Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов: Патриарху Варфоломею не стоит идти на поводу у украинских властей

На прошедшем в начале сентября Синаксисе епископов Константинопольской церкви патриарх Варфоломей выступил с программной речью, неожиданно для многих заявив, что Московский патриархат не имеет канонического права «вмешиваться» в церковные дела Украины, в отличие от Константинополя, который на правах Церкви-Матери такое право имеет. В интервью «Интерфакс-Религия» это выступление прокомментировал руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Василий Анисимов.

- Василий Семенович, как восприняли в Украинской Православной Церкви речь патриарха Варфоломея на Синаксисе в Стамбуле? Выдержки из нее были на днях опубликованы на сайте УПЦ в США, которая входит в юрисдикцию Константинополя.

- Информация пришла из-за океана. УПЦ в США — это порождение самосвятов-липкивцев, бывших автокефалистов Мстислава Скрипника, племянника Симона Петлюры, которых Константинопольский патриарх недавно взял под свой омофор и на свою голову. Крошечное, но очень злобное этнофилитическое русофобское сообщество, которое не гнушается ни ложью, ни провокациями. В последнее время мы получили уже много провокационных новостейо встрече патриархов в Стамбуле, полагаю, что и нынешняя — из их числа. Трудно поверить, чтобы этот безграмотный со всех точек зрения (с канонической, исторической и даже литературной) текст мог произнести уважающий себя церковный иерарх.

Авторы этой провокации не знают, что в XIV веке кафедра Киевских митрополитов была перенесена в Москву не из Киева, а из Владимира, куда ее перевели после тотального разорения Киева ханом Батыем. На протяжении столетий Москва как столица единственного полностью независимого православного государства была местом паломничества бедствующих от инославного ига восточных патриархов, куда они отправлялись за материальной поддержкой и сбором милостыни. И всегда их получали. Два Константинопольских патриарха даже скончались по дороге во время этих путешествий на территории нынешней Украины (в Лубнах Полтавской области).

Константинополь всегда призывал и Русское царство, и Российскую империю нести миссию защитников веры православной, освободителей православных народов. Философ Владимир Соловьев утверждал, что ради этого только и велись бесконечные кровопролитные русско-турецкие войны, приведшие к свободе и независимости балканских народов от многовекового османского ига. Везде была возрождена Церковь Христова, Православная. И эта свобода была оплачена жизнями сотен тысяч русских солдат — прадедами нынешних граждан России, Украины, Белоруссии, Молдавии. Киевские монастыри, включая Киево-Печерскую лавру, являются кладбищами героев-освободителей Балкан (раненых везли через Киев, размещали в госпиталях, где многие не выживали).

А теперь, оказывается, вспомнили, что 700 лет назад киевские митрополиты, рукоположенные, кстати, в Константинополе, не согласовав ни с Царьградом, ни с Золотой Ордой, перенесли кафедру из Киева. Прибыли на киевское пепелище, поплакали и потянулись на север! Причем никто этого семьсот лет не осуждал. А тут вдруг: непорядок! Впору наказать киевского митрополита Максима, кстати, грека по национальности, в 1299 году окончательно перенесшего резиденцию («седалище») киевских митрополитов из Киева сначала в Брянск, а затем во Владимир. Надо лишить его сана! И Московский патриархат полтысячи лет назад тоже без согласования с принявшим католическую унию Константинополем организовался и утверждался, оказывается, тоже как-то не так, как сегодня это видится в Стамбуле. Что, спрашивается, вы столетиями молчали, а теперь прозрели? Уж не глупо ли? Не стоит ли заодно пересмотреть и результаты битвы при Фермопилах? Для чего выставлять на посмешище всю Православную церковь?

- В своем докладе патриарх Варфоломей напомнил, что в 1686 году его предшественник патриарх Дионисий IV «в результате сильного политического давления и под воздействием мучительных обстоятельств, заботясь о сохранении мира в Церкви, был вынужден» выдать письмо, в котором предоставил Москве право назначать митрополита Киевского на том условии, что каждый митрополит Киевский будет поминать имя Вселенского патриарха в качестве своего духовного руководителя. И далее патриарх признался, что ему не известно ни одного другого акта, который бы изменял каноническое состояние Киева и полностью отдавал Киев Москве в церковном отношении…

- Провокаторы не ведают, что было не «одно письмо», а целый ворох томосов Константинопольского и Иерусалимского патриархов верующим Киевской митрополии, Московскому патриарху, Московским царям, гетману Самойловичу и другим — все эти документы благословляли присоединение Киевской митрополии к Русской православной церкви. Константинопольский томос подписан не только патриархом, но всем Собором митрополитов Константинопольской церкви. Эти грамоты изданы еще в XIX веке. Где там хоть слово о «сохранении власти Константинополя»?

Константинополь в полной мере навластвовался в Речи Посполитой: к началу XVIII века на всем Правобережье Украины и Белоруссии оставалась лишь одна православная кафедра — в белорусском Могилеве, Киевская митрополия была властями практически «зачищена», обращена в унию. Киевского митрополита десять лет не давали избрать, а священнослужителей преследовали как турецких шпионов. Православную церковь предала элита, землевладельцы, воины — ее некому было защищать, кроме запорожских казаков, по польской квалификации — разбойников и преступников, какими их показывает нобелевский лауреат Генрик Сенкевич в своих исторических романах. Казаки — гетман Иван Самойлович, его помощник Иван Мазепа, полковник Лисица и другие — и были инициаторами воссоединения Киевской митрополии с Русской православной церковью.

В каноничности этого акта более 200 лет никто не сомневался, он расценивался как великое благо. Действительно, прекратились гонения, наступил расцвет православия на наших землях: были воздвигнуты тысячи храмов, сотни монастырей. Киев из захолустного, в десять тысяч населения, военного городка в XVIII веке к концу XIX преобразился в европейскую столицу, в нем были подняты из руин или новопостроены три сотни храмов и монастырей. Не это ли промысел Божий! В богоборческую эпоху большая часть их них была разрушена, но и оставшиеся впечатляют. После окончания атеистических гонений Православная церковь на Украине возродилась, в четыре раза увеличив количество приходов и храмов. За власть над разоренной Киевской митрополией никто в Константинополе не держался, а когда митрополия трудами целых поколений возрождена — взалкали. Достойно ли это?

- А как вам упреки патриарха Варфоломея в адрес современной России, которая «не способна решить проблему» раскола на Украине?

- Обвинять государство Россию в том, что оно не может решить раскольничью проблему в Украине, как это делают провокаторы, по крайней мере, глупо. Неужели они и впрямь думают, что Ельцин давал команду сексоту КГБ по кличке «товарищ Антонов» (Филарету) организовать раскол, прятать золото Компартии, а Путин сегодня должен дать обратную команду? Тогда почему за нее берется патриарх Варфоломей, а не президент Турции Эрдоган? Причем здесь украинская власть, которая оппонентами уже объявлена преступной, ее антиконституционные, антизаконные богостроительные обращения? По всем опросам, у нее нет шансов продлить свое существование. А отвечать за все содеянное придется. Константинополь хочет прослыть пособником преступной власти? Неужели в Стамбуле хотят, чтобы, как в тоталитарное время, светские государственные структуры руководили делами церковными? Если патриарх Варфоломей станет выполнять пожелания Петра Порошенко, то как он сможет отказать пожеланиям всех, кто его сменит?

- Чем, по-вашему, чревато принятие Константинополем решения о предоставлении томоса Украине?

- Очевидно, что любые не согласованные с канонической Украинской Православной Церковью действия Константинопольского патриарха, будь то снятие прещений с анафематствованного Михаила Денисенко (Филарета), организация параллельных церковных структур, предоставление схизматикам самоуправления, автономии, автокефалии, будет крайне негативно воспринято православными Украины. Это приведет к очередной волне противостояния и усугубит общественно-политическую смуту в Украине, находящейся в тяжелейшем социально-экономическом кризисе и завязшей в кровавом конфликте на Донбассе.

Наконец, не выдерживает никакой критики ссылка на Великого Инквизитора Достоевского. Дескать, Константинопольский патриарх не переписывает, как Инквизитор (сатана), Евангелие. Инквизитор не переписывал Евангелие, а искушал Христа хлебом взамен правды и свободы. Очевидно, что диаспорные американо-украинские стамбульцы, облепившие нашу власть, как навозные мухи, своими околоцерковными интригами только хлебушка в Украине и ищут. Да и патриарха Варфоломея искушают в том же.

А как, кстати, обстоит дело с многомиллионным подношением за томос Константинопольскому патриарху, о чем гудела вся Украина? Ни в Киеве, ни в Стамбуле никто не подтверждает и не опровергает этого. Ведь в Украине направлены официальные запросы в Национальное антикоррупционное бюро по данному поводу. Или это такая мелочь, что на нее не стоит обращать внимания?