КИЕВ. Председатель Юридического отдела отрицает наличие законных оснований для ликвидации УПЦ
20.02.2019
announcement1, news, Церковь и власть, Церковь и общество
Нет законных оснований для того, чтобы лишить регистрации или ликвидировать Украинскую Православную Церковь. Министерство культуры пытается с помощью давления и угроз заставить религиозные организации УПЦ изменить название.
Об этом сказал председатель Юридического отдела УПЦ протоиерей Александр Бахов, комментируя последние заявления Министерства культуры о прекращении в судебном порядке деятельности религиозных организаций в случае отказа от переименования.
«В соответствии с частью 3 статьи 16 закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», в случае нарушения религиозной организацией, которая является юридическим лицом, положений этого закона и других законодательных актов Украины ее деятельность может быть приостановлена по решению суда», — говорится в ответе министерства на запрос агентства «Интерфакс-Украина».
«На сегодняшний день нет законных оснований для того, чтобы лишить регистрации или ликвидировать Украинскую Православную Церковь, — отметил Председатель Юридического отдела. — Вместо этого, мы видим, что Министерство культуры всячески пытается давить на религиозные общины Украинской Православной Церкви с целью их принудительного переименования. Также звучат всевозможные угрозы для того, чтобы лишить религиозные организации Украинской Православной Церкви регистрации».
Протоиерей Александр отметил, что Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», на который ссылаются в министерстве, в ст. 16 определяет конкретные случаи, согласно которых может быть приостановлена деятельность религиозной организации и среди них нет оснований, связанных с изменением названия.
«В частности, для того, чтобы прекратить деятельность религиозной организации в судебном порядке, подчеркиваю, в судебном порядке — это может быть нарушение религиозной организацией законодательства в ряде случаев, предусмотренных статьей 16 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»», — сказал он.
Юрист объяснил в чем конкретно.
«Во-первых, если религиозная организация нарушила ст. 3, 5, 17 Закона Украины о свободе совести. В частности, ст. 3 гарантирует право на свободу совести каждому гражданину Украины и это право включает право принимать, изменять религию, убеждения и т.д., то есть подчеркивается, что человек имеет свободный выбор вероисповедания. В ст. 5 говорится об отделении церкви (религиозных организаций) от государства. В ст. 17 закреплен порядок пользования имуществом, являющимся собственностью государства, общественных организаций или граждан.
Во-вторых, сочетание обрядовой или проповеднической деятельности религиозной организации с посягательствами на жизнь, здоровье, свободу и достоинство человека. В-третьих, систематического нарушения религиозных организаций установленного законодательством порядка проведения публичных религиозных мероприятий (богослужений, обрядов, церемоний, походов и т.п.). В-четвертых, побуждение граждан к невыполнению своих конституционных обязанностей или действий, которые сопровождаются грубыми нарушениями гражданского порядка или посягательством на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций».
Комментируя данные пункты Закона и законодательные акты, отец Александр отметил: «Как мы видим, вопросы, связанные с изменением названия никоим образом не пересекаются с теми основаниями, по которым могут прекратить деятельность религиозные организации в судебном порядке».
По его мнению, согласно вышеприведенных оснований, вполне может быть приостановлена деятельность других религиозных организаций.
«В частности, новообразованная Православная церковь в Украине, «Киевский патриархат» подпадают под некоторые признаки этой статьи, по которым могут прекратить их деятельность. Они захватывают имущество? — захватывают. Они нарушают порядок? — нарушают. Они разжигают межрелигиозную рознь? — разжигают. Но почему-то Министерство культуры не стремиться прекращать их деятельность в судебном порядке», — констатирует протоиерей Александр Бахов.