Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

КИЕВ. Ректор КДАиС о «фишках» академии и «флешмобах»

 Ректор Киевских духовных школ митрополит Антоний (Паканич) иногда отдыхает, не участвует в «флешмобах» сам и другим не советует, шутит о «фишках» Академии, помнит каждого студента, который сидел у него за партой, категорически не согласен с тем, что аскеза противоречит возможности реализовываться.

— Вы уже семь лет ректор Киевской духовной академии. Все эти годы Вы делаете всё возможное, чтобы создать максимально благоприятные условия для обучения семинаристов. Но ведь нельзя постоянно учиться, если ты студент, или постоянно учить молодых специалистов, если ты ректор. Как лучше всего отдохнуть от умственного труда? Как Вы отдыхаете?

— Для меня лучший отдых – это тишина. И в первую очередь – тишина молитвенная, когда можно побыть наедине с Богом и ощутить в полной мере внутреннее спокойствие. Любой православный христианин, который напряженно работает в течение недели, сможет подтвердить, что выходя из храма после воскресной Божественной литургии, он испытывает небывалую лёгкость и такое чувство, будто сняли огромную тяжесть с его плеч. Молитва обновляет нас и наполняет силой трудиться дальше.

Иногда зимними днями работе с документами в кабинете я с удовольствием предпочитаю несколько часов с лопатой в руках на свежем воздухе

Кроме молитвы и богослужения, в редкие минуты отдыха люблю читать художественную литературу. Хотя я не противник и активного отдыха. Когда приезжаю домой на Закарпатье, катаюсь на лыжах, но это бывает очень редко.

Вообще умение отдыхать является важным для человека. Проблема «выгорания» в той или иной профессии, а в том числе и в пастырском служении, часто связана с тем, что человек просто не умеет «переключаться» на другие занятия. Иногда очень важно найти себе какое-то немудреное дело. Для людей интеллектуального труда – это обычная физическая работа, которая служит лучшим отдыхом с пользой для душевного и телесного здоровья.

Именно поэтому святые отцы рекомендуют молитвенное правило и духовное чтение периодически перемежать физическим трудом. Смена занятия – это тоже отдых. Иногда зимними днями, когда выпадет много снега, работе с документами в кабинете я с удовольствием предпочитаю несколько часов с лопатой в руках на свежем воздухе. Поверьте, это прекрасный отдых.

Мы не можем разменивать Евангельские смыслы на «акции-однодневки»

— Сегодня модно организовывать «флешмобы». Если бы Вам предложили провести «флешмоб» со студентами в центре Киева, каким бы он был?

— Может, я сейчас выскажу ужасно немодную мысль, но я не вижу в «флешмобах» ничего существенного. В обществе существует запрос на некое общее действие, с помощью которого можно не только выразить свое мнение, но и привлечь внимание людей к определенной проблеме. И это, бесспорно, позитивный момент. Но решения конкретной проблемы «флешмобы» не дают. В этом плане они – «пустышки». После каждой очередной акции, пусть даже очень сердечной, организованной во имя высоких целей, возникает закономерный вопрос: а что дальше? И зачастую получается, что дальше – ничего. Действие ради действия, которое часто является обыкновенным «пиаром». Создается иллюзия, что ты приобщился к решению важного вопроса, но на деле не получилось ничего, кроме креативной картинки в телевизоре.

Мы живем в условиях информационного общества, когда сознание человека становится «клиповым» — яркие вспышки быстро сменяют друг друга. Все, что сегодня наполняет информационное пространство, направлено на молниеносное переключение внимания человека с одной темы на другую. И «флешмоб» – это очередная «информационная вспышка», которая может быть очень яркой, но быстро сменяется информационными поводами, гаснет, не оставляя следа.

Громко заявить о себе на несколько минут, чтобы оставить только круги на воде информационного пространства, – это не наш подход. Все, что делает Церковь, должно иметь особое значение, мы не можем разменивать Евангельские смыслы на «акции-однодневки». Можно обливаться ледяной водой, чтобы привлечь внимание общества к определенной проблеме, а можно пойти и сделать что-то реальное для конкретного человека.

Студенты КДАиС в доме престарелых, с. Степок Киевской области

Сегодня в Церковной ограде трудится немалое число волонтёров, которые ежедневно совершают большой, но незаметный для других труд служения ближнему. Вот это действительно важно. Мы стараемся приобщать к реальным делам наших студентов. Например, на Рождество воспитанники Духовной школы посещают детей в онкологическом отделении или ездят к старикам в дом престарелых. И хотя эти события остаются незамеченными в информационном пространстве, но для нас важнее конкретное доброе дело, чем «пиар» или громкая акция.

Студенты КДАиС в Национальном институте рака

Любой молодой человек сможет по достоинству оценить наши «фишки»

— Есть ли какая-нибудь «фишка» в Духовной академии. Что-то уникальное, чего нет больше нигде?

— Конечно, любой молодой человек сможет по достоинству оценить наши «фишки» – это плотный распорядок дня и дисциплина.

Ну а если говорить серьезно, то уникальной в Духовной академии и семинарии является особая атмосфера духовного братства. И хотя у общежительного жития есть свои сложности, студентам Духовных школ приходится учиться практически монашескому терпению. Но все же неотъемлемой частью и спецификой духовного учебного заведения остается особый дух братского единства. Я всегда говорил, что семинария и академия должны быть вторым домом, духовной семьей для наших студентов. Это тот опыт, который все мы вынесли из своих студенческих лет и который так важно сохранять и поддерживать в современных условиях. Думаю, у нас это получается.

С уверенностью могу сказать, что отлично помню каждого человека, который сидел у меня за партой

— Был ли у Вас студент, которого Вы запомнили на всю жизнь?

— За свою многолетнюю педагогическую деятельность я встретил немало удивительных ярких людей среди учащихся. Вообще каждый наш студент – уникальная личность, вопрос лишь в том, насколько эта личность раскрывается в период обучения. И мы стараемся обеспечить все необходимые условия для полноценного раскрытия талантов и способностей наших студентов во время их обучения в Киевских духовных школах.

А что касается того, запомнил ли я кого-то конкретного, то с уверенностью могу сказать, что отлично помню каждого человека, который сидел у меня за партой. На каждой Литургии я молюсь за всех учащих и учащихся, и эта внутренняя духовная связь между мной и моими нынешними и бывшими воспитанниками никогда не прерывается.

— Как ребята в Академии реализуют свои таланты?

— У нас существует вся необходимая учебно-методическая база для того, чтобы воспитанники Духовной школы могли полноценно развиваться в различных направлениях. Студенты, под руководством преподавателей, издают академический журнал, обеспечивают работу официального сайта, участвуют в студенческом научном обществе, несут послушание в канцелярии, библиотеке Академии, а также в Синодальных отделах Украинской Православной Церкви. В общем, у нас есть все условия и возможности для творческого роста, и от студента требуется желание трудиться и развиваться, а также – целеустремленность и настойчивость в достижении положительного результата.

Я категорически не согласен с тем, что аскеза противоречит возможности реализовываться

— У вас сложная задача: с одной стороны, предоставить возможность личности раскрыться, творить, а с другой стороны – приучить к духовной аскезе. Получается ли совмещать, на первый взгляд, несовместимое? 

— Я категорически не согласен с тем, что аскеза противоречит возможности реализовываться. Как раз наоборот, аскеза – это единственный и самый реальный способ раскрыть свою личность.

Аскетизм – это образ жизни, при котором человек все свои потребности, все свои силы обращает к единому на потребу, когда вектор жизни направлен к Богу и людям. В бездуховном же понимании личности все эгоцентрично, вектор всех интересов, всей внешней деятельности обращен к собственному «я». И это ограничивает человека, не дает ему возможности полноценно раскрыться и реализоваться. Такой человек всю жизнь бегает за пустыми иллюзиями мира сего, с постоянным стремлением к удовольствиям.

Аскетизм же – это горящее сердце, искренние слезы, жажда по Богу. Если человек главным принципом своей жизни полагает покаяние, стремление ко Христу, готов ради любви к Богу и ближнему жертвовать собой, то, конечно, только такую жизнь можно назвать полноценной реализацией своей личности.

http://pravlife.org/