Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

МОСКВА. В Первой Градской больнице обсудили вопросы организации церковной помощи бездомным

В Первой Градской больнице обсудили вопросы организации церковной помощи бездомным

Представители церковных социальных организаций, представляющие города 11 регионов России — от Хабаровска до Выборга — встретились 26 января 2016 года в храме царевича Димитрия при Первой Градской больнице Москвы, чтобы поделиться опытом и поговорить о проблемах в сфере помощи бездомным.

Открыл работу секции Рождественских чтений епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий. Во вступительном слове он обозначил главную проблему, с которой сталкиваются помогающие бездомным — крайне негативное отношение общества. К людям, живущим на улице, редко относятся сочувственно, с ними не хотят контактировать и стараются вообще не замечать, — отметил архипастырь. С епископом Иннокентием согласны представители благотворительных организаций.

«Люди боятся признаться себе в том, что мы все — потенциальные бездомные. Часто они говорят: уберите это от меня, а как и куда — мне не интересно», — поделилась своими мыслями Анна Федотова, руководитель Православного движения «Курский вокзал. Бездомные, дети».

Эта проблема порождает трудности с налаживанием диалога с властями, которые порой не всегда и не сразу готовы идти навстречу просьбам общественных организаций. Так, в Ижевске городские власти не смогли выделить место для пункта временного пребывания бездомных, опасаясь возникновения антисанитарии в месте скопления бродяг. В результате церковный пункт обогрева «Теплый кров» расположили на территории храма в палатке, которую предоставили и помогли установить сотрудники МЧС. Как отметил глава социального отделаИжевской епархии иеромонах Антонин (Напольских), за два месяца с начала работы пункта отношение к нему изменилось: санитарные условия соблюдаются неукоснительно, центр взаимодействует с полицией — сотрудники МВД присутствуют при регистрации бездомных в центре, на территории установлены камеры наблюдения. Видны и первые результаты работы: за два месяца бездомным раздали 6000 горячих обедов и более 5 тонн одежды. Поддерживать «Теплый кров» стали местные жители: они приносят продукты и одежду, также около 500 человек приняли участие в благотворительной акции «Белый цветок», во время которой собирали средства на работу центра. Все это повлияло и на подопечных пункта. «Бездомные за эти месяцы очень изменились, — рассказал иеромонах Антонин. — Если раньше почти каждый день возникали инциденты, то сейчас у них даже лица изменились, глаза другие стали. А все потому, что они видят человеческое отношение».

В Хабаровской епархии церковным социальным работникам удалось найти общий язык с властями. Так, церковной организации «Милосердие» выделили здание, пусть и ветхое, для приюта. Сейчас там сделан ремонт и открыт центр социальной адаптации «Надежда» на 45 человек. Тюменский «Дом милосердия «Богадельня»» тоже получил от администрации города здание для организации реабилитационного центра.

Впрочем, даже налаженное взаимодействие с чиновниками не всегда помогает решить проблемы тех, кто остался на улице. Ведь для того, чтобы вернуться к нормальной жизни, нужно, прежде всего, желание самих бездомных. Председатель правления хабаровской организации «Милосердие» Константин Ветренко отметил, что в мобильном пункте «Автобус милосердия» бездомным предоставляют горячий обед, оказывают первую помощь и, при необходимости, доставляют в медпункт. Но некоторые бродяги от медицинской помощи отказываются даже в том случае, когда они становятся опасными для окружающих. «Не все хотят проходить обследование. У некоторых — открытая форма туберкулеза, и они отказываются ложиться в стационар, — говорит К. Ветренко. — У нас нет никаких рычагов воздействия. Они стоят у собора, просят милостыню, а ведь там ходят люди, дети. Полиция не имеет права принудительно госпитализировать их. Нам пришлось перестать пускать их в автобус».

Руководителя движения «Курский вокзал. Бездомные, дети» Анну Федотову такое поведение «жителей улицы» не удивляет. Безразличие к самому себе и тяга к самоуничтожению — своеобразный способ протеста против несправедливости, считает она. «Главная причина бездомности — тотальное беззаконие, — утверждает Анна Федотова. — Либо это прямое следствие: когда сиротам не предоставляют жилье, когда с человеком беззаконно поступают родственники или власти, когда имеет место преступное бездействие властей — человек обращается за помощью и не может добиться помощи. Либо это вторичное беззаконие: когда человек пребывает в статусе всеми презираемого, и тогда с ним можно безнаказанно поступать беззаконно, начиная от прямого уничтожения этого человека и заканчивая тем, что ему незаконно отказывают, например, в восстановлении паспорта».

Социальные работники в этом случае призваны, прежде всего, убедить человека в том, что им не все равно. Сотрудники движения «Курский вокзал. Бездомные, дети» стараются комплексно помогать бездомным. Например, сопровождают их в походах по инстанциям. Так же действуют прихожане храма Вознесения Господня в Магнитогорске, помогающие бездомным. «Судьбу каждого устроенного на работу бездомного мы отслеживаем, — делится опытом сотрудник отдела по церковной благотворительности Магнитогорской епархии Тамара Филиппова. — Были случаи, когда предприниматели, к которым их устраивали, могли не заплатить, избить. Сейчас мы прописываем все условия, записываем данные о бездомном и предпринимателе, звоним, проверяем, заплатили ли ему, справедливо ли с ним обращаются».

Проблему подхода к социализации людей без определенного места жительства решают по-разному. Руководитель направления помощи бездомным Синодального отдела по церковной благотворительности Илья Кусков выделяет три этапа социализации бездомных. «Первый этап — работа на улице. Он позволяет решить главные социальные потребности человека: накормить, обеспечить одеждой, оказать первую помощь, расположить человека к себе. Второй этап — низкопороговые центры временного размещения, где бездомным помогут восстановить паспорт и определиться с последующем путем реабилитации, на этом этапе легче выявить людей, готовых изменить свою жизнь и направить их в нужное русло, — рассказывает Илья Кусков. — И третий этап — высокопороговые центры, здесь люди чаще всего начинают церковную жизнь, это последний этап перед возвращением бездомных в общество».

Участники секции обсудили вопросы организации трудовой деятельности бездомных. Отправляя бездомного на родину, сотрудники отдела по благотворительности Магнитогорской епархии сами приобретают билеты для своих подопечных, передают их водителю или проводнику (чтобы не было соблазна сдать проездной документ и потратить деньги, например, на выпивку), поддерживают с ними связь (следят, чтобы бездомный не сошел не на своей станции и не вернулся к бродяжничеству), созваниваются с родственниками в пункте назначения.

Подопечные хабаровского высокопорогового центра «Надежда» имеют возможность заработать. В приюте при Свято-Ильинском храме Выборга сроки пребывания жестко не регламентированы — многие подопечные живут там годами. Чаще всего это бывшие заключенные, отбывшие большие сроки, их связи с родственниками зачастую разорваны. Содержится приют за счет средств прихода, но подопечные во многом обеспечивают себя сами: работают в подсобном хозяйстве и на строительстве храма. «В зависимости от состояния физического, психологического и духовного здоровья насельников на подворье им предлагается посильное участие в трудовой деятельности во избежание праздности, которая есть «начало греха», — рассказывает клирик Свято-Ильинского храма иерей Анатолий Быков. — При этом объем выполненной работы не является самоцелью, поскольку самым важным является то, чтобы повторно привить пришедшим навыки труда и жизни в социуме».

Бездомные, которые уже никогда не смогут обеспечивать себя сами, тоже не должны оставаться без помощи, отметили участники секции. Инвалиды, тяжелобольные, старики нуждаются в постоянном, часто профессиональном уходе, а средств на их содержание требуется гораздо больше, чем на содержание трудоспособных людей. Тюменский церковный «Дом милосердия «Богадельня»» рассчитан на 20 койкомест. Их занимают старики и лежачие тяжелобольные люди с ампутированными конечностями, с онкологическими заболеваниями, перенесшие инсульт. Чтобы заботится о них, «Богадельня» прошла лицензирование на осуществление медицинской деятельности. На пожертвования благотворителей организован реабилитационный комплекс.

Приют для тяжелобольных, инвалидов, пожилых и бездомных при приходе во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны в Екатеринбурге способен принять 12 человек, больше разместить нет возможности — приют находится на первом этаже жилого дома. Заботятся о больных сестры милосердия, добровольцы и профессиональные врачи.

Протоиерей Алексей Ботвинников организовал приют для тяжелобольных бездомных при храме святителя Митрофана Воронежского в селе Хреновое Воронежской области. Насельники, которые могут трудиться, работают в подсобном хозяйстве, за остальными ухаживают другие подопечные и сестры милосердия. Всем оформляют необходимые документы, пенсию, пособия по инвалидности, приобретают необходимые лекарства. В приют приезжают помогать волонтеры, студенты воронежских вузов. Молодые люди признаются: такие поездки приносят пользу не только жителям приюта, но и им самим — учат не быть равнодушным к страданиям ближних.

Диакония.ru/Патриархия.ru