США. Ученые воспроизводят акустику древних византийских храмов
03.03.2017
news
Американская аудитория прослушала акафист VI века в подлинном звучании, как если бы она присутствовала в храме Святой Софии в Салониках.
Сотни собравшихся в большом зале на Нормандия авеню в центре Лос-Анджелеса выслушали пятерых певцов, исполнивших акафист. Завораживающий эффект исполнения в этот раз объяснялся не только искусством певцов, но и прекрасной акустикой древнего храма Святой Софии в Салониках (Греция), которую удалось воспроизвести с помощью современных звуковых технологий, сообщает Седмица.Ruсо ссылкой на Religionnews.
Это удивительное достижение стало результатом работы двух профессоров, которые занимаются воссозданием акустических пространств и сред древних сооружений. «Мы создаем нечто такое, что я предпочитаю называть «акустической копией», — говорит Крис Кирьякакис, профессор электротехники и директор Иммерсивной акустической лаборатории университета Южной Калифорнии. – Как только вы ее создали, считайте, что вам удалось ухватить душу здания».
Сольный концерт в Лос-Анджелесе, состоявшийся в зале собора Святой Софии в феврале, явился первым случаем, когда группа ученых применила на практике акустическую копию для воссоздания звуковой атмосферы древнего здания на живой аудитории. Несмотря на очень скромную краткую рекламу события, в зале собралось 700 человек.
Суть проекта заключается в том, чтобы сохранить главное сокровище храмов, которое историки обычно не замечают – их внутреннюю звуковую среду. Кирьякис и Шарон Герштель, профессор Лос-Анджелесского университета, надеются, что результаты их исследования помогут мировой общественности осознать значение звуковой атмосферы древних храмов как важнейшей части исторического наследия.
Идея проекта зародилась у Герштель, профессора истории искусств, занимающейся изучением византийской архитектуры, когда она прочитала в газете The New York Times об исследованиях профессора Кирьякиса в области иммерсивной акустики, и сразу же предложила ему идею проекта и совместное путешествие в Грецию. Кирьякис с благодарностью принял приглашение, тем более что был когда-то крещен именно в Салониках в храме Святой Софии, и потому счел этот проект своим духовным долгом. «Я считаю наш проект исторической экспедицией. В ней мы используем достижения современной науки, чтобы снять пыльные покровы забвения с прошлого» — говорит Кирьякис.
В этой экспедиции ученым удалось записать звуковые образы девяти древних греко-православных храмов во время литургических песнопений с помощью семи высокочувствительных звукозаписывающих устройств. Акустические данные подверглись цифровой обработке, и звуковая среда этих зданий теперь может воспроизводиться через мощные динамики.
Герштель говорит, что сочетание зрительного впечатления от изображений святых на иконах, пения и акустических эффектов храмовых объемов изменяет картину неврологических реакций у слушателя, и именно это впечатление достигалось в древних византийских храмах. Сложная ассоциативная взаимосвязь иконописных изображений и звуков оказывала особенно сильное воздействие на прихожан того времени, помогая им погрузиться в молитву и настраивая душу на высшее и божественное.