ВАСИЛИЙ АНИСИМОВ: Церковь мужественно выполняет свою миротворческую миссию
Беседа председателя православного братства «Радонеж», директора радиостанции «Радонеж» Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы Украинской Православной Церкви Василием Анисимовым.
- Василий Семенович, Украинская Православная Церковь уже месяц с новым Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, предвыборные страсти улеглись, теперь единству УПЦ ничего не угрожает?
- Единству Церкви ничего не угрожало. И уж тем более избрание Предстоятеля. Предвыборные страсти кипели только в околоцерковном интернете – «расклады», внутрицерковные партии, забавная агитация за одних против других – все это не имело никакого отношения к реальному положению дел.
Митрополит Онуфрий – не новый человек в церковном руководстве, он два десятилетия является постоянным членом Священного Синода, и все общецерковные решения принимались при его непосредственном участии. К тому же он из тех архиереев, которые прошли через атеистические гонения, он – один из отцов Харьковского Архиерейского Собора, из плеяды выдающихся архиереев-возродителей Православной Церкви в Украине. Все понимали, что новый Митрополит Киевский будет из этой когорты.
- Власть не вмешивалась в работу Собора?
- Вмешательство, как показывает опыт, приводит к прямо противоположным результатам, что было на Харьковском Соборе 1992 года. Нынешняя власть заинтересована в том, чтобы историческая Церковь Украины, объединяющая большинство граждан, была стабильной в раздираемой общественно-политическими конфликтами стране. С легитимным, признанным и народом, и всем христианским миром Предстоятелем. Так и случилось. На интронизацию Блаженнейшего Митрополита Онуфрия прибыли делегации всех Поместных Церквей, его поздравили религиозные, государственные, общественные деятели страны, Европы и мира. И все это, кстати, в корне отличается от практики расколов, где анафематствованного М. Денисенко (Филарета) никто никогда не избирал и не поздравлял, хоть он и лезет своим раздвоенным язычком во все щели.
- Но ведь там тоже были какие-то выборы?
- Да. Безальтернативные, во Владимирском соборе. Филарет знал, что филаретовцы его не только боятся, но ненавидят и всегда готовы подложить свинью. Поэтому перестраховался, кроме него, никто из деятелей раскола в бюллетень не попал, все закончилось громким скандалом: большая часть делегатов в гневе покинула собрание, не дожидаясь третьих петухов. Раскол раскололся, но куколь расстриги был дороже. Его даже голова Верховной Рады Александр Мороз отказался поздравлять, дескать, расстриженного тремя патриархами (каноническим — Святейшим Патриархом Алексием, схизматиками — Мстиславом Скрыпником и Владимиром Романюком) самозванца поздравлять негоже.
- Некоторые блогеры, даже священники, все-таки утверждают, что Блаженнейший Онуфрий взял в управление Церковь, «раздираемую противоречиями»…
- У нас есть несколько блогеров-священников, мечтающих о Церкви, раздираемой противоречиями, интригами, провокациями. Иначе их жизнь невыносимо скучна. На самом деле — жалкие и удивительно трусливые создания. Вот у Православной Церкви в Украине есть давние и серьезные проблемы. Первая из них – власть, которая атеистическим законодательством держит Церковь в бесправии, не возвращает статус юридического лица, экспроприированную собственность, ограничивает социальное служение и т.д. Такого давно уже нет ни в Западной Европе, ни в Восточной. Вторая – расколы, удерживающие сотни тысяч наших единокровных братьев во лжи и обмане. Третья – уния, проклятьем заклейменная не только Православной Церковью, но и отцами украинства. Четвертая – тоталитарные секты, расплодившиеся в несметном количестве и даже на Крещатике проводящие свои флешмобы, «благословляющие» власть. Казалось бы, какой простор для неравнодушной, болеющий за Церковь и правду Христовую православной публицистики? Нет же, их и на выстрел не подтянешь к этим темам.
- Боятся?
- Конечно. Боятся быть обиженными властью, боятся прослыть неевропейцами, непатриотами. Сегодня к старым проблемам прибавились новые. Главная из них – братское кровопролитие на востоке страны. Несомненно, что только враг рода человеческого мог устроить эту бойню, ставшую сущим бедствием для миллионов православных Донбасса и горем для тысяч православных семей по всей Украине. Погибли даже ни в чем не повинные пассажиры малазийского самолета, что вообще является преступлением против человечества. Стоит ли этот политический конфликт таких жертв? Нужен ли еще какой-то аргумент для того, чтобы установить мир? Далее. 82 процента граждан, по опросам, считают, что в стране наступила социально-экономическая катастрофа. Гривна падает, цены растут, работы нет и не предвидится. Скоро мы все помиримся в очередях за бесплатной похлебкой. Мы снова становимся Церковью нищего и обездоленного народа. Следующее. В стране идет разрушение законности и правопорядка, преследуются инакомыслие, инаковерие, свобода слова. Нарушаются права православных верующих, у них захватывают храмы, насильственно переводят общины в расколы. Правоохранители бездействуют, потому что запуганы полулегальными вооруженными формированиями, которые созданы олигархами чуть ли не в каждом регионе, чтобы утверждать свою «правду и волю». И это под трескотню о Европе и ее демократических ценностях! Власть тышком-нышком уже протолкнула гомосексуальное законодательство, разрушающее основы христианской семьи. И ничего. Словом, ни братское кровопролитие, ни народная нищета, ни нарушение прав верующих – ничего этих священников-блогеров не волнует. Их волнует «раздираемость» Церкви, ими же придуманная. Проукраинскость или прорусскость позиции того или иного архиерея, которую сами же определяют и о которой непременно стучат в сети. Чем бы еще люди занимались?
- Сегодня все переживают, что в Украине снова разгорится храмовая война. Насколько эти опасения реальны?
- Уния и расколы только и ждут, чтобы ее развязать. Технология уже апробирована: сначала организовывают клеветническую кампанию, травлю, затем – захваты. После оранжевой революции, помнится, в чем только не обвиняли Православную Церковь. Есть такой клеветник Черноморец, так он распространил огромный донос, доказывая, что УПЦ – антиукраинская, антигосударственная, она торгует оружием, нефтью, разложившаяся, состоит на службе у ФСБ, готовила заговор с целью недопущения Ющенко к власти и прочий бред. Другой стукач-религиовед Еленский доносил, что УПЦ даже молилась за скорую смерть Ющенко. Все это пиарили уния и филаретовцы, а затем мобилизовали боевиков на захваты. Тогда этот психоз строго приструнила Генеральная прокуратура, православные лидеры оранжевых, в том числе Петр Порошенко, Юрий Луценко и др., встали на защиту своей Церкви.
Сегодня Православная Церковь мужественно выполняет свою миротворческую миссию, она, по сути, является единственной крупной организацией в Украине, которая с первых дней войны призывает к прекращению братского кровопролития, диалогу. Такую позицию в условиях всеобщей милитаристской истерии, русофобии, травли Донбасса («недочеловеки», «Лугандон», «Даунбасс» и т.д.) кровожадная партия войны, в которую входят и уния, и расколы, объявляет чуть ли не предательством Украины.
- И это повод для захватов? Но ведь президент сам объявил перемирие, начал диалог. Послушал Церковь?
- Может быть. Перемирие оказалось вполне неожиданном. Пропагандистская машина войны, которая у нас заведена на полные обороты, даже не поняла, что произошло. Она вообще не настроена ни на мир, ни на перемирие. Из-за того, что войска АТО попали в окружение, понесли большие потери, тысяча человек оказалось в плену, Киев и взял паузу. Чтобы обменять пленных, перегруппировать силы и продолжить войну. У нас об этом открыто говорят по всем телеканалам. Тем не менее перемирие продолжается, и есть небольшая надежда, что оно будет продлеваться и превратится в долгожданный мир. Ведь войну легко начать, но очень трудно закончить. Надо же объяснить, во имя чего было пролито столько крови? А объяснений нет. Поэтому есть опасность, что бойня продолжится до победного конца только потому, что победителей не судят.
Что касается захватов, то расколам не стоит особо на них уповать, поскольку у Православной Церкви тоже немало энергичных сторонников, среди которых знаменитая афганская сотня Майдана, еще и не самая горячая. Они «референдум» и по самому анафематствованному Филарету проведут очень быстро.
- А как Православная Церковь на Донбассе?
- Бедствует, выживает вместе со своим народом. Население Донбасса – семь миллионов, это больше, чем население всех трех прибалтийских республик, вместе взятых, индустриальное сердце страны, самые заселенные территории. Возрождение Церкви там было поистине подвижническим: в атеистические времена борьба с религией в пролетарском регионе была бескомпромиссной – все разрушали. Когда речь зашла о возвращении Церкви храмов, то оказалось, что, кроме Святогорского монастыря, превращенного в санаторий, и возвращать собственного нечего. Начинали с чистого листа, за два десятилетия возвели более тысячи храмов, открыли замечательные монастыри, возродили Святогорскую лавру. Гигантский труд! Он буквально преобразил промышленный регион. И сегодня такое испытание. Некоторые храмы разрушены обстрелами, погибли священнослужители, сотни тысяч жителей двух областей стали беженцами, многим бежать некуда, они лишены крова, пропитания, средств к существованию. Поэтому все монастыри и храмы стали центрами гуманитарной помощи, где приютят, накормят, обогреют. Православная Церковь во всех уголках Украины собирает гуманитарную помощь, доставляет ее всем жителям Донбасса. Размеры катастрофы еще даже не определены, например, полумиллионный Луганск уже не первый месяц без света, воды, а зима уже катит в глаза. Сотни погибших вообще прикопаны, где пришлось, а не похоронены.
- Мирные жители?
- В основном атошники-добровольцы, как нам рассказывают. Ведь идет война полупартизанская, без устойчивой линии фронта. Накрыло артобстрелом, одни погибли, другие убежали, учета никакого. Ведь во всех областях Украины формируют эти патриотические батальоны, часть разбегается еще по дороге на Донбасс, другая — к месту боя, оставшиеся попадают в мясорубку, гибнут под снарядами или, сгорая в бронемашинах, их прикапывают. Жетонов ни у кого нет. Определить, кто сбежал, кто погиб, кто попал в плен, – трудно. Минобороны создало комиссию, которая собирает сведения по селам и весям Донбасса о таких захоронениях, раскапывает и отправляет в морги на идентификацию. Вообще расхлебывать эту военную кровавую кашу мы будем мучительно и долго. К тому же желания хотя бы начать это делать ни у кого пока не наблюдается.
- Почему?
- Началась выборная парламентская кампания, борьба за власть, ведь у нас парламентско-президентская республика. Все стремятся оседлать тему героической борьбы за территориальную целостность Украины против кровавого агрессора Путина. Полевых командиров добровольческих батальонов АТО растягивают по партийным спискам, поэтому их подвиги не должны меркнуть, по крайней мере, до выборов. Хемингуэи и Ремарки, рассказывающие правду об этой кровавой и иррациональной бойне, появятся, я думаю, позже. Блаженнейший Митрополит Онуфрий сказал, что он молится за мир в сердцах и умах украинцев. Когда сердца охвачены злостью и местью, помирить людей невозможно.
- Получается, что за мир на Украине надо бороться?
- Да. Кто бы подумал, как говорят в твоей Одессе. Пропагандистская воинствующая олигархическая машина заведена, альтернативная точка зрения отсутствует, либо шаржируется.
- А российские каналы запрещены?
- У нас боятся, что они перелгут украинские, но этого в принципе невозможно сделать. Наши не просто лгут, но лгут с вдохновением. Их уже не исправишь. Вообще украинское телевидение надо закрыть как источник массовой дезинформации, разжигающий в обществе ненависть и нетерпимость, и создать на его месте новое, общественное, свободное, демократическое, уважающее свободу слова, право граждан на достоверную информацию и плюрализм мнений. У нас могут, скажем, три дня трындеть, что Иловайск победоносно взят, а потом оказывается, что там на самом деле полный разгром, сотни убитых, тысяча плененных.
- Но ведь не только Церкви, но и власти нужен мир. Когда общество находится в заведенном состоянии, трудно проводить какие-то реформы, даже просто управлять страной.
- Я думаю, что самая большая беда нашей революционной майданной власти – вождизм. Моисей на Моисее! Все готовы сорок лет водить затурканный народ по пустыне, провести через множество бедствий, которые сами же создают, и выживших вывести в землю европейскую, обетованную. Лозунг: наши дети и внуки будут жить в Европе! И опять же врут. Всех наших вождей мы же знаем, как облупленных. Все они в особняках, миллионах, квартирах-машинах, заводиках-пароходиках, лечатся, учатся, отдыхают за бугром, некоторые там даже и живут, руководя губерниями по скайпу. Ни они, ни их дети-внуки никогда не сидели и не будут сидеть вместе с украинским народом сорок лет на хлебе-воде при лучине и буржуйке. Я даже думаю, что они не любят украинцев и не жалеют их. Если бы жалели, то не посылали бы на смерть – пуля в лоб, так пуля в лоб! – на Майдане, не гнали бы (уже третья мобилизация!) на братоубийственную войну на Донбасс, не обрекали бы на голодное, холодное и нищенское существования, в котором, как говорят экономисты, все окажутся уже этой зимой. Все это для них мелочи. Они – революционеры, люди высоких целей – оторвать народ от братьев-славян и припасть к ногам Запада. Я когда слушаю Яценюка, всегда с опаской жду, какую он новую беду или глупость для Украины придумает.
- Типа Великой украинской стены?
- Увы! Он даже не понимает, что Украина не Израиль, а Россия – не Палестина. Будь у Израиля в соседях такая мощная и самая богатая ресурсами в мире страна, там бы не только стен, но и самой границы не было, а дружба была бы «навеки и разом», ибо в ней залог развития и процветания собственного народа. Кроме того, если ты стремишься в Европу, то надо хоть что-то делать в Украине по-европейски. Шотландия вот проводит референдум о независимости, лидеры всех партий, правительство поехали из Лондона уговаривать сепаратистов не отделяться. Никто не угрожал, что Шотландия будет либо английской, либо безлюдной, никаких арестов, информационной блокады, бомбежек, обстрелов, беженцев и АТО. Англичане, видимо, любят Шотландию, коль не равняют ее с землей.
- Но Киев уже освобождается от революции, Майдан убрали…
- Я был на последнем или предпоследнем вече на Майдане. Слушал некого Андрея Хому, «координатора координационного совета Майдана», и не верил своим ушам – «братоубийственная война», «все телеканалы лгут» и т.д. Подумал, надо же, дошло! Все вече было плачем Ярославны: уехали наши сизокрылые соколы туда, где «зашеломянем еси», а здесь кругом предательство. Мы, дескать, привели к власти Порошенко, Яценюка, Кличко и прочих, а они, предатели, светлые идеалы Майдана не воплощают, самих майдановцев обзывают бомжами, наркоманами, проститутками и отбросами. Вот вернутся майдановские батальоны с войны, сотрут слезу обиды и покажут всем зрадныкам кузькину (или, вернее, бендеры) мать!
Потом я решил найти в сети выступления или отчеты с этого вече, ведь их всегда обильно пиарили, но ничего не нашел.
- Зачистили?
- Да. Сначала в информационном пространстве, затем в реальном. И поделом. Ведь сами майдановцы зачищали все альтернатиное, объявляя его антиукраинским. А теперь и самим платок на роток набросили. Ведь они мечтали, что будут неким новгородским вече, с которым руководители державы будут советоваться, что и как делать. А оказались банальной политической технологией. А теперь мавр сделал свое дело.
- Последний вопрос. Началась выборная кампания, кого будет поддерживать Православная Церковь?
- Церковь не контролирует политические взгляды своих прихожан. Позиция Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и УПЦ известна: миссия Церкви заключается в том, чтобы вести человека к Богу, а не в том, чтобы вести политика к власти. Церковь молится о том, чтобы к власти пришли люди миролюбивые и созидательные, потому что в них сегодня более всего нуждается наша страна.
- Спасибо за беседу!
КИЕВ. Блаженнейший Митрополит Онуфрий совершил Божественную литургию в день Церковного новолетия