Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

22.09.2006. КИЕВ. «Грани плюс»: «ПриХватизация в Святогорье»

Летом активизировались по Украине конфликты, которые внешне кажутся происходящими на религиозной почве. Например, верующие протестуют в Чернигове у православного Екатерининского собора, в Одессе — около библиотеки Аграрного университета (до советской власти — храм Святого апостола Андрея Первозванного), в Крыму — возле Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря.
Припоминается и прошлогоднее противостояние в селе Заздристь на Тернопольщине, где верные УГКЦ обращались к Президенту с просьбой «прекратить агрессивное беззаконие представителей Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП)» и обеспечить выполнение судебного решения о передаче греко-католической общине храма Воздвижения Честного Креста.
Характерно, что всюду конфликты вспыхивают не столько «за идею» (хотя нередко прикрываются мантиями и хоругвями), сколько вокруг земли и недвижимости, ранее принадлежавшей церкви, затем — атеистическому государству.
Одно из таких противостояний ныне происходит в Святогорье, где верующие митингуют у здания бывшей монастырской лавки.
Первое, что бросается в глаза у входа в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру, — это многочисленные деревянные щиты с плакатами. У здания, обрамленного строительными лесами, идет непрерывный сбор подписей. Все обращения взывают к народному депутату из фракции БЮТ Валентину Зубову. «Верните монастырю незаконно присвоенную землю!», «Святая Лавра — не место для зарабатывания денег!», «Зачем нардепу приемная на Святой земле?»…
В дверях домика, помеченного нардепом как его приемная, маячат камуфляжные люди из киевского охранного агентства. На ограде — план реконструкции офиса туристической фирмы «Гранд-Тур», которой управляет Анастасия Зубова, дочь депутата. Из плана следует, что после реконструкции в двух этажах здания разместятся офис турфирмы, магазин «Сувениры», пункт быстрого питания и музей истории религии Юго-Востока Украины.
Воплощение идеи семейства Зубовых присоседиться к Святогорской Лавре и на ее фоне вершить турбизнес вызвало активное противодействие священнослужителей, прихожан, донецких и святогорских властей. В Святогорске уже собрано около 13 тысяч подписей под требованием остановить строительство.
Дом, в котором обосновалось семейство Зубовых, проявляя заботу о его переустройстве, некогда был монашеской хлебной лавкой, построенной на территории Успенского монастыря еще в 1910 году.
При советской власти Святогорск переименовали в Славяногорск, а монастырь отняли под санаторий. Бывшая монашеская лавка стала «корпусом № 40″. С 1980 года корпус значился в охраняемой зоне Славяногорского историко-архитектурного заповедника.
Турфирма «Гранд-тур» в качестве распорядителя этого здания фигурирует с 2003 года, когда Облсовпроф сдал ей в аренду «40-й корпус». При этом всю остальную санаторную недвижимость передали на баланс Государственного историко-архитектурного заповедника (который к тому времени уже приравнивался к памятникам национального значения). Получалось, что здание бывшей монашеской лавки, находившееся в пределах заповедника и, по логике вещей, также заслуживающее охраны как памятник архитектуры, заповеднику как бы и не принадлежит.
О странных обстоятельствах, при которых владельцем здания стал нардеп, говорит Наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры Епископ Святогорский Арсений (Яковенко) в своем обращении, направленном Президенту:
«Документ, который послужил основанием для продажи, а именно подложное письмо от «представителя Киевской митрополии»… от 26.11.2003 № 28, содержавшее в себе прошение о продаже корпуса № 40 турфирме «Гранд-тур», фальсифицирован и компрометирует священноначалие Церкви. Святогорская Лавра располагает документом, свидетельствующим о том, что от Киевской митрополии подобных писем никогда не исходило. Таким образом, через фиктивную продажу здания… подставной турфирме, используя фальсифицированные документы, народный депутат Зубов В. С. стал хозяином земельного участка общей площадью 0,0371 га под строением и самого строения корпуса № 40″.
Между тем включилась в это дело и Юлия Тимошенко. БЮТ распространил заявление, что «сегодня осуществляется откровенное преследование депутатов БЮТ, их родных и близких. После волны грубых нападений, физического насилия и убийств наших коллег в местных советах сегодня разворачивается жестокий прессинг и запугивание народных депутатов парламента. О циничности и аморальности криминалитета, который, чувствуя безнаказанность и беспомощность правоохранительных органов, не гнушается никакими средствами антизаконного влияния, свидетельствует то, что объектами террора избраны дети народных депутатов». Так, согласно заявлению БЮТ, «осуществляется целый комплекс антизаконных заказных действий, целью которых является разрушение предпринимательской деятельности дочери Валентина Зубова, проведение силовых акций вплоть до незаконного ареста офиса фирмы». Блок Юлии Тимошенко требует вмешательства Генеральной прокуратуры Украины. Фракция обращается к Президенту Украины с требованием немедленно уволить губернатора Донецкой области Владимира Логвиненко.
То есть в «гонители» своей семьи Зубов зачислил не только Наместника Свято-Успенской Святогорской Лавры, но и донецкие власти. Председатель же Донецкого областного совета Анатолий Близнюк заявил: «Народный депутат Зубов выкупил помещение на территории Свято-Успенской Лавры, когда она еще не была Лаврой… в то время люди, кто по копейке, кто по гривне, кто по миллиону жертвовали на восстановление Лавры. Мы тогда всем миром, всей Донецкой областью при поддержке Харьковской и Луганской областей подняли из руин это святое место. И вот в это время Зубов требовал баснословные деньги, чтобы у него выкупили это здание. А сейчас он на этом Святом месте противозаконно ведет строительство».
Конфликт нардепа с Лаврой и местными властями, тлевший до поры, вспыхнул с новой силой, когда Зубов решил строить в здании второй этаж. Реакция святогорских и донецких властей была однозначна: последовали распоряжения остановить строительство. Во-первых, искажался первоначальный архитектурный вид здания 1910 года. С таким же успехом можно было бы построить пятизвездочный отель-небоскреб между Лаврой и Донцом… Во-вторых, происходит присвоение дополнительных площадей, понадобившихся для достройки-перестройки: застройщиком установлены металлические конструкции на территории, не принадлежащей ему. Таким образом, нардеп прихватил у Лавры еще сколько-то квадратных метров.
Ответ Зубова — люди в камуфляже, лихорадочное возобновление строительных работ плюс бютовская поддержка в информационном пространстве.
Глеб Годунов, Святогорск
«Грани плюс» обратились за комментариями к народному депутату В. С. Зубову.
— Вы видели плакаты митингующих в Святогорье?
— Да. Они — грубые, оскорбляющие мою честь и достоинство.
— Что бы сказали по сути их требований?
— Претензии митингующих не имеют под собой никаких законных оснований. Здание приобретено турфирмой «Гранд-Тур», то есть моей дочерью, в 2002 или 2003 году у санатория в соответствии с решением донецкого Облсовпрофа согласно действующему законодательству. Есть все правоустанавливающим документам.
И только в 2004 году начались серьезные «наезды» на дочь со стороны Лавры с требованием отдать (подчеркиваю — не продать, а отдать!) это помещение. Она отказалась, и я тоже считаю, что отдавать не надо. Дом находится не на территории Лавры, а у ее входа — на земле, контролируемой горсоветом. То, что в СМИ это порой преподносится как «захват», не соответствует действительности.
— Ваши оппоненты утверждают, что застройщики изменили архитектурный облик бывшей монастырской хлебной лавки?
— Здесь я согласен. Здание в 2003 году имело жалкий вид. Это была развалюха, которая ранее принадлежала санаторию и обезображивала вид Лавры. Сегодня уже фактически проведена реконструкция здания, оно значительно укреплено, построен еще и второй этаж — в соответствии с эскизным проектом, который рассматривался главным архитектором Славянска, настоятелем Лавры и мною на совместном совещании.
— Архимандрит Арсений что, тоже одобрил реконструкцию?
— Да, да. Проект полностью одобрен и согласован — можете обратиться к главному архитектору Славянска г-ну Кияшко, он подтвердит. Первоначальный проект был настоятелем Лавры не воспринят, поэтому мы скорректировали его, согласовали в Государственной службе охраны культурных памятников Украины. Получили одобрение и на проект, и на второй этаж. И только после разрешения всех соответствующих инстанций, включая городской совет, начали реконструкцию.
— Так в чем же проблема тогда?
— Проблема состоит в том, что там есть вопросы политического плана. Донецкая обладминистрация передала Лавре государственного, коммунального имущества на сумму свыше 32 млн гривен. А Лавра взяла на себя обязательства работать на президентскую избирательную кампанию Виктора Януковича в соответствующем плане.
После проигрыша Януковича, — и особенно, когда премьером стала Юлия Тимошенко, — «наезды» на «Гранд-Тур» прекратились.
Но они возобновились весной этого года, когда Партия регионов победила на парламентских выборах. Те государственные органы, которые год назад давали разрешение на строительство, реконструкцию и все прочее, в июле-августе сего года отменили все свои прошлогодние решения.
Не нужно быть аналитиком, чтобы понять: это — не случайно.
— Среди митингующих звучат обвинения, дескать, люди идут в Святогорье молиться, а Ваша дочь встречает их кабаком и борделем.
— Это полный абсурд. Даже если бы дочь хотела открыть нечто подобное, я бы никогда ей не позволил. Рядом со зданием висит большой планшет, на котором обозначена перспектива развития этого здания. Там написано: на первом этаже будет находиться офис фирмы «Гранд-тур», магазин сувениров и пункт быстрого питания. На втором этаже — музей истории религии Юго-Востока Украины. А такие лживые обвинения — попытка усилить психологическое давление на меня.
Я передал материалы в Генпрокуратуру и СБУ. Мною как народным депутатом поставлена задача перед ними: разобраться в ситуации. Терпеть ложь и клевету я не намерен.
Игорь Петренко, «Грани плюс», 22.09.2006