Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Александр Дворкин: «Церковь должна откликаться на призыв о помощи жертв тоталитарного сектантства»

Александр Дворкин: «Церковь должна откликаться на призыв о помощи жертв тоталитарного сектантства»

Известный богослов и специалист по сектоведению профессор Александр Дворкин, руководитель Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского при Московской Патриархии, посетил Киев. Он принял участие в съёмках телепередачи на телеканале «1+1″, прочитал лекции в Киевской духовной академии, дал интервью журналистам столичных СМИ.

Александр Леонидович, сегодня понятие «секта» трактуется по-разному и абсолютно не принимается самими сектантами, вызывая ярый протест и возмущение с их стороны. Можете ли вы дать чёткую формулировку понятию «секта»?
Если коротко, то «секта – это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам)страны или региона». С 1993 года в нашем языке появился термин «тоталитарная секта» и прочно вошёл в употребление. Тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями, скрывают свои намерения под религиозными, политическими, психотерапевтическими, оздоровительными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Важно подчеркнуть, что сектантская структура – это не религиозная организация в том виде, как мы обычно привыкли её себе представлять. Эта организация больше похожа на мафию или тоталитаристскую партию с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением лидеру организации, который стремится к полной и единоличной власти глобального масштаба.

Сегодня даже специалисты теряются в «хитроумных» названиях сект, которые они сами себе присваивают. Можно ли их квалифицировать, типологизировать и дать общую характеристику?
Это самый сложный вопрос, но если оценивать с богословской точки зрения, то все секты можно разделить на две группы, которые я условно называю «гностической» и «катарской». Первым сектантом-гностиком был сам сатана, использовавший при разговоре с Евой типичные приёмы сектантской вербовки. «Гностические» секты обещают знания, обладая которыми можно «стать, как боги» и обойтись без самого Бога. К таким сектам относятся, например, сайентология, «Гербалайф», мормоны, «ивановцы», теософские, антропософские, рериховские группы и др. «Катарские секты» также претендуют на спасение собственными силами. По их мнению, в «Церкви» нет места для слабых и немощных грешников: она должна состоять лишь из чистых и сильных. Конечно, «чистота и сила» здесь понимаются весьма своеобразно. Как правило, такие секты имеют сильный апокалиптический подтекст: мы избранные, только мы и спасёмся, только мы доживём до конца света. От чего происходит конец света – у каждой секты свой вариант. К этой группе относятся такие секты, как «Церковь Христа», иеговисты, различные восточные учения, предлагающие медитативные практики и другие. Всех не перечислишь. Тем более названия придумываются самые разные, скрывающие суть сектантского учения. Но в любом случае следует помнить, что обе группы восходят к сатане, потому как от врага рода человеческого, который ненавидел Церковь и до начала времён, исходят всякая гордыня, лукавство, ложь и разделение.

Есть ли на сегодняшний день определённые признаки и свойства, по которым можно безошибочно определить секта это или нет?
Конечно, есть. Сегодня я выделил бы следующее: секты считают, что они сами или их лидер обладает особым статусом, который выносит их за рамки общества и семьи и противопоставляет им, а также скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращённых адептов. Например, в ФРГ в листовках, которые раздаются школьникам, выделяют 17 признаков тоталитарных сект. Детей хоть как-то предупреждают! Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают к различным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в этой организации.

А куда обратиться людям за помощью и за защитой, если их насильно удерживают в секте или в период пребывания в секте пострадали их дети, родственники?
К сожалению, пока нет специальных служб, которые бы комплексно решили проблему по выводу людей из сект и реабилитации этих людей в повседневной жизни. В первую очередь необходимо обратиться в правоохранительные органы и в суд по месту жительства, потому что в действиях сект практически всегда просматриваются правонарушения различных степеней сложности и явно нарушаются права человека. Обратитесь к психологам и психотерапевтам. Для верующих людей главным оружием спасения должна стать искренняя молитва за спасение своих близких. Необходимо сделать всё, чтобы человек начал активную трудовую и общественную деятельность, потому что в секте он привыкать к активности, и вот эту активность нужно направить в положительное русло.

Многие считают, что в связи с расколом в Украинской Православной Церкви влияние сект на Украине увеличивается. Так ли это?
Естественно, раскол отнимает силы у здоровой части общества. Потому что люди далёкие от церкви, видя раскол в Православии, интерпретируют это явление как слабость Православия, и, соответственно, вырабатывается недоверие к Православию. Например, в России Церковь – это единственный институт, которому доверяет подавляющая часть – от 70% до 80% – населения. Боюсь, что на Украине это не так. Если бы не было раскола, то сект было бы намного меньше и доверие к Православной Церкви значительно возросло бы.

Является ли борьба против сект моментом объединительным с другими культурообразующими конфессиями, которые традиционно и исторически поддерживаются подавляющим большинством населения Украины?
Безусловно. Потому что речь в данном вопросе идёт не о межрелигиозных спорах, а социальной опасности, которая исходит от деятельности сект. Наша Церковь поддерживает официальный диалог с традиционными протестантскими деноминациями и с римо-католиками. Мы можем предпринимать совместные действия (разумеется, не в богослужебном смысле), иметь какие-то общие программы, сотрудничать – хотя бы по линии гуманитарной помощи обездоленным, да и по линии противостояния различным сектам. Надо понимать, что сознательные христиане никогда ни в какую тоталитарную секту не попадут. Например, как бы не заблуждались протестанты, они по происхождению христиане. Конечно, они суть ветви, отпавшие от единого древа Вселенской Православной Церкви, но даже отпавшие ветви сохраняют подобие древа. Поэтому сотрудничество с инославными деноминациями бывает очень полезным. Особенно, когда нас обвиняют в том, что, критикуя сектантов, мы хотим побольше людей переманить в Православную Церковь. И тут очень важно понимать, что не только православные, но и представители других традиционных, культурообразующих конфессий также выступают против деструктивных образований – тоталитарных сект. Думаю, что здесь можно сотрудничать и со здравомыслящими убеждёнными атеистами.

Есть ли какие-то рекомендации, как избежать трагедии «духовных заблуждений» и не попасть под влияние «сектантов»?
Во-первых, надо понимать, что нормальный человек в секту не попадёт, туда попадают психически неуравновешенные люди, какие-то неудачники, но нормальному человеку, который твёрдо стоит на ногах, это не грозит. Хотя «шанс» есть у каждого. Проблема в том, что в секту не приходят. Нет человека, который ПРИШЁЛ в секту. В секту ПРИВОДЯТ путём обмана, посредством сокрытия информации и недобросовестной рекламы. То есть здесь задействована ЛОЖЬ. Если бы человеку говорили правду о том, что его ожидают, во что они действительно верят, то вряд ли кто-нибудь пошёл бы туда. Задача проповедника тоталитарных сект состоит в том, чтобы затащить человека в секту прежде, чем он что-либо узнает об организации. Чем меньше он узнает, тем лучше. В отличие от тоталитарных сект, например, в Православии человек сначала узнаёт о вере, принимает учение своим сердцем, искренне уверует в то, что узнал, тогда он может вступать в Церковь. Подлинное же содержание учения секты знает только небольшой круг людей, находящихся внутри организации. Таким образом, человек может провести долгие годы и даже десятилетия в секте и не знать, во что там по-настоящему верят. Сектантские вербовщики используют различные механизмы воздействия, и обычно человек попадается на их уловки в особом стрессовом состоянии. Поэтому проявляйте здоровое недоверие и проверяйте получаемую информацию. Не верьте обещаниям про быстрейшее получение всяческих благ. Поверьте, что каждый из новичков скоро станет ещё беднее и окажется рабом у руководителей секты для удовлетворения их собственных потребностей.

Если не противостоять сектам и спокойно смотреть на их деятельность, проявляя демократическую терпимость, то к чему, по Вашему мнению, это может привести?
Это приведёт к тому, что они будут повсюду. Зачем тогда бороться с наркоманией? Понятно, что если не бороться с наркоманией, тогда всё новые и новые люди будут заражаться наркоманией, и ситуация будет меняться только к худшему.
Другое дело, что борьбой с тоталитарными сектами должно заниматься государство, начиная с уровня законодательной базы и уполномоченных от государства до проведения соответствующих мероприятий. Пока что этой проблемой в наших странах занимаются общественные организации, а государство лишь исполняет роль пассивного участника. Государство должно разрабатывать новые цивилизованные законы. Оно должно, наконец, понять, что это именно его проблема, а не отдельных общественных организаций.

Дайте оценку сегодняшней ситуации с тоталитарными сектами в Украине и сравнените с ситуацией в России.
Ситуация сложная, как и в России. Но есть своя специфика. Например, «харизматики» на Украине сильнее, чем в России. Зато в Украине нет «сайентологов». «Свидетелей Иеговы», по цифрам, столько же, сколько и в России, но это значит, что на душу населения их в три раза больше. Соответственно данный факт вызывает серьёзные опасения. Плюс, мы уже об этом говорили, бушует церковный раскол, что тоже затрудняет православное свидетельство. Поэтому при внешней схожести ситуации с Россией мне видится ситуация на Украине намного серьёзней и сложней. Следовательно, очень важно активное противостояние сектам. К тому же надо учитывать неоднозначную реакцию на религиозную ситуацию со стороны государственных служб. Например, в России государственные чиновники уже стесняются говорить, что тот или иной закон принимается по американской модели. На Украине же об этом заявляют с особой гордостью. Это тоже внушает опасения.

Часто сектанты обвиняют православных в том, что их борьба против сект связана лишь с желанием переманить людей из секты в православную Церковь. Каково Ваше мнение?
Во-первых, Православная Церковь, в отличие от сект, служит человеку, а не человек Церкви, поэтому количественный показатель для Церкви пятидесятое дело. Во-вторых, Святейший Патриарх Алексий много раз говорил: «Церковь у нас отделена от государства, но она не может быть отделена от общества». Поэтому те проблемы, которые затрагивают общество, те болезни, которыми болеет общество, не могут не волновать нашу Церковь. Церковь в данном случае откликается на тот призыв о помощи от тысяч жертв тоталитарного сектантства, который сегодня звучит с особой силой. Это не церковная проблема, потому что церковные люди в секту не попадут. И поэтому попытки культурообразующей религии в направлении борьбы с сектами в наших странах делаются для того, чтобы помочь обществу, в котором эта религия живёт.

Беседовал Александр Акулов