Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Вострский Тимофей: Патриотизм Украинской Православной Церкви проявляется в ее молитве за мир в Украине и объединении народа

Информационно-просветительский отдел УПЦ опубликовал интервью с архиереем Иерусалимской Православной Церкви митрополитом Вострским Тимофеем, прибывшим в Украину для участия в торжествах в честь преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители и всего русского монашества.

— Украинский парламент обратился к Патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви. Фактически это означает подталкивание Фанара к признанию т.н. УПЦ Киевского патриархата. Насколько реальным выглядит этот сценарий?

— Патриарх Константинопольский является первым предстоятелем среди равных. С 61-го года прошлого столетия он имеет право координировать действия Православной Церкви.

Я считаю, что каждый диалог, который может вестись с целью получения автокефалии Украинской Православной Церкви, должен иметь в основе Русскую Православную Церковь и Вселенский Патриархат. Но мы знаем, что когда определенные территории Поместной Церкви готовы стать автокефальными, то надо советоваться в первую очередь с матерью этой территории. И в данном случае этой матерью является Русская Православная Церковь.

Желание государства это одно и может быть принято во внимание, когда время наступит, но под условиями, которые я уже упомянул.

— Как показало прошлогоднее соц. исследование Института социологии НАН Украины, идею создания Единой Поместной Православной Церкви в Украине поддерживают около 20% верующих. Как Вы считаете, насколько правомерным и обоснованным является продавливание этой инициативы, если за нее выступает явное меньшинство из числа православных верующих Украины?

— Я понимаю и могу даже поддерживать мнение каждого государства иметь объединенный народ не только как нацию, но в том же, чтоб и религиозно это было одно целое.

Это может быть в интересах государства иметь одну Церковь. Нам как православным хочется иметь одну Православную Церковь на основе истины и каноничности, и мы молимся за это постоянно. И наши братья, которые сегодня, могу сказать, заблуждаются, они знают, что мы молимся о соединении Божьих церквей, но о соединении с истиной.

У меня есть вопрос.  Государство имеет свои цели: и может сегодня одно правительство считает нужным вот это, завтра другое правительство считает что-то другое полезным для народа. Но у нас есть высшее правительство — это Иисус Христос, который вчера и сегодня, и во веки тот же самый, не меняется. Церковь не имеет политические настроения.

— На недавней встрече с премьер-министром Украины Патриарх Иерусалимский подчеркнул, что проблема церковного раскола в Украине должна решаться «не дипломатическими или политическими, а сугубо церковными способами. Как бы Вы прокомментировали настойчивое продвижение через парламент Украины антицерковных законопроектов направленных против канонической Церкви в Украине?

—Истории христианства уже две тысячи лет. Вы знаете, сколько правителей были против Церкви и где они? — все исчезли. А Церковь продолжает свою спасительную службу, миссию среди народа. Она, даже когда притесняется, дает больше плодов, больше святых. Так что какие бы не были репрессии со стороны светских властей, все равно Господь обогатит свою Небесную Церковь святыми мучениками и исповедниками. Потому что кто стоит за истину, он награждается на небесах. Тот, кто действительно верит, как православный человек, он должен принимать во внимание, что наша жизнь тут может быть полна горьких испытаний, но нас ждет справедливость в Царстве Небесном.

— Некоторые эксперты указывают на то, что за инициативой создания Единой Поместной Церкви просматриваются интересы греко-католиков, которые желают максимально ослабить УПЦ. Косвенно в пользу этих слов говорит тот факт, что все руководство парламентского Комитета по делам культуры и духовности, являются сторонниками УГКЦ. Как бы Вы прокомментировали это?

— Дело в том, что Православная Церковь со Дня Крещения Руси самая авторитетная в Украине. И если действительно имеется желание со стороны римо-католиков или униатов быть членами одной Православной Церкви, им остается отказаться от западного влияния, от влияния Папы и присоединиться к Православной Церкви, которая сегодня канонически представляется Украинской Православной Церковью во главе с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием.

— Очень часто в Украине под те или иные знаковые государственные события организовывают совместные молитвенные мероприятия представителей разных конфессий. Каноническая Церковь отказывается от участия в подобных экуменических инициативах. Как следствие, ее обвиняют в отсутствии патриотизма, нежелании вместе с другими религиозными организациями вознести совместную молитву об Украине. Как Вы считаете, насколько обоснованными выглядят такие обвинения с точки зрения канонов Православной Церкви?

— Социальные мероприятия конечно очень важны для народа и глава Церкви обязан присутствовать и разделять такие праздники. Но в этих мероприятиях ни в коем случае не должно быть церковных сослужений. Православным людям запрещено молиться с неправославными или проводить какие-то совместные службы.

Патриотизм как раз доказывается не в сослужении, а в том, сколько человек может полагать стараний для Родины. Я знаю очень хорошо, что Украинская Православная Церковь ввела молитву в самом священном месте Литургии и молится за мир, за примирение народа Украины. Это доказывает любовь Украинской Православной Церкви к Родине. Для нас самое большое оружие — это молитва. И я уверен, что иерархи УПЦ глубоко и искренне молятся за мир, за Украину, за ее процветание и за ее власти.

— За последние годы сторонники «Киевского патриархата» захватили в УПЦ более 40 храмов. Украинская Православная Церковь неоднократно заявляла, что возобновление диалога с «Киевским патриархатом» возможно в случае прекращения нарушения прав верующих УПЦ, а также возвращения ей отобранных храмов. Насколько, по Вашему мнению, такая позиция является правомерной?

— Когда есть любовь среди православных людей, будь они в так называемом Киевском Патриархате или в Православной Церкви, тогда все вопросы могут обсуждаться и может быть найдено какое-то решение, которое будет основываться на жертве Иисуса Христа на Кресте. Потому что он был распят для того чтобы всех нас объединить.

Конечно, любовь к Родине это одно, но в первую очередь мы православные, а потом уже греки, русские или украинцы. То есть в первую очередь мы должны подчеркивать наше православное достоинство. Конечно, с последователями «Киевского патриархата» нас ничего не разделяет догматично, но, находясь в расколе, они сами отделяют себя от Церкви. И мы знаем, что это очень болезненно воспринимается Церковью.

Если насильно захватывают приходы, то этим они не приобретут ничего. Умножение приходов «Киевского патриархата» в ущерб Украинской Православной Церкви не дает им сильных аргументов для того, чтобы требовать первенства или чтобы это стало основой для будущего соединения.