Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Игорь Стокалич. Падение в бездну. К 100-летию Октябрьской революции

В этом году исполнилось 100 лет со дня свершения Октябрьской революции навсегда изменившей ход истории 1/6 части мира. Произошли такие разрушения уклада жизни и самого общества, что данное событие сравнивали с гибелью мифической Атлантиды. Столетиями лелеемая благородная мысль русской интеллигенции о свержении монархии, преодоление социального расслоения, неволи и рабства народа увенчалась третьей русской революцией 1917 года, когда вооруженные отряды руководимые большевистскими вождями совершили государственный переворот.

Точкой отчета активной фазы крушения русского государства и всего последующего за этим ужаса можно считать момент отречения от престола последнего русского царя, страстотерпца Николя II Романова. Империи рушатся с оснований. Отречение ставшее для определенной части населения победой над тиранией, преимущественно интеллигенции и рабочих больших городов, в остальном народе вызвало дезорганизацию. Начался раскол в государстве, в обществе, в Церкви. С падением монархии, а затем уже и Временного правительства, по всей территории империи пошла цепная реакция деления на различные партии и отделения национальных окраин, что привело к гражданской войне и террору.

Возникает вопрос, как взгляды отдельной группы, секты, в большинстве непонятные и недоступные массе народа, вдруг обрели его полную поддержку. Конечно же, здесь сыграли многие факторы. Затяжная война унесшая множество жизней, смысл которой для народа был не совсем понятен, вызванный в свою очередь войной экономический кризис, когда даже в имперской столице вспыхивали голодные бунты. Все это сыграло на руку партии В. Ленина в подготовке и проведении государственного переворота. Ведь сила большевиков была в их простоте и близости к массам, которой они умело донесли свои взгляды в лозунгах: свобода-народам, землю — крестьянам, заводы — рабочим, долой войну, долой самодержавие. Вообще, как отмечали отечественные мыслители, вся энергия революционера была направлена на две вещи. Во-первых — свержение самодержавия, в котором видели причину всех бед и духовного уничижения личности, во-вторых, слепую, ничем не подтвержденную веру в то, что уничтожив государство и целые сословия, непременно наступит светлая жизнь, в которой уже не будет никакого насилия, несправедливости и притеснения. Наступит царство всеобщего братства и благоденствия, царство свободы и творчества. С.Н. Булгаков отмечал несостоятельность такого взгляда указывая, что устранение части из целого нельзя считать благом. Как показывает нам история и о чем предупреждали еще в 1909 году на страницах «Вех» Н. А .Бердяев, С.Л. Франк, С. Н. Булгаков и другие на практике ревнителю социальной справедливости пришлось вершить революцию бок о бок с ворами и бандитами, с люмпенами, лишенными какой бы то ни было культуры и идеи, пролить реки невинной крови своих же соотечественников.

Н.А.Бердяев называет революцию новым средневековьем. Он констатирует факты противоречащие лозунгам революции. Человеческая жизнь, нравственность народа, его достоинство, личность, — все это было попрано большевистской властью. Напротив, хамство, террор, насилие, безнравственность, предательство и жестокость обуяли весь народ. Философ задает риторический вопрос: куда за несколько лет исчезли простые и светлые лица народа?

Но свершившаяся революция – это, как правило, не начало, а уже завершающий этап социальных изменений, проходивших на протяжении долгого времени. По большому счету началом зарождения революции можно назвать время правления первого российского императора Петра I, отстранившего Церковь от влияния на русскую власть и народ. Как известно, после почившего патриарха Адриана на протяжении трехсотлетней истории в Русской Церкви не было предстоятеля, а сама деятельность Священного синода контролировалась установленным властью чиновником в лице обер-прокурора.

Над каждым народом довлеет его призвание, его путь и смысл в истории, сойдя с которого, согласно Священному Писанию, он падает в бездну беззакония и духовного плена. Именно так основоположник русской религиозной философии В.С. Соловьев объяснял падение Византии, так и не ставшей христианской, не выполнившей исторического повеления Христа — построения истинного небесного государства. Русь, как считал мыслитель, в лице равноапостольного князя Владимира восприняла христианство во всей его нравственной полноте. Он приводит нам примеры осознания святым Владимиром несоединяемости власти и духа, что было выражено в его самоустранении от княжеской власти как института насилия, противоречащего слову Евангелия.

Истоки русской революции лежат в религиозных глубинах народа, где находится идея о создании общества, основанного на христианских принципах, и все, что этому не соответствует воспринималось народом, как царство Кесаря, царство безбожия и беззакония. Можно сказать, что изоляция Церкви от влияния на общественную жизнь в Российской империи сыграла свою роль в подготовке революционных настроений в обществе. Лишенная возможности критически оценивать действия власти, она не могла остановить процесс разрушения старых устоев.

Н.А. Бердяев сравнивает революцию с вирусным заболеванием, которое, находясь в организме, уже невозможно остановить никакими превентивными способами. Усилия государства остановить социальные изменения в конце концов приводят к взрыву. Парадокс революции заключается в том, что сами большевики, в лице своего вождя В. Ленина даже не помышляли о возможности пролетарской революции в России, как страны еще не достигшей определенного экономического уровня. Она соответствовала не столько проповеди марксизма, сколько уникальному характеру русской души. Коммунизм и атеизм, выросшие на почве западной мысли, были чужды русскому народу. Об этом говорят как русские религиозные философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк и др. так и видный немецкий философ Мартин Хайдеггер.

Народовольческий дух был основным стержнем революции. Русский революционер не ставил себе задачи точного усвоения социальных теорий западных учителей. Пропущенные через русскую призму социальные доктрины выдавали довольно простой экстракт в виде народовольства. Русская революция в большой степени была народовольческим бунтом против несправедливости.

Русский царь никогда не считал свою власть абсолютной, именуя себя игуменом Руси, человеком поставленным Богом для ведения народа по пути, намеченному Христом. Помещик обладавший имением, будучи привилегированным по своей принадлежности к дворянскому сословию, всегда чувствовал вину перед крестьянином. Русские купцы никогда не считали, что приобретенное ими богатство подобает христианину. Даже зарубежные писатели констатировали «незацикленность» нашего народа материальной стороной жизни.

Революция в России произошла по Достоевскому. Социальный вопрос для нашего народа был не политический, а религиозный. Интеллигенция готовившая приближение Октября ставила перед собой задачу не столько преобразования социального, сколько осуществления спасения человечества без веры в Бога. И, если для новой истории Европы главным духовным феноменом был гуманизм, который стал основой французской революции, то, в основе русской революции лежал религиозный феномен, что заключено в самой душе народа. Как указывает Н.А.Бердяев, наш народ не способен построить общество, основанное на гуманистических умеренных принципах, его стремления не обращены к устройству земного царства благоденствия. Ему нужно осуществления в истории Царства Божьего и всеобщего братства или, не получив его — царства антихриста. Середины нет и быть не может.

Сегодня может показаться, что события октября 1917 года навсегда отошли в небытие, оставив о себе лишь тяжелые воспоминания. Однако не стоит недооценивать значение происшедшего в прошлом и его влияния на современность. Имея неразрешенные духовные, экономические и социальные вопросы, впадая в квиетизм, мы можем стать свидетелями возрождения «Октября». Идеи невозможно победить материально. Народ по разным причинам поддался искушению революции, выраженной в простой и доступной картине мира предложенной вождями октября. Ложные боги совратили Новый Израиль с пути Христа, с пути истинного построения общества Царства Небесного на земле. Глупо и преступно было бы перечеркивать опыт революции, не вынося из него уроки. Мы не имеем права забывать о случившемся в 1917 году, так как наша сегодняшняя духовная свобода существует благодаря великим страданиям Церкви и народа.

Как тысячу лет назад, так и теперь, перед Новым Израилем стоит завет с Богом преумножать дух и правду. Мы не в конце христианкой эпохи, мы лишь выходим из духовного младенчества, переходя в новый этап истории. Теперь вера есть актом нашей личной ответственности за весь мир.