Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

СОФИЯ. Митрополит Луганский и Алчевский Митрофан: По разные стороны фронта сегодня оказались единоверные, единокровные братья

Отсутствие любви Христовой и отказ от евангельских законов стали причинами конфликта на Украине, считает руководитель управления внешних связей Украинской Православной Церкви митрополит Луганский и Алчевский Митрофан.

В эксклюзивном интервью владыка рассказал о сложностях работы церкви на конфликтной территории, о проблемах взаимоотношений с Киевским патриархатом и выразил свою точку зрения на причины украинского противостояния.

Ваше высокопреосвященство, сегодня мы находимся на торжествах по поводу 100-летия освящения Русской церкви в Софии. Что значит это событие для наших церквей?

- Сегодняшнее событие свидетельствует о нашем единстве и о единстве наших церквей. Несмотря на то что мы сегодня живем, молимся и трудимся в независимых государствах, у нас общая история и общие духовные традиции. А храм Святителя Николая в Софии объединяет и русских, и болгар, и украинцев. Наше участие в этом празднике закономерно и правильно, храм Божий, храм Святителя Николая объединяет нас всех и это событие — 100-летие со дня его освящения, имеет исключительно важное значение.

Сейчас стремление получить политические дивиденды и преимущества ставятся выше интересов простых людей

Есть ли сейчас сложности во взаимодействии православных церквей?

- Несмотря на политический кризис, который возник в нашей стране и в Европе в целом, у нас сложностей нет. Мы продолжаем общаться, продолжаем ездить друг к другу в гости, принимать участие в совместных мероприятиях. Показателем этого является и сегодняшнее событие. Святейший патриарх Неофит был гостем Русской церкви, посетил и совершил богослужение в Киеве, наши духовные и молитвенные традиции продолжаются, несмотря на то что происходит в политике.

В чем, на ваш взгляд, заключаются причины конфликта на Украине?

- С моей личной точки зрения, это отсутствие любви Христовой и то, что люди не хотят жить по евангельским законам. Как результат, мы имеем такие печальные события и примеры того, что происходит на Украине. Если была бы любовь, если бы было желание слышать и понимать друг друга, идти на уступки, то я думаю, что ничего подобного бы не происходило. Но сейчас личные интересы, личная выгода, стремление получить политические дивиденды и преимущества ставятся выше интересов простых людей.

А как отразился этот конфликт на работе Украинской православной церкви?

- Мы сегодня испытываем определенные трудности. Через мою епархию — Луганскую — сейчас проходит линия фронта, поэтому часть приходов находится на стороне, которую контролирует украинская армия, а другая часть находится на территории Луганской народной республики. Но несмотря на эти трудности, Украинская православная церковь остается сама собой, мы служим вместе, я регулярно посещаю Киев, посещаю заседания Священного синода, постоянным членом которого являюсь, принимаю участие в других разнообразных мероприятиях, и вот сейчас с благословения предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Онуфрия я нахожусь здесь.

- Вы отметили, что епархия разделена, а есть ли разница в работе на украинской стороне и на стороне ЛНР?

- Отношение ЛНР к нашей церкви вполне лояльное, никаких затруднений и проблем мы не испытываем. Что касается другой части епархии, то там есть определенные сложности, которые связаны с тем, что некоторые военные формирования придают большое значение принадлежности приходов к определенной конфессии.

Конечно, наша церковь, принадлежащая к Московской патриархии, не очень приветствуется. Нам часто задают вопрос: «Вы какого патриархата?» Если говорим, что Московского, то встречаются неприятные инциденты по отношению к нашему духовенству. Мы стараемся эти факты фиксировать и обращаемся к руководству церкви, к административным органам с просьбой, чтобы они наших священнослужителей не обижали.

Вне политики вам оставаться не удается?

- Мы стараемся придерживаться нейтральной позиции, призываем к миру, любви Христовой и молимся, чтобы люди не воевали, не убивали друг  друга. Моя миссия — духовно окрылять верующих, которые проживают на территории моей епархии.

Как долго может продлиться этот конфликт?

- Сегодня трудно делать прогнозы, но хотелось бы, чтобы он закончился максимально быстро. По разные стороны фронта сегодня оказались единоверные, единокровные братья. Мы скорбим по этому поводу.

Мы не политики, не стараемся давать советы и делать заключения, но исходя из церковной позиции мы молимся, просим, чтобы Господь вразумил тех, кто сегодня держит оружие, кто сегодня воюет друг против друга, чтобы Господь вразумил их, помог политикам найти правильные решения, которые могли бы способствовать тому, чтобы в этом регионе воцарился мир и люди смогли вернуться к нормальной, созидательной жизни, спокойно трудиться и молиться.

Мы усиленно молимся и просим Бога, чтобы он услышал наши молитвы. Надеюсь, что благоразумие и здравый смысл восторжествуют и эта братоубийственная война прекратится. Мы просим, чтобы соблюдалась тишина, чтобы люди могли жить мирно.

После известных событий на майдане киевский патриархат начал вести себя очень агрессивно

Как строятся отношения УПЦ с Киевским патриархатом?

- Работа комиссии, которая была образована для диалога с непризнанным Киевским патриархатом, зашла в тупик. После известных событий на «майдане» Киевский патриархат начал вести себя очень агрессивно.

Попытки захвата православных храмов на западе Украины сегодня продолжаются, мы это анализируем и неоднократно обращали внимание на факт того, что по отношению к нашей церкви Киевский патриархат занимает столь агрессивную позицию.

Однако существенных подвижек нет, ведется очень сильная пропагандистская работа по дискредитации Украинской православной церкви Московского патриархата. Что касается возможного диалога, то этот вопрос должен решаться каноническим путем. Раскольники должны покаяться и вернуться в лоно истинной церкви, которую признают все православные церкви мира.

 Этот шаг требует и мужества, и усилий, но надо думать о благе церкви и о спасении своей души, потому что в расколе спасения нет и быть не может, ведь там нет Божьей благодати. Раскольники, наоборот, настаивают на официальном признании своей структуры и ни о чем другом слушать не желают.

У нас различные подходы, и решение проблемы находится в тупике. Пока раскольники не осознают ущербность своего поведения, трудно надеяться на возможность компромисса. Тем более что в связи с политической ситуацией они резко активизировались, что дополнительно заводит диалог в тупик.

Напомните, пожалуйста, историю конфликта двух церквей.

- Если взять историю раскола, то он произошел в 1992 году, когда Украина обрела независимость, а тогдашний президент Леонид Кравчук выдвинул лозунг «Независимому государству — независимую церковь». После чего митрополит Филарет, который тогда был законным митрополитом, начал делать все для отделения Украины от Русской православной церкви. А так как большая часть верующих не разделила этого стремления к независимости, получился раскол. В основе работы Киевской патриархии сейчас лежат политические интересы и соображения.

Беседовал Игорь Ленкин

(София, Болгария)

http://itar-tass.com/