Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Митрополит Павел: Во время всех богослужений Владыка Онуфрий горит свечой веры и любви

Интервью с наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Успенской Лавры по случаю дня тезоименитства Предстоятеля УПЦ

 – Ваше Высокопреосвященство! В день тезоименитства Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия будет звучать множество теплых поздравлений и слов о достойном архипастырском служении Его Блаженства. Нам бы хотелось поговорить с Вами, Наместником одной из первых обителей Киевской Руси, о внутренней, скрытой от публичности стороне служения Предстоятеля.

– Блаженнейший Онуфрий является нашим священноархимандритом, я же являюсь его непосредственным викарием. Я уже неоднократно говорил о том, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий – это идеал моей жизни. И такое отношение у меня сформировалось к нему еще в студенческие годы, когда я пребывал в Троице-Сергиевой Лавре.
Он всегда был беззлобным и безропотным, старался к братии Троице-Сергиевой Лавры относиться с очень большим уважением и любовью.

Его служение наместником Почаевской Лавры – это тоже проявление Божественной милости через этого человека. Благодаря его мудрому руководству число братии заметно увеличилось. Его отношение к братии служило всем примером как нужно жить в христианской любви, нести послушание.

Я во многих ситуациях был рядом с Блаженнейшим Владимиром, поэтому полномочен говорить о том, что никогда не слышал и не замечал даже малейшего неодобрения в адрес владыки Онуфрия. Я глубоко уверен, что Владыка Онуфрий действительно избран преемником Блаженнейшего Митрополита Владимира самим Митрополитом Владимиром.

– Владыка, Вы упоминали две известнейшие обители, где был насельником Предстоятель Церкви. Сейчас он является по благоволению Господнему священноархимандритом нашей святой обители. Это может говорить об особой любви Блаженнейшего к древним подвижникам нашей Церкви, его стремлении хранить непоколебимой православную веру?

– Каждый монах соединен узами монашеской любви в подражание подвижникам. Я тоже принадлежу двум обителям. В Троице-Сергиевой Лавре я учился, жил, нес послушание. И Киево-Печерская Лавра – это удел Божией Матери особенный. И каждый человек, избравший путь монашеского служения, приходя к монастырю, он должен оставить все свои заботы, попечения, житейскую суету у входа, возле монастырских ворот, и надеть новые одежды послушания.

Господь говорил часто иносказательно притчами. Мы идем в Лавру как на пир. И кто не имеет достойной одежды, тот извергается. Кто не имеет добродетелей монашеского подвига, тот не сможет никогда жить в святой обители. Не стоит думать, что такому человеку запретят проживание, его не выгонят. Как Адаму и Еве невозможно стало жить в Раю после грехопадения, так человек без монашеского внутреннего устроения сам не может жить в том месте, которое дышит святостью. А для людей, которые направили свои стопы только на путь спасения, это место является святым, богоугодным.

Продолжу свою мысль. И как раз во времена моего студенчества были закрыты в Украине и России много монастырей. И Троице-Сергиева Лавра стала центром духовного рождения. Не возрождения, заметьте, а рождения, начала духовного пути людей, которые там родились в монашестве.

Древнейшая обитель – Киево-Печерская Лавра – была колыбелью Православия и монашества как до 1917 года, так и во время богоборческой власти. Также и Троице-Сергиева Лавра была центром духовности и Православия. Из этой святой обители, из семинарии выходило большинство архиереев. Еще в то время действовали Одесская и Петербургская (тогда Ленинградская) семинарии.

Нас объединяло одно – вера в Бога, любовь к Богу. Поэтому Владыка Онуфрий – он сам строг к себе, но милосерден к другим. Это великое качество святых людей. Он себя держит в очень строгом послушании и в богомыслии. Я надеюсь, что и сейчас он непреложно соблюдает молитву и поклоны. Мы это все видим, об этом свидетельствует его жизнь и послушание. Именно таким и должен быть первосвященник.

– Неслучайно будущий Предстоятель УПЦ был пострижен в честь подвижника IV века преподобного Онуфрия Великого?

– Вы знаете, нет случайностей. И наши с Вами имена в монашестве даны нам неслучайно. Но личности святые – они влияют в какой-то мере на переосмысление жизни того человека, которому дают свое имя.

Конечно, во Владыке Онуфрии соединилось все: и проповедь, и послушание, и молитва, и преданность Богу.

В любом человеке заметно что-то общее с его небесным покровителем. Особенно у монаха. Поэтому случайностей не бывает, а есть Промысл Божий. И человек, который живет на земле, должен смотреть на своего небесного покровителя и помнить, что его святой ранее был таким как он сейчас. Но небесный покровитель призывает человека к подражанию в святости. Потому что он в земной жизни был во плоти ангел, а сегодня собеседник ангелов, молитвенник перед Богом.

– Хотелось бы от Вас услышать о личных качествах Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Как Вы считаете, его сложное послушание Предстоятеля можно выполнять человеческими усилиями? Существуют ли объективные причины, которые мешают соблюдать монашеские строгие предписания, делают их невозможными для исполнения?

– Господь не дает человеку больше, чем он может понести. Господь знает каждого человека и его сердце. Но и если взять по большому счету, человек лишь только является орудием Промысла Божьего, и Господь совершает через человека те или иные дела спасения человечества, если человек отдает свое сердце Богу в послушании. Поэтому нет таких трудностей в несении послушания, если соединить подвиг монашества с молитвой и смирением.

А в чем заключается подвиг монашества? Подвиг христианина вообще? В исполнении воли Божией, заповедей Его. Только мирской человек, приходской священник еще имеет бремя, которое сам выбрал – семейную жизнь. Он озабочен более мирской суетой, потому что нужно принести домой и хлеб, и жене помочь, детей воспитать. И он еще помнит и радеет, чтобы не стать бесплодной смоковницей.

А монах отвечает только за себя. Но сегодня уже не скажешь, что только за себя, потому что сегодня монастыри не обособлены, а в миру. Приходит множество людей, и мы становимся, дай Бог, хорошим светочем исходящей от Христа Правды, Отца Небесного. Он освещает людям путь, который ведет, все-таки, в Царство Небесное. Потому что с неба бьет луч на того человека, который принимает исповеди, который совершает Таинства, который руководит другими людьми. Если наш путь освещает этот луч, то человек, видя добрые дела, этим лучом поднимается к небу. Уже этот путь освещен. И там есть свои управители этого пути – ангелы, которые поддерживают человека в земной жизни, как сказано в житии праведной Феодоры.

Если же говорить непосредственно о характере, душевном расположении, духовных устремлениях, Митрополит Онуфрий никогда не делает замечаний, ко всем относится всегда с любовью. Он мне как наместнику мог бы сделать, наверное, множество замечаний. Но я ничего не слышал ни в адрес братии, ни в свой адрес – никогда никакого замечания. Я слышал только благодарность за те труды, которые братия несет.

У него сразу заметен особый нрав молитвенный, своим внутренним истовым горением он заставляет и других людей молиться, находящихся рядом. В том числе и сослужащую ему братию. Во время Литургии, во время всех богослужений Владыка Онуфрий горит свечой веры и любви. Отличительные качества характера Блаженнейшего – кротость, терпение, смирение, послушание.

– Что современному человеку можно еще взять в качестве примера для подражания дополнительно к этим качествам?

– Каждый человек должен иметь перед собой образ доброго пастыря. Господь благословил Предстоятеля Церкви на это послушание. Он всегда молитвенно вместе с народом, также является примером для семейных.

– В чем?

– В чем именно? В наставлении. Потому что он является пастырем и ведет стадо. Как сказано – если девяносто девять на месте, а одна овца потерялась, он ищет одну. Ищет заблудившегося, независимо от того, кто именно он – монах, девственник, или просто несчастный человек, одолеваемый страстями. И Владыка Онуфрий как Пастырь в себе соединяет все необходимые качества и совершает дела спасения.

Он является примером для монашествующих. В его епархии было очень много монастырей и много братии. Его знает и Афон, и Иерусалим, Сербия, Болгария, Греция, Румыния, его знают все. И знают в особенности все монашествующие.

Он не прошел мимо ни одного человека в монашестве. Я видел, как приезжают сюда люди – монахи, как он к ним относится. Он является духовным отцом многих. Сколько у него духовных чад, он является пастырем – священнослужителем. Я никогда не слышал осуждающего слова в сторону священства. Никогда. Он носит образ милосердия святителя Николая, раздает всем вся.

Я сказал с самого начала – это Пастырь для всех. Поэтому каждый может в его образе жизни почерпнуть путь ко спасению.

– Последний вопрос. Хотел бы узнать о Вашем личном знакомстве с Предстоятелем Церкви Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием. Как и при каких обстоятельствах Вы его первый раз увидели?

– Я Владыку знал, когда еще он нес послушание благочинного Троице-Сергиевой Лавры.

Какое-то время я был уставщиком на время каникул у регента архимандрита Матфея (Мормыля). Однажды пропала книга «Осьмигласник». Ну и сказал строго отец Матфей, что нужно найти ее. Я пошел к отцу Анастасию, а он говорит: «Моя молитва выше первого яруса Лаврской колокольни не поднимается. Иди к отцу Онуфрию, он все может». И я обратился к благочинному, который пошел со мной в библиотеку семинарии и сделал переплет для имеющийся у него книги. Я прихожу, а отец Матфей нашел свою утерянную. Я спрашиваю: «Что мне с этой книгой делать?» отвечает: «Пусть у тебя будет. И у меня есть, и у тебя теперь есть». С такой любовью отеческой. Я иду снова к отцу Онуфрию, говорю: «Батюшка дорогой, ну вот книга нашлась у отца Матфея». Он мне: «Пусть эта остается у тебя». Это было наше первое знакомство.

Когда он уже стал архимандритом в Лавре, я трудился там на просфорне, пел в хоре и управлял кое-когда, и был уставщиком хора, вот нас так близко связала жизнь. Я с ним всегда общался с пребольшой любовью и уважением. Он был, есть и остается добрым пастырем. Для меня все епископы, все священники – это слуги Бога. Вот такое у нас было с ним знакомство.

– Ваше пожелание Блаженнейшему и его богохранимой пастве.

– Я от всей души молюсь и прошу Бога, чтобы Господь сохранил Митрополита Онуфрия на долгие благословенные годы для нашей Святой Церкви. Был один Пастырь, но Господь призывает людей с этой юдоли временной жизни. Он оставил свое первосвятительское доброе благословение Владыке Онуфрию. Но Владыке Онуфрию, как и Блаженнейшему (Владимиру, – прим. ред.) выпало нелегкое бремя, крестоношение и время. Но я прошу, чтобы, как Блаженнейший просил в Кувуклии у Гроба Господня, чтобы не пролилась и капля крови во время его первосвятительского служения. И я прошу, чтобы Господь во время предстоятельства Владыки Онуфрия прекратил междоусобную войну. Чтобы послал всем вразумление. Чтобы мы видели друг в друге не врага, а брата. И он наш единый Пастырь нашей Святой Церкви, которому Господь вручил Свою Церковь и Своей милостью Свое стадо.

Поэтому, обращаясь не только к братии Лавры, но и всем монашествующим, прихожанам наших святых храмов, нужно оставаться в послушании тому, кто не хочет смерти грешника. Также, как Господь, так и Предстоятель не хочет смерти грешника. Его слово всегда направлено для вразумления. Прошу и молю, чтобы пребывающие за оградой Церкви поняли, что един Глава – Христос. Не может быть ни национальной Церкви, никакой другой. Есть Христова Церковь на той территории, на которой она находится. Наша Церковь находится в Украине, она является Украинской Церковью; Русской Церковью – как ее назвали первые митрополиты Киевские. И это название никто не упразднил. И не имеет права. Поэтому это – история. И знают нас не как какую-то секту, но как Православную Церковь, в которой Глава – Христос. Те, кто еще не знает Христа, посмотрите на простоту жизни этого человека (Митрополита Онуфрия, – прим. ред.). На общение и простоту. И старайтесь увидеть в нем образ Божий и в себе печать Духа Святаго, если крещены. Если не крещены, желаю прибегнуть к Богу через священнослужителя. Это самое главное пожелание. Многих благословенных лет в добром здравии, и когда Господь его призовет, как и нас, каждого, чтобы он увидел за собой, за своей спиной миллионы своей паствы, которую он спасает. Как это видит сегодня преподобный Антоний вместе с Феодосием, и со всеми угодившими Богу. Аминь.

Беседу проводил иеродиакон Иннокентий
Редакция сайта www.lavra.ua