Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

БЕРДЯНСК. Экспертное заключение: «Относительно ситуации, сложившейся в приходе храма во имя Святой Троицы г. Бердянск»

Из многочисленных рапортов и писем прихожан храма во имя Святой Троицы г. Бердянск, направленных правящему архиерею, епископу Бердянскому и Приморскому Ефрему, опросу участников событий и общедоступных данных, видно, что бывший настоятель вышеуказанного храма протоиерей Олег Николаев использовал свое лидерство в приходе для утверждения в прихожанах мысли о своей исключительности в вопросах веры и катехизаторском таланте и особом духовничестве.[5,1] На собраниях общины храма часто звучали нелестные отзывы о других священнослужителях и церковных иерархах как о недобросовестных пастырях Православной Церкви.[2,7] Отсюда культивировалось мнение у прихожан храма об их общине как об элитарном организме среди православных приходов.[3,1]
На собраниях общины храма во имя Святой Троицы настоятелем была предложена идея особых пожертвований (десятины) с обязательной подписью фамилий жертвователя. Впоследствии протоиерей Олег Николаев, неудовлетворенный суммой пожертвований, обличал прихожан в недобросовестности и угрожал обнародованием имен прихожан на общем собрании.[2,5-6]
Прихожанам храма во имя Святой Троицы запрещалось участие в богослужениях других храмов города, а так же запрещалось общение с настоятелями данных храмов. Приход оказался отстраненным от праздничных мероприятий и различных православных акций, проводимых бердянским епархиальным управлением, так как сам настоятель прихода протоиерей Олег Николаев категорически отказывался от участия в общеепархиальной жизни.[4,1]
Личный конфликт настоятеля с семьей предпринимателя Александра Македонского был вынесен на всеобщее обсуждение прихода. Цель данного обсуждения сводилась к выявлению несогласных с мнением настоятеля прихожан, которым впоследствии было отказано в исповеди, а тех, кто добровольно исповедовались в других храмах города, исключали из числа прихожан храма во имя Святой Троицы, называя их поступок «Иудиным грехом».[2,3]
После запрета в священнослужении протоиерей Олег Николаев со своим другом и соратником заштатным клириком Бердянской епархии протоиереем Сергием Бегашовым развернули антиправославную компанию на Интернет-ресурсах и в СМИ,[1,2;6;7] где открыто высказывались в адрес правящего архиерея епископа Ефрема и о других иерархах Православной Церкви как о еретиках и раскольниках.[2,8; 7]
Все вышесказанное дает возможность утверждать, что за время настоятельства протоиерея Олега Николаева в храме во имя Святой Троицы сложилась псевдодуховная атмосфера. Возгревая культ личности отца настоятеля, прихожане храма подвергались контролю сознания через закрытые «катехизаторские» беседы, на которых культивировалось их элитарность. Прихожанам прививалось чувство вины за те или иные поступки и как следствие наказание — отказ от участия в Таинствах Церкви. Открытое неприятие и неприязнь к священноначалию и простым священникам обособляло общину храма во имя Святой Троицы от общецерковной жизни. Таким образом, действия протоиерея Олега Николаева можно классифицировать как гуруизм и младостарчество, жизнь общины как деструктивный организм с элементами тоталитарного воздействия настоятеля.
Отказ следовать церковной дисциплине и возложенным правящим архиереем прещениям, попытки их преодоления не путем установленным в соответствии с каноническим правом Церкви, а посредством пренебрежения и продолжения культовых практик, несмотря на запреты оных.[8-13] Пренебрежение церковной иерархией, претензии на собственные вероучительные интерпретации и публичные действия, наносящие ущерб образу Церкви в светском сознании и имеющие прямой антимиссионерский эффект, к сожалению, позволяют классифицировать действия указанных лиц как раскольничьи и направленные на формирование секты псевдоправославного характера.

Использованные материалы:
Обращение прихожан Свято-Троицкого Храма на имя правящего архиерея от 20.12.12 – 2c.
Обращение прихожан Свято-Троицкого Храма на имя правящего архиерея от 26.12.12 – 8c.
Обращение прихожан Свято-Троицкого Храма на имя правящего архиерея от 25.12.12 – 5с.
Коллективное обращение священнослужителей Бердянского благочиния от 17.04.13 – 2с.
Обращение прихожан Свято-Троицкого Храма на имя правящего архиерея от 20.12.12 – 2с.
Бегашев С. Очередная ложь епископа Бердянского и македонского Ефремы http://pr-begashoff.livejournal.com/17571.html
Бегашев С. О лжеепископе Ефреме http://pr-begashoff.livejournal.com/17231.html
Рапорт прот. Виталия Гогунског №16 от 16.02.13 – 1с.
Рапорт прот. Виталия Гогунского б/н от 02.03.13 – 1с.
Рапорт прот. Виталия Гогунского б/н от 24.03.13 – 1с.
Рапорт прихожан Свято-Троицкого Храма г. Бердянск № 33 от 14.05.13 – 1с.
Рапорт прот. Виталия Гогунского №34 от 24.05.13 – 2с.
Указ управляющего Бердянской Епархии №136 от 28.05.13 – 1с.

Сопредседатель Всеукраинского апологетического центра во имя Святителя Иоанна Златоуста прот. Максим Денисенко