Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Епископ Бердянский и Приморский Варнава: «В современных условиях деятельность епископа сложна, но отрадна»

Епископ Бердянский и Приморский Варнава: «В современных условиях деятельность епископа сложна, но отрадна»

– Когда к человеку приходит религиозное восприятие жизни?
– Я думаю, в детстве. Детство – это возраст, когда происходит миропознание, затем становление личности. Конечно, это период самых ярких впечатлений. С детства остались воспоминания красоты полета голубей, рыбной ловли, яркости цветов, запахов. Но самые яркие ассоциации связаны с запахом ладана и посещения храма.
Были в моем детстве и удивительные случаи. Однажды, играя на улице со сверстниками, я вдруг ощутил, что все происходящее в данный момент я уже знаю. Вот этот мальчик как раз в этом месте сделал такой-то жест, а сейчас подойдет такой-то человек – так оно и произошло. Я не знал, что со мной происходит, перестал играть, и мне даже стало страшновато. Ну, думаю, если еще выйдет мама этого мальчика и назовет его по имени, то, значит, я это точно видел… Так и произошло – вышла мама и позвала своего сына. Я совершенно пораженный оставил игру, ушел домой, где в глубоких размышлениях искал ответа на все происшедшее. К анализу этого случая я приходил в своей жизни неоднократно. Отчетлив он в моем сознании и по сей день. Считаю это знаком свыше для себя.

– Кто был Вашим первым духовным наставником?
– Моим первым наставником в духовной жизни была мама, простая, но глубоко верующая женщина, благодаря которой я впервые переступил порог храма. На это она положила немало трудов.
Также важную роль в моей жизни сыграл игумен Иоасаф (Борисенко) – талантливейший человек. Он оказал на меня неизгладимое впечатление строгим строем богослужения и какой-то особой ревностью по Бозе.

– Как происходило Ваше духовное становление в юношеские годы?
– Нелегким был путь моего духовного становления. Школа накладывала свой след, как и окружающая обстановка в обществе. Единомышленников у меня не было. Если в храме встречался кто-то из знакомых сверстников, то почему-то прятались друг от друга, боялись…

– Наверное, в те времена трудно было противостоять всеобщему атеистическому настроению?
– Атмосфера, действительно, была атеистическая. Однако где-то в глубине души тлело все то, что вложила мама. Она говорила: «Ни в коем случае нельзя отречься от Бога». Эти слова всегда жили в моем сердце. Возможно, это мне и помогло, ради этого приходилось терпеть насмешки. Я не мог в то время быть апологетом своей веры, но защищать ее стремился, как мог, и сегодня этому рад.

– Как Вы пришли к мысли о принятии священного сана?
– Добрый пример ревностного служения игумена Иоасафа положил первый камень в основание моего желания посвятить себя служению Богу в священном сане. Также большое значение для меня в этом плане имела встреча с митрополитом Илией (ныне патриарх Грузинской Православной Церкви). Огромное впечатление произвел на меня труд святителя Иоанна Златоуста «Шесть слов о священстве».

– Владыка, что поддерживает Вас на нелегком пути архиерейского служения?
– На пути архипастырского служения меня поддерживают примеры моих наставников и учителей, среди которых и Блаженнейший Митрополит Владимир. Он несет свой крест в тяжелейшее для Церкви время и при этом ни разу не утратил самообладания.
Укрепляет меня благодать Божия, которая восполняет оскудевающая и врачует немощная.

– Какие главные проблемы существуют сегодня на Вашей кафедре?
– На Бердянской кафедре существует ряд проблем. Некоторые из них общие и существуют в других епархиях, есть, конечно, и свои. В первую очередь, это неустроенность вновь образовавшейся епархии, и еще нет полного осознание того, что нужно будет жить по-новому, усвоить динамику епархиальной жизни, взять на себя большую ответственность. В целом надеюсь на милость Божию, на Его помощь.

– Как у Вас складываются отношения с местной властью?
– Взаимоотношения с органами местной власти у нас складываются вполне благоприятные. Есть понимание важности образования новой епархии и пребывания в городе епископа.

– Ваши представления о современном епископе?
– В современных условиях деятельность епископа сложна, многогранна, но отрадна. Обладающий высокой апостольской властью, он строитель Таин Христовых. Епископ не имеет права забывать, что он прежде всего монах. Он должен быть молитвенником и представлять Церковь во всех гражданских инстанциях, быть блюстителем чистоты веры и тонким администратором, способным чувствовать душу человека. Он должен быть любезным, но соблюсти меру и не дойти до человекоугодничества. Епископ должен быть верен своей присяге.

Материал подготовил А. Чорногор