КИЕВ. Митрополит Павел рассказал о современных разногласиях во Вселенском Православии
Я сегодня прочитал перевод с небольшой редакцией с сайта Credo.press беседы Патриарха Константинопольского Варфоломея и Патриарха Московского Кирилла, и меня многое обеспокоило и привело в замешательство. Если такой разговор действительно имел место, то я удивляюсь тому, как Патриарх Варфоломей в настоящее время спекулирует определенными церковными вопросами. Как православный архиерей Украинской Православной Церкви, которая находится в единстве с Русской Православной Церковью, а через нее со всем Вселенским Православием; как человек, который более тридцати лет пребывает в священном сане, как человек, знающий историю, я не могу не обратить внимание на те процессы, которые сейчас происходят во Вселенском Православии и конкретно на данную беседу двух Патриархов.
Сразу вспоминается один пример из жизни. Когда мы с покойным Блаженнейшим Митрополитом Владимиром ехали на Афон, то некоторые представители Фанара написали, будто мы едем для того, чтобы украсть мощи святого апостола Андрея Первозванного. Это откровенная клевета и неправда, которая была подписана рукой Патриарха Варфоломея. Я никогда не помышлял о таком злодеянии, но если бы Вы только видели, в каком непотребном виде содержалась эта величайшая святыня всего христианского мира в Андреевском скиту! Мы с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, вместе с его секретарем владыкой Александром (Драбинко) и другими священнослужителями вытерли мощи и совершили у них молитву. Такой случай клеветы в наш адрес действительно произошел.
Судя по тем событиям, которые сейчас развернулись в нашей стране, автокефалию для Украинской Православной Церкви просят власти, минуя мнения единственной канонической и самой большой Православной Церкви в нашей стране. Исходя из этого, у меня возникает вопрос: а, может, отменить автокефалию самого Константинопольского Патриархата, центр которого находится в сугубо мусульманском государстве, правительству которого не нужна ни его автокефалия, ни его присутствие в этой стране? Если взять по большому счету, то и в нашей стране практически ни один власть имущий человек не является человеком церковным, но они пытаются решить вопросы нашей веры вместо нас. Это сродни тому, как безбожная власть практически 70 лет просто-напросто запрещала Церковь. Что же происходит сейчас? Далекие от Церкви люди пытаются повлиять на мою свободу выбора веры для того, чтобы мы шли путем, который противоречит моей совести. Прошение об автокефалии — это предвыборные вздохи тех людей, которые умирают. Я не буду говорить, кто и как пришел к власти. Все это в руках Божиих. Вся правда в руках Бога, эта правда была распята, а то, что сейчас происходит в Украине в отношении Церкви, действительно является вопиющим беззаконием.
Мы говорим о равенстве епископата и равенстве всех епископов. Но кто дает право Стамбулу и их архипастырям приписывать себе те функции, которые они пытаются себе присвоить? Меня удивляет, что некогда уклонившись в ересь и раскол, приняв унию с Римом, Константинопольский Патриархат пытается другому — глубоко православному государству навязать свое первенство.
Не могу согласиться с тем, что Патриарх Варфоломей обвинил митрополита Илариона (Алфеева) в том, что тот говорит неправду. Сказанное о владыке Иларионе граничит с банальными сплетнями, поэтому я не стану комментировать эту информацию. Но если говорить о конкретных нарушениях, то хотелось бы напомнить Вселенскому Патриарху, что в 2001 году действительно творил бесчинства его архиерей епископ Мелитон, и о том, как (не иначе как по бесовскому наваждению) его архиереи служили с членами других церковных структур, не пребывающих в единстве с Православной Церковью.
В каждой Православной Церкви есть свои особенности, но есть и те правила, которые нельзя нарушать: на Гробе Господнем никто не имеет права возглавлять службы, кроме члена братства, которое там живет, никто не сможет возглавлять богослужение в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре или самочинно служить, и такое невозможно ни в одном монастыре Афона. И потому Стамбул не имеет никакого права указывать сейчас нам, кто прав, а кто виноват.
Наш Предстоятель обращался к Патриарху Варфоломею с просьбой повлиять на архиерея Константинопольского Патриархата митрополита Эммануила, который ведет диалог с раскольниками на канонической территории Украинской Православной Церкви. Разве Патриарх Варфоломей не знает, что общение с раскольниками несет за собой отлучение от Церкви? И то молчание некоторых других Церквей по этому вопросу, которые, наверное, боятся последствий конфликта со Стамбулом больше, нежели Самого Христа, меня, как православного епископа, очень волнует.
Мы не должны спекулировать такими вопросами. Так же, как мы не должны рассуждать о Евангелии, но исполнять его! И все эти правила Вселенских и Поместных Соборов, правила святых отцов мы должны беспрекословно утверждать в своей церковной жизни, так как они не несут никакого разногласия. И обратите свое внимание, дорогие братья и сестры, что святитель Иоанн Златоуст именовал себя «архиепископом», а не «святейшим патриархом», тем самым проявляя свое смирение и послушание, которое он воплотил своим личным примером, приняв даже несправедливую ссылку.
Все президенты нашей страны хотели тем или иным образом повлиять на судьбу Православной Церкви в Украине. Но сами они хоть раз искренне принесли покаяние в Церкви, принесли ли они достойную исповедь? Они хоть раз прочитали вместе со всем народом Символ веры и тем самым засвидетельствовали бы, что они веруют в Бога и являются людьми церковными? Нанеся урон нашей стране, они взялись и за Церковь.
Что касается взяток, о которых говорится в данном опубликованном диалоге Патриархов: если мы обратимся к истории, то каждый раз, когда греческие Патриархи приезжали на Русь, то уезжали не с пустыми руками. И все мы понимаем, что Патриарх Варфоломей, который ныне занимает Константинопольский престол, совершает свои заграничные поездки, совершает свое служение далеко не благодаря содержанию его паствы в Стамбуле, которая насчитывает в настоящее время около трех тысяч человек. Но и об этом сейчас пытаются просто молчать.
Потому я как архиерей Церкви Христовой прошу всех архипастырей, патриархов окончить разногласия и прекратить споры, в которые втягиваются не только священнослужители, но и верующие люди. Верующий народ по сути ничего не требует, люди молятся и искренне пытаются изменить свою жизнь. Архипастырям же стоит взять с них пример и не становиться той верхушкой Синедриона, который распял Христа и сейчас распинает Церковь Христову. Христос вопрошал о том, что когда Он придет, то обрящет ли веру? Многим сегодня не нужен Христос и вера в Его спасительную силу, но нужны власть и управление.
Соборы созывались для того, чтобы искоренить ереси и секты, прекратить разделения между людьми. Церковь боролась во все времена с этими нестроениями, но некоторые иерархи своей небогоугодной жизнью привносят сегодня в мир разделения людей и их уход в иные сектантские течения. Горе вам! Горе вам, что надеваете прекрасные рясы, дорогие панагии, носите в руках посохи, а людей отгоняете от Церкви своей мнимой властью и нерадением о спасении душ человеческих. Можно попытаться найти что угодно: и оправдание древних анафем, и оправдание унии, и попытаться оправдать «патриарха» Филарета за его раскол, но будет ли это правдой и будет ли это делом Божиим и найдут ли такие люди оправдание себе перед Богом?
Я еще раз обращаюсь ко всем православным христианам Украины, ко всем читателям нашего сайта с просьбой не обращать внимания на все эти статьи, в которых говорятся откровенно новоявленные еретические вещи, в которых говорится об одностороннем видении всех проблем и их «решении». А ко всем, кто сегодня стоит у власти, обращаюсь с призывом заниматься теми делами, которые вам делегировал народ Украины. Перестаньте дела Церкви делать делами государственными, начните богоугодную жизнь, потому что вам все равно придется отвечать если не перед людьми, то перед Богом! И пусть хранит нас всех Господь в вере и единомыслии!
митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел
ОДЕСА. Олександрійський Патріарх Феодор: Церква не вклоняється політикам