Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Трагедия непокаянной страны

Реплика

Василий Анисимов

Скандал с передачей Малой Софии министром культуры и вице-премьером Вячеславом Кириленко для «богослужений» отлученному от Церкви М. Денисенко (Филарету) и его секте (УПЦ-КП) вызвал оторопь православной общественности. Какое отношение имеет созданная в 1992 году филаретовская «религиозная организация» к кафедральному собору Православной Церкви, экспроприированному почти век тому богоборческой властью? Только то, что в ее руководстве состоит министр культуры, а министерству, государственной структуре, еще со времен Владимира Ильича дано право распоряжаться церковной собственностью? Если бы Вячеслав Анатольевич состоял в руководстве какой-нибудь языческой секты то, надо полагать, Святая София была бы отдана ей для «богослужений»?

Однажды этот г-н Кириленко уже бросил горящую спичку в ведро с бензином – на второй день после бегства Януковича внес в парламент проект об отмене языкового закона – и полыхнуло так, что до сих пор загасить не можем. Провокация провокаций. Но человек не унимается.

Кто и для чего решил подложить сегодня Вячеслава Кириленко Православной Церкви, народу, державе, президенту и самому правительству – вопрос дискуссионный. Основные версии сего действа – провокация, богоборчество и святотатство. Последнее, конечно, можно считать инвариантом предыдущего.

О теории мерцающих реалий

Каждая из версий имеет право на существование, но мы приведем удивительное обоснование акта передачи. «Впервые за последние 330 лет украинская церковь возвращается в Софию Киевскую! Раньше это было невозможным! — патетически воскликнул Вячеслав Кириленко на заседании парламента.  И добавил: «А украинофобы всех мастей, которые поднимут крик вокруг этого вопроса, пускай успокоятся!». Заявление это озадачило не только украинофобов, ведь София Киевская не закрывалась со времен святителя Петра Могилы (с 1633 года) и до большевиков (в ней был создан атеистический музей). Украинский народ все эти столетия молился и в Софии, и в других православных храмах. Сведений о том, что украинская церковь была и исчезла на три столетия, нет ни в одном письменном источнике. Не зафиксировано это исчезновение и визуальными наблюдениями. К тому же непонятно: если церковь покинула Софию, то где она 330 лет пребывала и откуда вернулась?

Очевидно, мы имеем дело с неким судьбоносным прозрением кандидата философских наук В. Кириленко, недаром потрясенные парламентарии лишь открыли рты и не смогли ничего ему возразить. Это, безусловно, новая страница в историософии, опирающаяся, как считают эксперты, на древние талмудические теории о «мерцающих реальностях». Эти реальности существуют, но по каким-то причинам могут развоплощаться в некие невидимости, может быть, говоря языком современным, – в те же лептоны, кварки и бозоны, а через столетия опять материализовываться в нечто конкретное. Иногда эти исчезающие реальности оставляют о себе напоминания. Например, Милорад Павич в своем знаменитом «Хазарском словаре» утверждает, что исчезнувшие после похода Святослава на Итиль хазары передали свой язык птицам.

Отголосок этих теорий мы видим и во всесильном учении Карла Маркса (не будем забывать, что Вячеслав Кириленко по своей первой и единственной специальности – «философ» марксизма-ленинизма). Согласно Марксу, коммунизм был присущ первобытным племенам, тем не менее много веков спустя он вдруг призраком стал рыскать по буржуазной Европе, ища себе воплощения. И находил. Скажем, в местечке Хабно (оно же Кагановичи, а ныне Полесское), родине Кириленко, призрак воплотился в «железного наркома» и сталинского сатрапа Лазаря Моисеевича Кагановича. Там же, как видим, через 65 лет уже другой призрак – исчезнувшей украинской церкви – воплотился в Вячеславе Анатольевиче Кириленко. Думал ли его папа, скромный учитель музыки Анатолий Кириленко, что на их семью обрушится такое счастье?

Подобный призрак, независимо от Кириленко, вдруг настиг пенсионера-ветерана КГБ, кавалера ордена Красного Знамени Михаила Антоновича Денисенко (Филарета). И вот эти лептоны в виде исчезнувшей «украинской церкви» вдвоем, как Маркс с Энгельсом, возвращаются даже туда, где никогда не пребывали, – Малая София была построена в 1730 году, 286 лет назад, т.е. через 74 года после того, как, по теории Кириленко, украинская церковь покинула святыню. Но что призракам и лептонам времена и даты? Где хотят, там и воплощаются.

Вместе с тем, безусловно, новаторская теория Вячеслава Кириленко об исчезающей, возвращающейся и воплощающейся через столетия церкви попахивает плагиатом. Вспомним, на каком основании Великое белое братство претендовало на Софию Киевскую? На том, что Марина Цвигун и Юрий Кривоногов в одном из своих предыдущих воплощениях были святым князем Владимиром и святой княгиней Ольгой, поэтому, как крестителям народа, им должны святыни принадлежать. Как видим, та же кириленковская теория, только персонифицированная, с обратной перспективой и созданная 25 лет назад.

Тем не менее стоит отметить некие подвижки в богостроительных устремлениях некоторых представителей нашей власти в теперь уже европейской, демократической державе, где, заметим, Церковь отделена от государства. Предыдущий всплеск богостроительства был десять лет назад при президенте Викторе Ющенко и его брате Петре. Тогда, помнится, губернаторов заставляли проводить совместные молитвы всех конфессий для притягивания к нашей земле космической энергии, которая была залогом экономического развития и социального процветания. Братья тоже носились с Михаилом Денисенко, как с писаной торбой. Филаретовский раскол был объявлен душой украинского народа, средоточием его многовековых страданий, любви и чаяний. Задача государственной власти заключалась в том, чтобы впихнуть эту душу в едва дышащее тело народа. Взамен Филарет объявил Виктора Ющенко «посланным Богом» нашей державе. Впрочем, на поверку душа оказалось душонкой, лживой, аферистичной, краснознаменной и в тело впихивалась с трудом. Вскоре и сам Ющенко убедился в своей ошибке: как только кресло под ним зашаталось, рейтинги упали, Филарет немедля кинул «богопосланника» и появился на предвыборных подмостках его соперницы — Юлии Тимошенко, которую, впрочем, тоже в последующем предал.

От ющенковского «впихивания» до кириленковского «лептовоплощения» – таков на сегодняшний момент путь государственной богостроительной теории и практики в Украине.

 

Как стать «украинской церковью»?

Так как филаретовская секта (УПЦ-КП) Вячеславом Кириленко названа «украинской», причем первой за последние 330 лет, то мы можем определить критерии этой «украинскости» и «украинолюбия», благо, что отец-основатель – Михаил Антонович Денисенко (Филарет) – имеет насыщенную биографию, переполненную аферами, интригами и предательствами.

Итак, дабы именоваться (по Кириленко) «украинской церковью» надо:

– быть отлученным от Православной Церкви через анафематствование (что признано всеми Православными Церквами мира, а также Римско-католической);

– быть клятвопреступником (давать слово перед Крестом и Евангелие и не выполнять его);

– быть агентом КГБ по кличке «товарищ Антонов», писать доносы, получать награды (орден Трудового Красного Знамени и, по утверждениям руховских историков, – орден Ленина);

– верно служить тоталитарному режиму, быть при Сталине – сталинистом, при Брежневе – брежневистом и т.д. Преследовать антисоветчиков – церковников и националистов, сдавать их в КГБ;

– прятать «золото» партии (после запрещения в 1991 году КПУ выяснилось, что на счетах двухмиллионной партии коммунистов Украины – мышкины слезы. Оказалось, что миллионы партийных рублей Кравчук перегнал на церковные счета Филарета);

– быть путчистом, призывать, что «так и надо давить демократию – танками» (после кровавых событий в Литве);

– учить, что «украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид»;

– вести аморальный для монаха образ жизни (иметь жену и детей и публично ссориться с ними);

– украсть церковную кассу Украинской Православной Церкви, пожертвования миллионов верующих и паразитировать на этом;

– создать на ворованном мафиозную структуру (банк, многочисленные фирмы «с криминальным уклонением от налогообложения») и назвать ее «киевским патриархатом»;

– напялить на себя куколь московских патриархов;

– русофобствовать всегда, всюду и по любому поводу;

– плевать на украинские законы с высоты пролетающей метлы (дважды Генпрокуратура Украины – в 1993 и 2002 годах – снимала УПЦ-КП с регистрации как незаконно созданную организацию, но «старая злочинная влада» – президенты Кравчук и Кучма – спасали от Фемиды);

– крышевать наемнические структуры, вербовавших боевиков за кордон (организаторы были осуждены, Филарет выполз сухим из воды);

– нанимать боевиков для рейдерских захватов чужой собственности и храмов (боевиками для Филарета в 1990-е были захвачены Владимирский кафедральный собор, резиденция Киевских митрополитов на Пушкинской, кафедральные соборы на Волыни и Ровенщине, такие же захваты практикуются и сегодня);

– призывать не к миру, а к войне, вражде и убийствам «врагов» на Донбассе;

– довести до могилы всех своих оппонентов-националистов («патриарх УАПЦ» Мстислав Скрипник перед смертью обратился в Генпрокуратуру с требованием привлечь к уголовной ответственности организаторов УПЦ-КП; «патриарх УПЦ-КП» Владимир Романюк перед своей гибелью обратился в УБОП Киева с просьбой защитить от Филарета и помочь найти миллиарды, спрятанные за границей);

– быть заклейменным автокефалистами «сатаной украинского народа (духовное завещание «патриарха УАПЦ» Димитрия Яремы);

– быть политической марионеткой, при этом всегда пинать бывших благодетелей в угоду будущих (из сией чаши испили Кравчук, Кучма, Ющенко, Янукович, Тимошенко);

– не иметь стыда, совести и страха Божиего;

Если вы соответствуете этим критериям, то, очевидно, вас тоже будут в Министерстве культуры именовать «украинской церковью». Перед вами распахнут все двери. По-европейски. Ведь мы одной ногой уже в Евросоюзе!

К истории одной фотографии

Несмотря на опасность прослыть украинофобом, сделаем робкое утверждение, что украинская церковь, как и сама Украина, все-таки существовали и 330 лет назад, и в последующие века, хотя и назывались по-другому. И Церковь, и страна, и народ прошли через страшные испытания. С мученичеством связаны святыни, которые Церковь созидала, содержала и защищала. Та же Малая София (трапезная Софийского монастыря). Она, как и Дом митрополитов, возводилась галичанином митрополитом Киевским Варлаамом (Ванатовичем) в 1722-1730 годах. После Великой октябрьской социалистической революции начались тотальные репрессии против Православной Церкви: аресты и расстрелы священнослужителей, изъятие церковных ценностей, осквернение святынь, экспроприация церковной собственности – монастырей и храмов. Софийский монастырь разграбили, заселили в него различные революционные и советские структуры, а «церковников», как тогда называли священнослужителей, сначала «уплотнили» до той же Малой Софии, затем и вовсе выгнали. После первых двух десятилетий советской власти, как засвидетельствовал на допросах в Лукьяновской тюрьме, и там же убитый, харьковчанин священномученик митрополит Киевский и Галицкий Константин (Дьяков), к 1937 году в Киеве и области действующими оставались лишь 19 приходов.

Сохранился фотоснимок времен репрессий с любопытной подписью «Епископы Малософийского Собора в 1926 году». Стоят: еп. Филарет (Линчевский), еп. Афанасий (Молчановский). Сидят слева направо: еп. Сергий (Куминский), архиеп. Димитрий (Вербицкий), архиеп. Василий (Богдашевский), еп. Георгий (Делиев). Это архиереи Киевской губернии, которая включала в себя, кроме нынешней Киевской области, районы Черкасской, Черниговской и Житомирской областей. Шесть из 62-х православных епископов, репрессированных (казненных, погибших в тюрьмах, прошедших лагеря и ссылки) советской властью на Украине.

Обратимся к их биографиям. Епископ Филарет (Линчевский) родом из Чигирина, выпускник и преподаватель Киевских духовных школ. С 1923 года – епископ Черкасский и Чигиринский, викарий Киевской епархии. Арест в 1925 году (киевская тюрьма), новый арест в 1926 году, тюрьмы, ссылка в Кудымкар (Пермский край). Освобожден в 1932, назначен на Винницкую кафедру, затем в Умань, с 1934 года – архиепископ Волынский и Житомирский. 16 июня 1937 года арестован. Постановлением Тройки НКВД Киевской области от 20 ноября 1937 года приговорён к расстрелу. 27 ноября того же года был расстрелян. Место казни и погребения не установлено.

Епископ Афанасий (Молчановский) родился в селе под Белой Церковью, сын диакона, выпускник Киевских духовных школ, регент академического хора. С 1924 года – епископ Сквирский и Бердичевский, викарий Киевской епархии. Впервые арестован в этом же году, провел 13 месяцев в Киевской тюрьме. С середины 1926 года – тюрьмы Курска, Москвы, Омска. В 1929 году, будучи в Омской ссылке, арестован и отправлен в Соловецкий концлагерь. Через год освобожден, но в начале 1933 года был арестован в третий раз. Приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Опять Соловки. В 1936 после освобождения отправлен работать в санитарную службу Беломорканала. В 1937 году – очередной арест за «агитацию против руководителей партии и правительства». Особой тройкой УНКВД Ленинградской области 19 декабря 1937 года приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 8 января 1938 года в урочище Сандармах (Карелия).

Епископ Сергий (Куминский), рязанец, из войсковых священников, начал службу в 1898 году священником 175-го Батуринского пехотного полка. В 1918 году освобожден от службы в действующей армии и направлен на Черниговщину настоятелем церкви села Соболевка Звенигородского уезда. С 1923 года – епископ Радомышльский, викарий Киевской епархии. Через год первый арест и заключение в Киеве. Затем арест и заключение в Краснококшайске (Йошкар-Оле), освобожден в 1928-ом. В 1930-ом опять арест и трехлетняя ссылка в Архангельский край. Освобожден в 1934-ом. С 1936-го – епископ Ачинский (Красноярский край). Арестован 4 ноября 1937 года. 5 декабря 1937 тройкой при УНКВД по Красноярскому краю приговорен к расстрелу. Казнен 11 декабря в Ачинске.

Епископ Димитрий (Вербицкий), полтавчанин, выпускник КДА, смотритель Киево-Софийского духовного училища. С 1910-го года епископ Уманский, викарий Киевской епархии, с 1921 года – Белоцерковский и Сквирский. С 1930 года – архиепископ Киевский. Прошел тюрьмы Киева, Москвы (Бутырку) и лагерь города Ижмы Зырянского края. Скончался в Киеве 1 февраля 1932 года. Свою кончину предсказал заранее и сам читал канон на исход души. Похоронен на Аскольдовой могиле возле Свято-Никольского монастыря.

Архиепископ Василий (Богдашевский), волынянин. Выдающийся богослов, редактор знаменитых «Трудов Киевской Духовной академии» (с 1910 года), последний ректор КДА до ее закрытия. В 1914 году в Софийском соборе хиротонисан во епископа Каневского. В советское время прошел аресты и тюрьмы Киева и Москвы, ссылку в Зырянский край. Скончался в Киеве в 1933 году от голода. Был похоронен на кладбище Никольского мужского монастыря, впоследствии уничтоженном вместе с обителью.

Епископ Георгий (Делиев). Происходил из мариупольских греков. Выпускник Киевской Духовной академии. С 1921 года – епископ Богуславский и Липовецкий, викарий Киевской епархии. С 1926 – епископ Таращанский. Временно руководил Киевской епархией во время арестов Киевского митрополита Михаила (Ермакова) и епископа Макария (Кармазина). Сам был арестован в 1936 году. Ему было предъявлено обвинение в том, что он «агент польской разведки, участник контрреволюционной церковно-фашистской организации». Расстрелян по приговору особой тройки УНКВД УССР по Днепропетровской области 30 ноября 1937 года. Знаменитый современный актер и режиссер, народный артист Украины Георгий Делиев – потомок архиепископа (правнучатый племянник).

На снимке не хватает двух архиереев, связанных с Киевской епархией и Святой Софией. Это священномученик Макарий (Кармазин). Винничанин, войсковой священник, участник Первой мировой войны, на которой был контужен и ранен. С 1922 года – епископ Уманский, викарий Киевской епархии. В 1923 году провел четыре месяца в Киевской тюрьме, в 1924 –десять месяцев в Харьковской. В 1927 отправлен в ссылку в Горно-Шорский край Томской области, освобожден в 1933 году. В январе 1935 года арестован за «распространение слухов о голоде в СССР» и осужден на пять лет ссылки в Казахстан. Ссылку проходил на станции Уш-Тобе Каратальского района. Туда же был сослан и симферопольский епископ Порфирий (Гулевич). 1 декабря 1937 года оба епископа были арестованы и постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области приговорены к смертной казни. Расстреляны 3 декабря. Причислены к лику святых новомучеников и исповедников.

Нет на снимке и экзарха Украины митрополита Киевского Михаила (Ермакова), поскольку в это время он находился в ссылке. Знаменитый иерарх стал митрополитом Киевским в 1921 году, через полтора года был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму и приговорен к двухлетней ссылке в Туркестан. Из-за массовых волнений верующих на Украине был возвращен на кафедру. В 1925 году опять арестован, переправлен в Москву и отправлен в ссылку в Тверскую область. В конце 1927 года с подорванным здоровьем вернулся из ссылки с разрешением жить в Харькове. Умер в 1929 году, погребен в Киеве у стен Святой Софии. Это последний Киевский митрополит, похороненный на территории древней резиденции киевских святителей. После организации в Софии атеистического музея могила митрополита Михаила, как и все прочие, была срыта и заасфальтирована.

Конечно, истории высшего духовенства Киевской епархии – это капля в море репрессий, обрушившихся на Православную Церковь. Протоирей Владислав Софийчук, исследовавший архивы СБУ, нашел две тысячи дел на священнослужителей, репрессированных в Киевской области в 1937-38 годах. Митрополит Черкасский Софроний нашел в черкасских архивах 300 дел расстрелянных православных священнослужителей (104 канонизированы как местночтимые святые). Мы публиковали список из 210 погибших священнослужителей Киева, который был составлен в советское время православными эмигрантами в США (Русской Зарубежной Церковью): они по крупицам собирали сведения о репрессированных киевлянах. Список составлен по времени последнего ареста (после чего сведений о священниках не было). В нем под 1931 годом значатся: прот. Николай Шпачинский, кафедральный Киево-Софийский собор; прот. Иоанн Церерин, ключарь Киево-Софийский, прот. Александр Должанский, ключарь Киево-Софийский, прот. Александр Лобачевский, вначале Владимирский, затем, Софийский соборы. Под 1933 годом значится архидиакон Владимир Улянцкий, Киево-Софийский малый каф. собор.

Несмотря на заверения Сталина, что «сын за отца не отвечает», повсеместно репрессиям подвергались и родственники священнослужителей. Известно, что вместе со священномучеником Макарием (Куминским) была расстреляна его двоюродная сестра. Священномученик митрополит Киевский Константин (Дьяков) был из вдовых священников: имел взрослую замужнюю дочь. Сначала был расстрелян зять митрополита, затем дочь, наконец, самого старика насмерть забили на допросе в Лукьяновской тюрьме.

Репрессии не завершились 1930-ми годами, они продолжались практически до распада Союза. Существуют даже священнические династии репрессированных. Скажем, в той же Киевской области на Белоцерковщине есть древний род Старинских. Священник Петр Старинский 1930-е был осужден за «контрреволюционную деятельность» на семь лет магаданских лагерей, был освобожден, вернулся домой, погиб после войны, неся службу на приходах Киевщины. Его сын, Николай Старинский, будучи монахом Почаевской Лавры, был осужден в 1983 году на шесть лет лагерей за «антисоветскую (религиозную) агитацию и пропаганду». Кстати, сдал его в КГБ тот же М.А. Денисенко (Филарет). Сегодня диссидент – митрополит Питирим (Старинский) – управляет Николаевской и Вознесенской епархией УПЦ.

Тема репрессий Православной Церкви – необъятна. Но совершенно непонятно, почему Церкви, которая создала Софию и все прочие православные святыни Украины, неоднократно восстанавливала их, а в ХХ веке была выдворена из них в Соловки и ГУЛАГ, бывшим комсомольцем В. Кириленко и вечным чекистом М. Денисенко отказано в праве называться «украинской», причем 330 лет?

Давайте посмотрим на последний фотоснимок наших далеких киевских архипастырей-исповедников на фоне цветущей сирени в Киевской Софии Премудрости Божией – храме Христа Распятого за беззакония наша. Они уже пережили первые аресты, заключения и ссылки и знали, что они не последние. Но как спокойны и возвышенны их лица. Они уже стали на исповеднический путь – каждый на свой. Этот путь зовется подвигом. Давайте посмотрим на снимок. И устыдимся за себя, за наше время, за нашу власть, за Кириленко и Денисенко, правящих свой бал на крови мучеников.

 Православная Церковь и тоталитарная власть

У нас уже почти три десятилетия нет тоталитарного атеистического режима, а тоталитаризм остается. Дело не во Вячеславе Кириленко и мотивациях его поступков. Им, полагаю, должны заниматься соответствующие структуры державы. Таких как он Церковь немало на своем веку видела, и, думается, еще увидит. Помню, как уже в независимой Украине демократический мэр столицы Иван Салий хамил и угрожал Блаженнейшему Митрополиту Владимиру: возьму и распределю все православные храмы Киева между всеми желающими – и попробуйте пикните! Будто у этих экспроприированных храмов нет истории и нет законных собственников!

Украинская Православная Церковь является продолжательницей, наследницей, правопреемницей своей собственной тысячелетней истории, традиции, культовых сооружений, свершений и трагедий, выпавших на долю верующих Украины.

И если мы сегодня позиционируем себя демократами и блюстителями справедливости, то давайте будем так и поступать. Надо вернуть юридические и имущественные права репрессированной Церкви, которая является подлинно Украинской Церковью, разделившей с украинским народом горечь испытаний многих веков и которая сегодня именуется Канонической Украинской Православной Церковью. Только тогда власть станет справедливой – будет с правдой – Божией и человеческой. И, быть может, тогда мы обретем другую Украину – страну братского созидания, а не вражды и распрей.