Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Иван Шаламай. Проблема тоталитарных сект в Украине

ПРОБЛЕМА ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ В УКРАИНЕ

Иван Шаламай, исполнительный директор Украинского отделения общественного Международного фонда единства православных народов.

Выступление на конференции по проблемам тоталитарных сект в Барселоне (Испания), 10-11 мая 2002г.
Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции!
За последние 15 лет в Украине, восточноевропейском государстве с 50-ти миллионным населением, произошли чрезвычайно важные изменения в сфере общественного сознания, отношения к религии и Церкви. Если еще десять лет назад, согласно опросам, к верующим относили себя не более 5 % граждан, то неделю назад, по сообщениям прессы, только на ночных пасхальных службах присутствовало не менее 10 миллионов человек. По социологическим опросам последних лет, Церковь пользуется наибольшим доверием граждан, таким образом, религия и Церковь становятся важнейшим фактором общественной жизни в Украине.
Этому способствовали несколько факторов. Прежде всего — отказ государства от идеологии воинствующего атеизма, положивший начало религиозной свободе, снявший запрет на организацию и регистрацию религиозных организаций. Чрезвычайно сильное влияние на обострение религиозного сознания людей оказали Чернобыльская катастрофа (пошатнувшая уверенность миллионов во всесилии научно-технического прогресса и самодостаточность человеческих усилий) и тяжелейший социально-экономический кризис, в результате которого миллионы людей оказались за чертой бедности, лишились сбережений, работы и средств к существованию. Это привело во многом к стихийной религиозности, эсхатологическим ожиданиям значительной части населения. Недаром первой известной из тоталитарных сект Украины оказалось возникшее в конце 1980-х «Великое Белое братство», возглавляемое Юрием Кривоноговым и Мариной Цвигун, которое не только проповедовало скорый «конец света», но и пыталось его «осуществить» в 1993 году в центре Киева.
К сожалению, урок, который преподала эта секта общественным и государственным структурам Украины, не был усвоен должным образом. Не был поставлен ни законодательный, ни общественный «заслон» на пути бурного роста и распространения сектантства в Украине. Сегодня в стране зарегистрировано более 125 религиозных организаций, причем более ста ничего общего не имеют с исторической религиозной традицией Украины, а представляют собой секты неопротестантского, харизматического и неоязыческого характера.
На некоторых аспектах проблемы противодействия тоталитарным религиозным структурам в Украине я и хотел бы остановиться в своем выступлении.
Надо сказать, что корни многих сегодняшних наших проблем лежат в недавнем прошлом. Атеистическое государство преследовало любые «религиозные предрассудки», наиболее тяжело пришлось ей бороться с Православием, которое являлось государственной религией Российской империи, имело тысячелетнюю историю, тысячи монастырей, более ста тысяч храмов, и к которому принадлежало большинство населения страны. Несмотря на десятилетия репрессий (только в предвоенный период в сталинских лагерях и ссылках погибло около 250 епископов Православной Церкви), Православие продолжало существовать, хоть и в чрезвычайно ослабленном виде. Церковь имела несколько тысяч общин, которые составляли, в основном, пожилые люди, не была уверена, что преследования и притеснения остались в прошлом (последний православный священнослужитель, нынешний архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим, был освобожден из заключения, куда он попал за «религиозную агитацию и пропаганду», в 1987 году), а главное — утратила многовековую традицию служения в миру (по советским законам священникам было запрещено даже проповедовать вне стен храма). Поэтому, когда в конце 1980-х началось массовое возвращение народа к вере своих православных предков, оказалось, что ему, образно говоря, некуда возвращаться. По статистике, в СССР за 70 лет было разрушено более 100 тысяч храмов и не построено ни одного: первый храм в Киеве, колыбели восточнославянского Православия, был возведен в 1992 году (в память о жертвах Чернобыля).
Ослаблением традиционной религии воспользовались очень многие. Мировые сектантские организации (типа «Церкви Объединения» Муна) восприняли едва ли не все страны бывшего Союза в качестве гигантской миссионерской территории, где миллионы людей ищут веры и не могут ее найти. К сожалению, вопреки традициям братского сотрудничества, начатого Вторым Ватиканским Собором и успешно развивающегося в 1960-1980-е годы, Украину, как миссионерскую территорию стала воспринимать и наша сестра — Римо-Католическая Церковь. Вместо того, чтобы помочь Православной Церкви после атеистического пленения восстановить свои структуры для полноценного служения Богу и человеку, начался мощный прозелитический бросок греко-католицизма (униатства) на Восток. Были проигнорированы воззвания православных патриархов к Апостольской столице не пользоваться ослаблением канонического православия на восточнославянских землях для расширения влияния католицизма. В 1990-1992 годах вопреки договоренностям между Римом, Москвой, Киевом и Львовом, на Западной Украине униатами было разгромлено три православные епархии, захвачено с насилием и жестокостью более тысячи храмов. Это резко обострило православно-католические отношения, возродило дух нетерпимости времен казацких войн и противостояние. Православно-католический диалог, суливший так много для объединения усилий христианского человечества во имя торжества добра и справедливости, оказался на точке замерзания. В этих условиях визит Папы Римского в Украину, который мог стать этапом в объявленном «диалоге любви» получил негативную оценку Православной Церкви. Более того, греко-католические иерархи стали признавать украинских схизматиков, вступать с отлученными от Церкви в общение, осуществлять с ними различные проекты, что еще более усилило межконфессиональное напряжение.
Мы полагаем, что эффективное противодействие тоталитарным сектам и деструктивным культам возможно лишь при условии, если граждане и прежде всего — молодежь видит перед собой зримый пример высокой веры и духовности. Когда две великие христианские традиции — Католицизм и Православие, Церкви-Сестры — ведут борьбу по всем фронтам, это вызывает неприятие, толкает людей в секты. Кстати, лидеры тоталитарных сект широко используют такую ситуацию в своей агитации и пропаганде. Например, воинствующая риторика униатов и раскольников против Православной Церкви широко использовалась в изданиях «Атма» и «Юсмалос» уже упоминавшейся нами тоталитарной секты «Великое Белое братство». Мы считаем, что недостаточно использовать в противодействии тоталитарным структурам только медицинские, психиатрические и социологические аргументы. Религиозные чувства человека в постатеистическом обществе должны найти свою реализацию. И непременно — в христианстве. Поэтому все три его ветви — Православие, Католицизм, протестантизм — должны, распри позабыв, найти варианты сосуществования и объединить усилия в борьбе с тоталитарным сектантством.
Второй момент, на котором хотелось бы остановиться — это законодательная база. К сожалению, Украина, как и другие постсоветские государства, создавая свое демократическое законодательство, приняла американскую, а не европейскую модель регулирования общественно-религиозных проблем. Она не делает различия между исторической Церковью, объединяющей миллионы верующих, и новообразованной сектой. Все пользуются одинаковыми правами, на всех распространяются одинаковые сроки регистрации. 10 человек могут создать какую-нибудь экзотическую религию, и государственный орган обязан эту «церковь» зарегистрировать. После случая со «светопреставлением», организованным тем же «Белым братством», неоднократно предпринимались попытки на законодательном уровне ограничить возможность распространения сектантства. Но, увы! Всякий раз поднимались правозащитные организации, проводили протестные акции против «ущемления прав человека» и требовали, чтобы любые новосозданные религиозные объединения регистрировались без всяких «испытательных сроков», а административные и уголовные преследования их начинались лишь после доказанных нарушений законодательства. Однако практика показывает, что ущерб, нанесенный человеку, его семье и обществу тоталитарной структурой, зачастую бывает невосполним. Даже когда лидеры сект оказываются разоблаченными, уже понесли наказание, раскаялись, сменили род деятельности, их адепты годами продолжали оставаться под их влиянием. По наблюдениям наших психологов для психической реабилитации жертв психокультов необходимо продолжительное время, от 3 до 5 лет. Кроме того, попытки на законодательном уровне подчеркнуть особую роль исторических Церквей всегда наталкивались на критику из-за океана.
Очевидно, что мы нуждаемся в разработке общеевропейских законодательных стандартов, которые, с одной стороны, защищали бы традиционные религии европейских народов как бесценное достояние человечества, а с другой стороны, — защищали граждан от сектантской психокультной экспансии. Они должны быть столь же обязательными для выполнения, как отмена смертной казни. Иначе мы обречены еще долгие годы бороться с последствиями деятельности тоталитарных сект.
Третий момент, на котором я хотел бы остановиться, касается гуманитарной сферы. Он, пожалуй, специфический для Украины, и, безусловно, более всего способствует распространению сектантства в стране. Дело в том, что в Украине, в отличие от соседней России, не только оказался нетронутым такой рудимент атеистической государственной системы, как Госкомитет по делам религий (ведомство, осуществляющее тотальный контроль за деятельностью религиозных организаций), но и сама система атеистического воспитания практически оказалась нетронутой. В прошлые времена во всех вузах страны, как гуманитарных, так и технических, обязательным был курс «научного атеизма». Кроме того, он пронизывал всю систему обучения как средней, так и высшей школы. Так вот за все эти годы ни вузовские кафедры «научного атеизма», ни система подготовки этих «научных кадров», ни обязательное его преподавание в учебных заведениях никуда не исчезли. Они лишь были переименованы из атеизма в «религиоведение», а все профессора воинствующего атеизма стали именоваться, соответственно, «религиоведами». Они по-прежнему стоят на позициях «воинствующего атеизма», который объявлен ими «формой человековедения». В своих исследованиях религии они исповедуют принципы вульгарного дарвинизма — все христианские торжества выводят из языческих праздников. Вера, по их учению, — это «психическое состояние человека», Святой Дух — пример «зооморфизма», непорочное зачатие — деформация древних эротических культов, Спаситель — «отраженная в мистифицированной форме жизнь реальной личности» и т.д. Любопытно, что преподавание Закона Божьего запрещено в учебных заведениях Украины, а вот такие кощунственные представления о христианстве не только не запрещены, но и обязательны для изучения. По этому предмету сдают зачеты и экзамены, пишут научные работы.
По учению религиоведов, секта — «эта неминуемая ступень развития всякой религии», а Свобода совести — «право личности на свободу иметь, принимать и изменять религиозные верования по собственному выбору». Это не что иное, как апология сектантства, которая изучается и пропагандируется в обязательном порядке на всей территории страны. В их учении напрочь отсутствуют понятия «тоталитарная секта» и «психокульт». Когда родители, чьи дети ушли из семей в тоталитарную секту, пришли за помощью к главному религиоведу Украины А. Колодному, он отказал им в помощи, поскольку «родители учеников Христа тоже были недовольны их Учителем». Тем не менее, профессиональные религиоведы возглавляют религиозное ведомство Украины, формируют политику государства в области церковно-государственных отношений, проводят «научные экспертизы» и рекомендуют к государственной регистрации религиозные организации. Поэтому не удивительно, что религиозных организаций в Украине зарегистрировано больше, чем в соседней многоплеменной России!
В этом году в украинском городе Запорожье прошла первая международная конференция «Православие и угроза тоталитарных сект в Украине». На ней был дан анализ нынешней религиозной ситуации в стране. Участники констатировали, что деятельность тоталитарных сект (деструктивных культов) уже носит характер неприкрытой экспансии, наносящей вред здоровью людей, попирающей фундаментальные права человека, создающей угрозу семье, обществу и государству. Для нас это явление достаточно новое, поэтому чрезвычайно важна интеграция усилий международного сообщества в противодействии этому явлению.
Мы благодарны организаторам конференции за предоставленную возможность принять участие в этом форуме.
Благодарю за внимание!