Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан: «Миссия Церкви – объединять людей»
27.12.2016
first
– Владыка, как вы относитесь к заявлению Министерства культуры Украины, в котором чиновники призвали руководство УПЦ осудить ваши «сепаратистские» действия, выраженные в освящении места под будущее строительства храма в честь Александра Невского?
– Хотел бы выразить свое недоумение и возмущение, которое возникло после прочтения заявления Министерства культуры. Они, по их словам, ведут мониторинг того, что происходит на оккупированных территориях. При этом пользуются той информацией, которая не соответствует действительности. Во-первых, это было освящение камня под строительство памятника святому благоверному Александру Невскому.
И это происходило на территории храма, посвященного этому святому. Идея установки памятника святому была озвучена еще до начала военных действий, в 2013 году. Тогда отмечалось 300-летие Александро-Невской Лавры в Петербурге, и к нам в Луганск приезжал хор Лавры, и была проведена фотовыставка, посвященная истории этого прославленного монастыря. В связи с военными действиями, которые впоследствии развернулись, идея стала неактуальной. А во время относительного затишья мы снова вернулись к этому вопросу. К нам приехали люди, которые занимались организацией выставки. Это было исключительно епархиальное событие, на которое пожаловало руководство непризнанной ЛНР. В этом и заключалась вся проблема. Я говорил о том, какое значение святой Александр Невский имеет в истории не только России, но и Украины и Беларуси. Тем более, что этого святого почитают не только в этих государствах, а практически во всем мире. Взять хотя бы патриарший собор в Софии, столице Болгарии. К тому же, есть множество храмов, посвященных этому святому, и в юрисдикции так называемого Киевского патриархата, который является фаворитом сегодняшних руководителей.
В своей проповеди я призывал к объединению. Мы должны объединяться. Это миссия Церкви – людей объединять, потому что все народы должны жить в дружбе и во взаимопонимании. Поэтому искать в моих словах какие-то подтексты, вкладывать туда другие смыслы – это плод больного воображения. И если идет борьба с понятием «Русь», то тогда уж нужно начать с лидера раскольников Филарета, который именует себя патриархом всея Руси-Украины. Обвинять меня в сепаратизме и коллаборационизме – это выдумка. Заявление Минкульта несправедливое, и должны быть исправлены эти ошибки. За такое можно подавать в суд, потому что такие обвинения – это не компетенция Министерства культуры. Без правдивой информации такие ярлыки навешивать просто неприлично.
– Существуют ли на территории Луганской области церкви «Киевского патриархата»? Если «да», то в каком они сейчас состоянии?
– По данным департамента по делам религии, в мирное время в Луганской области насчитывалось около 20 приходов так называемого Киевского патриархата, из которых только 6 были, что называется, «живые» – то есть там совершались богослужения, приходили люди. Остальные 14 существовали только на бумаге. В настоящее время в Луганске функционирует приход «Киевского патриархата». Он малочисленный, туда практически никто не ходит. Но там есть священник, который совершает свои богослужения. Епископ «Киевского патриархата» с началом военных действий из Луганска сбежал. Насколько я знаю, сегодня он находится в Северодонецке. В Луганске не появляется. Других приходов на территории, которая сегодня именует себя «ЛНР», у «Киевского патриархата» нет.
Ко мне одно время подходили военные, которые предлагали храм «Киевского патриархата» в Луганске передать канонической Церкви. Я категорически отказался: нам чужого не надо. У нас достаточно своих храмов в городе, которые обеспечивают духовные нужды паствы.
– Последнее время часто высказывается мнение, что объединение Востока Украины с остальной ее частью уже немыслимо. Что вы думаете на этот счет?
– Я не думаю, что сегодня ситуация настолько критическая и безвыходная, что нет возможности объединения. Я думаю, что тут многое зависит от политиков: насколько те, кто сегодня призван управлять государством, смогут понять народ. И насколько они будут готовы помочь людям обрести единство. Ведь разделены не только территории, разделены прежде всего семьи. Поэтому то, что невозможно никакое объединение, я не стал бы категорически утверждать. Ситуация не безнадежная. Главное, чтобы люди поняли, что они не забыты: что о них заботятся и о них переживают. И это будет способствовать объединению.
– Изменило ли военное противостояние вашу паству? И если «да», то каким образом?
– Когда производился сильнейший обстрел города, когда люди были лишены света, и воды, и пищи, то настоятели наших храмов всячески помогали людям в это трудное время. Священники оказывали не только духовную помощь, но и материальную. Люди при храмах получали и питание и, в прямом смысле слова, укрытие, потому что многие храмы во время обстрелов исполняли функцию убежищ. Люди во время обстрелов прятались в подвалах храмов и многие и выжили благодаря этому. Все эти события послужили тому, что люди по-другому стали относиться к Богу, и увидели свое место в Церкви. Увидели, что Церковь в их жизни играет очень большую роль. Вера и сопровождающая ее молитва помогли людям выстоять в этих обстоятельствах. Не смотря на военные действия, люди спешили в храмы на службу Божию.
Как я могу видеть по Петропавловскому кафедральному собору, так и посещая другие приходы, я наблюдаю, что наша паства увеличилась. Пошли в храм не только люди пожилого возраста, но и молодежь, что особенно радует. Люди повернулись к Церкви и Богу и поняли, что это играет в их жизни важную роль.
– По мнению некоторых иерархов, сложные времена, которые сейчас переживает каноническая Церковь в Украине, посланы для более глубокого понимания неких важных истин. Если вы согласны с таким утверждением, то какой, на ваш взгляд урок мы должны из всего происходящего вынести?
– Господь посылает нам испытания или же для того, чтобы мы укреплялись в вере, или же для того, чтобы мы вразумились и оставили путь греха и неправды и вернулись на путь истины и спасения. Поэтому все, что совершается и с отдельной конкреной личностью и с обществом в целом всегда имеет в себе скрытый план и промысел Божий о людях. Ведь бывает так, что пока мы не встретимся с чем-то таким серьезным и требующим помощи свыше, то мы и забываем о Боге, забываем о Церкви, забываем о молитве. Поэтому Господь нас «встряхивает», чтобы пробудить нас от этого духовного сна, для того, чтобы мы более внимательно посмотрели на самих себя прежде всего, то что происходит вокруг нас сегодня. Это противостояние, ненависть друг к другу – ведь это все таится в человеческом сердце. Преподобный Серафим неслучайно говорил, что «стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». То, что мы видим (эти войны это противостояние) – это ведь проявление вовне того, что находится в человеческом сердце, в человеческой душе. Поэтому эти обстоятельства заставляют нас более внимательно посмотреть на свой духовный мир. Посмотреть на него непредвзято и посмотреть на самих себя в свете евангельских заповедей. Ведь то, что происходит – это результат того, что мы отошли от Бога, от его Божественного закона, что мы живем в угоду наших амбиций и греховных наклонностей, привычек и так далее. То есть мы идем путем греховности. А Господь таким образом нас немножко корректирует и старается направить нас на путь спасения. Видимо, нет других средств, чтобы нас развернуть в другую сторону, чтобы мы шли к Богу, а не от Бога. Поэтому Он и посылает, может быть, и жесткие с человеческой точки зрения испытания, но только они, видимо, и могут нас скорректировать: наше поведение, нашу жизнь. Заставить подумать о вечности, о Спасении. Чтобы мы могли подумать о своей душе. И жить по Евангелию, а не по своим похотям.
Сайт СПЖ