Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Это был Собор мужественного стояния за Православие»

15-летие архиерейского собора в Харькове

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Это был Собор мужественного стояния за Православие»

– В этом году Украинская Православная Церковь торжественно отмечает 15-летний юбилей Харьковского Архиерейского Собора УПЦ. Вы, Владыка, были одним из инициаторов его созыва. Хотелось бы, чтобы Вы поделились с нашими читателями воспоминаниями о тех днях…
– Хочу отметить, что почти за месяц до этого знаменательного события 30 апреля 1992 г. состоялось собрание представителей епископата, духовенства, монастырей, православных братств и мирян. Из архиереев, кроме меня, были, архиепископ Житомирский Иов, епископ Кировоградский Василий, епископ Черновицкий Онуфрий, епископ Тернопольский Сергий, епископ Донецкий Алипий. На собрании были заслушаны сообщения Преосвященных архипастырей, духовенства, монашествующих и мирян. Собрание заявило решительный протест митрополиту Филарету (Денисенко) в связи с его клеветническими заявлениями и нарушением клятвенного обещания уйти на покой. Собрание призвало епископат, духовенство, монашество и мирян твердо стоять на позициях канонов, заявило о созыве 11 мая Архиерейского собора УПЦ для рассмотрения вопроса о выборах нового Предстоятеля. В то же время на имя Святейшего Патриарха Алексия поступило обращение Украинского Комитета по защите православия с 29 тысячами подписей, в котором содержалась просьба «применить в отношении Филарета (Денисенко) всю полноту канонического права». Обращение гласило: «Мы, православные Украины, изъявляем видеть на Киевской кафедре митрополита Владимира (Сабодана)».
После Житомирского совещания полностью деморализированный Филарет продолжал конвульсивные попытки подмять под себя Церковь, ища поддержки у православных патриархов, и выступая с нелепыми заявлениями и обвинениями. Это была агония.
В строгом соответствии со всеми каноническими нормами и правилами, при подавляющей поддержке духовенства и мирян 27 мая 1992 г. в Харькове состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. По решению Собора митрополит Филарет (Денисенко) за преступления перед Святой Церковью был смещен с Киевской кафедры и с поста Предстоятеля УПЦ, почислен за штат и запрещен в священнослужении. Собор тайным голосованием единогласно избрал Предстоятелем УПЦ Высокопреосвященнейшего Владимира (Сабодана), митрополита Ростовского и Новочеркасского. Его избрание приветствовали Предстоятели всех Поместных Православных Церквей мира. Собор сохранил единство народа Божьего с Вселенским Православием вокруг единой Чаши Христовой, отстоял и сохранил принцип соборности Украинского Православия. Решения Собора с радостью были восприняты православным народом, который увидел в них начало эры религиозной свободы в Украине.

– Звучали ли угрозы со стороны властьимущих в адрес участников собора? Известно, что Филарет пользовался поддержкой Кравчука и спецслужб…
– Это был Собор мужественного стояния за Православие. Значение Харьковского Собора непреходящее, ибо он положил основание канонической самостоятельности Украинской Православной Церкви. Собор проходил в тяжелых условиях. Постоянно звонили, угрожали расправою. После Собора боевики УНСО по указанию Филарета ночью захватили Киево-Печерскую Лавру, и лишь отряд милиции особого назначения смог их разоружить и освободить помещение, в которое должен был въехать митрополит Владимир. Сами работники спецслужб стали домогаться, чтобы он пересел в Дарнице в машину и тайно от народа уехал в Лавру, дабы избежать встречи на Киевском вокзале с тысячами людей, желающих видеть своего Предстоятеля. Блаженнейший Владыка отклонил это лукавое предложение и сказал тогда, что если начнутся скорби и гонения, он будет переносить их вместе со своей паствой. Блаженнейший митрополит Владимир встал во главе осиротевшей многомиллионной паствы и в страданиях несет этот крест со своим народом. Силы зла постоянно восстают против Предстоятеля УПЦ — захватом храмов, надругательством над святынями, постоянными провокациями, блокированием правдивой информации в СМИ, насилием. Но милость Божия и покров Царицы Небесной дают силы Блаженнейшему достойно вести церковный корабль в этих чрезвычайно тяжелых условиях сквозь рифы, бури и коварные подводные течения. Как опытный кормчий он ведет церковную ладью по пути мира среди моря бушующих расколов, человеческих страстей и людской злобы. Благодаря неустанным Первосвятительским трудам ныне Украинская Православная Церковь является важной составляющей Украинского общества, гарантом мира и стабильности.

– Что вы чувствовали, принимая участие в заседании Харьковоского собора? Какова была психологическая атмосфера собрания? Были ли сомнения и колебания у кого-то из епископов?
– Психологическая атмосфера, как я уже упоминал, была очень сложная. На протяжении работы Собора через каждые два часа митрополита Никодима, возглавившего тогда заседание собора, вызывали на телефонный разговор с администрацией президента Украины Л. Кравчука. Это были звонки с угрозами из наивысших инстанций. После этих разговоров владыка Никодим возвращался бледный, но опять продолжал вести Собор. За два часа до избрания нового Предстоятеля митрополита Никодима вновь позвали к телефону. Звонил председатель комитета по делам религий, который сказал: «Леонид Макарович поручил последний раз, чтобы я Вам сказал: если Вы не поддержите Филарета, власть не будет поддерживать Вашей Церкви».
И эта угроза государственной власти не заставила себя долго ждать. Как и было обещано, уже на следующий день по завершении собора Совет по делам религий при кабинете министров Украины выступил с заявлением, где говорилось, что Совет узнал о Харьковском Соборе из средств массовой информации. Это было ложью: Председатель Совета по делам религий, как и помощники Кравчука были постоянно связаны с Харьковом.
В то же время Президиум Верховной Рады Украины своим решением с 16.06.1992 года принял антиконституционное заявление о «незаконности» Харьковского Архиерейского Собора УПЦ. Указанное решение явилось грубым нарушениям Закона Украины «Про свободу совести и религиозные организации», в связи с вмешательством государственного учреждения во внутренние дела Церкви.
Что касается сомнений и колебаний среди епископата, то без этого не обошлось. Но они были преодолены. И мы благодарим Бога за то, что в лице Блаженнейшего Митрополита Владимира наша церковь обрела пастыря, богослова, молитвенника, печальника украинской земли, верного сына украинского народа, государственного мужа, дипломата, сумевшего сплотить православный украинский народ.
Верим, что православные овцы, молитвами Первосвятителя УПЦ, соберутся в единую ограду Божию, что придут туда и «другие овцы, которые не сего двора… и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10: 16).