Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Народный депутат Юрий Болдырев, (Партия Регионов): «Лучшее, что может сделать государство для Церкви, это не вмешиваться в ее дела»

Народный депутат Юрий Болдырев, (Партия Регионов): «Лучшее, что может сделать государство для Церкви, это не вмешиваться в ее дела»

- Юрий Александрович, вы не только заместитель председателя комитета по культуре и духовности, но единственный депутат в нашем парламенте, который возглавляет всеукраинскую общественную православную организацию. Удается ли вам вывести на правильный путь свой комитет, который всегда был антиправославным, управлялся униатами или филаретовцами.
- Ксожалению, ситуация в этом плане мало изменилась. В комитете мы находимся в оппозиции, в нем у «оранжевых» – большинство. И все голосования идут обычно 7 к 5 в пользу униатов и расколов. Причем среди «оранжевых» членов комитета такие киты, как старший брат действующего Президента Петр Ющенко, бывший гуманитарный вице-премьер Кириленко, председатель Союза писателей Владимир Яворивский, известный театральный деятель Танюк, а подкомитет по делам религий возглавляет Кендзьор, крещенный в унии, но, по сути, неверующий, даже крестика не носит, о чем на комитете сам и заявил.

– Как будут развиваться, на Ваш взгляд, церковно-государственные отношения в наступившем году?
– Самый первый и актуальный вопрос в этом году – вопрос о плате за землю. С 1-го января введен новый Земельный кодекс, который не предусматривает льгот для религиозных организаций. Поэтому в скором времени всем придется заплатить налог на землю, если мы не сумеем принять поправку к Земельному кодексу и не освободим Церковь, как и другие не прибыльные организации, от платы на землю. К сожалению, две попытки провести эти поправки уже провалились в нашем комитете, причем усилиями Петра Андреевича Ющенко и еще нескольких человек. Их аргументация заключается в том, что недобросовестные бизнесмены, беря на содержание приходы, будут паразитировать на государственном бюджете. Такой ответ является непрофессиональным, так как для религиозной общины этот налог представляет серьезную сумму, а для бизнеса не составляет большого труда его уплатить.

– Какие опасности могут ожидать православных в наступившем году?
– Опасность этого года заключается в том, что противники Православной Церкви переходят к силовым действиям. Если в прошлом году мы вернули права собственности некоторым православным общинам через суд, то реализовать свои права и начать богослужения они так до сих пор и не могут. Раскольники силой продолжают удерживать храмы. И в этом году, в январе, перед Рождеством, в Черновицкой области было снова захвачено три храма при поддержке местной власти. Будем надеяться, что это не будет очередной волной борьбы за православные храмы. Хочется верить в то, что здравый смысл возьмет верх, и эти бесчинства прекратятся. Что же касается вмешательство властей, то губернаторы многих, особенно западных областей, «сквозь пальцы» смотрят на неправовые действия раскольнических группировок. Это является негласной политикой государства. Вот это, на мой взгляд, является проблемой государственного уровня. Многие губернаторы, главы областных администраций, поставленные президентом, по-прежнему продолжают преследование нашей апостольской канонической Церкви. И это, мне кажется, главная опасность наступившего года.

– Что Вы можете сказать о новой концепции церковно-государственных отношений?
– Концепция церковно-государственных отношений, которая разработана министерством юстиций Украины, ничего принципиально нового не открывает, а только заполняет некий вакуум в законодательстве государства. В основном, она создана для отчетности. К концепции примикает закон, который дает статус юридического лица религиозным организациям. Против этого протестует только раскольнический «Киевский Патриархат», поэтому есть все основания утверждать, что парламентское большинство проголосует за этот законопроект.

– Каковы, на Ваш взгляд, должны быть отношения Церкви и государства?
– Если власти будут заниматься обеспечением нормальной жизни граждан, а Церковь спасением человеческих душ, то все в Украине будет хорошо. Поэтому, самое лучшее, что может сделать государство, это не вмешиваться в дела Церкви, тем более в нашей многоконфессиональной стране.
Следует помнить, что вопросы церковно-государственных отношений имеют и еще один очень важный аспект. Развивающееся сейчас инославное влияние разрушает традиционные для Украины формы духовности. И мы должны четко и ясно заявить о том, что сотрудничество государства с Украинской Православной Церковью — дело огромной важности, дело, касающееся сохранения и преумножения всего того, что дало жизнь Украине.
Еще одной особенностью миссионерского делания в Украине является неопределенность церковно-государственных отношений. Религия не является государственной; а законы, к сожалению, оставляют массу лазеек для чиновничьего произвола. В результате все зачастую зависит от личных отношений: епископа — с губернатором, священника — с городским или сельским головой. И любая смена начальства, или неожиданное изменение позиции властей приводит к существенному перелому в положении Церкви.

Наконец, и вопросы государственной регистрации и государственного участия в деятельности общин должны получить должное освещение. Нередки случаи, когда руководители отделов по делам религий вследствие своих личных симпатий лоббируют интересы определенной конфессии. Иногда их характеристики той или иной религиозной группировки напоминают просто панегирик, — и вот такие заключения принимаются во внимание представителями местной власти. Напротив, неугодные конфессии чувствуют «опеку», похожую на ту, какая была во времена недоброй памяти «уполномоченных». Следует, наверное, подумать о выработке мер по недопущению подобной практики.

Беседу вел Василий Анисимов