Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Профессор КДП рассазал о смысле жизни и искушених на пути его поиска

Смысл жизни христианина – не поиск ответов на глубинные, масштабные вопросы, а борьба со страстями, соединение с Богом и стремление к обожению. Об этом заявил на встрече с участниками проекта «Навечерие» в галерее «Соборная» 27 января известный богослов, профессор КДА архимандрит Сильвестр (Стойчев), сообщает Foma.in.ua.

«Мы все привыкли, что понятие «смысл жизни» – нечто само собой разумеющееся… И кажется, будто оно существовало всегда. Но если мы попытаемся найти отображение этого вопроса в святоотеческом богословии (на которое должны ориентироваться православные), то окажется, что на самом деле такого понятия у святых отцов не встречается», – сказал отец Сильвестр. Почему? Для всех было само собой разумеющимся, что задача христианина – спасение, смысл жизни – борьба со страстями, соединение с Богом и стремление к обожению.

На пути осмысления своей жизни человек проходит через определенные искушения, рассказал профессор КДА.

Первый вид искушений – иллюзия – когда человеку кажется, что он является «большим, чем он есть на самом деле». По мнению святых отцов, это искушение погубило Адама и Еву, которые, не успев стать людьми, решили стать богами. «Но они были изгнаны из рая и вся их дальнейшая жизнь, как и всего человеческого рода, – развенчание этой иллюзии», – сказал архимандрит Сильвестр. Многие богословы считают, что весь Ветхий Завет сводится к тому, чтобы помочь человеку избавиться от этой иллюзии (иллюзии обладания автономным источником силы, добродетелей и пр.), показать ему его немощь перед Богом.

«Этому искушению подвластны и мы. Зачастую нам кажется, что можно «перескочить» просто человеческие добродетели и искать сверхъестественные дары… В конечном итоге, и не приобретаются дары Святого Духа, и теряются чисто человеческие добродетели», – сказал лектор.

При таком стремлении человек может приобрести раздражение, нетерпимость, трусость и прочее. И упреки в сторону христиан о том, что мы раздражительны, злопамятны и т.д., оказываются справедливыми.

Общечеловеческие добродетели нужно стяжать, подчеркнул лектор. При этом «культивировать» их в рамках христианского подвига и нравственности. И молиться нужно не ради стяжания даров.

Второй вид искушений – попытка найти смысл жизни в чем-то глобальном, масштабном. Известны случаи, когда люди, поддавшись этому искушению, оставляют свои семьи.

«Быть христианином ежедневно в своей квартире, со своим мужем или женой, детьми, родителями, не менее тяжело, чем решать мировую проблему, например, страдающих детей Африки», – отметил по этому поводу отец архимандрит.

Оставаться христианами в любой ситуации, в любом социальном статусе и экономическом положении – в этом задача православных. Смысл христианской жизни – «быть добродетельным христианином (стяжать христианские добродетели) в обыкновенной повседневной жизни».

«Поиск ежедневной добродетельной жизни не заканчивается в нашей земной жизни, а уходит в эсхатон», – сказал отец Сильвестр. «Направление» человека в рай или ад на Страшном Суде не будет измеряться количественным соотношением совершенных им добрых и злых дел. Важна будет воля человека, привыкшего к доброму или злому в земной жизни.

Потому нужно воспитывать свою волю так, чтобы быть своим в том мире, который наступит после Страшного Суда. Для этого нужна ежедневная кропотливая практика стяжания христианских добродетелей; «чтобы волю приучить, необходимо постоянство».

«Смысл жизни христианина сведен не к поиску ответов на глубинные, масштабные вопросы (хотя человек и обречен постоянно такими вопросами интересоваться), а к тому, чтобы сделать свою волю способной избегать иллюзий и привыкшей жить по заповедям Господним», – подытожил архимандрит Сильвестр (Стойчев). К основным методам достижения этого он отнес борьбу со злом в себе, стяжание благодати и изменение себя.