Андрей Коваль. Православное богословие: верить – значит жить
Православие и современность
Международная научная конференция
«Православие и мир: экклесиология – антропология – культура»
Православное богословие: верить – значит жить
Андрей Коваль
Организаторами научного форума выступили Киевское Религиозно-философское общество, Киевские духовные академия и семинария, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Государственная историческая библиотека Украины. Конференция посвящена памяти выдающихся церковных мыслителей и богословов – прототоиерея Сергия Булгакова, протопресвитеров Василия Зеньковского, Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа. Торжественное открытие состоялось в синодальном зале Киево-Печерской Лавры в присутствии участников, гостей и студентов киевских духовных школ. Заседание открыл наместник Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел, который обратился к присутствующим с приветственным словом, отметив актуальность проведения международных научных симпозиумов в наше сложное время, когда безверие и секуляризм стали приобретать угрожающие масштабы. «Позвольте вас поздравить с этим великим событием в науке и культуре – с открытием IV-й конференции, – сказал владыка Павел. – Хочу пожелать, чтобы она была плодотворной, и призвать всех нас подражать жизни подвижников науки, которых мы сегодня вспоминаем. Мне очень приятно, что эта конференция опять проходит в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Именно в ней началась и наука, и культура, и вообще духовная жизнь нашей родины. Пусть же и в дальнейшем проводятся такие встречи. И пусть Господь вашими трудами помогает найти тот путь, который ведет к Царству Небесному. Бог вам всем в помощь». Владыка благословил благое начинание и пожелал, чтобы эта конференция стала отправной точкой для решения научных, богословских и других вопросов, волнующих современный мир.
Затем выступил управляющий делами УПЦ архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, который подчеркнул, что православное вероучение, богословие всегда было той солью, которая сохраняла мир от тления. «Сегодня весьма актуальна эта тема – Православие и мир, – отметил владыка. – Она обнимает все сферы человеческой жизни. Нам говорят, что Православие консервативно. Но это совершенно не так. Именно эти люди – богословы и мыслители, о которых мы вспоминаем сегодня – отец Сергий Булгаков, отец Василий Зеньковский, отец Александр Шмеман и отец Иоанн Мейендорф, – живя на Западе, в католической и протестантской среде, показывали неизмеримое богатство и красоту Православия. Раскрывая святоотеческое учение, которое дает ответы на многие животрепещущие вопросы современности, мы показываем, что Православие это именно то, чего ищет человеческая душа. Сегодня нам особо необходимо показать миру спасительность православного вероучения, красоту и гармонию богословской мысли, святость жизни. Современный мир все больше стал отдаляться от христианских ценностей, погружаться в суету житейских проблем. Я уверен, что подобные конференции привлекают внимание к извечным истинам Христовым, способствуют воцерковлению научного сообщества, интеллигенции, рождают интерес к богословским вопросам. Надеюсь, пять дней, проведенные в тесном общении с церковными учеными, мыслителями, богословами, будут плодотворными и интересными для всех участников нынешнего форума. Хочу от имени Блаженнейшего Митрополита Владимира пожелать всем успехов в работе конференции. Чтобы все дискуссии были плодотворными и интересными, чтобы результаты конференции имели реальный выход в жизнь. Желаю вам помощи Божьей и благословения на ваши труды».
Затем слово взял ректор КДА и С, профессор, протоиерей Николай Забуга. В своем выступлении он особо отметил, что целью православного богословия является показать спасительность церковного вероучения, его насущную необходимость для каждого живущего на земле. «Главной задачей всех наших научных изысканий было есть и будет только одно – приведение душ человеческих ко Христу. Это главный приоритет любой богословской науки. От нас ждут евангельского благочестия, поэтому сейчас наша задача – убедить современников в том, что только Православие спасительно», – заявил отец ректор.
Пленарные заседания начал председатель Киевского Религиозно-философского общества, проректор КДА и С протоиерей Николай Макар. В своем докладе «Православное учение о мире» отец Николай раскрыл истинность православного взгляда на окружающий мир. Один из иностранных гостей, прибывших на конференцию – доктор богословия, профессор богословского факультета Афинского университета архимандрит Николай Иоаннидис рассказал о различии православного византийского богословия и западной схоластики в докладе «Встреча православного и схоластического богословия в Византии».
С докладом «Первохристианство и современное Православие в свете Священного Предания» выступил профессор КДА и С протоиерей Георгий Соменок, который раскрыл важность мысли о. Сергия Булгакова о том, что, для православных, первохристианство является иконой, образцом, использовав ее для критики идей «Сущности христианства» Гарнака, являющейся своеобразным манифестом протестантизма.
Богословские воззрения отца Иоанна Мейендорфа на человека в Церкви раскрыл в своем докладе Йоост Ван Россум (доктор богословия, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института (Париж), почетный член КРФО). Докладчик обозначил достижения отца Иоанна Мейендорфа в области изучения богословия Григория Паламы.
Доцент Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, член Совета КРФО И. В. Назаров в своем докладе, опираясь на недавно изданные дневники о. Александра Шмемана и, отчасти полемизируя с ним, проанализировал проблемы воцерковления поколений, живущих в условиях кризиса православной цивилизации.
После перерыва конференция продолжила свою работу в Государственной исторической библиотеке Украины, где после докладов кандидата психологических наук, члена Ревизионной комиссии КРФО В. М. Летцева «Жизненный путь В. В. Зеньковского» и доктора философских наук М. Н. Громова (Институт философии РАН, Москва) «Древнерусская тема в исследованиях В. В. Зеньковского» работники библиотеки провели презентацию выставки «Русское религиозно-философское возрождение начала 20 века: С. Булгаков и В. Зеньковский (из дореволюционных фондов киевских библиотек). Кандидат философских наук, Ученый секретарь КРФО Н. Г. Филиппенко (Институт философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины) представила журнал КРФО «Христианская мысль» (№3, 2006), в котором опубликованы доклады прошлогодней конференции, посвященной исихастской традиции, исследования по актуальным проблемам взаимоотношения Церкви и мира в разделе «Православие и современность», материалы по истории КРФО. С электронной версией журнала можно будет ознакомиться на сайте общества, презентация которого состоится в ближайшее время.
5 сентября, в день отдания Праздника Успения Пресвятой Богородицы, учасники конференции молились на Божественной Литургии, которую протоиерей Николай Макар и архимандрит Николай (Иоаннидис) отслужили в Ближних Пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.
5–6 сентября участники конференции провели в Институте философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины, где прошли второе пленарное заседание, работа секций и круглого стола «Вера и разум: конфликт или созвучие? Возможна ли христианская философия и каковы ее пределы?». На пленарном заседании вниманию слушателей были представлены следующие доклады: профессор Киевской духовной академии протоиерей Георгий Соменок раскрыл нравственно-психологические аспекты православной веры в свете церковной истории и святоотеческого предания; зав. кафедрой Киевской духовной академии, член Совета КРФО протоиерей Владимир Савельев рассказал собравшимся о сложности вопроса о filioque и его значении в диалоге между Востоком и Западом. Также вызвали интерес доклады доктора философских наук, почетного члена КРФО В. А. Малахова (Институт философии имени Г. С. Сковороды), который говорил о соотношении культуры и благодати, обозначив свою тему как попытку онтологического осмысления такого многогранного и объемного понятия как культура, и доктора богословия проректора Ужгородской Украинской Богословской Академии А.И. Гука «Актуализация христианской антропологии в контексте богословия блаженного Августина и философии Мартина Хайдеггера».
На секциях, посвященных вопросам экклезиологии, антропологии и культуры, участники обсудили широкий спектр проблем, дискуссировали по поводу различных богословских и философских вопросов. Особый интерес вызвали доклады: Председателя Ревизионной комиссии КРФО священника Димитрия Познанского (настоятеля храма преп. Романа Сладкопевца) «Идея православной государственности в эпоху тотальной секуляризации», диакона Виктора Белаша «Символ веры как выражение догматического учения о Церкви», члена Совета КРФО Ю. Н. Сапачука «Православный взгляд на Запад: диалог или миссионерство», кандидата философских наук, Ученого секретаря КРФО Н. Г. Филиппенко (Институт философии имени Г. С. Сковороды) «Христианство и секуляризм: конфликт онтологий», соискателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, члена КРФО М. Ф. Чернушенко «К вопросу о свободе: философские предпосылки пелагианства», кандидата философских наук, члена Совета КРФО М.Б. Столяр (Черниговский государственный педагогический университет) «К вопросу об архетипах православной культурологии», кандидата богословия, члена КРФО А.А. Петренко (ПТК «Віра») «Историко-богословское наследие славянского библейского текста на Руси», кандидата экономических наук Е.С. Базилевич (Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко) «С. Н. Булгаков о закономерности социальных явлений», кандидата физико-математических наук Н. В. Сомина (Москва) «С. Н. Булгаков: логика развития социально-экономической мысли», преподавателя Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, члена Совета КРФО А. В. Богуславского «Общее и особенное в трансформационных процессах в свете категориальной системы «Философии хозяйства» С. Н. Булгакова.
В интервью Пресс-службе УПЦ профессор КДА и С протоиерей Георгий Соменок отметил, что конференция, посвященная Православию и миру, причем в аспекте экклезиологии, антропологии, культуры, необычайно важна. «Она помогает нам не только разделить различные аспекты христианского богословия, но и помогает нам как можно глубже, шире и правильнее понимать православное богословие, – сказал отец Георгий. – В этом суть Православия – правильно верить и правильно понимать. Православие, и православное богословие в частности, всегда выше тех человеческих представлений, исторических условностей, которые его ограничивают. И более того, Православие невозможно ограничивать! В том и актуальность, и значимость православного богословия для нашего времени: оно помогает человеку выйти за пределы тех условностей, тех исторических наслоений, которые были присущи конфессиональным институтам и даже истории христианства. Я глубоко убежден, что для Православия в будущем открываются большие горизонты. Перспектив у православного богословия очень много, необходимо только работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы не ограничивать себя только одной лишь дисциплиной или областью. Мы должны стараться вникать как можно больше и плодотворнее работать на той богословской ниве, которую дал нам для возделывания Иисус Христос».
Последнее пленарное заседание и закрытие конференции состоялось в синодальном зале Киево-Печерской Лавры. Свои доклады прочитали гости из Москвы – зав. сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преп. Андрея Рублева О.Г. Ульянов и настоятель храма Святой Троицы в д. Захарово Клинского района Московской области, кандидат философских наук игумен Тихон (Полянский). Оба доклада вызвали оживленный интерес присутствующих, так как затронули важные вопросы, касающиеся приходской практики. О.Г. Ульянов поднял вопрос о литургической реформе в свете евхаристического богословия, а отец Тихон затронул не менее важную проблему, которая непосредственно касается приходской жизни: тема его доклада – «Православный приход перед вызовами секулярного мира».
Игумен Тихон (Полянский) поделился с Пресс-службой УПЦ своими впечатлениями от конференции: «Каждый раз я с радостью приезжаю в Киев, где нас всегда ждет теплый прием и возникает удивительное чувство той братской любви, единства нашей Церкви и веры, которое, несмотря на имеющиеся политические нюансы, на все нестроения нынешнего времени сохраняется между нами, христианами.
Сейчас мы только начинаем преодолевать 70-летнее засилье материализма в науке и в жизни, и данные конференции, которые представляют собой опыт соединения науки церковной и науки светской, являются как раз тем форумом, на котором мы можем свободно со взаимоуважением говорить о проблемах, которые стоят перед нами: восприятии нашего исторического опыта, восприятии пути Церкви в нынешнем мире. И те конференции, которые проводятся в Киеве вот уже четвертый раз Киевским Религиозно-философским обществом по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, стали очень авторитетным событием научной жизни не только Украины, но и России. Это действительно международный форум, на котором авторитетные ученые достойно и глубоко обсуждают проблемы необходимости православного богословского и философского свидетельства для нынешнего дня. Еще должен сказать, что форум этот собирает не только авторитетных ученых с мировым именем, но и молодых специалистов, которые здесь имеют возможность изложить свои взгляды сами и приобрести опыт от людей, давно занимающихся церковной наукой.
Я думаю, что как раз подготовка людей из современной среды молодежи, грамотных людей, преданных Церкви, знающих церковную и светскую науку, – эта подготовка должна вестись, чтобы достойные представители нашей молодежи служили примером для всего молодого поколения, и сами, что называется, «шли в народ», были современными проповедниками, которые свято хранят веру православную и могут истину Православия донести до современного молодого человека».
Воспитанник 4 класса Киевской духовной семинарии Алексей Милютин отметил: «Киевское религиозно-философское общество вот уже несколько лет подряд организовывает конференции. На них поднимаются глубокие и острые вопросы, на протяжении многих веков волновавшие как Церковь, так и людей, для которых жизнь в Ней составляет единственный путь нормального существования. Это прекрасно, так как мы находим поддержку, новые силы и надежду на лучшее, к которому стремились великие богословы нового времени: о. Александр Шмеман, о. Иоанн Мейендорф, о. Василий Зеньковский, о. Сергий Булгаков, памяти которых и была посвящена конференция. Эти люди на протяжении всей своей жизни искали истину, а также помогали искать Ее окружающим. Нам необходимо всегда помнить об этом величественном труде и стараться продолжать дело, которое было начато ими».
Подводя итоги конференции, протоиерей Николай Макар отметил, что ее участникам удалось достичь всех поставленных целей. В частности, реалистично оценить роль и место Православия в мире, его связь с отечественной и мировой культурами. Отец Николай поблагодарил участников конференции за труды и участие в этом мероприятии.
Научный форум в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры завершился показом православных документальных фильмов.
Итогом научной международной конференции стала паломническая поездка в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. По пути к святыне участники остановились в Свято-Троицком Корецком женском монастыре. Уже глубокой ночью автобус с паломниками достиг цели. Лавра встретила путешествующих величественной осанкой своих храмов, которые, вот уже ни одно столетие свидетельствуют о незыблемости христианских ценностей, святости и красоте православного вероучения. Особо нужно отметить тот духовный настрой, который царил на протяжении всех дней конференции. Святое утро в Почаевской Лавре, ранняя Литургия, на которой причастились философы, богословы, мыслители стали неопровержимым свидетельством того, что православное богословие живо, действенно, спасительно. Представители научной общественности, как светской, так и церковной, после продолжительных дискуссий засвидетельствовали самое главное: богословствовать значит жить. Именно на этой истине зиждутся все постулаты богословских наук.
Юрий Максимов. Восприятие религии в современном массовом кинематографе