Зазимье: история одного предательства от участника «диалога» с ПЦУ
Один из участников «софийской» встречи с ПЦУ подсидел своего настоятеля и вступил в сделку с властью по переводу храма к Думенко. Как к этому относиться?
19 июля Сергей Думенко принял в своей резиденции представителей «религиозной общины» Воскресенского храма УПЦ села Зазимье Броварского района, которая 17 июля якобы перешла в ПЦУ.
Эта встреча примечательна сразу двумя особенностями. Во-первых, под видом церковной общины Думенко посетили представители власти Зазимья – глава ОТГ Виталий Крупенко и управляющая делами Ольга Лисянская. Во-вторых, запрещенный в служении протоиерей Анатолий Слинько, который их сопровождал, – участник недавней встречи в Софии по «диалогу» между священниками УПЦ и членами ПЦУ. Только пригласили его в Софию власти в качестве клирика УПЦ, а теперь он внезапно стал членом ПЦУ. Как это происходило и при чем здесь «софийская» встреча мы и поговорим.
Как все начиналось
Воскресенский храм в Зазимье имеет давнюю историю, ему уже 157 лет. В советское время церковь пытались уничтожить большевики – ее закрывали, поджигали, переделывали под зернохранилище. Но во времена Второй мировой храм открыли, там возобновились богослужения, которые не прекращались до нынешнего времени. Последние 30 лет настоятелем Воскресенской церкви является протоиерей Александр Генераленко, вторым священником служил Анатолий Слинько. В 2015 году здесь праздновали 150-летний юбилей храма, приезжал Блаженнейший Онуфрий. На литургии собралось огромное число прихожан. Оба священника получили из рук Предстоятеля церковные награды.
Ну а в начале 2019 года, после получения Томоса, в территориальной общине, куда входит и Зазимье, начало «штормить». В сельсовете соседнего села Погребы провели собрание села, которое постановило перевести храм в ПЦУ. В Сети разлетелось видео из Успенского храма, где активисты ПЦУ во время молебна верующих УПЦ громогласно скандировали «Ганьба» и пели гимн. В итоге власти общину УПЦ перерегистрировали в ПЦУ, храм отобрали, отняли и церковный дом, где проводили занятия воскресной школы.
Сейчас верующие строят себе новый храм, взамен захваченного.
Все последующее время в регионе сохранялось хрупкое конфессиональное равновесие. Но с началом войны все изменилось. Местные власти стали массово объявлять о «запрете» УПЦ и проводить фейковые собрания по переводу в ПЦУ. Дошло до того, что митрополит Бориспольский и Броварской Антоний был вынужден обратиться с открытым письмом к Президенту Украины с просьбой вмешаться в ситуацию:
«Инициаторами проведения собраний по «переходу» религиозных общин часто выступают главы ОТГ, мэры городов, старосты сел и представители местной территориальной обороны. При этом мнение членов религиозной общины не учитывается, голосуют за переход люди, не имеющие никакого отношения к религиозной общине. Происходит прямое вмешательство представителей органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность религиозных общин Бориспольской епархии УПЦ».
Не стал исключением и храм в Зазимье. С начала весны сюда стал наведываться глава ОТГ Виталий Крупенко с настойчивыми просьбами перейти в ПЦУ.
Община даже вынуждена была 15 мая провести свое собрание, по итогам которого было принято заявление. Основной его тезис следующий: «В случае, если в течение месяца органами управления УПЦ: Синодом УПЦ, Собором епископов УПЦ, Собором УПЦ не будет провозглашена и не будет закреплена в уставных документах независимость УПЦ от РПЦ, поставить вопрос перехода религиозной общины Воскресения Христова Бориспольской епархии Зазимье Броварского района Киевской области в другую православную юрисдикцию». За проголосовало 64 человека, против – 9.
Текст заявления опубликовал на своей странице в Фейсбук о. Анатолий Слинько. Там же он сделал очень важную ремарку, что в собрании могут принимать участие «исключительно ЧЛЕНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ» (стилистика автора, – Ред.). Он уточнил, что, согласно уставу религиозной общины, там могут присутствовать только те, кто «признают обязательность Устава об управлении УПЦ, регулярно участвуют в богослужении, исповедуются и причащаются, находятся в каноническом послушании к настоятелю… Поэтому очевидно, что права голоса на собрании лишаются атеисты, католики, протестанты, представители других вероисповеданий и не принимающие участия в жизни прихода и не посещающие богослужения. Точка».
Как мы знаем, 27 мая был проведен Собор УПЦ, на котором было объявлено о полной независимости от РПЦ. Казалось бы, вопрос закрыт, «условия» выполнены и приход продолжает свою жизнь в УПЦ. Тем более, что о. Анатолий прокомментировал решения Собора так: «Маленькая победа с большими позитивными последствиями для будущего Украины. УПЦ приняла решение без оглядки на Москву».
Но местная власть не оставила общину в покое. Управделами Зазимской ОТГ продолжала наведываться в храм, давить на настоятеля о. Александра Генераленко и требовать перехода в ПЦУ. 27 июня Ольга Лисянская предъявила настоятелю претензию, что он в своей проповеди не сказал ни слова про войну, и потребовала провести 17 июля собрание о переходе. Интересно, что в тот день о. Анатолий Слинько хотя и повторил слова, что в собрании могут принимать участие лишь члены религиозной общины, которые регулярно посещают богослужения и причащаются, но сделал это уже с оговорками. Мол, регулярность – вопрос «спорный», и преподобная Мария Египетская причащалась лишь дважды в жизни. Тогда же он сообщил, что ему «нелегко быть меж двух огней» и много прихожан не разделяют его позицию. Что он тогда имел в виду стало понятно чуть позже.
Настоятельство как цена предательства
10 июля религиозная община провела свое законное собрание в храме, на котором подтвердила верность УПЦ. За проголосовало 55 человек, против – 0. Протоиерей Анатолий Слинько на этом собрании был, но в голосовании не участвовал. Зато он был очень активен на собрании местных жителей, организованном властями 17 июля. Как сообщила в Фейсбук управделами ОТГ Лисянская, на голосование пришло 800 человек. Не сложно догадаться, что пришедшие граждане не являются членами Воскресенской общины. Просто потому, что на богослужения туда обычно ходили 60-70 человек. В епархии сообщили, что «людей на это собрание начали агитировать примерно за месяц, рассылалась информация в социальных сетях, печатных СМИ, в почтовые ящики бросались приглашения».
И об этом, безусловно, о. Анатолий прекрасно знал. Но его принципиальная позиция, что «права голоса на собрании лишаются не принимающие участия в жизни прихода и не посещающие богослужения», вдруг внезапно изменилась.
Как внезапно изменилось отношение к Собору УПЦ. Если раньше Собор был «победой с большими позитивными последствиями», то теперь после него, оказывается, «ничего не поменялось». А следовательно – переход в ПЦУ «является закономерным, последовательным и правильным» и надо «спасать свои души именно в этой административной структуре».
Почему вдруг такой крутой поворот?
Догадаться не сложно. Смена позиции – это плата за новую должность. Ведь настоятеля о. Александра, служившего на приходе более 30 лет, на сходке 17 июля «уволили», а на его место «назначили» Слинько. И уже в новом статусе он заявился вместе с руководством Зазимья к Сергею Думенко.
«Благодать Божья там, где есть совесть»
Анатолий Слинько – участник широко разрекламированной «межконфессиональной» встречи в Софии, которую инициировали Минкульт и Госэтнополитики 6 июля 2022 года. Организаторы пригласили туда 9 священников УПЦ и 10 «священников» ПЦУ.
Встречу, по результатам которой приняли «Декларацию понимания», позиционировали как «стремление низов» к объединению и называли первым шагом к диалогу. Но ожидаемого эффекта она не принесла. Митрополит Климент (Вечеря) заявил, что никто из участников благословения на такую встречу не получал и перспектив в ней он не видит. Слинько винит в таком отношении «плохие» церковные СМИ (в первую очередь – СПЖ), из-за критики которых Декларация «не нашла поддержки и понимания у священноначалия УПЦ». Но действительно ли это так?
После встречи в Софии А. Слинько написал в Фейсбук: «Пункт 9 постановления Собора УПЦ от 27 мая провозглашает необходимость диалога с ПЦУ (»даже в таких кризисных обстоятельствах Собор не теряет надежды на возобновление диалога»). Что можно расценивать как благословение к диалогу».
Однако в Решениях Собора четко сказано, что диалог возможен лишь при выполнении ПЦУ трех условий:
прекращения захватов,
осознания ПЦУ ущербности своего статуса,
решения проблемы отсутствия хиротоний у ее «епископов».
Поскольку у Думенко делать это к тому времени отказались, то никакого «благословения к диалогу» нет и быть не может. О. Анатолий Слинько просто откровенно солгал.
А поскольку через 3 дня после «софийской» встречи он фактически не участвовал в собрании своей церковной общины, можно предположить, что в Софию он приехал уже зная, что вскоре «переведет» храм в ПЦУ, потеснит своего настоятеля и займет его место.
В «объяснительном» видео, где он аргументирует предательство Церкви, невольно говорит совершенно правильные слова: «Церковь Христова в Зазимье одна. Благодать Божья в действительности пребывает там, где есть справедливость, где есть совесть».
И Церковь Христова действительно одна – и в Зазимье, и в Украине, и в мире. И она там, где люди не лгут, не меняют свои принципы ради карьерного роста, не подсиживают и не предают своего настоятеля, не предают своего Предстоятеля. А Благодать Божия там, где есть справедливость и где есть совесть.
Ну а «софийская» группа, ратующая за контакты с ПЦУ, и так достаточно маргинальная, получила серьезный репутационный удар. Вполне вероятно, что есть там священники, которые шли в Софию с искренним желанием помочь преодолению раскола в Украине. Но пример Анатолия Слинько показал, что путь игнорирования решений своей Церкви ни к чему хорошему привести не может.
Ярослав Нивкин/СПЖ
ХМЕЛЬНИЦЬКИЙ. У селі Ріпна рейдери ПЦУ за підтримки влади захопили храм УПЦ