, Православной Церкви, а победа Виктора Януковича – их спасение. Через пару дней на одном из телеканалов услышал его выступление и не поверил собственным ушам: он утверждал, что самая большая опасность для Украины – это победа «донецких бандитов», а Виктор Ющенко – ее спасение и процветания. Оказывается, после нашей встречи политтехнолог посетил штаб Виктора Януковича, заломил слишком большую цену за свои «пиар-услуги», был выгнан, тут же переметнулся к оппонентам и развернул все свои «пиар-наработки» на 180 градусов. Цинизм и оборотеньчество как составляющие профессии.
«Наполняюсь» еще большим недоверием, когда эти профессиональные оборотни пытаются предстать крайними националистами, по сравнению с которыми правозащитники, отсидевшие за украинский национализм в лагерях, кажутся сущими москвофилами. Помню, спрашивал у Вячеслава Чорновола, как он относится к тому, что пещерные партократы и шовинисты вдруг преобразились в пещерных националистов. Он ответил, что холуйство всегда выглядит жалким и не имеет национальности. И надо сказать, что к этому воинствующему холуйству украинцы всегда относились с брезгливостью: вон, москалик-то, как старается, из кожи лезет, чтобы лягнуть московитов побольнее!

Так что к реплике О. Медведева, признаюсь, отношусь предвзято. Но попробуем все-таки ее разобрать.
Итак, начнем с заголовка. «Московской Церкви украинские законы не писаны. Потому что… московская». Известно, чтобы попасть на все антиправославные сетевые мусоросборники от униатского сайта RISU до раскольничьих и той же «Украинской правды», необходимо в заголовок статьи вынести какую-то мерзость о Москве и Православной Церкви в Украине. С этой задачей автор справился, хотя заголовок относится к теме материала как не пришей кобыле хвост. Ведь речь в информации пресс-службы УПЦ шла о трагедии у Десятинной церкви, когда православные верующие-киевляне, некоторые – в сотом поколении, после праздничной службы подверглись насилию. За жизнь и здоровье одного из них до сих пор борются врачи, в помощь им прилетает нейрохирург из Швейцарии. Они никому не мешали — ни огнепоклонникам, ни туристам, ни правоохранительным органам. За что же их избивать?
При чем здесь Москва, если их предки были православными еще до появления Москвы? При чем здесь законность-незаконность, и почему эту законность должны устанавливать скинхеды? Очевидно, что познания автора в церковной истории чрезвычайно ограничены, он, видимо, полагает, что Украинская Православная Церковь приехала, как и сам Медведев, из Москвы, не соблюдает здесь украинских законов, претендует на чужие храмы. Г-ну Медведеву, пожалуй, было бы интересно узнать, что УПЦ – это как раз и есть та Церковь, которую тысячу лет назад основал здесь святой равноапостольный князь Владимир, в этом качестве она признана и мировым Православием и Римско-Католической Церковью. Она никуда не исчезала, ее верующие столетиями возводили монастыри и храмы (в том числе и Десятинную), которые в прошлом веке были разрушены или экспроприированы атеистами. Она законная правопреемница этого наследия (чего, кстати, никто и не отрицает) и ни на что чужое, созданное иноверцами или даже нынешними схизматиками, никогда не претендовала и не претендует.
Начинает Медведев реплику с напоминания о том, что пресс-служба УПЦ сообщила о драке «православных и язычников-огнепоклонников», которая «якобы произошла» у Десятинной церкви. Во-первых, почему «якобы», ведь информация была подтверждена правоохранительными органами. Во-вторых, я не знаю, где учился О. Медведев журналистике и учился ли, но если автор не определился с тем, «а был ли мальчик», произошло событие (драка) или нет, то как он может о нем рассуждать?
Далее автор пишет: «Интересной является уже одна из первых фраз пресс-релиза, которая вышыванки объявила… ритуальной одеждой язычников».
Здесь Медведев показывает, что у него есть проблемы не только с журналистикой, но и арифметикой: из 15 предложений информсообщения о ритуальных одеждах сообщается в 7-ом. Непонятно, для чего автору надо заниматься подтасовками даже в малом? А впрочем, и понятно: ведь надо сразу огорошить читателя покушением москалей на украинскую святыню – вышыванку. В этом предложении информация пресс-службы именуется «пресс-релизом», в двух последующих – «заявлением УПЦ МП». Неужели и впрямь человек, который что-то редактировал, не знает разницы между информационным сообщением, пресс-релизом и заявлением? Не в силах определить жанр? Поможем г-ну Медведеву: УПЦ МП ни с какими заявлениями по поводу событий у Десятинной не выступала, а пресс-служба никаких пресс-релизов не распространяла. Что остается? То-то.
Опустим очевидное косноязычие медведевского пассажа о вышыванках, остановимся на его содержательной части. Олег Медведев, может, действительно, не знает, что вышыванки ритуальной одеждой язычников «объявила» «не одна из первых фраз пресс-релиза», а историческая наука, изучающая фольклор, обряды, мифологию древних славян. Причем не сегодня, а много десятилетий назад. Об этом написано огромное количество исследований. Они посвящены обрядам, ритуальным одеждам и предметам, символике белого цвета и т.д. Вышивка – это вообще целый космос верований наших пращуров-язычников. Солярные знаки, узоры-обереги, узоры-заклинания наносились на разные части сорочки, в них вкладывался магический смысл. Чтобы узнать о сакральных истоках национальной одежды, не обязательно читать, скажем, «Язычество Древней Руси» академика Б. Рыбакова, а достаточно посетить Музей истории национальной одежды и поговорить со специалистами. Ритуальные (обрядовые) истоки имеют и музыка, и живопись, и поэзия, и театр, даже многие элементы современной одежды и почти все украшения – родом оттуда. Об этом можно прочитать в любом учебнике. Чему же тут удивляться? Стоит ли г-ну Медведеву ерничать, проявляя при этом свое невежество?
Разумеется, сегодня никто не вкладывает никакого ритуального смысла в рушники, вышыванки, мы любуемся ими как произведениями народного искусства. Но ведь наши неоязычники пытаются вернуть вышыванкам, а также венкам с лентами на головах, их ритуальный смысл. Именно в них каждое воскресенье (языческий день солнца – Sontag) в полдень они собираются и водят свои хороводы на Десятинной. И в этом автор может удостовериться лично. Опасность заключается в том, что наши неоязычники из культурологических организаций любителей фольклора, языка, «альтернативной» истории превращаются в агрессивные харизматические секты, что и засвидетельствовали события у Десятинной.
Далее Медведев пишет, что нападение скинхедов требует реакции правоохранителей и считает, что они должны «покопаться и в других тезисах, изложенных в заявлении УПЦ МП»: «на каком основании и насколько обоснованно» УПЦ МП к нападению «приплела филаретовцев?»; «Какой логикой нужно руководствоваться, чтобы на основании наличия в руках одного из нападавших газеты с фото Тягныбока обвинить в причастности к нападению участников Собора УГКЦ…» Основания достаточно простые, они указаны в информационном сообщении: «по свидетельствам прихожан», участников события, с которыми встретились сотрудники пресс-службы. А вот какой логикой пользуется Медведев, перевирая факты, непонятно. С чего он «приплел», что один нападающий был с газетой? Среди них, по крайней мере, пять человек имели лукошки с печатной продукцией. Когда во время потасовки одно из лукошек было опрокинуто, из него высыпалось от трех до пяти десятков экземпляров газет с Тягнибоком, которые нападавшие стали быстро собирать. Все это запечатлено на видеокамеру. Так что всего этих газет было не меньше сотни. Поэтому, если бютовский пиарщик решился подвирать, должен делать это очень осмотрительно: журналистика не политика, лжецов здесь ловят на фактах и достаточно часто.
«Наконец, — продолжает О. Медведев, — правоохранители могли бы поинтересоваться в УПЦ МП, на каком основании рядом с фундаментом бывшей Десятинной церкви появилась часовня, построенная УПЦ МП. Начну с ответа на последний вопрос…». Очевидно, автор несколько «перегрелся»: сначала в трех абзацах задает правоохранителям вопросы, а потом сам же начинает на них отвечать! Зачем же было спрашивать, коли ответы уже известны? Впрочем, бывает: задумался человек и правоохранителем стал себя воображать.
Ответ же оказался элегическим: «Уже много лет УПЦ-КП мечтает о восстановлении Десятинной церкви и терпеливо ждет решений, как местной власти, так и культурно-гуманитарной общественности, которая неоднозначно отнеслась к этой идее». Можно успокоить автора: УПЦ-КП вдвое, а, может, втрое его моложе, поэтому в своих мечтаниях она не успела не только состариться, но и повзрослеть. Ей всего лишь 15 лет, поскольку была организована агентом КГБ товарищем Антоновым-Денисенко (Филаретом) в июне 1992 года. О Десятинке там вспомнили, лишь когда замаячила возможность ее восстановления за государственный счет, естественно. КП может мечтать и терпеливо ждать восстановления и Десятинки, и Колосса Родосского и Вавилонской башни, поскольку ко всем этим объектам имеет одинаковое отношение, в смысле – никакого. На православные храмы она не может претендовать ни с юридической (родилась после репрессии), ни с религиозной точек зрения. Вердикт Вселенского Православия известен, он был лаконично озвучен Константинопольским Патриархом: «Такой институции, как УПЦ-КП, в Православии не существует, а Филарета никто не считает архиереем». Возглавляемая самозванцем любительская организация, паразитирующая на Православии, – вот что такое УПЦ-КП.
Но О. Медведев продолжает: «УПЦ МП оказалась инициативней. Не имея ни единого разрешения от власти, и абсолютно не интересуясь мнением общественности, она путем самозахвата территории построила около фундамента Десятинной церкви часовню, вокруг которой и произошел воскресный инцидент». Это один из тех пассажей, на которые и не знаешь что ответить, ввиду его откровенной лживости. На основании чего автор утверждает, что община не имеет «ни одного разрешения от власти»? Я, например, насчитал у общины не менее 50-ти всевозможных разрешительных и согласовательных документов. Приведем некоторые из них.
Община «Десятинной церкви в Шевченковском районе» УПЦ была создана по благословению тогдашнего Предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Филарета и зарегистрирована 28 апреля 1992 года. Все учредительные документы были подписаны им, и цель была – служить у Десятинки, в своем храме. Можно поинтересоваться у г-на Медведева: а тогда, когда КП «еще не пахло», эта община киевлян тоже была «московской», не желавшей жить по законам Украины?
Община сразу же начала собирать разрешительные документы, ходить по инстанциям. 27 мая 1992 года состоялся Харьковский Архиерейский Собор УПЦ, на котором Филарет за многочисленные церковные преступления был расстрижен в монахи и смещен с должности Предстоятеля УПЦ. Новым Предстоятелем Церкви был избран Блаженнейший Митрополит Владимир. Община, как и все без исключения храмы и монастыри столицы, признала законность соборных решений и поддержала их. Филарет нанял боевиков УНА-УНСО, которые, забаррикадировавшись в здании Митрополии на Пушкинской и Владимирском соборе, не отдавали их верующим. Впрочем, из Пушкинской ушла часть обслуги, а из Владимирского – священники и даже хор, спев на прощание «Многая лета» новому Предстоятелю.
Смена Предстоятеля никак не отразилась на трудах и днях общины. В те годы в Киеве градоначальники и столоначальники менялись, как картинки в калейдоскопе, одни обнадеживали, другие просили подождать, но в результате дело не двигалось с места. Община ходила молиться в храм Святого Пророка Ильи на Подоле. Круговерть и чиновничье отфутболивание длились до 2003 года. Тогда община решила, что все ее неудачи от благословения Филарета. Ведь когда он это благословение давал, то, очевидно, был уже в прелести и гордыне, уже носил в себе смертный грех раскола. Община добилась у Блаженнейшего Митрополита Владимира разрешения на перерегистрацию и благословение все начать с «чистого листа».
11 февраля 2003 года в полном соответствии с законодательством Украины она была зарегистрирована как община Десятинного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Регистрация №201. Кстати, по нашему законодательству, общину можно и не регистрировать. Но уж коли пиарщик бросает обвинения в несоблюдении общиной законов Украины, своего земного Отечества, об этом стоит напомнить.
Указом Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира настоятелем общины был назначен архимандрит Гедеон (Харон). Отец Гедеон, прекрасный проповедник, юрист, происходит из украинских греков, а в Греции этот род имеет многовековую историю. Из него выходили даже византийские императоры. Архимандрит Гедеон более десяти лет служил на православных приходах в США, был там военным капелланом. Он и начал со своей общиной очередной более чем трехлетний путь по государственным управленческим и разрешительным структурам с целью поставить у Десятинной церкви часовню.
Члены общины рассылают документы и ходят по соответствующим инстанциям. Появляются первые разрешительные документы. 4.03.2004 г. главный санитарный врач Киева М. Мельниченко подписывает согласование(исх.10.97), в котором указывается, что его служба не возражает против строительства часовни у Десятинной. 9.03 2004 г. Министерство культуры Украины дает согласие на возведение часовни, министр культуры Ю. Богуцкий направляет письмо № 221574/17 главе Шевченковской райадминистрации г. Киева М. Харитончуку с просьбой оказать содействие общине в ее строительстве. 22.03.2004 г. разрешительные согласования подписывают главный архитектор Шевченковского района и начальник управления по вопросам торговли и обслуживания населения. Начальник главного управления охраны культурного наследия госадминистрации столицы Р. Кухаренко подписывает согласование (№1056 от 22.03.2004) на месторасположение часовни. 15.04.2004 г. генеральный директор Национального музея истории Украины С. Чайковский направляет общине официальное письмо (№ 183 от 15.04), в котором указывается, что «музей не возражает против строительства храма на территории, прилегающей к музею по ул. Владимирской, 2». 22.04.2004 г. сессия Шевченковской районной рады принимает постановление №342, разрешающее общине возведение сооружений. 22.05.2004 г. община получает «выкопировку», выступает заказчиком и получает согласование отдела по благоустройству района. 22.08.2004 г. депутаты райсовета, избранные по микрорайону, где будет располагаться часовня, подписывают письмо №1304, в котором указывают, что они не возражают против ее возведения.
27.01 2005. Исполком Киевсовета выдает общине генплан, в котором она указывается заказчиком строительства храма у Десятинной по улице Владимирской, 2, а рядом – почти два десятка разрешительных резолюций, печатей и подписей руководителей различных учреждений, управлений, инстанций и даже ГАИ столицы (не будем их все перечислять). Стоят там подписи, от которых зависит строительство, – министра культуры Ю. Богуцкого и начальника Главного управления охраны культурного наследия Р. Кухаренко.
С этим документом ознакомился и гарант Конституции Президент Украины Виктор Ющенко. Он полностью поддержал стремление общины УПЦ построить часовню у Десятинной. Поэтому на генплане стоит и его распоряжение главе столичной администрации А.Омельченко: «Прошу поддержать проект и внести резолюции. В. Ющенко». 27.04.2005 г. Главное управление по охране культурного наследия столичной госадминистрации своим решением №02/08 согласовало «визуализацию» — проект часовни в полном объеме, а 21.09.2005 г. начальник этого управления Р. Кухаренко подписал распоряжение № 10, разрешающее установку часовни у фундамента Десятинной.
Все эти документы, а также многие другие, причем подлинники, есть у общины, и О. Медведев мог с ними ознакомиться, если бы, конечно, ставил своей целью объективно изложить проблему, а не «охаять» Православную Церковь.
Конечно, не дремали и враги Православия, прежде всего последователи отлученного от Церкви М. Денисенко (Филарета) и те же язычники. От УПЦ-КП и «Національного обєднання рідної віри України» поступают в адрес столичной госадминистрации два заявления с требованием запретить пребывание православной общины у Десятинки. В управлении по делам религий столицы очень удивились столь необычному единению огнепоклонников и филаретовцев в борьбе с православной общиной. Получается, что людей объединяет не только любовь, но и ненависть. На основании этих заявлений столичная госадминистрация составляет исковое заявление и отправляет его в суд. Требование – запретить не только всякое строительство, но даже пребывание православной общины у Десятинки.
16 июня 2006 г. Шевченковский районный суд столицы именем Украины принимает решение (№2А1820/2006) отказать в удовлетворении иска столичной госадминистрации к общине Рождества Пресвятой Богородицы УПЦ по всем пунктам и подтверждает ее законное право молиться и править службы в своем храме у Десятинки. В июне 2007 года общиной на разрешенном месте была поставлена аккуратная деревянная часовня. 24 июля, на праздник святой равноапостольной княгини Ольги, Предстоятель Православной Церкви Украины Блаженнейший Митрополит Владимир освятил храм. Его возводили и благоустраивали полтора месяца, а по кабинетам ходили 15 лет. Вот так у нас преодолевают последствия тоталитаризма и возрождают духовность!
Есть ли основания утверждать, что на часовню нет ни одного разрешительного документа, коли их выше крыши? Есть ли основания утверждать, что украинские законы для Православной Церкви не писаны, если законность действий общины подтверждена даже судом, причем не «московским», а «шевченковским»? Или холуйство – как любовь: ничего не слышит, не видит, аргументов не воспринимает, а только холуйствует?
Медведев продолжает: «Это при том, что Киевсовет за протекцией Партии Регионов на протяжении последнего года выделил УПЦ МП 11! участков для строительства храмов общей площадью почти четыре гектара. Согласимся, все-таки можно было бы удержаться от самозахвата при таком уровне удовлетворения земельных потребностей этой конфессии».
С таким уровнем «компетентности» автору, пожалуй, вообще не стоило за клавиатуру браться. Какое отношение община у Десятинки имеет к участкам 2007 года? Если, допустим, православной общине (а их в Киеве 168) в Дарнице выделили участок под строительство храма, то православной общине в Святошине можно на этом основании в участке отказать? Но это ведь разные общины, разные люди. Это то же самое (возьмем пример для политтехнологов подоходчивее), если бы, скажем, один пиарщик женился, а другому запретили это делать на том основании, что и так уже много, понимаешь, женатых пиарщиков! Но ведь и этому бедняге жениться хочется, еще и как!
Если бы Медведев хоть немного знал историю города, в котором пребывает и «пиарит», то понимал бы: Киевская власть должна выделить не 11 участков, а 145. Именно столько было разрушено в Киеве православных храмов и памятников. Не только выделить землю, но и восстановить разрушенные святыни, которые возводили целые поколения киевлян. Это было бы не только актом торжества справедливости, но и выполнением Рекомендаций Совета Европы и наших обязательств перед ним. Конечно, надо еще увековечить память пяти тысяч православных священнослужителей Киева, погибших во время репрессий, и всех православных, прошедших застенки ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, тюрьмы, ГУЛАГ, лагеря с 1917 по 1987 год, когда был освобожден из лагерей последний православный священник (нынешний архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим). Необходимо установить отдельный памятник погибшим киевским митрополитам (шесть из которых были казнены атеистической властью, а трое погибли в ссылках) от священномученика Владимира (Богоявленского), расстрелянного у стен Лавры в января 1918-го, до священномученика Александра (Петровского), убитого в 1940-м в харьковской тюрьме. Кстати, гетман Скоропадский за краткое время своего правления успел установить памятник митрополиту Владимиру, мы же за двадцать лет религиозной свободы никак не можем. Необходимо открыть мемориал и в Лукьяновской тюрьме Киева, где во время допросов были убиты священномученик митрополит Киевский Константин (Дьяков) и выдающийся проповедник ХХ века протоиерей Александр Глаголев, расстреляны сотни священников и мирян. Необходимо восстановить могилы, закатанные в асфальт у всех наших старых храмов, в том числе у Софии Киевской. Она – древнее кладбище, у ее стен похоронены высшие иерархи Церкви, в частности митрополит Киевский Михаил (Ермаков), который умер после возвращения из Туркестанской ссылки. В завещании св. Патриарха Тихона он упоминается как преемник.
В общем, надо, решить проблему реституции церковной собственности, как она решена в Польше, Прибалтике, Румынии, Болгарии, Беларуси, той же России. Необходимо, наконец-то, вернуть Церкви – церковное: храмы, здания, имущество, по возможности и землю. Во многих странах эта проблема либо решена, либо решается. Только у нас мафия так вцепилась в церковную собственность, что ни указы президентов, ни правительственные комиссии не в силах ничего из ее рук вырвать. А ведь это такой источник коррупции и паразитизма! Если пройти по церковным строениям столицы да переписать фирмочки, которые в них обосновались, да чиновничков всех уровней, которые с них кормятся, свиток получится от Верхней Лавры до Нижней. Поэтому возвращать церковное Церкви в Киеве «не получается». В Варшаве, Риге, Софии, Минске, Москве – получается, в Киеве – не получается!
Словом, Церкви её, древнее, законное не возвращают, а когда выделяют участки под строительство новых храмов, тут же появляется целый рой медведевых, саганов, гудзиков, которые ни к Киеву, ни к Церкви никакого отношения не имеют, но устраивают такой вой, будто наступил конец света. Вот когда землю, помещения выделяют под стриптиз-клубы и казино, коих в Киеве уже 400, то никто из них стона из своей груди не выдавит.
Если мы когда-нибудь станем цивилизованными и начнем возвращать православным монастырям и храмам их законные исторические земли, то городу придется вернуть УПЦ не несчастные четыре гектара предиславинских болот, а пол-Киева и три-четыре пригородных района. Потому что все эти земли совершенно законно однажды уже были выкуплены у города купцами, промышленниками, магнатами и т.д. и подарены Церкви. Знаменитая матушка Матрона, вдова участника освободительной войны на Балканах, купила землю на Печерске, основала Свято-Введенский монастырь, построила приюты и богадельни. Все это завещала монастырю, где она и покоится. Городские власти использовали вырученные деньги для обустройства города, прокладку водопровода. Сегодня на землях монастыря находятся две улицы Печерска. И подобная история у каждого киевского монастыря или храма. Вся неповторимая красота златоглавого Киева – это пот и труд многих поколений киевлян, православных благотворителей со всех концов света, которые возрождали и благоукрашали наш город как колыбель нашей Церкви, первую и вечную столицу восточнославянской православной цивилизации. И если мы не варвары в своем городе, то должны не ставить палки в колеса, а помогать Церкви возрождать былую славу Киева как мирового духовного центра и центра православного паломничества.
Кстати, о четырех гектарах и 11 участках. Я был на одном из них, на Лыбедской, 27 мая во время церемонии закладки кафедрального собора, в которой принимали участие первые лица державы. Там, действительно, большой участок, 3 или 4 гектара. Однако не понятно, на каком основании О. Медведев приплел к ним «протекцию Партии регионов». Участок был выделен по прямой протекции Президента Виктора Ющенко, о чем он и заявил на церемонии. «Я пообещал Его Блаженству содействие в выделении участка под строительство кафедрального собора, я это сделал», — сказал он перед телекамерами и участниками торжеств. Партия регионов много делает для Церкви, но зачем приписывать ей чужие лавры? Пиарщик, конечно, хотел похулить кого-нибудь «за протекцию». Хулить Президента – опасно, штанишки сразу подмокают, вот он и приписал его «протекцию» донецким и похулил их. Технология!
Я думаю, Президент, «пролоббировав» выделение этого участка, поступал по принципу: чтобы и волк был цел, и овцы не роптали. Ведь кафедральный Владимирский собор УПЦ был захвачен боевиками УНА-УНСО по указке «старой преступной власти» и незаконно передан расстриженному Филарету, и даже сегодня, уже будучи анафематствованным, находясь под церковным проклятием, он продолжает его удерживать, и также незаконно. Чтобы и верующих успокоить, и старого чекиста не трогать, Президент и пошел на этот шаг. Но что такая стройка для Церкви? Владимирский собор возводили белые цари, которые владели пятой частью суши, и на это у них ушло четыре десятилетия. УПЦ сегодня строит, восстанавливает, реставрирует несколько тысяч храмов, все двести монастырей тоже «в лесах». Народ бедный, все стройки превращаются в долгострои, растягиваются на десять и более лет. Новая стройка века, безусловно, вытянет все жилы из Митрополии. А в это же время в экспроприированных и невозвращенных храмах будут жировать музеи, вузы, анафема, банки, коммерческие структуры и т.д. Почему одни могут паразитировать на чужом добре, а законные его владельцы должны засучивать опять рукава и строить, строить, строить? Церкви больше нечем заниматься? Где же справедливость?
Но продолжим изучение текста нашего бютовского мудреца. Медведев продолжает: «Для сравнения: Киевский Патриархат получил за это время лишь один участок…» А какое отношение этот «патриархат» вообще имеет к участкам и взаимоотношениям УПЦ с городскими властями. Киевский центральный гастроном вообще ни одного участка не получил. Ну и что? «Церковь Христа левого берега» тоже ничего не получила. «Вселенский патриарх» на Кловском спуске тоже, хотя он по своему «статусу» намного выше Филарета. Очевидно, Медведев представляет Филарета неким бригадиром рэкетиров на базаре, которому все должны «отстегивать». Если власть дала киевской общине участок земли, то тут же должна дать и Филарету. На каком основании? Сам-то Филарет с кем-либо когда-нибудь делился? Когда прихватил многомиллиардную кассу УПЦ, хоть одну копейку оставил? А ведь там были деньги всей Православной Церкви Украины, а не только его с Евгенией Петровной. Как сейчас помню: 27 июня 1992 года на пресс-конференции в Союзе писателей я спросил его, а не странно ли, что один человек объявляет себя владельцем всех финансов и расчетных счетов УПЦ в отечественных и зарубежных банках? Он ответил, что «это на время». А оказалось – навсегда! Тот еще «кидальщик»!
Далее Медведев приводит какой-то навет-абракадабру, который не имеет отношения к теме его реплики (о том, что московской церкви украинские законы не писаны»: «а одним из бывших помещений Михайловского монастыря по улице Трехсвятительской, на которое много лет претендует УПЦ-КП, Киевсовет пожертвовал ради коммерческих интересов родственников Дмитрия Табачника (в монастырское помещение переедет ТРК «Киев», которая в свою очередь освободила здание, которое снесут и на месте которого компания брата Дмитрия Табачника что-нибудь себе построит)». Какой-то «перехлест». Связи и логики тут немного, может, автор уже утомился.
Затем пиарщик отвечает и на «предыдущие вопросы», повторяя обвинения в адрес пресс-службы о том, что участие в нападении на часовню униатов и филаретовцев она высосала из пальца. Он это объясняет «традиционно агрессивной политикой» пресс-службы УПЦ в отношении «братских во Христе конфессий» — УПЦ-КП и УГКЦ. Здесь г-ну Медведеву надо пояснить, чтобы он не путался в элементарном: конфессия – это вероисповедание. Если филаретовцы, скажем, считают себя православными по вероисповеданию, как и автокефалы, и каноническая Церковь, то все относятся к одной конфессии, а не к разным. Униаты – католики по вероисповеданию, они с римо-католиками составляют одну конфессию. УГКЦ православные могут именовать «братской», правда, повода пока не было.
Далее пиарщик вещает: «УПЦ МП категорически отвергает призывы к диалогу с УКЦ-КП и УГКЦ, ибо к такому диалогу критически относятся в Москве. Они готовы говорить лишь в жанре принятия покаяний». Если бы этот Медведев был хоть немножко верующим человеком или хотя бы уважал Церковь, то знал бы, что покаяние – это не «жанр», а таинство, установленное самим Иисусом Христом. Оно – одна из основ мироощущения верующего человека, его отношений с Богом. Ерничать по этому поводу – очень глупо.
Медведев ведь жил в Москве, там об униатах и филаретовцах мало кто знает. И это понятно. И те, и другие преступления совершали не в Москве, а в Украине, и не против москвичей, а против православных украинцев. Униаты в начале 1990-х штурмами, насилием разгромили три православных епархии на Западной Украине, захватили сотни храмов. Делали они это с особой жесткостью, при помощи ОМОНа, с массовыми избиениями, применением слезоточивого газа и т.д. Об этом собрано множество свидетельств, в том числе и отчеты правительственных комиссий. В русской литературе немного упоминаний об унии, россиянам она мало докучала. А вот украинская – вся антиуниатская, поскольку униаты, по словам Шевченко, проливали в Украине «широкое море слез и крови, а сирот именем Христовым замордовали…». Униаты и католики платили украинцам той же монетой. Стихи отца нации были прокляты и сожжены на Ватиканском холме (за антипапскую поэму о Яну Гусе), Ярослава Галана, лучшего в истории украинской литературы публициста, униаты зарубили во Львове топором. Так что О. Медведеву, раз он решил походить в квасных украинских националистах, неплохо было бы хотя бы полистать историю и литературу украинского народа. Это прекрасная история и замечательная литература.
Как УПЦ может относиться к М. Денисенко (Филарету), который ограбил Церковь, создал раскол, анафематствован, захватил с боевиками кафедральный собор и здание экзархата, организовал штурм и погром в Киево-Печерской Лавре, осуществил погромы православных епархий на Ровенщине и Волыни, захватил более 80 храмов, в том числе кафедральные соборы в Ровно и Луцке (которые, несмотря на решения высших судебных инстанций Украины, до сих пор не вернул законным владельцам)? Филаретовские боевики любили и «поприкалываться»: иногда выгоняли из храма православную общину (а это, как правило, старики и женщины) и гнали, как скот, «по направлению Москвы». После захвата и разгрома Волынской духовной семинарии филаретовцы вынесли на площадь семинарскую библиотеку и торжественно сожгли. Какое после этого может быть к филаретовцам и лично к анафеме отношение?
И униаты, и филаретовцы клевещут на Православную Церковь как только могут. Занимаются тем же, чем и О. Медведев в разбираемом нами материале. Так что утверждать, будто православные украинцы всем сердцем любят унию и филаретовство, готовы с ними соединиться, но в этом им мешает «клятая Москва», мягко говоря, не стоит.
Далее пиарщик пишет: «Очевидно, что эмоциональное и построенное на сознательно перекрученных «фактах» (чья бы корова мыкала? – А.В.) заявление УПЦ МП тут же найдет отклик в Москве, откуда в очередной раз завопят о якобы притеснениях «канонического православия в Украине». Посмотрим, как в ближайшее время забьются, словно в падучей, Затулин, Фролов, Кауров и «примкнувшая к ним Витренко». Любопытно, что никто в конвульсиях не забился, кроме, конечно, самого Медведева. Последняя фраза, видимо, из разряда пиар-технологий: оскорбить, чтобы заметили. Ай, Моська, есть в Украине и такая! На это могут и клюнуть. Но сам материал, убогий по смыслу и холуйский по цели, вряд ли вызовет что-то, кроме брезгливости.
Заканчивает О. Медведев свою реплику самым неожиданным образом:
«Резюме. Какими должны быть последствия воскресной истории?
МВД должна расследовать нападение на часовню.
УПЦ МП должна извиниться перед УПЦ-КП и УГКЦ за информационную диверсию против них.
Городская власть должна принять все законные меры для того, чтобы незаконнопостроенную часовню УПЦ МП перенесла в другое место – на один из одиннадцати предоставленных ей за этот год участков.
А УПЦ МП должна понять, что ее политическое единство с Русской Православной Церковью не освобождаете от необходимости придерживаться украинских законов»
А это ещё что!? Может, человек писал реплику (журналистский жанр), забылся и «съехал» на донос с рекомендациями (жанр сексотов). Может, перепутал тексты и что-то послал «не туда»? Наконец, может, опять замечтался и вообразил себя уже не правоохранительными органами, а Тем, кто может легко говорить слово «должен» и МВД, и столичной власти, и Православной Церкви. Болезнь графоманов. Не много ли человечек на себя берет?
И тут, право, стоит задуматься: а для чего и впрямь эта реплика написана. Ведь текст очень слабый, клевета слишком уж откровенная, хамство неприкрытое, а вранье лезет едва ли не из каждой строчки. Ну, не может же человек, тем более пишущий не первый год, так «подставляться». Ну, холуйство – это понятно: Филарет потреплет бледной ручкой пухлую щечку. Но можно было бы «склепать» что-нибудь более удобоваримое.
Верее всего, текст этот – обыкновенная провокация. Ведь недаром автор начинает спорить с пресс-службой (мало ли как журналисты могут между собой спорить), а «съезжает» на обвинения всей Церкви. Изобличает в незаконной деятельности одну из 11 тысяч общин УПЦ, а клеймит опять же всю Церковь. Зачем? Несколько месяцев назад я присутствовал на краткой встрече Юлии Тимошенко с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Юлия Владимировна говорила высокие слова об УПЦ и Блаженнейшем Митрополите Владимире. Думаю, она была искренней и, действительно, дорожит позитивным отношением Православной Церкви. Когда же из недр БЮТ появляется нечто оскорбительное для всей Церкви, значит, это кому-то нужно? Говорят, искусство поссорить – ценнейшее из политтехнологий. Может, ради этого г-н Медведев и вылез на все сайты со своим клеветническим опусом?