Василий Анисимов. Хунвинбины из НАНУ
Хунвинбины из НАНУ
Ученые НАН Украины выступают в поддержку нигерийского проповедника Аделаджи и отлученного от Церкви Михаила Денисенко
Василий Анисимов
Народные депутаты Украины, члены депутатского объединения в поддержку канонической Православной Церкви, созданного полгода назад в Верховном Совете Украины, получили обращение, подписанное пятнадцатью сотрудниками Академии наук Украины и некоей «Академией наук национального прогресса» (А. Князюком, В. Бондаренко, В. Терновой, В. Рубаном, В. Дверняковым и др.). Оно также направлено Президенту Украины Л. Кучме, Председателю Верховного Совета В. Литвину, премьер-министру А. Кинаху и председателю Госкомрелигий В. Бондаренко.
В письме указывается, что «Православная Церковь по-настоящему не занимается воспитанием людей. Да и как можно научить их, чтобы они взрастали в науке Божией, когда служба в Церкви и чтение Слова Божьего и до сих пор в УПЦ-МП ведется на старославянском языке, который люди не знают, поэтому и ничего не понимают и обучены одним ритуалам и обрядам, продолжая и дальше жить греховной жизнью». УПЦ противопоставляются харизматические сектантские структуры, которые «привезли Библии на понятном, родном языке, запрещенном в Советском Союзе», и стали делать то, «что должна была сделать Православная Церковь». «Люди хотели духовной пищи, слышать Слово Божье, поэтому и стали пополнять Евангельские, христианские церкви, так как видели в них присутствие и действие Живого Бога, как это было в Апостольские времена, — восклицают сотрудники НАН. — Так почему тогда Вы, господа депутаты, придираетесь к церкви «Посольство Божье» и к другим Евангельским церквам, называя их псевдорелигиозными организациями, не зная ни Библии, ни того, что они исповедуют, ни их деятельности, которая работает на благо нашего народа». Ученые призывают: «Пусть лучше молодежь работает в этих церквах, освобождая людей от наркотической зависимости, чтобы они стали полноценными людьми и приносили пользу обществу». К таким же «приносящим благо» церквам подписанты относят и не признанные в Православном мире схизматические группировки УПЦ-КП и УАПЦ. В защиту филаретовства они, оказывается, уже писали обращение парламентариям. Сотрудники академики считают, что депутаты не должны вмешиваться в межконфессиональные отношения. Нарушение этого принципа, по их мнению, происходит оттого, что «некоторые депутаты забывают, какие законы они принимают». В заключение выражается пожелание в адрес парламентариев: «Лучше занимайтесь своими законодательными делами, для чего мы Вас и избирали».
Это послание свидетельствует о том, что деградация нашего ученого сообщества, и научная и нравственная, не является мифом и уже достигла цитадели отечественной науки — НАН Украины. Даже с грамотностью у людей проблемы: они не могут правильно назвать Церковь, против которой выступают, себя же именуют «кандидат (доктор) наук НАНУ». Надо полагать, если бы они работали в кулинарном техникуме, то именовали бы себя «кандидат наук КТ». А что означает «Академия наук национального прогресса»? Очередные «рога и копыта» от псевдонауки?
Но как бы то ни было, подписанты решили выступать не как группа религиозно озабоченных граждан, а как сотрудники НАНУ. Действительно, чем бы еще в НАНУ было заниматься? Ведь не все время «сотрутничать»! Им, оказывается, не нравится, что богослужения в УПЦ проводятся на «старославянском» (разницу между «старославянским» и «церковнославянским» ученым, видно, постичь не по силам) языке, которого «люди не знают и не понимают». Что это за люди такие? Православные Церкви в Польше, Чехии, Словакии, Молдове, Белоруссии, США, Румынии, России, Украине и других странах (а это около ста миллионов православных христиан) используют столетиями церковнославянский язык как богослужебный и дорожат им, как драгоценностью, только члены нашей Академии наук по убожеству своему не знают, не понимают, а потому и «продолжают жить греховной жизнью». Это родной язык православной веры, с которым она пришла на наши земли тысячу лет назад, прямой наследник языка равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Он признан всем православным миром, как богодухновенный. Так отчего в угоду невежественным сотрудникам НАНУ Церковь должна от него отказаться? Для Украины этот язык вдвойне родной, поскольку первая подробная и самая лучшая его грамматика была создана выдающимся украинским филологом архиепископом Мелетием Смотрицким, который никакого отношения к столь нелюбимому нануистами Московскому Патриархату не имел (был рукоположен в Константинополе, а на закате лет склонился к унии). По этой грамматике столетиями изучали церковнославянский язык в духовных и светских заведениях Украины, Литвы, а затем и всей Российской империи. Она произвела неизгладимое впечатления на Михаила Ломоносова (может, в нашей НАНУ еще помнят о таком) и подвигла его заняться проблемами языкознания. Кстати, владение церковнославянским языком не помешало Ломоносову сделать ряд значительных открытий в сфере естественных наук, чего мы тщетно ждем от наших бюджетных нануистов.
Кроме того, надо напомнить, что знаменитая большевистская «культурная революция» 1920-1930 гг., ставившая целью «отречение от старого мира», уже однажды «отряхивала со своих ног» церковнославянский язык и многовековую отечественную культуру, на которой она была создана. ЧК и НКВД даже организовали в 1921 году специальнуя «церковь революционного трудового украинского народа», так называемую УАПЦ, которая объявила православных иерархов «врагами народа», «отлучила» от церкви всех, кто «стремится восстановить господство имущих классов в обществе», упразднила монашество, монастыри потребовала превратить в трудовые колонии, заменить церковнославянский язык понятным народу, родным, украинским, а всю многовековую духовную и религиозную литературу сбросить с корабля истории. Что, как известно, и было осуществлено: казнены или погибли в лагерях около 250 православных епископов, десятки тысяч священников и монахов (собранны данные на 60 тысяч новомучеников), репрессированы сотни тысяч мирян, разрушено около 100 тысяч православных храмов, монастыри были превращены в центры трудового перевоспитания (ГУЛАГ), а многовековая христианская литература на семьдесят лет была отправлена в спецхраны или просто уничтожена.
И вот опять неистребимое племя отечественных хунвенбинов свило гнездо на этот раз в НАНУ и публикует свои глуповатые воззвания в газетенке филаретовской УПЦ-КП (духовной наследнице чекистко-революционной УАПЦ), называемой «ХУ» («Християнська Україна»). Почему глуповатые? Потому что еще Леонардо да Винчи (был такой ученый) вывел канон естествоиспытателя: перед тем как говорить о предмете, надо иметь о нем хоть какое-то представление. Иначе это выглядит смешно и глупо. Как можно, например, утверждать, что в храмах УПЦ нельзя услышать Слово Божие на родном языке? В УПЦ Евангелии и проповеди читаются по решению самих общин на любом языке — украинском, русском, румынском, болгарском, греческом и т.д. Даже богослужения во многих епархиях проводятся на украинском языке, что нас отличает от богослужебной практики Православных Церквей соседних стран. В Польше, Чехии, Словакии, Молдове, Белоруссии, России используется исключительно церковнославянский язык. В России священники, пытавшиеся в своих приходах ввести русский язык в качестве богослужебного, несмотря на заступничество выдающихся деятелей русской культуры, попали под запрет Патриарха Московского. Это общеизвестные факты, которые почему-то недоступны нануистким ученым. Православная Церковь старше нашего государства на тысячу лет и без всякого внешнего вмешательства умеет решать свои проблемы, в том числе и языковые. Сегодня УПЦ без всякого насилия и пропаганды объединяет в вере, любви и братстве разноязыких, разносословных людей из всех регионов страны: 800 общин Закарпатья, тысячу общин Волыни, восемьсот общин Виннитчины, 500 общин Крыма, 400 Донецка, 700 Хмельнитчины и т.д. И такому объединению нужно у нее учиться.
Не менее удивителен панегирик, воспетый нануистами скандально известной секте «Посольство Божие», возглавляемой журналистом-нигерийцем Сандеем Аделаджи. Конечно, можно видеть в нем «живого бога», но где и когда они услышали от него хоть одно слово на «родном языке» (надо полагать, украинском)? О его «деятельности на благо украинского народа» и борьбе с наркоманией тоже хорошо известно. На последних заседаниях секты шел сбор «благословенной десятины» для обучения в вузах 500 китайцев и проведения международного молодежного фестиваля на Кубе. Нет слов, надо помогать и китайцам, и кубинцам, но, может, сначала поможем своей молодежи? То же касается и наркотиков. Все помнят скандал, когда милиция накрыла центр распространителей наркотиков в Киеве. Мало того, что наркокурьерами и наркоторговцами оказались нигерийцы, но и располагался их центр в том же ДК им. Королева, где Аделаджи проводил свои «сеансы» против употребления наркотиков. Понятно, что наркоманы — это жертвы наркобизнеса. Землячество нигерийское в Киеве небольшое, всех можно в лицо знать. Так не лучше ли «проповеднику» сначала убедить соплеменников отказаться от своего преступного бизнеса, а уже потом проводить шумные рекламные акции по борьбе с наркотиками?
Духовные «сокровища» Аделаджи тоже известны, чего стоит скандал этого года, связанный с призывами нигерийца не почитать умерших родителей в дни поминовения, не ходить на гробки, ибо там, видите ли, лежат лишь «одежды». Эту идею десять лет назад активно проповедовала чета Кривоноговых из «Белого братства» и прочие тоталитарные секты. Генеральная прокуратура за нарушение законов Украины настойчиво пыталась выдворить нигерийца из Украины, и только заступничество нардепов — «светочей» национальной духовности Танюка, Поровского, Черновецкого, Зайца и пр. — спасло Аделаджу от возвращения на родину.
О духовности отвергнутых всем и православным, и католическим миром схизматических группировок, зарегистрированных у нас как УПЦ-КП и УАПЦ, вообще говорить не приходиться. Родоначальник их духовной иерархии — уголовник, аферист-самозванец «епископ» Викентий Чекалин — разыскивался Интерполом за похищение и совращение юноши, ныне осел в Австралии и принял буддизм. Его преемники — Михаил Денисенко («патриарх»Филарет) и Валерий Кудряков («митрополит» Мефодий) — такие же самозванцы: первый за преступления перед Церковью предан анафеме, второй — запрещенный в священнослужении и даже отсидевший за хулиганство. Нечего сказать — славные поводыри академического национального прогресса! И «крышу» они создали в Украине из себе подобных. Чего стоят только боевики-унсовцы, штурмовавшие Лавру, захватившие Владимирский собор и здание экзархии на Пушкинской, а затем прославившиеся наемническими подвигами в Закавказье, Абхазии, Чечне? Политической крышей этих псевдорелигиозных группировок всегда было депутатское объединение в Верховной Раде, возглавляемое тем же Мовчаном и униаткой Григорович. Не лучше ли было заниматься законотворчеством? Или и здесь от них никакой пользы?
Кстати, по Закону (нануисты должны бы об этом знать) депутаты имеют право создавать в парламенте внефракционные политические и прочие объединения. А вот могут ли это делать бюджетники, которые, надо полагать, имеют статус госслужащих? Ведь мы содержим НАНУ для того, чтобы она двигала научно-технический прогресс, а не подпевала хором харизматическим проповедникам и не бросала остатки своих научных сил на околоцерковную или политико-церковную деятельность. Когда мы, наконец, увидим фамилии этих «докторов и кандидатов наук» в списках нобелевских лауреатов, а не под бестолковыми заявлениями? Вот это был бы настоящий «национальный прогресс»…
Александр Дворкин: «Церковь должна откликаться на призыв о помощи жертв тоталитарного сектантства»