Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Дмитрий Скворцов. Старцы афонского монастыря, поддержавшего ПЦУ, взбунтовались против Варфоломея

Против Православной Церкви Украины (ПЦУ) выступили самые авторитетные отцы одного из немногих афонских монастырей, поддержавших Варфоломея.

В преддверии Пасхи Отдел внешних церковных связей Московского патриархата опубликовал письмо 12 афонских старцев. Написано оно было еще в марте, но адресовано было исключительно Киноту (совещательному органу Святой Горы). Копии были направлены в афонские монастыри.

Варфоломея – под анафему, Епифания – гнать!

«С большой скорбью и беспокойством мы узнаем о том, что происходит в Православной Церкви в целом по причине неканонического предоставления автокефалии раскольникам Украины без согласия канонической автономной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием», – сообщают особо уважаемые на Святой горе старцы.

Они считают, что РПЦ прервала общение с Экуменическим патриархатом, по той причине, что последний, «несмотря на ясное запрещение священных канонов, самовольно предоставил автокефалию, вторгнувшись за пределы своих границ в чужую юрисдикцию». Отцы предупреждают, что «таким же точно образом» разорвут отношения со Стамбулом и «и другие церкви».

Таким образом, по их мнению, «существует угроза расширения и распространения раскола в масштабах подобных расколу 1054 года». В этой связи старцы напоминают Варфоломею, что «даже мученическая кровь не может загладить греха раскола».

«Причина беспокойства и написания настоящего письма лежит в том, что мы, святогорцы, желаем проявить свою решимость и не стать причастниками раскола, подвергнув таким образом опасности наше спасение, – поясняют авторы обращения. – Мы оставили мир и удовольствия мира… дабы улучить милость Божию. Было бы безумием привести в негодность наши труды и чаяния, причащаясь с отлученными украинскими раскольниками, изверженными из сана Русской Церковью, которой они принадлежат три с лишним века».

Афонские отцы приводят целый ряд канонов, запрещающих молиться, служить и даже общаться с еретиками и раскольниками, к каковым они относят созданную Варфоломеем и Порошенко «Православную церковь Украины» (ПЦУ). «Нарушающие эти правила, как поступил патриарх Варфоломей с украинскими раскольниками… извергаются из Церкви», – угрожают анафемой собственному предстоятелю Варфоломею насельники Афона (административно относящегося к Константинопольской церкви).

«Давно известно, что Патриарх Варфоломей не питает особого уважения к священным канонам, которые он нарушал и нарушает», – подчеркивают авторитетные святогорцы, утверждая, что стамбульский патриарх пытается «канонически обосновать» своё вторжение на чужую каноническую территорию, «опираясь на недостаточно образованных или корыстных богословских консультантов». Но аргументы последних «сразу же с шумом обрушиваются».

Как следует из письма, «большинство отцов-святогорцев возрадовались радостью великой, когда подавляющим большинством голосов Священный Кинот принял решение не направлять представителей или даже поздравительного письма на интронизацию раскольника Епифания». И «очень огорчились из-за монастырей, которые оказались [в этом вопросе] в меньшинстве… уступив давлению [Фанара], проигнорировали Ваше [Кинота] решение и приняли участие в интронизации!».

«Точно такие же чувства радости наполнили наши сердца по поводу того, что многие обители воспрепятствовали посещению их «епископами» и «клириками» новой лжецеркви, – пишут старцы. – Но горечь и бесстрастный гнев вызывают те, к счастью, немногие, которые любезно приняли их и/или сослужили с ними!»

В заключение авторы послания просят членов Кинота (т.е. представителей всех монастырей Афона) «запретить доступ указанным раскольникам в наше Святое Место». И напоминают, что «на интронизации «архиепископа» Епифания не присутствовала ни одна [автокефальная] церковь и, несмотря на неимоверное давление, за истекшие три месяца ни одна церковь не вошла в общение с его «церковью».

Наконец, афонские старцы свидетельствуют о «связях [ПЦУ] с украинскими униатами и страшных гонениях, которым при содействии государственных властей они подвергают каноническую Церковь последние пять лет, а, особенно, после признания их Патриархом Варфоломеем, недавних неприемлемыми заявлениями «архиепископа» Епифания по поводу гомосексуалистов и т.п.».

Антипивной путч

Обращает на себя внимание то, что пятеро из 12 авторов обращения (выступающих от имени братств, которые они возглавляют) представляют монастырь Кутлумуш. А ведь именно о нём, как «оказавшемся в меньшинстве» в вопросе отправки представителей Афона на «интронизацию Епифания (Думенко)», говорится в письме.

Если быть более точным, вначале Кутлумуш высказался за направление делегатов от Афона в Киев, но видя, что подавляющее большинство монастырей «против», ушёл в нейтралитет. Тем не менее, на «интронизации» один кутумлушский монах – о. Хризостом – присутствовал. Но не как представитель Святой горы (поскольку Кинот, как мы отметили выше, отказал Варфоломею в призыве направить в Киев официальную группу), а как член Константинопольской делегации.

По источникам «Страны» на Афоне, о. Хризостом – «один из троих, давно прикормленных пивоваром Андреем Мацолой тезок-монахов Хризостомов». На деньги главного спонсора «Киевского патриархата» Андрея Мацолы все они еще в 2016 г. поочерёдно приезжали в Киев по приглашению Георгия Коваленко (перешедшего в ПЦУ бывшего пресс-секретаря митрополита Владимира Сабодана – Д.С.) читать лекции в его «православном университете».

«Теперь, когда они прикормлены, можно и попросить с них дивиденды в виде поддержки ПЦУ, – продолжает источник. – Поэтому один из них, настоятель кельи свт. Иоанна Златоуста при Кутумлуше «пробил» афонскую визу для первой в истории делегации ПЦУ на Святую гору во главе с епископом Павлом Юрыстым».

Как видно, документ заказывался от имени кельи Хризостома

Тогда, в 2016 году, простые иеромонахи были приняты лично премьер-министром, спикером ВР, министром культуры и главой госкомитета по делам религий. Речь шла о поддержке идеи создания «Украинской поместной автокефальной церкви». К этому времени и Верховная Рада и премьер Яценюк уже обращались с соответствующими прошениями к Варфоломею.

И в том же году вышеупомянутый Хризостом уже причащал в своей келье служителей Киевского патриархата, прибывших в скит Кутумлушского монастыря в составе паломнической группы во главе с братом Андрея Мацолы, соучредителем «Першої приватної броварні», нардепом от БПП Романом Мацолой.

«Ни в одном из монастыре Афона Киевский патриархат ко Причастию не допускали ни под каким предлогом, поэтому видимо и причащали тайно где-то на келье, – поясняет наш источник. – «Вошли в положение», так сказать. И вряд ли бесплатно. Как говорится — любой каприз за ваши кошты, без оглядки на установленные правила Церкви».

Ситуация изменилась после дарования Фанаром Томоса.

28 февраля на очередном заседании Кинота представители четырех монастырей (Великой лавры, Ивирона, Эсфигмена и всё того же Кутлумуша) заявили, что пора допускать на Афон ПЦУ, поскольку это предписывается предстоятелем их поместной церкви Варфоломеем. Однако остальные монастыри с этим активно не согласились. Так, 26 марта, когда Кинот получил уведомление из Константинопольской патриархии о предстоящем приезде группы служителей ПЦУ во главе с митрополитом Михаилом Зинкевичем.

Эпистасия (исполнительный орган Афонской монашеской республики) не выдал им официальное разрешение на служение. Следует отметить, что Эпистасию сейчас составляют представители монастырей Хиландар, св. Павла,

Григориат и Ксиропотам, которые категорически не признают ПЦУ. Настоятель же Кутлумуша благословил в случае появления представителей ПЦУ позволить им приложиться к иконам в храме. Но в допуске к служению отказать.

Обитель Кутумлуш изнутри

Однако даже с такой компромиссной мерой некоторые насельники Кутумлуша не согласились. В конце концов, позиция игумена обернулась скандалом. Случилось это 13 апреля, когда некий иеромонах родом из Украины Паисий Криль привел в Кутлумуш трех состоятельных прихожан ПЦУ. Их там причастили. Когда же один из русскоговорящих послушников выяснил, кто это такие, то прямо на трапезе объявил о том братии. Тогда к нему подошёл один из вышеупомянутых Хризостомов (но не тот, что был на «интронизации Епифания») и «популярно объяснил, что это друзья монастыря, а что раскольники, так это личное мнение этого русского».

И всё же, судя по «письму двенадцати», мнение о служителя ПЦУ как раскольниках – не частное даже в поддержавшем (пусть и пассивно) Варфоломея Кутлумушском монастыре. Это означает, что Фанар не только так и не обрёл поддержку мирового православия в украинском вопросе, но встречает все более жесткую оппозицию в пределах собственной канонической территории и, главное, в её святыне – Афоне.

Ранее сообщалось, что новоизбранный президент Украины Владимир Зеленский во вторник, 30 апреля, встретился с предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием. Владимир Зеленский и митрополит Онуфрий (на фото ниже) отметили, что «государство и Церковь должны приложить максимум усилий для налаживания мира и восстановления единства Украины».

Помимо этого, в тот же день Зеленский встретился с главой ПЦУ. На встрече с Епифанием новоизбранных президент обсудил войну на Донбассе, коррупцию и «разграничение» сфер влияния. Зеленский и Епифаний сошлись на том, что Церковь должна молиться, а государство — делать все, чтобы все регионы страны жили в мире и покое.