КИЕВ. Блаженнейший Митрополит Онуфрий рассказал о даре священнослужения
02.02.2022
first, news, Официальная хроника
Пресс-служба УПЦ публикует интервью Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия для журнала «Печерский Благовестник», в котором Предстоятель УПЦ дал ряд наставлений священнослужителям — о миссии пастырей, об обязательном молитвенном правиле, о том как не «выгорать», что читать и выразил свое видение преодоления раскола в церковном единстве.
— Ваше Блаженство, в чем Вы лично видите основную проблему нашего общества?
— Проблема, которая существует сейчас во всем мировом обществе, по моему мнению, в том, что нынешнее общество пытается подчинить себе Бога. Человечество всегда разделялось на две части. Одна — это те люди, которые не только верят в Бога, но и доверяют Богу, то есть повинуются Богу и стараются жить по Божиим Законам, зная, что Бог является высшей Любовью и Добром. Вторая часть — это те люди, которые только верят в Бога, то есть признают, что Господь существует, но Какой Бог, это их не интересует, и они Богу себя не доверяют, а живут так, как им кажется лучше.
Если сказать коротко, то человечество разделяется на тех, которые верят в Бога, и на тех, которые доверяют Богу. К большому сожалению, сегодня в мире больше тех, которые только верят в Бога, но Богу себя не вверяют, а живут своим искаженным гордыней умом. Более того, такие люди хотят, чтобы Бог совершал то, чего им захочется, то есть, чтобы Господь был послушен к их фантазиям. Это называется ложной духовностью. Святые Отцы это духовное состояние называют
«прелестью». Считаю, что обманчивая духовность является самой большой проблемой и угрозой для нынешнего мирового общества. Если мы хотим жить, мы должны довериться Богу и через исполнение Божиих Законов духовно оживлять и совершенствовать себя. Именно это является Законом Жизни.
— А раскол? Какие факторы необходимы для его преодоления?
— Знаете, когда Спаситель молился в Гефсиманском саду, то говорил: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Сам Господь хотел, чтобы все были едины, но этого не произошло. Такие мы упрямые люди…
И мое желание есть, чтобы все были едины, но единство должно быть во Христе. Если оно будет не во Христе, а на каких-то других основаниях, то какими бы они ни были, единства не будет. А во Христе единство может быть, но оно очень тяжело творится. Легко порвать, а трудно залатать.
— Что каждый из нас, духовенства и верующих, должен делать на своем уровне, чтобы способствовать восстановлению единства?
— Думаю, для того, чтобы восстановилось единство, каждый должен заботиться о своем личном спасении. Тогда, может, эта идея будет максимально воплощена. Но считать, что все объединятся это нереально, это утопия. Максимальное объединение может быть, когда наибольшее количество людей присоединится ко Христу. А это возможно лишь при условии, что каждый из нас в первую очередь заботится о своем спасении.
Как пастырь я должен думать и о тех, кто заблудился, но прежде всего я должен заботиться о тех, кто в лоне Церкви. У нас часто бывает: в лоно Церкви загнал, как в концлагерь, закрыл ворота и пошел других искать, а эти здесь погибают от голода.
Первейшая задача Церкви — заботиться о тех, кто у нее есть, чтобы они чувствовали себя хорошо, чтобы росли духовно. Нас много, и все мы находимся на разных уровнях духовного совершенства. Задача священника — понять, на какой ступеньке в духовном отношении находится человек, и помочь ему подняться на ступеньку выше. Главная задача Церкви — помочь тем, кто внутри ограды церковной, становиться лучше.
А потом уже, если еще остается энергия, ловить тех, кто бегает по пустыне…
— Как тогда Церковь должна осуществлять миссию, если едва ли не у каждого священника очень много прихожан, и сил благовествовать просто не хватит?
— Священник благовествует еженедельно, каждый праздник, и двери Церкви открыты для всех. Кто хочет — может прийти и послушать благовестие.
Благовествовать — это не значит, что священник должен в воскресенье или в праздник бежать на базар, когда там полно народу, или в субботу на стадион, когда там футбольный матч. Благовестие совершается в храме. И Спаситель, когда ходил по земле, в основном заходил в синагогу, где собираются верующие люди, и там проповедовал. Бывало такое, что где и в пустыне проповедовал, но люди шли к Нему слушать, и Он для них говорил. Обратите внимание, что не Христос шел к людям, а люди шли ко Христу.
Мое желание, чтобы все были едины, но единство должно быть во Христе
Можно сказать: а почему бы священнику не последовать туда, где его не ждут? Дело в том, что я могу пойти в любое место, но для человека, который не хочет меня слышать, я не принесу никакой пользы, хотя и буду говорить наиболее полезные и добрые слова. Если человек готов принять слово Божие, он идет, ищет, где бы его услышать. А идти ловить тех, кто не хочет слушать, — это просто «работать без КПД». Человек должен быть готов принять слово.
— Как Вы считаете, может ли священник принимать активное участие в общественной жизни? И если да, то как это участие может проявляться?
— Занимаясь духовным совершенствованием себя самого, а также вверенной ему Богом паствы, священник уже участвует в общественной жизни, то есть он улучшает духовное состояние общественной жизни. Однако я думаю, что Ваш вопрос касается того, может ли священник заниматься политикой, бизнесом, искусством и тому подобным. Священник — служитель Бога. Это высокая честь, которую только может иметь человек на земле. Священник — ходатай перед Богом за людей. Он готовит людей к жизни, ради которой Бог создал человека, то есть к жизни в Царстве Небесном. Главное дело, которым должен заниматься священник, — это Богослужение, молитва и обучение людей Божественному Закону. Если священник это выполняет и у него есть еще свободное время, он идет к больным, заключенным, обездоленным и помогает им.
Но если священник оставит Богослужение, молитву, духовную науку и будет заниматься только помощью больным, заключенным, обездоленным, то он будет для мира менее полезным, потому что этим служением он облегчит и продлит жизнь людей только на короткое время, а если священник будет совершать то высокое служение, к которому он призван, будет совершать Богослужения, святые Таинства Церковные, будет учить людей правде Божией и молиться за людей, то он поможет людям и земную жизнь сделать более утешной и поможет достичь той жизни, которая конца не имеет и которая наполнена светом, радостью и счастьем.
— Сейчас все более актуальной становится тема «пастырского выгорания», когда священнослужитель теряет интерес к своему служению и превращается в требоисполнителя. Скажите, почему так случается и как предотвратить это?
— Действительно, проблема пастырского выгорания существует. Она существовала всегда, но сегодня эта проблема более широка. Причиной пастырской деградации является недостаток молитвы. Молитва притягивает в душу священника Божию Благодать, которая постоянно обновляет пастыря, дает ему силу с благодарностью Богу нести свой Крест. Благодать, которую Господь дает священнику через ревностную молитву, утешает его в горе и испытаниях, встречающихся на пути его служения и жизни. Молитва делает разум священника трезвым и дает ему мудрость правильно оценивать все то, что он встречает в жизни и служении, и правильно ко всему относиться. Молитва — это та добродетель, которая духовно согревает священника. Если молитва слабеет или вовсе отсутствует, то священник становится духовно холодным, или, как еще говорят, священник без молитвы выгорает. Сейчас эта проблема является широко распространенной, потому что существует большой поток информации, и те священники, которые оставляют молитву и втягиваются в этот информационный хаос, становятся холодными и выгоревшими, ибо губят живой контакт с живым Богом.
Что делать? Меньше сидеть в интернетах, а больше молиться. Сначала бывает трудно, но те, кто будет себя заставлять так делать, не будут бездушными требоисполнителями, а добрыми пастырями.
— Какое молитвенное правило должно быть у священника? Часто так случается, что священник не может прочитать все правило перед Причастием (каноны, акафист и т.д.). Можно ли ему служить?
— Молитва — это беседа с Богом. В молитве человек утверждает себя в своей верности Богу. В молитве человек совершенствует свое понимание, Кто такой Господь и кто есть мы. В молитве человек на собственном опыте испытывает и понимает, что Господь — это все, а человек — ничто; человек только тогда становится благо- родным, красивым и сильным, когда он живет по воле своего Создателя, когда он наполнен Божией Благодатью.
Чтобы восстановилось единство, каждый должен заботиться о своем личном спасении
Когда Спаситель Господь наш Иисус Христос вышел на общественное служение, то, как мы знаем из Священной истории, Он ушел в пустыню и там пробыл сорок дней в молитве и посте. Так Господь готовил Себя для свершения священной миссии спасения человека.
На горе Фавор Господь преобразился перед Своими учениками и показал им, насколько они могли вместить, славу Своего Божества, и это все совершилось в молитве.
Перед Своими Крестными страданиями Господь молился в Гефсиманском саду, подкрепляя Себя этим до свершения спасительного подвига. То есть Сам Спаситель наш Иисус Христос дал нам пример, что к ответственным и великим событиям человек должен готовить себя особенной молитвой. Святая Литургия, в которой нам представляются священные Дары для вечной жизни: Пречистое Тело и Божественная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, является самым величественным и священным событием, самым большим Таинством на земле, поэтому священник как вершитель этого святого Таинства должен готовить себя к этому особой молитвой.
Общее молитвенное правило священника перед совершением Божественной Литургии состоит из трех канонов (Спасителю, Божией Матери, Ангелу-хранителю), акафиста Спасителю (в пятницу — Божией Матери), а также к этому присоединяются канон и молитвы перед Святым Причастием. Перед совершением Святой Литургии священник должен либо сам сделать, либо присутствовать на вечернем Богослужении (вечерня и утреня), эти молитвы также входят в состав тех, которыми священник готовит себя к служению Святой Литургии. Все упомянутое выше является молитвенным минимумом для священника, который готовится к Священной Литургии. На первый взгляд, кажется, что это много, но если священник вкусит сладость молитвы, то это для него будет казаться незначительным и легким. Однако познание священником на личном опыте сладости и силы молитвы не происходит на следующий день после его иерейской хиротонии, это приходит позже. Сначала священник должен заставлять себя читать молитвенное правило, учить себя внимательно и смиренно говорить слова молитвы, а потом уже приходит дар молитвы. Кто-то может спросить: а когда этот дар придет? Это зависит от нашего смирения и моральной чистоты. Чем больше священник будет себя смирять и беречь свою душевную (моральную) чистоту, тем скорее он вкусит дар сладости молитвы. Причем этот дар приходит не за один день, а постепенно.
С первых шагов своего священнического служения мы должны приучать себя читать молитвенное правило перед Святой Литургией. Из опыта старших священников скажу, что не надо откладывать молитвенное правило на удобное время и читать сразу все. Лучше и духовно полезнее, если наше правило мы будем читать частями, на протяжении суток. То есть если мы в воскресенье служим Святую Литургию, то можно начинать свое правило с субботы с 00.00 и в несколько приемов в удобное время вычитывать свое молитвенное правило. По сколько читать и когда — это каждый должен сам определять для себя. Для новоначальных молитвенные паузы должны быть недолгими (примерно по 10–20 минут). Мы должны знать и то, что сначала к молитве себя надо заставлять.
Если священник через какие-то объективные причины не успеет прочитать молитвенное правило перед Святой Литургией, он должен прочитать его после. Но лучше себя к этому не приучать.
Если мы очень захотим прочитать правило перед Священной Литургией, то мы обязательно прочитаем, никто и ничто нам в этом не помешает, Бог нам будет помогать.
— Какие книги (кроме Библии) Вы посоветовали бы прочитать каждому священнику?
— Полезно читать творения святых Отцов, в которых дается правильное толкование Священного Писания, а также очень полезными являются жития Святых, в коих не только великая духовная мудрость, но и очень много разнообразных примеров жизни Святых, которые в разные эпохи, в разных странах, в разных социальных условиях вынесли мучения и испытания и сохранили свою верность Христу. Из творений святых Отцов можно выделить те, что написаны святителем Игнатием (Брянчаниновым). Он обработал творения древних Отцов и изложил духовные выводы из этих творений в понятных для нас формах. Поэтому творения святителя Игнатия являются чрезвычайно полезными, особенно для нас, священников, а также для тех, кто собирается стать служителем Божественного Алтаря.