Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Павел: «Духовная связь Киево-Печерской Лавры, града Иерусалима и Святой Горы Афон»


Неоспоримым фактом в истории как гражданской, так и церковной является то, что Церковь Христова была основана в День Пятидесятницы в Иерусалиме, когда Святой Дух сошел на апостолов, а христианизация Руси началась именно с Печерских холмов, где сейчас возвышается Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра. Благодаря богатому наследию и той монашеской традиции, которая непрерывно пребывает в этом древнейшем на Руси монастыре, Лавра не только для православных верующих Украины, но и для всего православного христианского мира стала неким духовным ориентиром, к которому нужно идти и которому нужно следовать. Как в Иерусалиме была основана Церковь и распространилось христианство, так и из лаврских пещер воссиял свет благодати на всю Русь

Церковное Предание говорит нам о том, что на этих древних Киевских холмах проповедовал сам апостол Андрей Первозванный, который был одним из самых близких учеников Христа Спасителя. Святой апостол Андрей был первым, кого Христос призвал на проповедь, он следовал за Ним во время земного служения Спасителя, апостол Андрей с прочими апостолами находился рядом со Христом во время Тайной Вечери, он видел Воскресшего Христа и был свидетелем Его Вознесения на небо.

И после того, как ему выпал жребий проповеди, уже здесь, где впоследствии появилась столица нашего государства, он предсказал: «Верьте мне, что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю Святым Крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил Киевские горы и водрузил на одной из них крест. Этим он предвозвестил принятие веры будущими жителями Киевской Руси.

Прошло почти десять веков после того, как жители Руси того исторического периода смогли принять христианство. Благодаря трудам святого равноапостольного великого князя Владимира и блаженной великой княгини Ольги для нас стало возможным стать соучастниками новой реальности, которую принес нам Христос Спаситель. Наши предки стали частью Православной христианской Церкви, основанной Христом в Иерусалиме. Членами этой Церкви мы являемся и сейчас. Благодаря принятию христианства и жители Киевской Руси, да и сама Русь смогли преобразиться, переродиться. Вся общественная жизнь и жизнь каждого отдельного человека наполнилась совершенно иным смыслом. Люди взирали на пример своего князя, который после совершения над ним Таинства Крещения стал совершенно иным человеком, и под благодатным влиянием Церкви становились лучше и чище. Слова Христа Спасителя «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18) стали для каждого уверовавшего жителя Киевской Руси тем нравственным ориентиром, которому и мы, их потомки, обязаны следовать в наше непростое время.

И все эти столетия вместе с народом всегда была Лавра. Она во все времена открывала свои врата для каждой жаждущей спасения души. А тот сонм святых, мощи которых в настоящее время почивают в лаврских пещерах, является зримым доказательством того, что преемственность Христова учения и Его благодати пребывает в нашем стольном граде, который по праву теперь именуется «Вторым Иерусалимом».

Иерусалим для всего мира был и остается колыбелью христианства, Лавра и Киев – это колыбель Православия на Руси. С самых первых дней существования Церкви свидетельствовать о своей вере приходилось даже мученичеством, но на крови мучеников Церковь смогла создать для себя нерушимое основание. С первых времен христианизации были мученики и на Руси. Мощи некоторых из них и доныне почивают в пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Это мученик младенец Иоанн, священномученик Кукша, мученик Евстратий, мученики Феодор и Василий.

Украшает сонм Печерских святых имя мученика, который жил не так давно — священномученика Владимира (Богоявленского), Митрополита Киевского и Галицкого. Его имя золотыми буквами вписано не только в историю Православной Церкви, но и в мировую историю как человека, ставшего одним из первых, кто претерпел мученическую кончину от пришедшего к власти тоталитарного безбожного режима в 1917 году. Перед своей кончиной он благословлял убивающих его, тем самым показывая нам пример того, как нужно исполнять слова Христа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).

Святейший Патриарх Иерусалимский Феофил, подчеркивая неразрывную духовную связь между Святым Градом Иерусалимом и Киево-Печерской Лаврой, часто вспоминает о своем первом визите в Лавру в 1991 году в качестве представителя Патриарха Иерусалимского Диодора. Святейший Владыка очень тепло говорит о том, как произошло его первое знакомство со святынями Киево-Печерской обители, как он поклонился впервые святым мощам преподобных отцов, помазался миром, источаемым святыми главами, которые пребывают в Дальних пещерах нашей святой обители.

«Тогда я ощутил, что означает выражение “жизнь во гробе”, — сказал однажды Святейший Патриарх Феофил. — Не бойтесь и не страшитесь того, что происходит вокруг Лавры. Дьявол не зайдет туда, он поражен в пещерах, там он горит. Он контролирует весь мир, но его преткновение — Лавра у вас и Гроб здесь. Я вижу, что происходит в Украине, и мое сердце болит от этого. Можно решить все вопросы и все проблемы. Но дьявол не дает возможности их решить тем людям, кто способен это сделать. В Церкви действует Промысл Божий, Господь промышляет обо всем. Мое отношение к Лавре особенное, и я благодарю Бога за возможность всегда посещать Лавру, пребывать в ее стенах и молиться у мощей святых».

Одним из тех угодников Божиих, которых мы особо почитаем, является преподобный Антоний Печерский. Его также именуют первоначальником, и именно с его именем связано то, что на этих холмах уже почти тысячу лет пребывает благословение не только Святого Града Иерусалима, но и Святой Афонской Горы. Мы непрестанно прибегаем к молитвенному заступничеству святых угодников Киево-Печерских, лобызаем иконы, на которых изображены их святые лики, но мало кто обращает внимание на свиток, который держит в своих руках преподобный Антоний. «Да будет на месте сем благословение Святой Афонской Горы», — читаем мы на нем. В этих словах заключается то благословение, которое преподала нашему граду и нашей обители Сама Преблагословенная Владычица Богородица, соделав нашу святую обитель Своим Третьим уделом.

В житии преподобного Антония сохранились сведения о том, что он был родом из Любеча (современная Черниговская область), в молодом возрасте преподобный отправляется на Афон. Скорее всего, там он желает прожить всю свою жизнь, подвизаясь в трудах и подвигах, старясь стать как можно ближе к Богу, отбросить все мирское и суетное. Но он получает иное благословение. Греческий игумен отправляет Антония обратно на Русь. Летопись приводит слова, с которыми он обратился к Антонию: «Иди в Русь опять, и буди благословленье от Святыя Горы… яко от тебе многи чернцы будут». Как настоящий монах, исполняющий обеты, которые он давал перед Господом, он принимает такое благословение как послушание и возвращается на свою родину, к себе домой, где в полной мере исполняет все то, что через благословение игумена повелела сделать ему Пренепорочная Дева Мария. Здесь, на Киевских холмах, он искапывает пещеру, вокруг него начинают собираться братия.

Преподобный Антоний без преувеличения принес в город Киев благословение Горы Афон. Это чувствовали все те, кто был рядом с ним и подвизался в Печерском монастыре тысячу лет назад, эту неоскудевающую благодать ощущают и те, кто и в настоящее время несет здесь свое послушание. Эта благодать неотъемлемо пребывает в Киево-Печерской Лавре до сего дня. И все могут с ней соприкоснуться, опытно ощутить на себе действие благодати Всесвятого Духа, которая пребывает в Церкви и особо почивает на этом намоленном месте.

Преподобный Антоний явился тем мостом, который соединил Святую Гору и Киев, принеся сюда ту богатейшую монашескую традицию, которую в настоящее время подвижники обоих уделов Пресвятой Богородицы самоотверженно по мере своих сил пытаются продолжить. И на Афоне, и в Лавре монахи стараются исполнять свое послушание, стараются изо всех сил молиться о мире всего мира, о том, чтобы был мир в сердцах людей, чтобы все могли примириться и стать единым стадом с Единым Пастырем. Само собой разумеется, что и в монастырях Святой Горы, и в Лавре есть свои уставные особенности, но это никоим образом не означает, что кто-то делает что-то неправильно. Напротив, в этом заключается принцип единства вероучения и единой монашеской традиции в разнообразии форм.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что миллионы паломников посещают Святую Гору Афон и Киево-Печерскую Лавру в надежде, что тут, под Покровом Божией Матери, они смогут очиститься и стать ближе к Богу. Братия Лавры часто посещает Афон, они черпают там тот огромный опыт монашеского делания, который бережно хранит богатейшая афонская церковная сокровищница. С Афона прибывают монахи, чтобы увидеть Третий удел Пречистой Девы, чтобы, спустившись в пещеры, помолиться у мощей тех, кто за эту тысячу лет смог достичь самого главного – святости и вечного пребывания в Царствии Отца Небесного у Престола Творца.

В завершение хотелось бы сказать, что для всех нас очевидным является тот факт, что Иерусалим — прообраз Церкви. Показывая превосходство Евангелия Христова над любым законом, апостол Павел сказал: «А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4:26). Церковь Христова стоит на этом принципе свободы человека в Духе. А истинная свобода возможна только в Церкви, которую создал Христос и которая призвана спасать человеческие души вопреки всем преградам.

Знаем, что, несмотря на все испытания, искушения и нестроения, Лавра была и останется частью Вселенского Православия, она всегда будет путеводной звездой, за которой должны следовать верующие люди нашего народа. Духовная связь Горы Афон, Святого Града Иерусалима и Киево-Печерской Лавры никогда не прерывалась. Не будет прерываться она и в дальнейшем. Во время одной из бесед с паломниками уже упоминаемый нами Святейший Патриарх Феофил подчеркнул, что древняя монашеская обитель в городе Киеве является тем местом, где до сих пор теплится молитва, и это святое место «должно остаться нетронутым. Потому что невидимый огонь и любовь исходит оттуда. Поэтому это место величественное».