Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ЧЕРКАССЫ. Официальный комментарий митрополита Феодосия в связи с началом широкого международного процесса защиты прав верующих


Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий (Снигирев) — иерарх Украинской Православной Церкви, правозащитник, инициатор и соучредитель Международного правозащитного объединения «Церковь против ксенофобии и религиозной дискриминации», в связи с открытием широкого международного правозащитного процесса по противодействию нарушениям прав и свобод граждан Украины, верующих УПЦ со стороны ряда украинских политических деятелей и государственных органов страны, дал следующий комментарий:

29 января 2024 года правозащитная организация «Public Advocacy» — участник нашего Международного правозащитного объединения «Церковь против ксенофобии и религиозной дискриминации» опубликовала некоторые международные документы, свидетельствующие о том, что на международном уровне начато расследование фактов нарушений прав верующих Украинской Православной Церкви.

Впервые за последние несколько лет международные официальные лица, имеющие дипломатический статус должностных лиц ООН и уполномоченные на рассмотрение индивидуальных жалоб о нарушениях прав верующих, поставили правительству Украины конкретные вопросы по фактам нарушений прав верующих и выразили не только серьезную обеспокоенность такими нарушениями, но и оценили действия нынешнего руководства страны как несоответствующие нормам международного права. Если ранее мы наблюдали лишь некоторые комментарии или упоминания о нарушениях прав верующих УПЦ в отчетах Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека, то теперь существует документ, в котором есть свидетельство достаточно глубокой проработки тематики УПЦ в международных организациях.

Этому в немалой мере способствовало создание в 2023 году аккредитованной при штаб-квартире ООН в Женеве делегации УПЦ в ООН, а также выступления иерархов УПЦ непосредственно в ходе совещаний Совета по правам человека ООН. Так, 09 октября 2023 года во время рассмотрения отчета по Украине Верховного комиссара ООН по правам человека в зале заседаний СПЧ ООН состоялась трансляция моего видеозаявления о нарушениях прав верующих в связи с отнятием у УПЦ храмов и зданий Киев-Печерской Лавры и Киевских духовных академии и семинарии, а также в связи с необоснованным уголовным преследованием ряда иерархов и священнослужителей УПЦ. Также наши международные адвокаты провели ряд контактных встреч , в ходе которых Специальным докладчикам ООН были переданы письменные обращения и доказательства нарушений прав верующих, заявления епархий УПЦ, другие документы. В результате обработки этих материалов и был подготовлен международный запрос – коммуникация трех Специальных докладчиков ООН к государству Украина о нарушениях прав верующих Украинской Православной Церкви.

Вместе с тем, представители государственных органов, которые готовили свой ответ на этот запрос, а в тексте ответа указано, что он готовился сразу тремя Министерствами, а также СБУ – проигнорировали ряд вопросов международных мандатариев, а по ряду пунктов предоставили, на наш взгляд, недостоверную информацию. Относительно нарушений прав верующих УПЦ по делу Киево-Печерской Лавры и Ивано-Франковской епархии УПЦ, я думаю, в ближайшее время дадут комментарии непосредственно представители Лавры и этой епархии. Со своей же стороны хотел бы подчеркнуть тот факт, что дипломаты и соответствующие Министерства, составлявшие ответ на запрос в ООН, не предоставили вообще никаких комментариев и объяснений в связи с уголовным преследованием иерархов Украинской Православной Церкви. Хотя Специальные докладчики ООН попросили предоставить объяснения касающиеся вынесения приговора уже осужденному митрополиту Тульчинскому и Брацславскому Ионафану, выразили желание получить объяснения относительно других уголовных дел, открытых против иерархов УПЦ, а также по вопросу применения к ним санкций. Кроме того, международный запрос касался решений органов местного самоуправления об экспроприации у Церкви земельных участков и других дискриминационных действий (пункт 7 коммуникационного запроса).

Однако, такая информация вовсе не была предоставлена украинскими чиновниками, и в этой части международный запрос был полностью проигнорирован нашими властями.

Хочу подчеркнуть, что на судебных заседаниях по уголовному делу против митрополита Ионафана, а также по уголовному делу сфабрикованному против меня, уже несколько раз присутствовали представители миссии ООН в Украине. Также и я лично проводил с ними встречи по делам о нарушениях прав верующих в вверенной мне епархии. Более того, представители ООН проводили непосредственно опросы потерпевших – наших прихожан и священнослужителей, которые были жестоко травмированы представителями вооруженных формирований при рейдерском захвате монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Черкассах.

Следует отметить, что нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви все более широко обсуждаются в зарубежных СМИ, в результате чего все больше правдивой информации о положении верующих проникает в западное общество. Так, недавно участники нашего правозащитного объединения «Церковь против ксенофобии и дискриминации» распространили в Женевском пресс-клубе пресс-релиз о нарушениях прав верующих УПЦ в Украине . Все перечисленные события, в особенности продолжающаяся активность православных верующих по защите своей Церкви и веры, — формируют все более возрастающее международное внимание к делам о нарушениях прав верующих УПЦ, что в свою очередь — будет приводить к все более острой реакции международного сообщества на факты нарушений прав УПЦ.

Поэтому, на мой взгляд, представители органов государственной власти, в случае если они действительно хотят быть хотя бы в некоторой мере государственными деятелями, должны задуматься о долгосрочном эффекте дискриминационной политики по отношению к Украинской Православной Церкви как для себя лично, так и для государства. Уже сейчас на международном уровне начинают звучать призывы к рассмотрению вопроса о персональных санкциях против представителей государственных органов Украины, ответственных за антицерковную дискриминационную политику. Европейское и международное право работает по несколько иным принципам, чем те «принципы», к которым привыкли наши чиновники и политические деятели. И в случае, если наши государственные политики и далее будут генерировать такое количество легко доказуемых фактов ненависти по отношению к верующим УПЦ (а по факту к своему собственному народу) – то этого будет вполне достаточно, чтобы сформировать массу международных процессов уже против украинских чиновников-правонарушителей. По моей информации эти вопросы уже начали обсуждаться, и если в Украине будут продолжать преследовать верующих УПЦ – то в ближайшее же время будет формироваться масштабная ответная реакция со стороны лиц и зарубежных структур, защищающих Православие на международном уровне.

Ввиду этого, на мой взгляд, минимум, который сегодня необходимо экстренно реализовать со стороны государственной власти Украины это:

• немедленно прекратить дискриминационную политику в отношении УПЦ;

• неотлагательно закрыть совершенно дикие, искусственно сфабрикованные уголовные преследования иерархов и священников УПЦ по надуманным обвинениям, снять с них персональные санкции;

• прекратить массовые незаконные перерегистрации государственными регистраторами юридических лиц — религиозных общин УПЦ — в новую конфессию (ПЦУ) по подложным протоколам собраний посторонних лиц;

• незамедлительно реагировать на любые проявления насилия в отношении верующих УПЦ, а также на публичные призывы к дискриминации верующих УПЦ — граждан Украины — по религиозному признаку;

• отказаться от участия государственных органов в изъятии у Украинской Православной Церкви исторических культовых сооружений, памятников архитектуры. А именно — перестать инициировать расторжение договоров бесплатного пользования УПЦ историческими Лаврами, монастырями и храмами, перестать подавать варварские по своей сути иски об обратной реституции. Такие иски справедливо воспринимаются международными юристами как бесплатная «ленинская» экспроприация церковного имущества, которое в действительности давно уже должно было быть возвращено Церкви на правах собственности в порядке реституции, согласно международным обязательствам нашего государства.

Подводя итог всему сказанному, очень хотелось бы надеяться на остатки трезвомыслия в умах и сердцах наших государственных деятелей. Хотелось бы верить в то, что хотя бы некоторые из них ещё сохранили способность руководствоваться в своих действиях не сиюминутными политическими выгодами и деструктивными эмоциями, а принципами неприкосновенности свобод и прав человека, идеями стратегического государственного мышления на благо нашего общества. Остановитесь и прислушайтесь к голосу исторической Церкви своего народа – к голосу совести нашего народа. Пока не стало окончательно поздно.

Пресс-служба Черкасской епархии УПЦ