КИЕВ. Архимандрит Виктор (Коцаба): Не сможет никогда по-настоящему пережить Рождество тот, кто пост не держал
– Должен ли человек с атеистическим мировоззрением, не крещенный праздновать Рождество? Или ему лучше не смущать своим присутствием тех, кто выходит из поста и готовится к празднику?
– Мне сложно сказать, что должен делать человек некрещёный. Особенно относительно Рождества. Так же, как собственно говоря и относительно Пасхи. Да, я знаю, что многие атеисты празднуют и Рождество и Пасху. Сложно говорить, что движет этими людьми. Ведь Рождество – это день рождения Господа Иисуса Христа, в Которого они не верят. Поэтому, скорее всего, для них эти события не более, чем повод посидеть за столом, который ничего общего не имеет с духовной жизнью.
Единственное, что могу посоветовать атеисту, так это не смущать людей верующих своими нападками на веру. Вообще, нам уже давно надо научиться уважать взгляды и мирововоззрение других людей, даже если они не согласны с нами. Именно это является основой и фундаментом цивилизованного общества. А то, слишком часто получается так, что люди неверующие пытаются доказать свою правоту при помощи силы. Примеров более, чем достаточно.
– Как провести правильно день 6 января накануне Рождества? Есть ли какие-то православные традиции? Или можно целый день смотреть веселые рождественские фильмы, юмористические передачи и играть в компьютерные игры?
– В эти дни православные христиане обязательно посещают храм. Это главное. Вообще, все важное в нашей жизни совершается в храме – крещение ребёнка, венчание, отпевание родных и близких. Но самое важное – это Литургия. Только участие в этом Таинстве даёт возможность реально пережить все то, что совершается в эти дни и о чем мы читаем в Священном Писании.
Поэтому, если говорить о традициях, то это самая ключевая.
А вот смотреть телевизор, играть в игры и т.д., – второстепенные вещи.
– Когда точно наступает Рождество и его следует праздновать? Есть ли конкретное время? Или ждать, когда появится на небе первая звезда? А если небо заволокло тучами и звезд не видно?
– По традиции, звезда – это только разрешение на подкрепление пищей перед ночным Богослужением. Нужно сказать, что 6-ё января – день самого строгого поста перед Рождеством. То есть, в этот день не принято вкушать пищу да захода солнца и появления первой звезды. Должен сказать, что такая традиция тоже имеет литургические корни. Дело в том, что раньше предрождественская Литургия совершалась не с утра, как сейчас, а после обеда, то есть в 3 часа дня. Поэтому, обычно заканчивалась она довольно поздно – часов в 7-8 вечера. И естественно, что христиане подкреплялись пищей уже тогда, когда на небе горели звезды. Сегодня Литургия совершается с утра, но традиция позднего приема пищи осталась. Об этом сказано и в богослужебном уставе нашей Церкви.
Стоит заметить, что трапеза в этот день обязательно должна быть постной. Говорят о том, что на столе должны находиться 12 блюд. Но, опять же, раньше ели только коливо – варёную пшеницу с мёдом. Так что, в этот день может быть и меньше, чем 12 блюд. Поделиться с ближним – накормить нищего и бедного брата. Это, наверное, будет лучшее, что можно сделать в этот рождественский период.
– Сразу ли нужно садиться за стол, когда появится первая звезда? Или основной праздник приходится на 7 января? Какие блюда обязательно должны быть на столе?
– Рождество наступит после рождественской Литургии 7-го января. Вот тогда, после богослужения и можно садиться за стол и разговляться. Что кстати имеет смысл только для тех, кто постился. Те же, кто пост не держал, не был в храме на праздничном богослужении никогда по-настоящему пережить Рождество не смогут.
– Будет ли прок неверующему и некрещенному человеку и его душе, если он посетит рождественскую службу в церкви или получит благословление?
– Конечно! Прок, как вы говорите, будет всем и каждому, кто посетит Рождественское богослужение. Именно так и надо отмечать этот праздник – в храме. Даже если человек неверующий. Пути Господни неисповедимы! И может, именно после богослужения атеист поверит в Бога?! Такое, поверьте, случается и довольно часто.
– Почему если летоисчисление у нас идет от Рождества Христова, то мы не празднуем Рождество 1 января? Как в новом, так и в старом стиле календарей вначале наступает Рождество и лишь потом Новый год.
– Идея праздновать Рождество 31 декабря не имеет ни канонического, ни традиционного оправдания. Для нас, христиан, Новый год вообще наступает в сентябре. Именно тогда Церковь отмечает новолетие. А 1 января, как и 13 января, это не более чем гражданский Новый год, привязываться к которому с точки зрения Церкви не имеет никакого смысла. Главное событие для нас – это Рождество Христово, а когда там наступает Новый год не столь важно. Вообще, я думаю, что раз в нашем обществе летоисчисление ведётся «Анно Домини» – «от Рождества Христова», то, скорее общество и должно что-то менять и подстраиваться под Церковь, а не наоборот.
– Начиная с Рождественской ночи до Крещения наши предки рядились в шкуры зверей, надевали рогатые маски, озорничали, колядовали. В эти праздники также всегда гадали в том числе и верующие. Стоит ли придерживаться этих традиций и как современная церковь к ним относится?
– Все, перечисленное вами, кроме колядок, это чистой воды язычество, которое ничего общего с христианством не имеет. Колядки никак нельзя ставить в этот ряд просто потому, что они прославляют Бога. А вот гадание, ряжение в шкуры зверей и т.д., это такие вещи которые Церковь безусловно осуждает.
Комсомольская правда в Украине
КИЇВ. На Дорогожичах здійснено підпал храму святителя Петра Могили
КИЕВ. Предстоятель УПЦ: Ни один язык не дает ключ для постижения Таин Божьих