КАРЕЯ. На Афоне торжественно отпраздновали Сретение Господне
15 февраля в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре братия обители торжественным богослужением встретили один из главных (двунадесятых) праздников церковного года – Сретение Господне, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон».
В этот день на Святой Горе Афон богослужения совершаются с особенным благоговением и византийским великолепием.
Праздничная служба в Свято-Покровском храме русского святогорского монастыря, по древней афонской традиции, совершалась ночью. Поскольку в храме категорически запрещено использование электрического света, параэклесиарх во время службы неспешно возжигал свечи и храм постепенно наполнялся светом, таким образом символизируя победу света над тьмою. По традиции, русские святогрцы богослужения начинают совершать при ночной мгле, а заканчивают – с восходом солнца, в свою очередь являющегося прообразом Господа Иисуса Христа и Его Воскресения.
В этом году на Сретение Господне в Свято-Пантелеимоновом монастыре в праздничной службе, помимо русских святогорцев, приняли участие певчие из Кипра и соседнего афонского монастыря Ксенофонт, украсив богослужение древним византийским пением.
По словам паломников, совершаемое на церковно-славянском и греческом языках богослужение в русской святогорской обители, символизируя как бы единение различных поместных традиций Вселенского Православия, оставляет особенно незабываемые впечатления.
У русского монастыря традиционно сохраняются давние добрые отношения с кипрским городом Ларнака. Дважды в этот город обитель привозила мощи святых Космы и Дамиана (1998, 2001 гг.), которые пребывали в храме Святых бессребреников, а также возились по другим приходам. Православные христиане Ларнаки до сих пор стараются поддерживать духовные отношения с Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем. Поэтому, по сложившейся традиции, в русскую обитель ежегодно с Кипра приезжают прихожане и певчие храмов Святых бессребреников и Святого мученика Мамонта.
Великолепие праздничного богослужения, соединившего в себе византийскую и древнерусскую традиции, пение хоров на церковно-славянском и греческом языках, аскетический молитвенный настрой братии – все это придавало празднику особенной торжественности и неповторимости. Но самым главным и большим украшением богослужения стала теплая братская атмосфера, наполнившая храм.
Божественная литургия закончилась на рассвете, около 8 утра. Многочисленные паломники из России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Греции и Кипра смогли причаститься Святых Тела и Крови Христовых.
Торжественные богослужения в день Сретения Господня прошли и во всех других монастырях, скитах и келейных обителях Святой Горы Афон.
Сретение Господне – один из 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.
Богоприимец Симеон, взяв Богомладенца на руки и благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».
По слову игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 99-летнего старца-схиархимандрита Иеремии (Алехина), «Праведный старец Симеон, по преданию 300 лет ожидавший этого события, является образом души человеческой, чающей встречи с Господом. И поэтому песнь, которую из глубины сердечной воспел он своему Творцу и Богу, имеет отношение к каждому христианину».
Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин)
Поздравив братию русской святогорской обители с праздником Сретения Господня, отец-игумен Иеремия сказал: «Всем вам желаю так проводить свою жизнь, чтобы каждый год, каждый день и каждый миг ее был исканием Бога, исканием посильным, с трудом и понуждением. Каждый из нас старается по возможности молиться Господу. И такое старание – богоугодно. Но не будем забывать, что истинная благодатная молитва бывает тогда, когда Сам Господь дает уразуметь душе, что внимает ее молитве и собеседует с ней. Это состояние и пережил святой Симеон в храме. Священное Писание говорит нам, что он Духом Святым был приведен во храм и узнал Господа. Неприступный херувимам и серафимам, Тот, Кого не вмещает небо, и Кому земля мала для пяди Его – пребывал во объятиях Пресвятой Девы. Поистине, познать таковое неизреченное таинство можно только Духом Святым. Человеческому же разуму это недоступно. Конечно же, благодать дается даром, по милости Божией, потому что нет таких заслуг, каковыми бы человек смог бы заслужить милость Божию. Но, тем не менее, будем помнить всегда, что дар боговедения и богопознания подается тем, кто сохранил верность до конца. «Яко Бог искуси их, и обрете достойны Себе; яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное прият я» (Бог испытал их, и нашел, что они достойны Его; как золото в горниле испытал их, и как всеплодие жертвенное принял их. Прем. 3, 5-6.), говорит премудрый Соломон».
Отец Иеремия просил также обратить внимание на слова праздничного богослужения. В них особое значение в деле нашего спасение и богоискания придается Матери Божией. «К Богородице притецем, – говорит песнотворец, – хотящии Сына Ея видети» (Икос по 6-й песни канона). К Ней, Заступнице рода христианского, будем усердно молиться, чтобы сводиться нам от страстей, сподобиться чистоты сердечной, без которых невозможно видеть Господа. Глубокого умиления исполнены стихи на 9-й песни канона: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих». «Богородице Дево, миру благая помощнице, покрый и соблюди от всякия нужды и печали». «О, Христе всех Царю! Подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих.»
«О Девице Марие! Просвети мою душу, помраченную люте житейскими сластьми».
И в другом месте этого богослужения Церковь, словами песнотворца взывает: «На руках старческих во днешний день, яко на колеснице херувимстей, восклонитися благоизволивый Христе Боже, и нас поющих Тя, страстей мучительства призываемый избави, и спаси яко Человеколюбец» (Стихиры на хвалитех).
Внимательное слушание богослужение, по словам отца Иеремии, не только приобщает к молитве, но и облегчает понимание догматов церковных. «В гимнах церковных, – говорит отец Иеремия, – сокрыто истинное богословие, не от премудрости и разума человеческого, но от Духа Святаго».
«Русский Афон»
МОСКВА. Патриарх Кирилл совершил особую молитву о мире в Украине