Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Митрополит Павел: Душе может помочь только одно – покаяние

В третий день святой Четыредесятницы наместник Успенской Киево-Печерской Лавры Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павла прочёл Великий покаянный канон в храме святых страстотерпцев Бориса и Глеба Киевской области.

В проповеди митрополит Павел показал, что покаянный канон прп. Андрея Критского удивительным образом вобрал в себя всю историю человечества, изложенную в Библии. В книгах Ветхого Завета показывается, что произошло после грехопадения, а в Священном Писании Нового Завета дается лекарство от духовной болезни, спасающее человека.

Владыка обратил внимание, что какие бы медицинские средства не использовались, они не могут успокоить и спасти душу. В результате того, что плоть поработила дух и душу, грех начал управлять человеком. При этом, сказал митрополит, душе может помочь только одно – покаяние. Осознание грехов умягчает сердце и ведет к Богу.

В проповеди было замечено, что маловерие и отчаяние идут рядом. В наши дни можно наблюдать, как люди теряют надежду в жизни, с трудом добывают средства для существования. И кажется, что Господь послал испытания, но скорее мы сами их привлекли к себе своей жизнью без покаяния.

Владыка призвал не отчаиваться: для нас еще открыты двери храма. До сих пор звучит призыв: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28).

При этом, по словам наместника Лавры, надо держаться веры и бояться отпасть от Церкви, про которую Господь Сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18).

По утверждению митрополита Павла, Церковь нам предлагает средство, которое врачует немощи, и в первую очередь – душевные: это соединение поста и молитвы. Такое лекарство доступно каждому, независимо от возраста и положения в обществе. Господь сказал, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мк.2:17). И после очищения в покаянии для нашего спасения Господь дает Свои Тело и Кровь, которыми мы причащаемся с осознанием своего недостоинства для исцеления души и тела. Поэтому нам остается неустанно припадать к Нему с молитвой: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».

Закончив пояснение духовного значения покаянного канона, митрополит Павел поблагодарил сослужащего настоятеля протоиерея Димитрия Денисенко, при котором был восстановлен Вышгородский Борисоглебский храм трудами прихожан во всем своем благолепии.

В самой Лавре Великий канон прп. Андрея Критского был прочитан в храме преподобных Антония и Феодосия Печерских управляющим делами УПЦ и ректором киевских духовных школ митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием. После чтения Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. В начале проповеди Владыка назвал основные ориентиры, которая дает Церковь вступившим на поприще Великого поста. Были приведены слова из стихиры, которая поется в первый день Великого поста: «…истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

Продолжая эту мысль, Владыка назвал пост покаянием, а покаяние, в свою очередь, является спасением. Поэтому слова Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17) звучат и пронизывают века, достигая души каждого боголюбивого человека. Ибо без покаяния нет христианской веры.

Владыка Антоний заметил, что несмотря на то, что события, описываемые в каноне, очень далеки от современного человека, библейские образы и духовные переживания близки и понятны людям и сейчас. Священное Писание не только и не столько история избранного народа, сколько летопись человеческой души, которая падает и встает, грешит и кается. Владыка напомнил, что первозданному человеку было все дано для жизни, но он захотел стать богом без Бога, в итоге потерял дарованное Господом расположение, и в мире воцарился грех.

Но покаянием есть возможность вернуться в Отчий дом, чтобы наследовать радость, которую Бог уготовал любящим Его. Человек должен отказаться от греха, чтобы быть способным принять эту радость.

Lavra.ua