Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ТУЛЬЧИН. Захват православного храма в с. Новые Обиходы: Раскольники отрабатывают новые технологии

Захват православного храма в селе Новые Обиходы Немировского района Винницкой области не был таким скандально-волнующим, как это обычно бывало в других случаях. И это понятно: встретив решительный отпор православных, осуждение общества за свои насильственные действия по отношению к канонической Церкви в Украине, раскольники из самопровозглашенного «Киевского патриархата» решили поменять тактику действий. Что из всего этого вышло – рассказывает иеродиакон Иоанн (Курмояров).

Новые Обиходы – село не совсем обычное. Все его население составляет 800 человек, и в большей степени состоит из переселенцев, переехавших сюда в начале 90-х годов из Закарпатья, Киевской и Житомирской областей. Верующих людей в селе не так уж и много (1), и изначально их окормлял приходской священник из расположенного в 3-х км от села города Райгород о. Димитрий Швец. Однако через некоторое время община решила построить собственный храм, а точнее – выходцы из Закарпатья, которые и составляли большую часть общины и вообще верующих людей в селе, выступили с такой инициативой перед сельсоветом.

Сельсовет поддержал их инициативу и передал в собственность общине, в строгом соответствии с украинским законодательством, два сельских дома и пустой участок земли. После оформления соответствующей документации один из домов был продан (деньги пошли на строительство храма), второй  стал использоваться в качестве молитвенного дома, а на пустом участке развернулось строительство храма, основные работы на котором взяли на себя те же выходцы из Закарпатья. Но идиллия продолжалась недолго.

Первый тревожный звонок и сигнал к «реваншу» в с. Новые Обиходы

Первый тревожный звонок прозвенел еще в 2004 году, когда киевско-житомирская часть жителей пригласила для служения раскольника из «Киевского патриархата». Правда, тот долго не продержался в селе, между ним и прихожанами произошел какой-то конфликт, и буквально через месяц, как говорят, «его и след простыл». Тем не менее, некоторые жители не успокаивались и периодически приглашали к себе в село, на разовые акции, других раскольнических «батюшек», видимо, лелея надежду снова взять реванш у православных.

Понятное дело, что сигналом к реваншу стали политические события начала прошлого года, после которых обстановка в селе особенно накалилась.  И вот летом 2015 года раскольники решились на захват храма. Потерпев неудачу на сборе жителей села, они воспользовались уже отработанной тактикой и пошли по селу собирать подписи за переход общины из юрисдикции канонической Церкви в раскольнический «Киевский патриархат». В результате, собрали 140 подписей жителей села, основная часть которых, а точнее – практически все, не имела никакого отношения к православной общине. После этого раскольники захватили строящийся православный храм.

С точки зрения православных, ситуация выглядела более чем однозначной, не оставлявшей раскольникам надежды на успех, а именно: в селе не была зарегистрирована община раскольнического «Киевского патриархата», у православных на руках имелись все регистрационные документы и документы на землю, однозначно доказывающие, что именно православная Свято-Параскевинская община села Новые Обиходы является владельцем участка и всего имущества на нем расположенного. Однако православные не учли одного обстоятельства: по своей наивности они решили, что живут в правовом государстве, и не подумали, что в нынешнее время вряд ли стоит рассчитывать на главенство закона и  справедливость.

А конкретно: пытаясь урегулировать ситуацию, несколько священников Тульчинско-Брацлавской епархии УПЦ обратились за помощью к уполномоченному по делам религий в Винницкой области Салецкому Игорю Александровичу. 10 сентября этого года они попали к нему на прием, где с удивлением узнали, что в селе Новые Обиходы не существует православной общины. Более того, чиновник буквально ошарашил их заявлением о том, что вместо православной общины на ее юридический адрес зарегистрирована община раскольников, причем с тем же названием – «Свято-Параскевинская». При этом всю вину за сложившуюся ситуацию г-н Салецкий возложил на самих священнослужителей, которые якобы не занимались делами общины.

Переборов удивление и крайнее недоумение по поводу случившегося, православные священники решили все же пригласить Игоря Александровича 13 сентября в село, чтобы на месте разобраться в случившемся, а также для того, чтобы он лично пообщался с теми, кто строил храм, кто жертвовал на него деньги (не сомневаясь в его принадлежности к канонической Украинской Православной Церкви, возглавляемой Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием). Однако Игорь Александрович повел себя несколько странно: сначала он назвал разное время для встречи спорящим сторонам, а затем и вовсе на нее не приехал, прислав вместо себя своего подчиненного – уполномоченного по делам религий Немировского р-на Пасечника А.А., который сразу ретировался и заявил, что не имеет полномочий в разрешении данного конфликта. Не менее вызывающим было и поведение председателя сельсовета Билык Нины Васильевны, которая, вместо того, чтобы попытаться решить проблему в рамках закона, сразу стала на сторону раскольников и провокаторов.

Встреча с госчиновником. За или против Церкви?

14 сентября Салецкий И.А. был приглашен в Тульчинско-Брацлавскую епархию УПЦ, где его ждала встреча с правящим архиереем – митрополитом Ионафаном (Елецких) – и представителями духовенства епархии (2). На этой встрече чиновнику были приведены факты вопиющего нарушения закона со стороны лиц, захвативших храм, а именно:

1) Православная община села Новые Обиходы зарегистрирована в строгом соответствии с украинским законодательством и имеет всю документацию по этому поводу (устав общины, свидетельство о регистрации и т.д.);

2) Община располагает государственным актом на право передачи земли в постоянное пользование и поэтому является законным владельцем всего, что на этой земле расположено. В частности, было также указано на то, что все спонсоры и благотворители, которые принимали участие в строительстве храма, жертвовали и приобретали церковное имущество именно для храма, принадлежащего канонической Церкви. В том числе, имущественные права Свято-Параскевинской общины подтверждаются последними данными действующего «Державного реєстру юридичних осіб та речових прав релігійної громади». И поэтому захват этого имущества раскольниками является противоправным действием, за что виновные лица должны понести наказание в соответствии с украинским законодательством;

3) Сход села не имеет права перевода религиозной общины из одной церковной юрисдикции в другую. В соответствии с украинским законодательством таким правом обладает только приходская община (3). А значительная часть из 140 подписей получена обманным путем, в том числе в списке подписавшихся есть люди, которые уже умерли. Именно поэтому на сегодняшний день уже 57 человек из этого списка отозвали свои подписи;

4) Но главное – г-ну Салецкому было указано на то, что его действия по регистрации раскольнической общины на юридический адрес, принадлежащий православным, носит противозаконный характер, что не соответствует той должности, которую он занимает.

Выслушав подобные объяснения, г-н Салецкий повел себя по-настоящему хамским образом, устроил скандал, обвинив во всех мыслимых и немыслимых грехах самих православных. С чем и уехал.

Естественно, православные Тульчинско-Брацлавской епархии УПЦ во главе со своим священноначалием не будут сидеть сложа руки и всеми законными средствами постараются вернуть церковное имущество, принадлежащее им по закону. Но все же после изложения хронологии событий хотелось бы подробнее остановиться на личности самого управляющего по делам религий Салецкого И.А. и на тех методах, которые взяли раскольники и потакающие им госчиновники на вооружение.

Личное знакомство с уполномоченным по делам религий в Винницкой области

Автор этого материала уже имел «счастье» быть знакомым с Игорем Александровичем. Мы встречались с ним летом 2014 года, и тогда г-н Салецкий И.А. пытался с помощью угроз заставить меня прекратить распространение листовок миссионерского содержания, разъясняющих истинную сущность раскола, возникшего в украинском православии. Когда же он понял, что его угрозы не возымели действия, он аргументировано убедил меня не делать пока этого.

Уже тогда я не поверил этому человеку и потому согласился приостановить свою миссионерскую деятельность до лучших времен только при условии того, что получу ответ на следующий вопрос: «А когда наступит подходящее время для проповеди?» Увы, ответа на этот вопрос я так и не получил. Более того: и тогда, а тем более сейчас, я уверен, что г-н Салецкий лукавил, пытаясь во что бы то ни стало сохранить свою должность. А если это не так, то как тогда объяснить его полное содействие раскольникам? Как объяснить его лживое, хамское поведение в отношениях со священноначалием Тульчинско-Брацлавской епархии УПЦ?

Как, в конце концов, объяснить тот факт, что он решился фактически на должностное преступление в отношении законно зарегистрированной православной общины с. Новые Обиходы? Представьте себе, возможно ли такое, например, по отношению к какой-нибудь коммерческой фирме или другому субъекту права? Можно ли, например, без ведома хозяев взять и перерегистрировать одну фирму на адрес другой со сменой хозяев и наследованием имущества без согласия законных владельцев фирмы? Это ведь однозначно уголовное преступление. Так почему же это стало возможным по отношению к Православной Церкви?

Да потому, что силовые захваты храмов не оправдали ожиданий раскольников, т.к. они только испортили им репутацию в глазах большинства украинцев и подтвердили верность православных своей Матери-Церкви. Вот и придумывают эти мошенники от религии и их сообщники во власти новые «безобидные» методы захвата имущества православных общин. По их логике, незаконная регистрация как бы лишает православную общину права на существование, т.е. была община, а теперь ее нет, поэтому и претензии предъявлять некому. Мне это напоминает эпизод из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», когда Остап Бендер, играя в шахматы, украл ладью у одного из его соперников, а на возражение последнего о том, что ладья таки была, недвусмысленно заметил: «Нет, значит, и не было!» Вот и от действий г-на Салецкого у меня возникает твердое ощущение, что он брал уроки у «великого комбинатора».

Православные Тульчинской и Брацлавской епархии не молчат. И не замолчат

В связи с данным эпизодом захвата православного храма Высокопреосвященнейший митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) направил письмогубернатору Винницкой области с просьбой разобраться в ситуации и восстановить справедливость.

В дальнейшем мы будем наблюдать за ходом этой неприятной истории. И в первую очередь нас будет интересовать вопрос о том, как же на самом деле нынешняя власть относится к самой многочисленной религиозной организации в Украине – Украинской Православной Церкви? Пока же она одной рукой раздает нам награды (4) и уверяет, что будет стоять на страже мира и спокойствия верующих людей. А другую руку (руку некоторых недобросовестных чиновников) держит с фигой в кармане, используя против Церкви методы тех же радикалов от политики.

Или нам мало гражданского противостояния в стране и его последствий? И хочется еще и противостояния на почве межрелигиозных конфликтов, которые, судя по историческим фактам, наносят обществу более разрушительные последствия, раскалывая его окончательно. Это ли не сепаратизм?

P.S. В настоящее время членами винницкой общественной организации «За Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» готовятся заявления в прокуратуру и СБУ Винницкой области с требованием – открыть досудебное расследование по факту захвата православного храма в с. Новые Обиходы и привлечь к уголовной ответственности лиц, которые своими действиями способствовали разжиганию межрелигиозной розни в стране и незаконно завладели имуществом Свято-Параскевинской общины с. Новые Обиходы. А также – открыть досудебное расследование в отношении незаконных действий уполномоченного по делам религий в Винницкой области Салецкого И.А.

Ссылки:
1. Первоначально официально-зарегистрированная община канонической Церкви, являющаяся единственной церковной общиной села, насчитывала 14 человек.
2. В частности, на встрече присутствовали: благочинный района прот. Николай Рогачук, помощник благочинного прот. Василий Гончарук, окормляющий в данный момент общину о. Александр Стежко, о. Димитрий Швец и представители общины из числа мирян, которые, собственно, и строили храм.
3. Согласно статье №17 Закона «О свободе совести и религиозных организаций», решение о переходе религиозной общины в другую юрисдикцию может приниматься «лише членами Парафіяльних зборів під головуванням настоятеля храму».
4. В честь празднования 1000-летия кончины св.равноапостольного князя Владимира митрополит Ионафан (Елецких) был лично награжден нынешним губернатором Винницкой обл. почетной грамотой с формулировкой: «за вагомий внесок у розвиток християнської культури та у розвиток української християнської духовності на Вінниччині».