Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Екатерина Самойлик. Проблемы социального служения и церковного образования в постатеистическом государстве

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ И ЦЕРКОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТАТЕИСТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Екатерина САМОЙЛИК

народный депутат Украины, председатель социальной комиссии МАП

Все государства бывшего СССР, в котором, как известно, до конца 1980-х годов государственной идеологией был атеизм, ныне переживают сложные процессы, связанные с возрождением исторической религии своих народов, определением ее роли в обществе и государстве. Для Украины — это, естественно, процесс возрождения Православной Церкви, Ее святынь, храмов, учебных заведений, научных, просветительских и благотворительных структур. Он проходит сложно, болезненно, в очень неблагоприятных условиях, связанных с затяжным экономическим кризисом, социальными потрясениями, общественной и политической нестабильностью, межконфессиональными конфликтами, воинствующим прозелитизмом инославия. На некоторых аспектах этого возрожденческого процесса, задачах социального служения и церковного образования я и хочу остановиться в своем выступлении.
Немного об историческом наследии
Отказом от государственной атеистической идеологии, который фактически осуществился в 1989 году, завершилась эпоха репрессий, преследования и притеснений Православной Церкви. Была обнародована засекреченная статистика, которая потрясла общественность масштабами разрушения: например, только православных храмов было разрушено, перестроено под культурные и хозяйственные нужды — более 100 тысяч. В некоторых областях Украины (особенно промышленно развитых с несколькими миллионами населения) к этому времени насчитывалось лишь несколько десятков православных общин. Основная часть храмовых сооружений находилась в Западной Украине, но и здесь в 1989–1992 годах униаты захватили более тысячи храмов, разгромив три самые многочисленные православные епархии Украины. В это время в Украине существовало лишь одно духовное заведение — духовная семинария в Одессе, которая не могла восполнить все убывающее православное духовенство.
Естественно, первой задачей Православной Церкви в условиях религиозной свободы стала повсеместная организация православных общин и восстановление церквей, а в основном — новое строительство православных храмов. Храм — это дом Господень, вокруг него формируется приходская жизнь, без него невозможно организовывать катехизацию населения, социальное служение православных. Ныне в Украине около десяти тысяч православных приходов, 140 монастырей, и едва ли не каждая община ведет храмовое строительство. Из-за затяжных экономического и социального кризисов (подавляющее большинство населения пребывает за официальной чертой бедности) строительство даже небольшого православного храма в селе превращается в долгострой. Но, Слава Богу, растет количество православных общин (ежегодно на 400–600 приходов).
Некоторые западные советники (Джордж Сорос и прочие) упрекают нас в том, что бедствующий народ, в великом напряжении восстанавливая православные церкви, вкладывает свои гроши «в прошлое». Лучше, мол, вкладывать их в новые технологии, в прибыльные проекты, сулящие повышение уровня жизни, дать молодежи современное западное образование, а потом уже думать об «исторических древностях». Однако мы уверены, что избранный путь — правильный. Он свидетельствует о том, что жива православная вера — душа нашего народа, и он, как и в прошлые столетия, дорожит ею, и не видит без нее своего будущего.
Вместе с тем, Украинская Православная Церковь все еще не восстановила и половины «дорепрессивного» количества своих храмов, и решение проблемы обеспечения верующих храмовыми сооружениями позволит общинам полноценно заниматься социальным служением по месту жительства, вопросами православного просвещения и образования.
Не менее сложная ситуация с подготовкой Церковью кадров священно- и церковнослужителей. Ныне в Украине открыто 15 учебных духовных заведений, однако по уровню и качеству подготовки священнослужителей, а главное — по материально-техническому, научному обеспечению учебного процесса, они не идут ни в какое сравнение с аналогичными учебными заведениями, открытыми протестантами, греко- и римо-католиками. Лишь две из них — Киевская духовная академия и Одесская духовная семинария обладают более-менее квалифицированным преподавательским составом. Иногда студенты, которых мы отправляем на обучение в престижные западноевропейские христианские вузы, не возвращаются преподавать на родину (из-за очень низких зарплат и социальной незащищенности), а остаются работать на Западе.
К этой проблеме вплотную примыкает и проблема возвращения Церкви отобранных у Нее храмов и имущества, в том числе зданий духовных школ, церковных библиотек и архивов. В этой сфере нынешний правящий режим ведет странную политику по отношению к Православию. Если униатам в Галиции храмы и помещения (захваченные путем насилия) переданы в собственность, то православные святыни отдаются православным лишь в аренду или пользование. Даже мощи святых угодников Киево-Печерских, как и все лаврские храмы и сооружения, православный монастырь арендует у государства! Это ли не кощунство? Зачастую древние храмы и помещения учебных заведений (Владимирский кафедральный собор, Михайловский Златоверхий и Выдубецкий монастыри, Андреевская церковь, здание Киевской духовной семинарии на Андреевском спуске) отдаются в пользование схизматикам, которые не имеют на них никаких прав, и тем же униатам. В корпусах первого высшего духовного заведения страны — православной Киево-Могилянской академии — образован светский вуз с одноименным названием, причем резко антиправославной направленности. Православная Церковь ведет изнурительную и — увы — пока безуспешную борьбу с государством за свое имущество. На последнем заседании Священного Синода УПЦ принято обращение к власти о выделении Православной Церкви в Киеве земельного участка под строительство кафедрального собора. И это в городе, который по праву считается колыбелью восточнославянского Православия, а все древнейшие храмы и монастыри которого принадлежали именно УПЦ! Поэтому надо ли удивляться, что сотни слушателей Киевской духовной академии и семинарии, главного учебного заведения Украинской Православной Церкви, ютятся в двух небольших зданиях лавры, а семинаристы живут в общежитии по 15 человек в одной небольшой комнате и спят на 2-х этажных кроватях.
Вторая проблема, доставшаяся нам из недавнего прошлого — кадровая. Несмотря на открытие 15-ти духовных учебных заведений, у Православной Церкви почти тысяча вакантных мест приходских священников. Нередко, особенно в сельских районах, одному священнику приходится окормлять несколько приходов. Загруженность священника чрезвычайно высокая. Кроме того, в прошлые десятилетия была утеряна традиция социального служения Церкви. Атеистическое законодательство запрещало православному священнику даже с проповедью выходить за пределы храма и общины. Это считалось «религиозной пропагандой» и каралось как уголовное преступление. По словам Блаженнейшего митрополита Владимира, наше священство оказалось неготовым в условиях религиозной свободы к такому служению. Поэтому великую традицию просветительской и социальной работы нам приходится восстанавливать заново. Уже открыты тысячи воскресных школ, открываются больничные и тюремные храмы, общины пытаются организовать приюты для бездомных детей, богадельни, благотворительные столовые, однако опыта их организации катастрофически не хватает.
Социальные условия
Несколько слов о социальных условиях, в которых проходит нынешнее возрождение Православия в Украине, и без учета которых невозможна реализация социальных и образовательных программ. Церковь Господа нашего находится в миру, а мир этот сегодня, мир людей, народа Божиего, истекает от ран не только духовных, но и социальных. Наши молодые пастыри, только что закончившие духовные семинарии, зачастую теряются, выйдя за пределы храма, не умея работать в условиях социального кризиса. А ведь сегодня нужно не только идти, как учил Спаситель, в дом скорби, не только давать изверившимся, раздавленным невзгодами людям надежду и утешение, но помочь им организоваться, стать на путь созидания, веры и жизни. Он должен уметь сплотить вокруг себя прихожан, и вместе с ними уметь организовать воскресную школу, благотворительную столовую, детский приют, богадельню, детскую спортивную или художественную секцию, попечительство в больницах, тюрьмах, в военных подразделениях и так далее — в зависимости от среды, в которой организована община.
Для этого студенты семинарий должны быть знакомы с социальными проблемами общества, в котором им предстоит нести пастырское служение.
Скажем, возрождение Православия в Украине началось в условиях мощных социальных потрясений, последствия которых не преодолены и до сегодняшнего дня. Первое из них — это Чернобыльская катастрофа. Кроме ужасных технологических и медицинских последствий, она привела к отселению более 500 тысяч человек, 2,5 млн. человек по-прежнему живут на загрязненных территориях. Чернобыль — это незаживающая рана нашего народа. Православная Церковь окормляет чернобыльцев. Первый храм, который она построила в Киеве за последние семьдесят лет — чернобыльский, в честь праздника Входа Господнего в Иерусалим, поскольку в 1986 году накануне этого праздника случилась авария. До сих пор в зоне, в Чернобыле, действует наш православный приход, который окормляет работников зоны и ее жителей, отказавшихся покинуть зону обязательного отселения (в основном, стариков, решивших умереть в безлюдных селах, у родных могил).
Чернобыльский синдром привел к резкому падению рождаемости, с этого времени сокращение и старение населения страны стало одной из самых болезненных социальных проблем.
Вторым, не менее тяжелым потрясением для граждан Украины стал неконтролируемый и нерегулируемый распад в 1991 году единого государства. Вместе с ним произошло фактическое уничтожение системы единственной государственной социальной защиты. Практически в одночасье все граждане страны лишились своих сбережений, которые собирали многие десятилетия. Десятки миллионов оказались нищими, потерявшими средства к существованию. Это бедствие усугубилось обвальным экономическим кризисом, остановкой тысяч предприятий, безработицей, массовой невыплатой зарплаты и гиперинфляцией. В этом стрессе «потери заработанного» взрослое населения страны пребывает до сих пор. Недавно правительство решило выплатить всем потерявшим сбережения гражданам по 50 гривен (10 долларов) компенсации, и мы стали свидетелями очередей и давок, коими сопровождалась эта нищенская подачка!
Естественно, эти социальные катаклизмы привели к деморализации и деградации населения. Резко возросло количество самоубийств (прежде всего среди пенсионеров): до 30 тысяч ежегодно. Украина стала крупнейшей поставщицей сексуальных рабынь в бордели западных и ближневосточных стран (по данным украинской стороны, за десять лет более 400 тысяч украинок оказались на невольничьих рынках, по американским — более миллиона). 2,5 миллиона бесправных современных украинских остарбайтеров находятся в ближнем и дальнем зарубежье в поисках заработков. В стране началась эпидемия наркомании, по динамике распространения СПИДа Украина вышла в лидеры среди стран СНГ. Появилась целая армия бездомных детей, которые бегут от своих родителей-алкоголиков. В целом население страны сократилось на 5–6 миллионов. По прогнозам ООН, через 20 лет оно будет составлять не более 38 миллионов (в 1991 году — составляло 52 миллиона).
Очевидно, что в этих условиях люди ищут поддержки в родной Церкви, в родной религии. И находят ее. Однако и сама Православная Церковь нуждается в нашей всесторонней помощи и поддержке, прежде всего — в организации социальной работы с населением. И этому служению надо научить молодое поколение православных священников и мирян. Мне кажется, что современный пастырь должен быть не только богословом, но и профессиональным организатором социальной работы в своем микрорайоне, городе, поселке.
И тому, как организовать социальное служение, должна научить будущего пастыря духовная школа. Современная духовная школа обязана сделать шаг в сторону научения навыкам практического социального служения на приходе.
«Социально-просветительский» паразитизм инославия
В 2000 году Православная Церковь приняла судьбоносный документ, названный «Основами социальной концепции». Он готовился шесть лет и, по сути, является программой социального служения Церкви. Он дает ответы на вопросы, как относиться Православию к насущным проблемам современного общества, содержит рекомендации по взаимодействию Церкви и общественных организаций в деле социального служения своему народу. Концепция, безусловно, должна стать настольной книгой и православного священнослужителя, и православного общественного деятеля. Однако нам катастрофически не хватает практического опыта организации социальных служб на православных приходах. Собственно говоря, не хватает того, чем так богаты католики, протестанты, харизматы, которые ныне осуществляют прозелитическую экспансию в православную Украину. Ежегодно около четырех тысяч инославных миссионеров пребывают в Украине, не только проповедуя свою религию, но и обучая своих адептов социальной работе среди населения. Мы повсеместно сталкиваемся с таким бессовестным явлением, как «гуманитарный прозелитизм». Казалось бы, мировое экуменическое движение предполагает уважение к вере чужого народа, запрещает обращение иноверных в свою религию. Оно же предполагает помощь верующим другой конфессии, если они в ней нуждаются. Гуманитарная помощь в больших количествах завозится неправославными религиозными организациями в Украину из западных стран и повсеместно используется для привлечения бедствующего населения в свои религиозные общины. Получение человеком продуктов питания (он в них действительно нуждается!) непременно обуславливается его участием в жизни протестантской или харизматической общины, посещением их лекций и проповедей, где ему внушают недоверие, а зачастую и ненависть к Православию. Особый упор делается на учителей, врачей, техническую интеллигенцию, которая ныне в Украине находится за официальной чертой бедности. Сегодня в Украине зарегистрировано более ста конфессий протестантского и харизматического толка, и каждая, паразитируя на экономических трудностях крещенных в Православии людей, затягивает их в сектантские сети. Они не ограничиваются этим. Они идут в учебные заведения, оккупировали национальное телевидение, имеют своих лоббистов в органах власти, проталкивают введение в качестве обязательного вузовского предмета «Протестантской этики», знание которой якобы является совершенно необходимым для вхождения молодого человека в мир капиталистических отношений. В конце прошлого года было объявлено об открытии в Киеве Христианского университета с преподаванием престижных ныне специальностей, ректор которого откровенно заявил, что принимать на обучение они будут молодежь любого вероисповедания, но оканчивать вуз молодые люди будут уже убежденными протестантами.
Не менее опасным для Украины является католико-униатский прозелитизм. В отличие от православных, католики уже давно имеют свою социальную доктрину, которая в их руках является мощным оружием в продвижении на Восток и закреплении в Украине. 15 лет назад католицизм был религией украинских поляков; 10 лет назад в виде воинствующего униатства он захватил плацдарм в Галиции, а сегодня уже возводится в Киеве резиденция униатского кардинала, который требует к тому же передачи ему древнейшего православного храма «матери городов русских» — Софии Киевской. За последние годы униаты показали себя коварной и могучей силой, которые в борьбе с Православием не останавливаются ни перед чем. Они без труда подбирают ключи и к высшим чиновникам, и к влиятельным политикам. Чего стоит хотя бы организация властью «судьбоносного» визита римского папы в Украину, о котором католики после всего, что они натворили в Украине — как в прошлые века, так и в начале 1990-х- не смели даже и мечтать. В провинциальном Львове православные десять лет тщетно добиваются от властей выделения участка под строительство епархиального управления и кафедрального собора (взамен захваченных униатами десятков храмов). А вот в центре столицы униатам без лишних хлопот выделили 6 га земли.
Когда мы пять лет назад обращали внимание общественности на то, что униаты открыли так много учебных заведений и готовят такое количество священнических кадров, которое намного превышает потребности Галиции, от нас отмахивались, уверяя, что униаты не выйдут за пределы своего региона. И что же? Ныне мы видим, как униатство расползается по всей Украине: оно уже и в Киеве, на Волыни, и в Харькове, и в Донецке, и в Крыму. Недавно было объявлено о хиротониях трех новых униатских епископов, в биографиях которых подчеркивается, что они владеют русским языком (ранее униаты отрицали необходимость для украинцев знания русского языка, а в большинстве школ Галиции он вообще запрещен). Так что униаты, в зависимости от целей, могут быть и русофобами (чтобы преследовать верующих Русской Православной Церкви в Галиции), и русофилами (для проникновения в русскоязычные регионы Украины) и идут они на восток, как рыба на нерест, настойчиво, всерьез и надолго, со знаменем социальной доктрины католицизма, с высокопрофессиональными высокооплачиваемыми миссионерскими кадрами. Например, священники-униаты на Херсонщине, которые официально считаются миссионерами, получают из казны Римской курии $250 (при средней зарплате в регионе до $50), персональную новую машину, оплаченную квартиру, оплачиваемые представляемые ими социальные или образовательные проекты и вагоны гуманитарной помощи. В это же время сельский приходской православный священник, как и его паства, живет за счет своего подсобного натурального хозяйства.
Сегодня униаты уже подмяли под себя знаменитую Острожскую академию на Волыни, пробивают открытие государственного католического университета в Киеве. Они подготовили униатскую концепцию «Основ христианской этики» и уже склонили Министерство образования к преподаванию ее в качестве обязательного предмета в общеобразовательных школах.
Предложения и перспективы
Что можем мы противопоставить этому броску? Разумеется, нашу православную солидарность. Мы должны оказать всемерную помощь православным Украины, Украинской Православной Церкви в это трудное для Нее время. Сегодня Она теснится со всех сторон: и властью, и униатами, и расколами, и протестантами. Она находится на линии всех фронтов, но продолжает объединять большинство верующих Украины и является доминирующей конфессией в 22 из 25 регионов страны. Мы должны оказать Ей политическую поддержку, должны помочь Ей в организации и реализации социальных, благотворительных, образовательных, просветительских и информационных программ.
Мы должны взять под свою опеку духовные заведения Украины, укрепить их материально-техническую базу, обеспечить их компьютерными классами, свободным доступом к Интернету, а через него доступ к православным ресурсам во всем мире. Необходимо оказать помощь духовным школам в создании собственной электронной библиотеки и разработке программ социальных учебных курсов.
Мне представляется чрезвычайно важным проведение следующего заседания нашей Комиссии в Киеве, в средоточии большинства проблем постатеистических обществ. Это было бы и важным церковно-политическим событием. Мы должны засвидетельствовать властям нашу обеспокоенность ущемлением прав православных в Украине, тем унизительным положением, в котором пребывает тысячелетняя Православная Церковь в Киеве. Напомнить об обязательствах Украины, данных Совету Европы, и необходимости выполнять требования собственной Конституции в сфере соблюдения законности и прав человека.
В первую очередь, на обсуждение можно было бы вынести следующие темы:
Проблема подготовки слушателей духовных заведений Украины к организации приходского социального служения.
Законодательное обеспечение возможности Православной Церкви осуществлять социальное служение в обществе.
Мне видится это заседание расширенным, с приглашением ректоров, преподавателей и студентов духовных академий и семинарий, архиереев и священников, руководителей государственных социальных служб. Это позволило бы обменяться опытом, найти решения возникающих проблем. Мы готовы разработать и предложить программу проведения для рассмотрения и утверждения членами Комиссии.