Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Председатель Союза православных братств Украины Валентин Лукияник: «В Тернопольской области продолжается «зачистка» православных»

В Галиции же «зачищают» Православие по полной программе. Отобрали сотни храмов, а верующих, которые остались верными каноническому Православию, третируют, как только могут. В Тернопольской области власть уже давно катком прошлась по Православию, но у нее остались два «проблемных» района: Шумский и Кременецкий, которые исторически относились к православной Волыни, здесь остались храмы, которые столетиями, в том числе и Рохманове, принадлежали нашей Церкви. Вот теперь их планомерно «зачищают».
Председатель Союза православных братств Украины Валентин Лукияник: «В Тернопольской области продолжается «зачистка» православных»

– Валентин Борисович, вы вернулись из Тернопольщины. Какая там сейчас ситуация?
– Такая, как и была. Продолжается «зачистка» территории от православных. Она усилилась после 2004 года, ведь конфликт вокруг Свято-Троицкого прихода в селе Рохманов Шумского района возник из-за того, что местная власть в ультимативной форме потребовала от настоятеля храма протоиерея Олега Сирко проводить агитацию за «Нашу Украину». В противном случае грозили выгнать с прихода. После выборов так и случилось. Было осуществлено несколько попыток захвата храма. Отец Олег, депутат местного совета, протестуя, закрылся в церкви и объявил голодовку. Из-за этого конфликта умерла его мать, после чего он вышел из храма. Ситуацией воспользовались захватчики. При поддержке главы райадминистрации Петрука, его заместителя Миренчука, начальника милиции Годи они срезали замки и вошли в храм. Прибежавшего священника связали в присутствии этих чиновников железной цепью и продержали его так восемь часов. После такой экзекуции отец Олег попал в инсультное отделения Тернопольской больницы. Только благодаря «скорой помощи» его вообще удалось спасти. Тогда захватчики пытались уговорить отца Олега согласиться на поочередное богослуженое в храме. После его отказа раскольники отобрали здание церкви, ссылаясь на распоряжение главы Тернопольской областной государственной администрации И. Стойко.

– Но ведь по Стойко работала специальная следственная комиссия парламента Украины, в которую входили представители всех фракций и которая установила в действиях властей нарушение Конституции, прав верующих. Верховная Рада своим постановлением рекомендовала Президенту наказать и уволить чиновников за творимые беззакония, а Генеральной прокуратуре – открыть уголовные дела…
– На постановление парламента ни со стороны Президента, ни со стороны тернопольской власти не было абсолютно никакой реакции. Думаю, даже если бы Президент что-то издал, то все равно никто бы выполнять это не стал. Дело в том, что на Тернопольщине существует своя, параллельная, власть, и она принадлежит КУНу (Конгрессу украинских националистов), который входит в Блок Виктора Ющенко «Наша Украина». КУН расставляет и контролирует все руководящие кадры. Он состоит из униатов, тех самых, которые, по словам Шевченко, столетиями проливали в Украине море слез и крови. Они не изменились и до сих пор. В Киеве они представляют себя поборниками свободы, демократии, прав человека, законности. А там, где они при власти, то есть на Тернопольщине, Львовщине, Ивано-Франковщине, никакими правами человека, свободой, демократией, законностью и не пахнет. В Киеве, где униатов пара сотен, шесть гектаров земли в центре города дают под строительство всемирного униатского центра, отгрохали униатскую церковь с монастырем на Смирнова-Ласточкина, которые постоянно пустуют, отдали несколько наших православных старинных храмов, чтобы было где униатам молиться. В Галиции же «зачищают» Православие по полной программе. Отобрали сотни храмов, а верующих, которые остались верными каноническому Православию, третируют, как только могут. В Тернопольской области власть уже давно катком прошлась по Православию, но у нее остались два «проблемных» района: Шумский и Кременецкий, которые исторически относились к православной Волыни, здесь остались храмы, которые столетиями, в том числе и Рохманове, принадлежали нашей Церкви. Вот теперь их планомерно «зачищают».

– И каким образом все это происходит?
– За последние 15 лет методика у них хорошо отработана. В Шумском районе, например, православных 90 процентов, к униатам традиционно относятся с недоверием, поэтому власть создает параллельную раскольничью общину, как правило, филаретовскую. Ее регистрируют, она тут же начинает претендовать на храм действующей канонической Церкви. Власть издает распоряжение о том, чтобы общины храмом пользовались поочередно. Распоряжение, естественно, незаконное, поскольку поправка к Закону «о поочередности», когда она принималась, касалась лишь пустующих культовых сооружений, на которые претендовали несколько конфессий, и то при обоюдном согласии. Об этом было соответствующее разъяснение Госкомрелигий. Однако поправку использовали как фиговый лист для захватов храмов. Если община отказывалась впустить в свой храм униатов или раскольников, ее тут же объявляли нарушителем закона, снимали с регистрации, а храм отбирали. Так мы потеряли десятки, если не сотни храмов. Если же община соглашалась и впускала тех же униатов или раскольников, то они занимали храм и православных в него уже не пускали. И таких примеров множество. Так что в любом случае православная община «зачищалась». По такому накатанному сценарию и развивались события в Рохманове.

– Почему униатские власти поддерживают филаретовцев?
– Потому что Филарет их верный союзник в борьбе с Православной Церковью. Самим униатам захватывать и устраивать погромы в православных храмах, как это они делали при помощи польских и австрийских властей, не с руки: все сразу вспомнят антиуниатские восстания запорожских казаков и многовековую борьбу украинцев с унией. А вот под православной личиной филаретовства – другое дело. Филарет – послушное орудие в их руках – проторивает унии путь на восток, повсеместно пропагандирует греко-католиков как «национальную церковь» украинцев, будто истории никогда не читал. Вот предложите любой конфессии в Украине, а их у нас более ста, православный храм захватить или еще какую подлость для Православной Церкви устроить, – все откажутся, кроме, конечно, униатов и филаретовцев: они готовы всегда и с энтузиазмом, потому что в этом смысл их существования. Хотя сами униаты прекрасно понимают, что филаретовство – явление временное. В Тернопольской области униатам храмы отданы в собственность и навечно, а вот филаретовцам – в пользование и на время. Пока Филарет – пособник унии, его не трогают, а сменится политическая конъюнктура, появятся условия – засмокчут все его приходы, как сом головастика, пикнуть не успеет. Любопытная деталь: в захваченных филаретовцами наших храмах и престол, и все устройство алтаря делают на униатский манер – чтобы потихоньку привыкали к унии.

– Но ведь мы все-таки живем в правовом государстве, где демократические принципы одни на всех…
– В том то и дело, что, оказывается, есть одно государство в Киеве, а совсем другое – в Тернополе. Хотя это и глубинка, но ведь она недалеко от столицы, а ощущение, что ты попадаешь куда-то в Среднюю Азию, причем средневековую. Народ запуганный, бесправный, а власть – «одноканальная»: кругом одни куновцы, и в администрациях, и в правоохранительных органах. Я – киевлянин, мы проводили в столице много протестных акций, и при Щербицком, и при Кравчуке, и при Кучме, и при Ющенко. Бывали сложности, но нас нигде не избивали, как в Тернополе, хотя мы никого там не пикетировали, никаких протестных акций там не устраивали. Пару лет назад, если помните, униатский кардинал Гузар свою резиденцию в Киев переносил, службу правил, во время которой униатов охраняли две тысячи милиционеров (!), чтобы никто из православных им не мешал. В Тернополе милиция не только нас не охраняла, а наоборот, избивала по приказу властей. Так что государство одно, а отношение к закону, к правам верующих разное. Когда нас побили и мы написали заявления в местную прокуратуру, нам пришли 27 одинаковых отписок о том, что побили нас справедливо, мы сами виноваты, поскольку – «чужинці». Но какие же мы «чужаки»? Мы – всеукраинская организация, состоящая из граждан Украины (из Киева, Днепропетровска, Полтавы), две трети нашей группы – пожилые женщины. Мы приехали к единоверцам, которых в Рохманове триста семей, помолиться в храме, который совершенно законно столетиями принадлежал и принадлежит нашей Православной Церкви. Приехали в совершенном уважении к Закону, местным властям и обычаям. За что же подвергать нас обструкции, оскорблениям, избиениям и даже арестам? Мы что, встретив любого униата за пределами Галичины, в Киеве, Днепропетровске, Полтаве, должны тоже тут же его избивать, как «чужака»?
Они культивируют ненависть к Православию. В том же Рохманове магазины принадлежат местному бизнесмену-куновцу. Так вот одни и те же товары православным отпускают на 20-30 процентов дороже. В праздник Святителя Николая в школе детям раздают подарки, но не всем, а только униатам и филаретовцам. Думаю, в этом году мы проведем всеукраинскую или даже международную акцию по сбору средств на новогодние подарки православным детям Тернопольщины, чтобы они не чувствовали себя изгоями на своей родной земле. Там даже домашние животные страдают от этой нетерпимости. Одна прихожанка повела свою корову на осеменение. Выяснилась, что корова как бы «московская православная», а бык «греко-католический». Так его даже не подпустили к буренке, которую прогнали вместе с хозяйкой. Абсурд!

– А почему вы поехали в Рохманов 27 мая?
– Потому что это была Троица, храмовый праздник церкви в Рохманове. Ведь отец Олег, оправившись после болезни, поехал искать правду в Киев, поселился в палатке у Верховной Рады, стал добиваться законности через суды, прошел за два года все инстанции. Наконец, 30 августа прошлого года Высший арбитражный суд Украины вынес вердикт, которым отменил решение Тернопольской областной госадминистрации о поочередном богослужении и постановил вернуть храм православной общине. Естественно, областное руководство и не думало выполнять решение высшей судебной инстанции. Ведь у нас только мы, «маленькие украинцы», обязаны быть законопослушными, а власть, как жила, так и живет своеволием. Никто палец о палец не ударил. Через восемь месяцев, 30 марта, мы приехали в Тернополь, обошли все инстанции, от обладиминистрации до прокуратуры и милиции, добились от них распоряжения, чтобы была создана комиссия, проведена инвентаризация в храме. Ведь когда власти с филаретовцами захватывали храм, никакой описи захваченного имущества никто не делал. Мы опечатали с милицией храм, но до инвентаризации дело не дошло: через пару дней местная власть вместе с раскольниками сорвали печати и опять захватили храм. Мы делали еще несколько попыток выполнить решение уже не только суда, но и областной власти, но с таким же результатом. Во время одной из них, 17 мая этого года, когда мы опять опечатали храм, депутат райсовета куновец Волос приказал голове сельсовета взять печать и опечатать дом нашего священника.

– В каком смысле? Дом был нежилой?
– Жилой, конечно, там двадцать лет проживает наш священник отец Олег Сирко с семьей, у него дети, там маленькая домовая церковь, куда селяне приходят молиться. Смысл очень простой. Власть в этих местах привыкла совершенно безнаказанно творить произвол, запугивать народ. Я же вам говорю: это 14 век, Средняя Азия. Опечатали дом священника, чтобы показать: пикнете – опечатаем вообще полсела, а вы, как и ваш священник, езжайте с семьями в Киев, живите в палатках, ищите по три года правды и законности, которую мы все равно тут соблюдать не собираемся. Хотя прокуратура и правоохранительные органы на Тернопольщине ходят на четвереньках перед КУНом, но и их это опечатывание покоробило: приехал прокурор, сорвал печати и пустил семью священника в ее собственный дом.
Ну а 27 мая власть устроила нам показательную «порку», чтобы отбить всякую возможность пытаться что-то делать по закону. Мы поставили в известность руководство и области и района, правоохранительные органы, что на Святую Троицу собираемся служить в храме. На совершенно законных основаниях. Никто не возражал, даже филаретовская община Рохманова не была против. Но пока мы добирались из райцентра Шумска в Рохманов, начальник райотдела милиции перезвонил активистам раскольничьей общины и приказал не допустить нас к храму. Сам же подтянул в Рохманов ОМОН с собаками. Вместо праздничной Литургии нас ожидало совсем иное. Нас обругали последними словами и оскорблениями, оплевали, а затем и побили, причем с особой жестокостью. Все это записано на видеопленку. Я врач по специальности, понимаю, когда хотят напугать, а когда, говоря ментовским языком, хотят «вырубить». Я достаточно крепкий человек, но от первого же удара отлетел метров на три и не мог прийти в себя. Затем они побили остальных, несколько ребят (женщин, слава Богу, не тронули), схватили, отвезли в райотдел милиции, сняли показания и отпустили.

– Но как они оказались за решеткой?
– Никаких поводов к задержанию не было. Просто один из наших корреспондентов сказал милиции, что избиение заснято на видеопленку, и там запечатлено очевидное превышение милицией своих полномочий. Тогда милиция снова стала отлавливать этих ребят, хотя они никуда не бежали и не скрывались, а сняли в судмедэкспертизе побои и были в прокуратуре, где писали заявления о противоправных действиях правоохранительных органов. Милиция их схватила, взяла в заложники и предъявила нам ультиматум: вы отдаете нам кассету, мы – отпускаем ваших братчиков. Мы отказались и заявили, что кассета уже отправлена в Киев. Тогда они в 9 часов вечера срочно стали оформлять задержание, обвинив в нас том, что три днепропетровца побили 20 вооруженных тернопольских омоновцев с собаками и всю местную власть. К районной прокуратуре приехали человек двадцать православных верующих, прибыли замначальника областного УВД, представитель омбудсмена Нины Карпачевой. Видя все это, начальник райотдела милиции Рудзинский вызвал из Тернополя ОМОН опять же с собаками. Когда арестованных запихнули в воронок, наши православные женщины легли под колеса машины, не давая отвезти ребят в СИЗО. Омоновцы натравили на них сторожевую собаку, но она подошла, обнюхала и кусать не стала. Я сказал, что собака порядочнее их: она и то понимает, что вершится неправедное дело, и не хочет в нем участвовать.

– Но ведь их все-таки отвезли?
– Противостояние тянулось до трех ночи, затем ребят все-таки отвезли сначала в Кременецкий район, затем в областной центр. Держали почти два месяца. Это тоже форма шантажа: мало ли что этим тернопольским беспредельщикам в голову придет, а у парней дома старики-родители, семьи. Сначала нам удалось освободить двоих, а одного освободили на днях. Теперь их собираются судить за сопротивление сотрудникам правоохранительных органов и избиение ОМОНа. Хоть бы не позорились с такими обвинениями! Вы где-нибудь у нас видели, чтобы людей держали месяцами за решеткой за то, что он хотел помолиться в своем храме?

– Как отреагировала прокуратура?
– Местный прокурор сначала отстранился, но потом, видя наши старания, начал требовать от власти объяснить, на каком основании не допускали верующих к служению в православном храме, ведь есть решение суда. Он вынес три протеста с требованием провести инвентаризацию в храме, но на них никто и не думает обращать внимание. Налицо пособничество и сговор раскольников, правоохранительных органов и местной власти. В регионе нет межконфессионального конфликта, а есть конфликт между местной куновской властью и каноническим Православием. Идет преследование за саму принадлежность к Украинской Православной Церкви. Налицо полное игнорирование закона местной властью, которая в лице губернатора Ивана Стойко отказывается выполнять вердикт суда. Вот он решил добить православный приход, и ни парламент, ни высшие судебные инстанции ему не указ.

– Что дальше собираетесь делать?
– Недавно по депутатскому запросу в Тернополе работала комиссия МВД. Семь человек проверяли власть и правоохранительные органы по вопросу правомерности их действий 27 мая, ареста и задержания троих наших ребят. Мы ждем доклада этой комиссии, ждем отчета от прокуратуры и представителей Н. Карпачевой, чтобы целиком оценить эту ситуацию, и будем добиваться открытия уголовных дел по факту нарушения закона, прав и свобод верующих людей. Ну и, конечно же, наша задача – открыть храм, чтобы многострадальные православные верующие вернулись к нормальной жизни.

Беседу вел В. Анисимов