КИЕВ. Праведник мира протоиерей Алексей Глаголев
22 января исполняется 50 лет со дня упокоения выдающегося священнослужителя Православной Церкви — протоиерея Алексея Глаголева.
Будущий пастырь родился в Киеве 2 июня 1901 года в семье знаменитого священника Александра Глаголева и дочери заведующего библиотекой Киевской духовной академии Зинаиды Петровны Слесаревской.
Окончил с отличием Киевскую гимназию №3. С 1919 года учился в Киевской духовной академии, которую окончил в 1923 году. В этот период академия функционировала неофициально, так как была закрыта большевистскими властями. В 1926 году женился на Татьяне Павловне, урождённой Булашевич, дочери сахарозаводчика — они вместе входили в состав общины киевского священника Анатолия Жураковского. Дети: Магдалина (р. 1926), Николай (р. 1928), Мария (р. 1943).
Не прошли мимо отца Алексея гонения безбожных властей. В 1937 году он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, но из-за отсутствия каких либо фактов был отпущен на свободу. Как сыну священника ему было запрещено властями принимать участие в общественной жизни. Из-за ущемлений со стороны власти Алексею Глаголеву проходилось работать бетонщиком, сторожем детского сада, весовщиком на Фруктоварочном заводе. В 1936 году он поступил на физико-математический факультет Киевского педагогического института, который окончил в 1940 году. Уже во время войны был рукоположен архиепископом Алексием (Громадским) в сан священнослужителя. Свое служение отец Алексий проходил в Покровском храме, а также в храме святого Иоанна Воина.
Во время немецкой оккупации семья Глаголевых спасла от верной гибели и высылке на работы в Германию многих людей разных национальностей и вероисповеданий.
Отец Алексей, его супруга Татьяна Павловна и дети-подростки Магдалина и Николай, как могли, старались помочь преследуемым евреям.
В начале октября 1941 года к Глаголевым обратилась свояченица Алексея Александровича Мария Егорычева с просьбой помочь ее невестке, еврейке Изабелле Миркиной. Несмотря на немецкий приказ всем евреям города явиться 29 сентября к 8 часам утра в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами, Изабелла и ее десятилетняя дочь Ирина спрятались в доме Егорычевой. Но оставаться там на длительное время было опасно. Стараясь помочь несчастной женщине, Татьяна Глаголева отдала ей свой паспорт, что позволило Миркиной покинуть Киев и какое-то время пожить в селе. Ее дочь Ирина оставалась тем временем у своей русской бабушки Марии Егорычевой.
В конце ноября Миркина вернулась в Киев, чувствуя, что в селе ей грозит опасность. Глаголевы поселили ее у себя в качестве родственницы. Через некоторое время туда же перебралась ее дочь. В течение двух лет, до освобождения Киева Красной Армией, они жили у Глаголевых в церковной усадьбе по улице Покровская 7, а летом выезжали вместе с ними в село.
По совету той же Марии Егорычевой к отцу Глаголеву обратился житель Киева Димитрий Пасечный: его жена Полина и мать жены Евгения Шевелева скрывались с начала оккупации. Священник оформил на них церковные метрические записи на старых бланках. Впоследствии Пасечный с женой и тещей некоторое время жили в постройке, находящейся на территории Покровской церкви.
Миркина и Шевелевы были не единственными, кому помогала семья Глаголевых.
Летом 1943-го Глаголевы не подчинились немецкому приказу о выселении из района Подола и продолжали нелегально жить на территории церкви. Осенью перед самым освобождением Киева Алексей Александрович с сыном Николаем попали в немецкий концлагерь на улице Артема. К счастью, им удалось бежать.
Уже после войны, по просьбе священноначалия Церкви составил записку о спасении евреев на имя ЦК Компартии Украины Н.С.Хрущева, которая была впервые опубликована журналом «Новый мир» в 1998 году.
Свое служение отец Алексий до последних дней своей жизни продолжал в Покровском храме на Соломенке. В 1972 году из-за недугов полученных вследствии избиения его нацистами в 1943 году протоиерей Алексей Глаголев отошел ко Господу. Приготовлениями к погребению занимался не менее известный киевской пастырь и его друг протоиерей Георгий Едлинский. Похоронен на Байковом кладбище.
За свою деятельность по спасению от истребления нацистами евреев во время окупации 40-х годов в 1992 году иерусалимский институт Яд Вашем объявил о присвоении почетного звания Праведник мира отцу Алексею, его супруге Татьяне Павловне, их дочери Магдалине Пальян-Глаголевой. В 2001 году это звание было присвоено и сыну Николаю, который был связным между своими родителями и спасаемыми людьми.
30 января 2002 года на стене Киево-Могилянской академии была установлена посвященная протоиерею Алексею Глаголеву памятная доска. Инициатором установки мемориальной доски (художники Иван Григорьев и Светлана Кординская) был главный редактор журнала «Дух и литера» Константин Сигов. Доску освятил настоятель Свято-Макарьевской церкви протоиерей Анатолий Затовский.
По материалам СМИ
Фото: fotopaterik.org
ОЛЕКСАНДРІЯ. Владика Боголєп освятив престол храму у виправній колонії