Василий Анисимов: Власть в Украине вполне богоборческая
На Украине установилась богоборческая власть. Об этом в интервью «ПолитНавигатору» заявил руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов.
«ПолитНавигатор»: Василий Семенович, в Украине на всех уровнях власти продолжают вмешиваться во внутренние дела Церкви. Президент Порошенко, премьер-министр Гройсман, Верховная Рада выступают с обращениями, пишут письма, просят отменить акт 1686 года о воссоединении Киевской Митрополии с Русской Православной Церковью, предлагают создать единую поместную Церковь. Чем вызван такой всплеск государственного богостроительства?
Василий Анисимов: Если государственные мужи занимаются тем, чем им запрещено заниматься даже Конституцией, согласно которой Церковь отделена от государства, то это первый признак того, что все необходимое и нужное для народа и державы они делают из рук вон плохо. Мы – самая нищая и коррумпированная страна Европы с вымирающим и разбегающимся во все стороны народом. Власть все делает для того, чтобы мы жизнь на родной земле ощущали как муку и наказание. Война, кровь, разруха и постоянный поиск врагов. Православная Церковь-миротворица записана во враги, вот ее и пытаются додавливать.
«ПолитНавигатор»: А при чем здесь акт 1686 года?
Василий Анисимов: УПЦ – древнейшая, сердцевинная часть Русской Православной Церкви, которая объединяет большинство православных христиан мира. Это повод для разрыва единства РПЦ. Как известно, она родилась в Киеве, после монгольского разорения Киевские митрополиты перенесли кафедру во Владимир, затем в Москву. Юго-западная Русь оказалась под властью польско-литовского государства, руководители которого добились от Константинополя разделения единой Русской Церкви, поставления Киевских митрополитов не только в Москву, но и в Литву. Их кафедра была не в Киеве, а в Новогрудке (Белоруссия) и Вильно (Литва). В 1596 году польско-литовские власти приступили к насаждению огнем и мечом европейских ценностей в виде Брестской унии с Римом, окатоличиванию Киевской митрополии, и Украина, по слову Шевченко, превратилась в «широкое море слез и крови». Уния привела к бесчисленным казацким восстаниям и бунтам, которые нещадно подавлялись, к освободительной войне Хмельницкого, к руине. Так что всякая «евроинтеграция» без крови и разрухи у нас как-то не получалась.
«ПолитНавигатор»: Уния по-прежнему считается главной трагедией в истории досоветской Украины?
Василий Анисимов: Согласно Шевченко, Гоголю, Грушевскому, украинской литературе и историографии – безусловно. Потому что уния, как писал Грушевский, несла не только разорение, но стремилась вытравить православную веру, «саму душу украинского народа». Уния, как в народе называли насаждаемую Русскую униатскую церковь, шла с Запада, а на юге была не меньшая беда – Крымское ханство и Османская империя, рабовладельческие государства с невольничьими рынками. Турция тогда находилась не за морем, куда ее отодвинула Екатерина Великая (владения Турции в иные годы начинались на юге Киевщины, а наместник пребывал в Каменце-Подольском).
Крымские татары постоянно совершали набеги, брали Москву, доходили до Кракова и Вильно. И все это через Украину. Если в первой половине 17 века татары угнали в невольники 200 тысяч жителей Московии, то из Речи Посполитой только за 1654-57 годы – 50 тысяч. Татары и турки совершили сотни походов и набегов, ходили на южную Русь, как на огород: почва подмерзла или просохла – вперед. Скот, хлеб на пропитание, людей – на рынок. Историки пишут, что крымское ханство ежегодно поставляло по 20 тысяч человек на невольничьи рынки в Турцию, а 60 тысяч рабов трудились на сельхозработах в Крыму. Так что за легендарной историей Роксоланы стоит ужасная многовековая трагедия нашего народа.
«ПолитНавигатор»: Киев был между молотом и наковальней?
Василий Анисимов: Часто его просто обращали в руины. Не только татары. Скажем, в 1651 году Ян Радзивилл превратил его в пепел: сжег Подол, разрушил шесть церквей, разорил монастыри, уничтожил «книги старовечные», даже колокола снял и вывозил «на стругах» в Литву. Население Киева с монгольских времен до 19 века редко превышало 10-15 тысяч человек. Это был небольшой полувоенный городок, в котором можно было как-то укрыться. Ну, а сельское население не имело такой возможности, поэтому депопуляция была катастрофичной, о чем мы забываем. Запорожские казаки, защитники народа, то турок грабили, то с турками воевали против поляков, то с поляками и турками ходили на Москву. Окончательно определились лишь к концу 17 века. Народ же таял.
«ПолитНавигатор»: А есть статистика?
Василий Анисимов: Ее начали вести с петровских времен, население всей империи составляло 10 миллионов, очевидно, пятая часть жила на нынешних землях Украины и Белоруссии. Статистика свидетельствует, что прирост в Европейской части Российской империи был значительным, за 200 лет, к началу ХХ века, население увеличилось более чем в десять раз. С демографической точки зрения, скажем, в Украине мы все еще «проедаем» наследие империи, в течение последних 25 лет ежегодно сокращаясь в среднем на 400 тысяч человек. Это без войн, набегов, пленений, грабежей, эпидемий и постоянного голода.
Ну, а в 17 веке историки пишут об «обезлюдевании» Правобережья. Люди бежали от произвола поляков, от беспредела татар целыми селения в Московское царство, которое было единственным независимым православным государством. Поэтому Богдан Хмельницкий Переяславской Радой, воссоединением Руси поставил Левобережье хоть под какую-то защиту белых царей. Через 30 лет гетманы решили под такую же защиту подвести и православную Церковь Речи Посполитой, поскольку каток унии продолжал зачищать православие. Даже кафедра Киевских митрополитов десять лет вдовствовала, поскольку никак не могли согласовать, избрать, а власти вставляли палки в колеса.
«ПолитНавигатор»: И все православные Речи Посполитой были под омофором Константинопольского Патриарха?
Василий Анисимов: Да. Который не мог их защитить, ибо сам был в Стамбуле на птичьих правах. Турецкие султаны тоже этой проблемой не заморачивались, напротив, ущемляли православных в своей стране, как могли. Власти Польши преследовали православных по нескольким поводам: как еретиков, поэтому уничтожали летописи, книги, иконы; как «турецких шпионов», поэтому многие православные иерархи прошли через тюрьмы и даже погибли в них. А самое главное – за поддержку запорожцев, которые считались разбойниками, системными врагами польского государства и власти. Передача остатков Киевской митрополии Московскому Патриарху ограничивала произвол властей, поскольку осложняла отношения с Московским царством.
«ПолитНавигатор»: Идея передачи исходила от казаков?
Василий Анисимов: От гетмана Ивана Самойловича. Она нашла понимание и поддержку у Московского Патриарха Иоакима, бывшего инока Киевского Межигорского монастыря, который прекрасно знал о бедствующем положении православных. Гетман поручил ее исполнение своим помощникам – Кочубею, Мазепе, Лисице, которые очень энергично взялись за ее воплощение. В 1685 году в Киеве был созван собор митрополии, который избрал бежавшего от унии и тюрьмы луцкого епископа Гедеона (Святополк-Четвертинского) митрополитом, составлены соответствующие прошения. Через четыре месяца Московский Патриарх возвел Гедеона в сан митрополита Киевского, Галицкого и Малыя России и принял от него присягу на верность. Чтобы решение стало легитимным, необходимо было благословение материнской Церкви. Для этого в 1686 году в Стамбул была отправлена совместная миссия от Патриарха и гетмана. Она была успешной: посланцы заручились поддержкой визиря, Константинопольский Патриарх созвал собор, были выданы благословенные грамоты, подписанные Патриархом и высшими иерархами Материнской Церкви, о присоединении Киевской Митрополии к Русской Церкви. Грамоты были направлены и верующим, и гетману, и киевскому митрополиту, и московскому Патриарху, и московским царям.
Такие же послания отправил и Иерусалимский Патриарх. Законность этого решения признали государственные власти Речи Посполитой, Московского царства и Османской империи. В этом же году Москва и Польша заключили «вечный мир», согласно которому за Московским царством закреплялось Левобережье, им же был выкуплен Киев, а православным в Речи Посполитой была гарантирована свобода исповедания.
«ПолитНавигатор»: И эти гарантии соблюдались?
Василий Анисимов: Не сразу. В Галиции, например, в 1700 году польские власти насильственно и окончательно обратили в унию епископа Иосифа Шумлянского и 1100 православных общин, отобрав построенные православными древние храмы, в том числе и собор святого Георгия во Львове, нынешнюю резиденцию униатских митрополитов. Мы публиковали список этих храмов по документам архива Ватикана. В начале 18 века, например, на всем Правобережье Украины и Белоруссии осталась лишь одна православная епископская кафедра, в Могилеве-на-Днепре. Поляки продолжали преследовать православных, но это им вскоре горько аукнулось.
«ПолитНавигатор»: Разделами Польши?
Василий Анисимов: Да. Объединенная Русь преобразилась в империю, мощное государство, которое не только обучилось европейским ценностям, но и формировало их. Многовековые недруги (Речь Посполитая, Крымское ханство) были повержены, Турция отброшена за море, Австро-Венгрия – к Карпатам. Началась эпоха бурного возрождения и развития, прорыва к высотам человеческой цивилизации во всех сферах жизнедеятельности и творчества. На карте Европы появились Одесса, Севастополь, Днепропетровск, Кировоград, Херсон, Запорожье, Николаев, Донецк и т.д. Харьков стал крупнейшим центром промышленности, науки, культуры, Киев был возрожден как исторический центр Руси, из руин были подняты сотни храмов, построены новые величественные соборы, учреждены монастыри. Восстанавливали, строили всей империей. Население увеличилось многократно, Киев стараниями московских и питерских архитекторов принимал свой неповторимый облик.
Двести лет труды Хмельницкого, гетманов, царей и императоров по воссоединению Руси и Церкви, по расширению жизненного пространства народа, обустройству и благоукрашению городов и весей воспринимались как великое благо. Им устанавливались памятники, устраивались памятные торжества. Ну, а затем начались революционные брожения: что славили, стали хаять, и наоборот.
«ПолитНавигатор»: И это докатилось до Церкви?
Василий Анисимов: К началу ХХ века вдруг актуализировали исторические анекдоты стамбульской миссии. Дескать, посланец царей и Московского Патриарха Никита Алексеев и посланец гетмана Иван Лисица не сразу уговорили Патриархов, не хотели давать подарки наперед, будущий брацлавский полковник Лисица даже дерзил, говоря, что они волю малороссийского народа не уважают, и всё решили протекция визиря и подношения Патриарху в виде соболей и червонцев. Коррупция Стамбула!
«ПолитНавигатор»: Не было подарков?
Василий Анисимов: Подарки были, но это обычная дипломатическая практика, кроме того, московские цари, затем российские императоры практически содержали бедствующие восточные патриархаты. Даже в благословенной грамоте московским царям на присоединение Киевской митрополии Константинопольский патриарх Дионисий не только благодарит за подарки, но и припиской напоминает о «великой нужде долгов», в которой пребывает Патриархат, о какой-то церкви, которая сгорела и нуждается в восстановлении. Патриархи не только получали вспомоществование, но и сами ездили в Москву собирать милостыню. Известно, что Иерусалимский Патриарх Феофан в 1620 году, возвращаясь из Москвы, по просьбе и под защитой гетмана Сагайдачного восстановил в Речи Посполитой православную иерархию, которую власти извели. Два Константинопольских патриарха даже умерли во время таких поездок на Полтавщине – в Мгарском монастыре. Так что говорить о какой-то коррупции, покупке митрополии за сорок соболей и 200 червонцев – глупость. Помощь была постоянной и в гораздо больших объемах.
«ПолитНавигатор»: Как Константинополь объяснил передачу Митрополии?
Василий Анисимов: Причина однозначно указана в грамоте Патриарха Дионисия – «ради спасения обретающихся в этой епархии христиан». Слово в слово это же повторил на Софийской площади в 2008 году и нынешний Патриарх Константинопольский Варфоломей. Они, в отличие от нашей невежественной власти, помнили, в каком разорении находились земля, народ и Церковь. И что все попытки возродить их были безуспешными. Возьмите того же великого Киевского митрополита св. Петра Могилу. Святитель в своем завещании пишет, что застал в страшном упадке веру русского народа, поэтому посвятил свою жизнь просвещению и возрождению святынь Киева. Он привлек московского царя Михаила Федоровича к этому делу, в посланиях напоминает ему, что это его «отчина», что тут прародители московских царей покоятся, присылает ему мощи св. Владимира Крестителя, его «дедушки».
Царь помогает и митрополиту, и монастырям. Митрополит энергично берется за строительство: восстанавливает часть Софии Киевской, возводит храм не месте Десятинной церкви, строит Спаса-на-Берестове, поднимает монастырские храмы Лавры и т.д. Умирает в 1647 году, но уже через четыре года после его смерти Радзивилл все разоряет и превращает в пепел.
«ПолитНавигатор»: А чем можно объяснить, что власти Украины постоянно будируют эту тему 350-летней давности?
Василий Анисимов: Наша власть вполне богоборческая, верная традициям большевизма. Ни юридических прав, ни экспроприированной большевиками собственности репрессированной Украинской Православной Церкви не возвращает, зато постоянно вмешивается в ее внутренние дела, стремится навязать свою волю. Иными словами, заветам Ленина по-прежнему верны. Архиереев, как при Берии, на допросы по разным дурацким поводам таскают. Как большевики натравливали комсомольцев на погромы церквей, так и наша власть натравливает радикалов, которых сама же содержит, на те же погромы. Власть думает, что УПЦ – это и есть бывшая константинопольская киевская митрополия, поэтому ее можно, не спрашивая даже самих верующих, оторвать от одной Церкви и передать другой. Как это, видимо, обычно и происходит сегодня в современных европейских демократических государствах.
Но дело в том, что лишь часть северо-западных епархий УПЦ исторически связана с Константинопольской митрополией, а подавляющая часть епархий была учреждена на новых землях уже Святейшим Синодом в Петербурге и никакого отношения к переданной митрополии не имеет. Иные (Черниговщина, Слобожанщина) управлялись из Москвы. Так что возвращать особо и нечего. Зато непосредственное территориальное отношение к той митрополии имеют Автокефальная Церковь в Польше, самоуправляемые Православные Церкви прибалтийских государств (это все страны ЕС и НАТО), Белорусский экзархат. Вот пусть умники Верховной Рады объявят руководству этих стран о своем решении путем «отмены акта 1686 года» вернуть их православные Церкви Константинополю.
«ПолитНавигатор»: И какой же будет эффект?
Василий Анисимов: Полагаю, им предложат заодно отменить и разрешение Ярослава Мудрого на проход угров через Киев в нынешнюю Венгрию.
«ПолитНавигатор»: Но Константинопольский Патриарх находится в орбите неусыпного внимания украинских властей…
Василий Анисимов: Они постоянно искушают Патриарха Варфоломея украинским церковным пирогом. Памятуя, что он находится на содержании Госдепа США, стремятся сделать из него орудие разрушения Русской Православной Церкви и всеправославного единства. Этим занимались Кравчук, Кучма, Ющенко. Так же делали и большевики. Ататюрк был их лучшим другом, поэтому Константинопольских патриархов в Стамбуле гнули и ломали, как хотели. Они в 1920-х годах и патриарха-мученика Тихона предали, и обновленческий раскол признали, и всемирный интернационал революционных обновленческих церквей должны были возглавить, и, кстати, законность акта 1686 года о присоединении митрополии под сомнение ставили. Польские власти на этом основании оторвали западные епархии Белоруссии и Украины от РПЦ, сколотили «свою» Церковь и устроили ей форменный погром, разрушив, окатоличив сотни украинских общин и храмов. В Польше до сих пор есть десятки православных церквей, которые некому возвращать, поскольку местное православное население погублено, переселено или ассимилировано.
«ПолитНавигатор»: Вы полагаете, что власти с этой целью привечают Константинопольского Патриарха?
Василий Анисимов: Я думаю, что властный пиетет перед Константинополем – сплошное лукавство. Коли вы апеллируете к Константинопольскому Патриарху как авторитету авторитетов, предстоятелю Вселенской, даже Материнской Церкви, то, спрашивается, отчего же вы его никогда и ни в чем не слушаете? Если патриарх Варфоломей, скажем, заявляет, что украинская уния – это «экклесиологическая ересь, не имеющая права существования в христианстве», то почему власти не гонят эту унию в три шеи, заодно выполняя заветы Шевченко и Грушевского, а танцуют перед ней польку-бабочку? Если патриарх Варфоломей призывает украинских схизматиков «не медля!» возвращаться в спасительное лоно канонической УПЦ, то отчего же властоимцы не следуют этому призыву сами и не тянут за собой всех этих расстриженных, беглых, изолгавшихся филаретовцев?
В июле Патриарх Варфоломей призвал прекратить «братоубийственную войну» на Донбассе, а украинских журналистов не лгать о ней. Почему бы президенту, премьеру и парламенту тоже не объявить войну братоубийственной и провести на своих олигархических (а других-то нет) телеканалах хотя бы «один день без вранья»? Тогда бы мы поверили, что власти не только пиарятся возле Патриарха братской Церкви, но слушают и слышат его.
«ПолитНавигатор»: Но они в своем обращении призывают не только отменить акт о присоединении, но и создать единую поместную церковь…
Василий Анисимов: Это обращение даже Госдепом США осуждено как противоправное вмешательство во внутренние дела Церкви. Патриарх не может создать то, что уже создано. Есть тысячелетняя единая поместная Церковь нашего народа – УПЦ, ее таинства благодатны и спасительны, что признано всем православным и даже католическим миром. Хочешь быть со Христом – иди к ней, как это делали на протяжении веков твои предки. Конечно, есть отпавшие по идеологическим этнофилитическим мотивам, как автокефалисты, или мафиозным, как филаретовцы. Так преодолевайте свое отпадение, гордыню, богопротивность, для этого есть все инструменты – смирение, покаяние. И возвращайтесь. Разве у Константинопольского патриарха нет своих заблудших и отпавших?
Даже в самом Стамбуле есть церковь, признанная турецкой властью, но не признана Православием. А есть еще старостильники и всякие ересиархи, расстриженные и отлученные, типа нашего М. Денисенко (Филарета). Разве какие-нибудь порошенки, гройсманы, парубии пишут обращения, чтобы из этого всего создать единую поместную Константинопольскую Церковь? Она и без них существует. Или, напротив, призывают расчленить Константинопольский Патриархат на страны и территории, которые он окормляет, и в каждой завести по своему константинопольскому патриарху с единой и поместной церковью?
«ПолитНавигатор»: Но Петр Порошенко хочет своего патриарха для УПЦ…
Василий Анисимов: Ну, да. При правой ноге. А своего папу римского при левой ноге он иметь не хочет? А заодно и золотую рыбку на посылках? Неужели мало лжепатриарха Филарета, унии и прочих сервилистов, которые впереди пинка и по любому поводу всегда готовы любой власти «славу рокотаху», оправдывать и войну, и убийства, и людоедские «реформы»? У нас Святейший Патриарх Московский один на 15 стран или, если брать шире, по нахождению приходов рожденной в Киеве Русской Православной Церкви – на 60 стран мира. Можно и 15, и 60 патриархов завести, можно прочие православные патриархаты фрагментировать, и римский католический патриархат на 150 частей разделить, чтобы в любой стране при каждом столоначальнике были свой патриарх и свой папа. Но, может, все-таки стоит скромнее быть в желаниях?
«ПолитНавигатор»: Спасибо за обстоятельную беседу!
Интервью подготовил Игорь Круглов.
МОСКВА. Появилась первая «христианская» криптовалюта — «Коин Христа»