Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

ГОРЛОВКА. Архиепископ Митрофан: Бог говорит нам, что мы Ему нужны. Осталось, чтобы Он стал нужен нам

В Неделю о Страшном суде и праздник Сретения Господня архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершилБожественную литургию в Николаевском архиерейском соборе. После евангельского чтения владыка обратился к прихожанам с проповедью.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

В сегодняшний день празднуется Сретение Господне. Это слово в переводе с церковнославянского языка означает «встреча». Предание церковное сообщает нам, что та встреча, которую в сегодняшний день вспоминает Церковь, произошла на пороге древнего Иерусалимского Храма, куда на сороковой день после Рождества, как положено было по закону Господню, Дева Мария принесла Спасителя в Храм Божий.

Такой был обычай — родители должны были ребёнка принести в Храм, и, как сказано, поставить его пред Богом, засвидетельствовать, что то чадо, которое они получили от Бога, они готовы воспитать и вернуть Ему как Его чадо. Потому что у людей в то время не было мысли о том, что кто-то на земле появляется случайно. Это у современного человека есть понятия «незапланированная беременность» или «нежелательная беременность», которые вошли в обиход. В то время люди не могли даже позволить себе так думать. Они понимали, что появление жизни на земле — это не только воля человеческая, это ещё и воля Божия. И поэтому дитя приносилось в храм и поставлялось перед Богом.

Родители брали на себя обязательство воспитывать это дитя, научая его исполнению заповедей Божиих. Люди себе отдавали отчёт: «Да, это наш ребёнок, наша плоть и наша кровь. Но это ещё и дитя, которое принадлежит Богу, потому что если бы не Господь, не воля Божия, никто бы не родился на этой земле. И точно так же, как мы, его родители, хотим, чтобы дитя любило нас, мы должны его научить, чтобы оно любило и своего Небесного Отца». Сразу говорилось о том, что кроме родителей земных у ребёнка есть Родитель Небесный. Детей так и воспитывали: перво-наперво учили любить Бога, любить и почитать родителей, старших, любить свою Родину, свою землю, окружающих.

Когда Дева Мария принесла в Храм Младенца Христа, навстречу Ей вышел удивительный человек. В Иерусалиме было известно, что это муж мудрый и учёный, и что он прожил неестественно долгую для человека жизнь. По преданию, он был в числе тех, кто задолго до Рождества Христова был назначен для перевода на греческий язык Священного Писания для Александрийской библиотеки. Ему досталась для перевода книга пророка Исаии. И когда он дошёл до слов о том, что «Дева во чреве приимет» (Ис. 7:14), он подумал, что слово «Дева» здесь — ошибка, и нужно написать «жена». И когда он хотел исправить это, ангел Господень его остановил и сказал, что здесь всё написано правильно, а он доживёт до того времени, когда исполнится это пророчество. Прожил он очень долго.

Нужно сказать, что то время было особенным. И особенность его заключалась в том, что каждое поколение, жившее на земле, как великого события ждало пришествия в мир Избавителя, Мессии. Мессия — это Помазанник, то есть Царь. Человек, Который, по представлениям людей того времени, должен был обладать исключительными способностями, помазанием от Духа Святаго, для того, чтобы исправить все те ошибки и недостатки в жизни людей, от которых они страдают.

Жизнь человека после грехопадения несовершенна. В ней есть страдания. И людям всегда хотелось, чтобы пришёл Кто-то, Кто всё изменит — весь порядок вещей, весь ход истории, и жизнь без страданий станет счастливой. У ветхозаветного народа было пророчество о том, что придёт Мессия — Царь, Который будет обладать всеми способностями для того, чтобы жизнь изменилась. И люди ждали Мессию в каждом поколении. Многие поколения не дождались этого. А вот Симеону было обещано, что он застанет этот момент.

И, наверное, не одна Дева Мария приносила Своего Младенца в этот день. Были и другие женщины, которые поступили точно так же, как и Она, по обычаю. И были такие женщины, которые приходили раньше и позже. Каким образом престарелый Симеон узнал, что на руках у Девы Марии — именно тот Младенец, Мессия, о Котором было ему предсказано? Как произошёл этот момент узнавания? Слово Божие говорит нам — «Духом Святым». Дух Святый Симеону открыл, что Младенец на руках у этой скромной Девы — и есть Мессия, о Котором было предсказано. У него не было никаких сомнений, он точно это знал.

Когда старец взял на свои руки Младенца, о Котором он узнал, что это не просто младенец, а Бог, ставший человеком, он обратился к Нему со словами молитвы, которую мы произносим и до сегодняшнего дня. Этой молитвой оканчивается каждое вечернее богослужение — «Ныне отпущаеши (то есть, „вот теперь ты отпускаешь“) раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, потому что видели очи мои Твоё спасение, которое Ты приготовил пред лицем всех людей, свет для откровения язычникам и славу людей Твоих, Израиля».

Симеон также обратился к Деве Марии, сказав Ей пророчество о том, что сердце Её будет страдать, когда Она будет видеть, как люди относятся к Её Сыну, Который пришёл для их спасения. «Сердце Твоё пройдёт оружие», — такими были его слова.

Он пророчествовал об этом Младенце и тем людям, которые находились в Храме: Он Тот, Который лежит на падение и на восстание многих, на разделение людей. Но это не значит, что Христос пришёл разделить людей. Просто так всегда получалось, что те, кто избирали следование за Христом, шли против этого мира, против обычаев, по которым было принято в этом мире жить. Это вызывало удивление, раздражение, а часто и ненависть, которая изливалась в то, что христиан преследовали, мучили, заставляли страдать за имя Христово.

Эту встречу Симеона с Младенцем Христом и называют Сретением и празднуют в сегодняшний день. А что же мы с вами? Можем ли мы рассчитывать встретить Бога раньше того времени, когда мы все Его встретим? О том времени тоже говорит нам сегодня Евангелие. Так совпало, что в этом году праздник Сретения празднуется в Неделю о Страшном суде, когда Церковь свидетельствует нам о том, что у каждого из нас, независимо от того, верующие мы или неверующие, хотим мы этого или не хотим, произойдёт встреча с Богом. И на этой встрече будет некий диалог, который засвидетельствует о том, можем ли мы с Богом существовать дальше в вечности, или вся вечность для нас пройдёт без Него.

Можем ли мы надеяться на встречу с Богом до того, как произойдёт этот момент, или это только праведному Симеону было обещано, что он встретит Бога прежде своей смерти? Что нам об этом говорит Священное Писание? Оказывается, после того, как Спаситель пришёл в мир, каждый из нас может встретить Бога в своей жизни подобно тому, как Его встретил Симеон. Даже больше — Сам Господь хочет, чтобы эта встреча произошла. И ещё больше — Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр. 3:20).

Что такое встреча, как мы её понимаем в обычном общении? Если мы хотим с кем-то встретиться, мы назначаем время и место. Слово Божие говорит нам о том, что есть место, где происходит встреча человека и Бога — сердце человека. А время для этой встречи, получается, не Господь нам назначает, наш Хозяин, наш Владыка. И мы не стоим в очереди и не ждём, когда подойдёт наше время встретиться, как мы иногда ждём начальство — нам назначили время с десяти до трёх, и мы стоим ждём до трёх часов, чтобы попасть на приём. Наоборот, Господь стоит и нас ждёт. Не мы Его, а Он нас ждёт. «Се, стою у двери и стучу» — не мы стоим и стучим, а Он стоит и стучит. Для чего Он это делает? Для того чтобы эта встреча произошла, для того, чтобы в нашу жизнь войти.

А что же получается в ответ? Бог стоит и ждёт, Бог стучит в двери нашего сердца, а наше сердце — это не то место, где можно встретиться с Богом. Там есть место для чего угодно, но для Бога места там нет. Давайте сейчас каждый посмотрит в своё сердце и найдёт там то место, где эта встреча должна произойти.

А когда эта встреча произойдёт, что у нас Господь спросит, и что мы Ему скажем? Сегодняшнее Евангелие подсказывает нам, что нужно делать для того, чтобы эта встреча стала для нас не судом, а радостью, какой она была для праведного Симеона.

О Страшном суде, о котором мы сегодня слышали, Церковь свидетельствует, что он будет для всего рода человеческого. Но почему этот суд страшен? Разве Судия, Который будет судить людей, не пролил Свою кровь за каждого из нас? Разве Он не стал Человеком для того, чтобы мы с Ним провели вечность, чтобы освободить нас от греха, диавола и смерти? Разве не о Нём сказано, что так Бог возлюбил мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы каждый верующий не погиб, но имел жизнь вечную? Разве не Он сказал, что ради спасения одной заблудшей овцы оставляет девяносто девять не заблудших и идёт её искать? Разве не Он рассказал притчу о блудном сыне, которую мы слышали в прошлый воскресный день, когда Отец бросает всё и выбегает навстречу тому сыну, который Его бросил, который жил блудно, который расточил всё своё имение — с радостью, потому что этот сын Ему дорог?

Почему же тогда этот суд страшен? Разве может быть страшным Тот Судия, Который хочет нас не наказать, не погубить, а спасти? А страшен этот суд потому что, несмотря на то, что Судия добр, что Он не погибели нашей хочет, а спасения, несмотря на то, что Он всю жизнь ищет встречи с нами и стучит в двери нашего сердца, человек умудряется прожить жизнь так, чтобы так и не ответить Богу за всю свою жизнь, ни разу, ничем. И двери сердца своего не открывает, и навстречу Ему не выходит, и Слова Его слышать не хочет, и волю и заповеди Его исполнять не собирается. И даже когда Господь вразумляет человека через людей, которые находятся рядом с ним, он всё равно не видит, что ему делать.

Господь скажет некоторым людям: «Придите и наследуйте Царство, уготованное вам от начала». И люди спросят: «А как же мы придём?» — «Я алкал, и вы дали Мне есть, жаждал, и напоили Меня, был в темнице, болен, и посетили Меня, наг был, и одели Меня». И праведники скажут: «Когда же мы всё это сделали, Господи?» И Господь скажет: «То, что вы сделали одному из ближних, вы сделали Мне.

Следовательно, каждый из нас имеет возможность в течение своей жизни не один, а много раз что-то сделать для Бога. Как? Через служение ближним. Если увидел голодного человека и накормил его, не прошёл мимо, ты не только человеку помог. Это Христос принял как если бы ты сделал это Ему. Если ты увидел человека в скорби и не отвернулся от него, помог ему или добрым словом, или советом, или состраданием, или молитвой, это значит, ты сделал это Самому Богу. Если ты не оставался равнодушным и не проходил мимо, когда кто-то нуждался в твоей помощи, Господь это принимал как для Самого Себя.

И страшен этот суд только потому, что имевший столько возможностей стать близким и родным Богу, открыть для Него двери своего сердца человек в страхе поймёт, что всё время жизни, которое было ему дано для того, чтобы прийти к Богу, он использовал впустую, потратил ни на что, и к Богу так и не пришёл. И не Судия страшен — Он добрый и любящий Отец, Который хочет нам спасения, Который ждёт нас, — а страшно то, как мы на это отвечаем в своей жизни.

В сегодняшний день Церковь напоминает, что Бог ждёт встречи с нами, что Он хочет этой встречи, что есть место и время, где и когда эта встреча происходит. Нам только нужно приготовить это место и самих себя к этой встрече. Церковь напоминает нам, что время нашей земной жизни не для того, чтобы мы что-то делали для себя или получали какие-то удовольствия, а чтобы мы приготовили себя к этой встрече через добрые дела по отношению к тем людям, которые рядом с нами.

Мы сегодня, как никто другой, понимаем, что жизнь может прерваться в ту минуту, когда мы этого не ждём. А самое страшное — предстать пред Богом неготовым. Ты думаешь, что у тебя есть время покаяться, что ещё есть время сделать добрые дела и что-то исправить в своей жизни, сделать то, что ты так долго собирался сделать и всё никак не мог начать, но вдруг оказывается, что уже этого времени нет, что оно закончилось, жизнь прервалась.

Мы не можем быть беспечными, не можем проводить время своей жизни в надежде на то, что она будет длиться бесконечно, и мы всё успеем. Бог обещал нам много, но никому из нас не обещал, что мы доживём до завтра. Поэтому в сегодняшний день каждый из нас пусть задумается: готов ли он к встрече с Богом? Что он делает для того, чтобы эта встреча произошла? Хотим ли мы встретиться с Ним, и нужен ли Он каждому из нас? Он говорит нам, что мы Ему нужны. Осталось, чтобы Он стал нужен нам. Аминь.