СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВ. Духовный отец Запорожья
12 ноября с.г. архиепископу Василию (Злотолинскому) исполнится 85 лет.
Вряд ли погрешу против истины, если скажу, что в нашей области нет ни одного взрослого человека, который не знал бы владыку Василия, возглавлявшего Запорожско-Мелитопольскую епархию Украинской Православной Церкви без малого 17 лет — с момента её создания 26 июня 1992 года и до 14 апреля 2009 года. В период становления нашей епархии автору этих строк посчастливилось работать руководителем епархиального Центра общественных связей, поэтому мой рассказ о досточтимом владыке – это рассказ очевидца, на глазах которого трудами тогда ещё епископа Василия совершалось дело возрождения духовной жизни в Запорожском крае.
Хорошо помню своё первое знакомство с епископом Василием и его сестрой Ниной Николаевной (теперь уже, увы, покойной), которое состоялось ранней весной 1993 года в помещении бывшего ведомственного детского сада ПО «Запорожтрансформатор». В тот день архиерей, переведённый в наш город из Симферополя, с Крымской кафедры, дал своё первое интервью здешнему телевидению (тогда это была кабельная информационная телевизионная система КИТС, предтеча ТРК «Алекс»). По завершении съёмки, когда мы уже возвращались «на базу», оператор Саша Ефимов восхищённо заметил: «Мощный мужик!». Тогда мы, конечно же, ещё не знали, что по поводу духовных особ следует выражаться иначе.
ПРАВО ПРАВИВШИЙ
Не перечесть всего того, что сделано под омофором владыки в бытность его правящим архиереем. Если к моменту вычленения Запорожской епархии из состава Днепропетровской в нашей области было всего лишь 8 приходов (в т.ч. 3 – в самом Запорожье), то на момент его ухода на покой число приходов превысило 300. То есть увеличилось почти в 40 раз! А приход, на секундочку – это не только культовые здания, которые надобно для начала либо воссоздать из руин, из «мерзости запустения», либо возвести с нуля. Это прежде всего люди – священнослужители и приходской актив из числа мирян. Отсюда среди самых первых неотложных дел – открытие воскресных школ, катехизаторских курсов, наконец, двухгодичного училища по подготовке клира. Сегодня в это трудно поверить, но уже в августе 1993 года под редакцией епископа Василия вышел в свет первый номер епархиальной газеты «Запорожье – Православное» (тираж – 10000 экз.), а 30 сентября 1995 года – одноимённая цикловая получасовая передача в эфире телекомпании «Хортица» (периодичность – один раз каждые две недели).
Благодаря своей инициативности и кипучей энергии наш владыка стал едва ли не первым епархиальным архиереем Украины, который организовал паломническую поездку духовенства и мирян в Святую Землю (январь 1996 года), а затем и обеспечил доставку в столицу казачьего края (15.04.1996) Благодатного Огня непосредственно из Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (через несколько лет благодаря В.А.Богуслаеву и авиакомпании «МОТОР СИЧ» это вошло у нас в традицию). Видеосъёмка принесения Благодатного Огня в Свято-Никольский храм на Правом берегу и бывший Свято-Покровский кафедральный собор на Малом рынке до сих пор хранится в моём личном архиве.
Первым на планете – ещё в январе 1997 года – епископ Василий провёл в нашем городе Международную духовно-светскую научно-практическую конференцию «Аще возможно, будьте в мире со всеми…», посвящённую 2000-летнему юбилею Рождества Христова. Это мероприятие широко освещалось в средствах массовой информации стран СНГ и Европы. Запорожье было единственным, кроме Киева, городом Украины, в котором верующие могли поклониться величайшим реликвиям Христианского Мира – деснице св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а также честной главе св. Апостола и Евангелиста Луки. Кроме того, жители областного центра получили счастливую возможность приложиться к святым нетленным мощам преподобного Агапита Печерского, безмездного целителя, и преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Яркими вехами в духовной жизни нашей области стало принесение в Запорожье чудотворных и мироточивых икон — Богородичных («Призри на смирение», списка Иверской, Всецарицы-Пантанассы и Толгской), а также кровоточивой Державинской иконы Спасителя. Неустанным попечением правящего архиерея, который к Пасхе 1997 года удостоился архиепископского сана, при поддержке Вячеслава Богуслаева, бывшего генерального директора ОАО «Запорожтрансформатор» Леонида Хаджинова, ряда других промышленников и бизнесменов в областном центре возведены великолепные кафедральные соборы – Свято-Андреевский и Свято-Покровский (на месте разрушенного в 30-е годы ХХ века). Канонизированы местночтимые святые новомученики, исповедники и страстотерпцы, безвинно умученные в годы воинствующего атеизма, в т.ч. архиепископ Мелитопольский Сергий (Александр Михайлович Зверев).
И вот ещё один характерный штрих. Возглавляя до переезда в Запорожье Крымско-Симферопольскую кафедру, епископ Василий был в числе инициаторов прославления в лике святых архиепископа Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Поскольку же при архиепископе Луке территория Запорожской области входила в состав огромной Крымско-Днепропетровской епархии, именно при владыке Василии в храмах Запорожско-Мелитопольской епархии стали повсеместно появляться иконописные лики новопрославленного исповедника. Более того, биографическая повесть о святителе Луке печаталась в нескольких номерах нашей епархиальной газеты задолго до его официальной канонизации.
Уместно упомянуть и о том, что в бытность свою Крымским архиереем владыка Василий благословил установить мраморный Поклонный Крест на небольшом скалистом острове близ мыса Фиолент – т.е. там, где, по преданию, апостол Андрей Первозванный вошёл во владения Херсонеса Таврического, откуда почти 900 лет спустя, при равноапостольном Великом князе Владимире Крестителе, Руси воссиял свет веры Христовой. Крест установлен – вы только вдумайтесь! — ещё при Союзе. И это тоже знаковый, значимый факт в биографии юбиляра.
Не стоит, впрочем, думать, будто с первых его шагов по Запорожской земле путь владыки Василия был устлан исключительно розами. Скорее наоборот. Как раз в ту пору набирал обороты небезызвестный раскол, а вчерашние партийные начальники, руководившие городом и областью, в большинстве своём выполняли директивы Банковой. Директивы эти были направлены против канонической Церкви. Затрудняюсь даже сказать, когда УПЦ было сложней – теперь или тогда. Наверное, всё-таки тогда. Тем не менее Православие на древней казацкой земле устояло. И в этом – неоспоримая личная заслуга владыки Василия, взявшего под свою духовную опеку возродившееся Войско Запорожское Низовое.
«АРХИЕРЕЕМ БУДЕШЬ…»
Родился владыка Василий (в миру Борис Иосифович Злотолинский) 12 ноября 1932 года в Ташкенте,ергей ГРИГОРЬЕВ, фото автора знаков 14270
ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ ЗАПОРОЖЬЯ через два с половиной месяца после смерти своего отца, выходца из Эстонии. Заботы о содержании семьи, состоявшей из 10 человек, легли на плечи Бориной мамы Зинаиды Александровны. «Время было сложное. Каждый день кто-то из близких или просто знакомых исчезал. Не избежала этой участи и наша семья, — вспоминает владыка («О себе». Цит. по: архиепископ Василий (Злотолинский). «Проповеди». Запорожье, изд-во «Дикое Поле», 2000, с. 273). – Мой дядя был арестован за «активную антисоветскую пропаганду». Он заявил, что женщина должна не работать, а воспитывать детей, а колхознику нужно иметь корову. За это «преступление» человек получил 7 лет тюрьмы, а за попытку побега был расстрелян. Сидели и другие родственники».
С особой теплотой архиерей вспоминает свою бабушку Антонину Степановну, которая отличалась необыкновенным трудолюбием, образованностью (знала наизусть стихи и прозу Пушкина, Лермонтова, Гоголя) и набожностью. «Ежедневно, стоя с бабушкой на коленях перед иконами, я слушал молитвы, и однажды неожиданно понял, что знаю их наизусть. Она ежедневно водила меня к каждому Богослужению. Спустя годы я сам выносил бабушку на руках в машину и возил её в церковь», — продолжает владыка (там же, с. 274). Бабушка, между прочим, своими руками шила подрясники опальному, но тогда ещё не сосланному «на севера» епископу Туркестанскому Луке, чьим преемником на Крымской кафедре епископ Василий, а тогда ещё просто интеллигентный мальчик Боря станет спустя десятилетия.
Однажды в храме у юного Бориса произошла промыслительная встреча. «Подошёл ко мне некий старец – крепкий ещё, бородатый, в подпоясанной навыпуск рубахе, и говорит: архиереем будешь. Позже я узнал, что это был архимандрит, преследуемый властями, как и многие священнослужители в то время. Но не страсть носить архиерейскую панагию засела у меня в голове, а беззаветное желание служить Богу запало в душу» (газета «Запорожье – Православное», ноябрь 1995 года).
Эта неслучайная встреча навсегда осталась в сердце Бориса. Именно поэтому, проучившись два курса в местном политехническом институте, он бросает вуз и в сентябре 1954 года поступает в Московскую духовную семинарию. Благословил его на этот путь Преосвященнейший Ермоген, епископ Ташкентский и Среднеазиатский (Алексей Степанович Голубев). Один из самых стойких сторонников патриарха Тихона, отсидевший за свою верность убеждениям 8 лет в каторжной тюрьме, епископ Ермоген на долгие годы стал духовным отцом и наставником нашего владыки.
Ещё одним духоносным старцем, повлиявшим на становление характера и взглядов Бориса Злотолинского, был архимандрит Борис Холчев, на руках которого отошёл ко Господу преподобный Нектарий Оптинский. Будучи духовным чадом знаменитого ныне отца Алексия Мечева, Борис Холчев променял блестящую научную карьеру, которая открывалась перед ним в стенах Московского государственного университета, на служение Богу. В 30-е годы прошлого века такое исповедание Христа автоматически приводило человека в застенки ГУЛАГа. В конце 40-х годов, после серии отсидок и сибирской ссылки, отцу Борису разрешили служить в Средней Азии. Здесь с ним и познакомился старшеклассник Борис Злотолинский.
Ещё будучи студентом МДС, Борис был рукоположен во диакона, а в 1957 году, по окончании семинарии – во иерея. Свой первый приход начинающий батюшка получил в городе Талас Киргизской ССР, в Свято-Димитриевском храме*. Затем были другие приходы громадной Среднеазиатской епархии, в частности, в посёлке Луначарском, что в пригороде Ташкента. Именно здесь, после публикации в газете «Правда Востока» клеветнического пасквиля «Баталии в тихой обители» (10.07.1960), молодому священнику довелось сполна ощутить на себе все «прелести» хрущёвских гонений на Церковь, последовавших во исполнение секретного постановления ЦК КПСС от 4.10.1958.
Кроме Средней Азии, иерею Б.Злотолинскому суждено было служить настоятелем храмов в г. Шахты Ростовской области, на приходах Днепропетровщины, а также в Крыму. Будучи с ноября 1975 года настоятелем Свято-Екатерининского храма в Феодосии, получил некое «интересное предложение» от КГБ. За отказ от сотрудничества с «органами» поплатился 10-летней опалой, бесконечным переводом из одной местности в другую. «Наконец, определили в глухую деревню с «поэтическим» названием Дубина. Это в Полтавской области. Из 120 дворов жилыми там остались 20. Беднейший храм, жизнь в сарае с неплотно закрывающейся дверью при морозе минус 17, неровный глиняный пол, 2-3 прихожанина и полнейшее отсутствие нормальных бытовых условий, — делится воспоминаниями владыка Василий. – Но полгода, проведённые в этом глухом селе, были самым счастливым в духовном отношении временем моей жизни: тишина, дивная природа, простые, добрые люди, бескрайние поля» («О себе», с. 275).
С началом «перестройки» покойный ныне архиепископ Симферопольский Леонтий пригласил бывшего иерея Бориса, который в 1979 году при пострижении в монахи принял имя Василий (в честь прп. Василия исповедника, пострадавшего за веру при императоре-иконоборце Льве Армянине), вернуться в Крым. Здесь иеромонах Василий служил настоятелем в Свято-Покровском храме Судака, затем в чине опять же настоятеля восстановил разрушенный Свято-Успенский храм в Старом Крыму. В 1989 году назначен благочинным Старокрымского округа.
Совершенно особая дата в жизни владыки – 2 декабря 1990 года. В этот день Промыслом Божиим он был рукоположен во епископа, после чего назначен правящим архиереем Симферопольско-Крымской епархии. 26 июня переведён на только что учреждённую Запорожскую кафедру.
«И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ…»
При всей серьёзности и строгости своего духовного настроя владыка Василий обладает своеобразным, порой парадоксальным чувством юмора. Никогда не забуду поучительную сценку в ресторане гостиницы «Интурист», имевшую место в первых числах января 1997 года. Для светских участников и гостей Международной конференции «Аще возможно, будьте в мире со всеми…» (учёных, чиновников и т.п.) здесь накрыли обеденный стол. Во главе стола усадили правящего архиерея, который на правах хозяина должен был поддерживать общую беседу. Невдалеке от него пристроился некий словоохотливый журналист – из тех, что всегда норовят вылезти «поперед батьки». Заметив, что архиерей трапезует лишь салатом и фруктовым соком, журналист принялся донимать его. Дескать, Ваше Преосвященство, отведайте мясного ассорти – страсть как вкусно! «Не положено, родной мой: я ведь монах»,- смиренно ответствовал владыка. Однако репортёр всё никак не унимался, раз за разом предлагая ему то колбаски, то заливного. Наконец архиерей не выдержал и, обречённо вздохнув, подцепил на вилку кусочек чего-то скоромного. «Как же так, владыка? – ехидно осведомился корреспондент. – Не Вы ли только что утверждали, будто вкушать мясное в посту, да ещё и монаху – это грех?». «Так ведь это лишь ради того, чтобы Вас бес перестал искушать»,- с мягкой укоризной парировал Преосвященный, откладывая вилку в сторону.
Ещё такой был случай. Однажды «доброжелатели» (из числа усердных не по разуму «ревнителей Православия») пустили слух, будто наш владыка якобы «является тайным масоном». «Говорили даже, что я еврей. Если б это было так, я был бы счастлив, поскольку наш Господь Иисус, Его Пречистая Мать, а также все апостолы были евреями. К моему величайшему сожалению, я не еврей!»,- со свойственным ему философским юмором сокрушался архипастырь (газета «Истеблишмент», 27.06.2006).
Да и сейчас, будучи не очень здоровым телесно, владыка Василий сохраняет прежнюю живость ума и остроумие, что свидетельствует о его несокрушимом духовном здоровье. Вот буквально недавно после службы в любимом своём правобережном Свято-Никольском храме владыка, отвечая на расспросы прихожан о самочувствии, посетовал на годы, на бремя прожитых лет. «Да что Вы, досточтимейший владыка, какие такие «годы», Вам ещё даже и 85-ти нет!» — пошутила одна прихожанка. «Да, действительно, нет, — ни на миг не замедлив с ответом, парировал в тон ей архиепископ Василий. – Так что придётся мне, наверное, ещё подзадержаться на этом свете!».
Однако при всей своей безграничной терпимости к человеческим слабостям и мнениям владыка абсолютно бескомпромиссен в деле чистоты защиты православного вероучения, исторической правды и достоинства Святой Соборной Апостольской Церкви. Яркое свидетельство тому – твёрдый отказ дать своё согласие на приезд в Запорожье покойного ныне Папы Римского Иоанна Павла II, которому ну уж очень хотелось отслужить мессу не только во Львове и Киеве, но и на священном для каждого православного славянина острове Хортица – сакральном центре Запорожского казачества. И это при том, что визит в наши края римского понтифика лоббировали на самом верху тогдашней областной государственной администрации, а значит, и в Администрации Президента Украины тоже.
«В ДОЛГОТУ ДНИЙ…»
25-летний юбилей Запорожской епархии по времени почти совпал с 85-летием архиепископа Василия. За четверть века много воды утекло в Днепре-Славутиче. Изменилось многое: быт, политическая реальность, да и менталитет народа, увы, тоже. Не менялся лишь владыка Василий – в том, разумеется, смысле, что все эти годы ни на миг не изменял целям своего архипастырского служения, которое заключается в воцерковлении как можно большего числа людей ради спасения их безсмертных душ. Невозможно, конечно, подсчитать, сколько наших земляков благодаря неустанным трудам пастыря поистине доброго уже обрели и ещё обретут вечное упокоение со Господом. Констатируем тот факт, что наш владыка, воспитавший сотни прекрасно образованных, преданных своему служению православных иереев и диаконов, обеспечил каждому жителю Запорожья и области возможность не только слышать слово Евангельской Истины, но и стать членом Церкви Христовой. Другой вопрос, все ли и в какой мере воспользовались этой возможностью.
Несмотря на возраст и недуги, духовный отец и фактический создатель Запорожско-Мелитопольской епархии старается не пропускать богослужений в любимом своём Свято-Никольском храме. Умилительно видеть его на Литургии через раскрытые Царские Врата, слышать молитву о нём, возносимую ко Господу, подходить к нему, неизменно окружённому народом, под благословение. Любят православные запорожцы владыку Василия как родного. Особенно тянутся к нему дети. Да он и есть родной для каждого из нас. Не случайно, едва завидев его, ощущаешь радость и душевное тепло. Вот почему в преддверии 85-летия архиепископа Василия хочется сердцем пропеть ему «Многая, многая лета!..».
*25 ноября 2011 года в Свято-Андреевский кафедральный собор Запорожья была принесена десница сщмч Димитрия Солунского. Присутствовавший на Литургии владыка Василий заметил по этому случаю: «Моё иерейское служение Богу и Матери-Церкви началось в храме во имя священномученика Димитрия, архиерейское же завершается под благословение его нетленной десницы».
ЖИТОМИР. Десница великомученика Димитрия Солунского доставлена в епархию